Центральноафриканская Республика (ЧА.ПиН, 2016)

Центральноафриканская Республика (ЧА.ПиН, 2016)

Обширный регион Центральной Африки от реки Убанги до Сахары являлся в XVII-XIX веках зоной интенсивной работорговли. В третьей четверти XIX века, накануне появления европейцев, территорию современной Центральноафриканской Республики (ЦАР) населяли многочисленные племена, прежде всего, гбайя, обитавшие в междуречье Мамбере и Уама, и банда, занимавшие основную часть междуречья Убанги и Шари; в середине 1870-х годов эти земли оказались под властью суданского военачальника и работорговца Рабиха аз-Зубайра. После Берлинского конгресса 1884—1885 годов они стали объектом колониальной экспансии немцев, французов и бельгийцев; первые двигались с запада (из Камеруна), вторые — с юго-запада (из Французского Конго), третьи — с юга (из Свободного государства Конго). В этом соперничестве успех оказался на стороне французов, которые в 1889 году основали пост Банги, превратив его в базу для последующих экспедиций. В 1891 году они закрепились на Верхней Убанги вплоть до устья Мбому, а в 1894 года сорвали попытки бельгийцев утвердиться к северу от линии Убанги-Мбому; по договору 14 августа 1894 года эти реки стали границей между Свободным государством Конго и французскими владениями. В том же году Германия признала зоной французского влияния долину Верхней Санги и верховья Шари (соглашение 15 марта 1894 года). В первой половине 1895 года французы утвердились на правобережье Мбому, подчинив султанаты Бангасу, Рафаи и Земио. К концу 1897 года им удалось поставить под свой контроль весь регион между Шари и Убанги. 21 марта 1899 года Британия признала французским владением правобережье Убанги и Мбому.

До 1903 г. территория современной ЦАР являлась то административной частью Французского Конго (1891-1894, 1899-1903), то самостоятельной колонией Убанги-Шари (1894-1899). 29 декабря 1903 года она конструировалась как отдельная территория Убанги-Шари под управлением гражданского губернатора («постоянного делегата»). 11 февраля 1906 г. ее объединили с Военной территорией Чад, образовав колонию Убанги-Шари-Чад, которая в 1910 г. вошла в состав Французской Экваториальной Африки (ФЭА). В 1911 г. западная часть Убанги-Шари-Чад была передана Германскому Камеруну (до 1919 г.). 12 апреля 1916 г. после отделения Чада Убанги-Шари снова стала самостоятельной колонией, но 30 июня 1934 г. ее вновь инкорпорировали в ФЭА. 18 ноября 1932 г. к ней был присоединен округ Лобае, 28 декабря 1936 г. — значительная часть департамента Верхняя Санга, кроме округов Берберати, Карно и Нола, тогда как департаменты Логоне и Среднее Шари передали Чаду; округи Берберати, Карно и Нола вошли в состав колонии после Второй мировой войны. С этого времени ее границы уже больше не менялись.

В качестве инструмента утверждения политического контроля над населением Убанги-Шари, преимущественно анимистским, французы использовали ислам. На несколько десятилетий они оставили власть над правобережьем Мбому прежним мусульманским правителям: султанат Бангасу просуществовал до 1917 г., Земио — в 1923 г., Рафаи — до 1939 г. Однако реальные рычаги управления находились в руках высшего местного французского администратора — вице-губернатора (1906-1934), губернатора-делегата (1934-1937), губернатора (1937-1958). Он возглавлял систему исполнительных органов власти, был главным судьей, начальником полиции и руководителем службы сбора налогов — последние рассматривались не только как единственный источник поступлений в бюджет колонии, но также и как основной стимул вовлечения местного населения в новые экономические и рыночные механизмы.

Африканцы являлись неполноправными подданными Франции, в отличие от ее полноправных граждан: помимо налогов (в первую очередь подушного), они должны были исполнять тяжелую трудовую повинность (строительство дорог, укреплений, переноска грузов). На строительство железной дороги Конго-Океан в 1921-1934 гг. было согнано более 127 тысяч чел., преимущественно жителей Убанги-Шари и Чада; из них погибло 17 тысяч человек.

Положение местного населения осложнялось тем, что в ФЭА, в отличие от Французской Западной Африки, метрополия практиковала раздачу монопольных прав на эксплуатацию территории концессионным компаниям. В 1899 г. земли Убанги-Шари были разделены в качестве концессий между 17 французскими фирмами. Компания султанатов Верхней Убанги получила в аренду 11 миллионов га, Лесная компания Санга-Убанги — 48 миллионов га. Несмотря на обещание содействовать экономическому развитию полученных территорий, концессионные компании практически не инвестировали в них, интересуясь лишь быстрым получением прибыли, прежде всего, от добычи каучука и слоновой кости. Компании широко использовали принудительный труд и часто злоупотребляли своими монопольными правами.

Африканцы отвечали на это бегством и мятежами, самым массовым из которых явилась «война Конго-Вара» 1928-1931 гг., охватившая Центральный Камерун, Южный Чад и юго-запад Убанги-Шари; в ней приняло участие около 350 тысяч чел. Сопротивление африканцев и разоблачения ужасов колониальной эксплуатации во французской печати 1 вынудили Париж в 1930-х гг. отказаться от практики монопольных концессий.

До окончания Второй мировой войны местное население оставалось фактически бесправным. Метрополия почти не интересовалась своей далекой колонией. Единственными серьезными достижениями колонизаторов стали прекращение работорговли (хотя система принудительного труда вполне может рассматриваться как ее модернизированная форма) и улучшение инфраструктуры: железнодорожная сеть в Убанги-Шари увеличилась в 1918-1925 гг. с 340 до 4000 км. Экономическая политика французов сводилась к извлечению из колонии сырья, необходимого метрополии. После истощения ресурсов каучука и слоновой кости с середины 1920-х гг. они начали поощрять производство таких экспортных культур, как хлопок, кофе и чай, а с 1930 г. — добычу золота и алмазов; в 1931-1934 г. добыча золота возросла с 246 до 906 кг (затем она стабилизировалась на уровне 600-700 кг в год); добыча алмазов в 1945 г. составила почти 83 тысяч карат, а в 1956 г. достигла 143 тысяч.

Преобразования, осуществленные после Второй мировой войны в заморских владениях Франции, не обошли стороной и Убанги-Шари. Был отменен принудительный труд, а африканскому населению было предоставлено право участвовать в выборах в местный консультативный орган (Представительный совет) и в парламент метрополии в рамках коллегии «неграждан».

На выборах в Национальное собрание Франции 10 ноября 1946 г. депутатом от Убанги-Шари стал Баргелеми Боганда, первый в истории католический священник убангийского происхождения. На выборах в Представительный совет месяц спустя его сторонники завоевали все 15 мест от коллегии «неграждан» (более 79% голосов). В ноябре 1949 г. Боганда организовал религиозно-политическое Движение за социальное развитие Черной Африки (МЕСАН), главной задачей которого он провозгласил всесторонний прогресс африканской расы и уравнение ее в правах с белыми. Ему удалось привлечь на свою сторону не только крестьянство, но также самые неполноправные и уязвимые группы убангийского общества (женщин, городскую бедноту и пр.). Это позволило Боганде стать доминирующей фигурой убангийской политической жизни. Несмотря на противодействие колониальной администрации и католической церкви, он добился в июне 1951 г. переизбрания во французский парламент. В марте 1952 г. МЕСАН выиграло выборы в Территориальную ассамблею Убанги-Шари (новое название Представительного совета), получив все 17 мест от «неграждан». Колониальные власти и местные французские предприниматели, объединенные в Торговую палату Банги, считавшие его леворадикальным демагогом, попытались создать несколько конкурирующих с МЕСАН группировок, но те не смогли добиться серьезных успехов. Со своей стороны, Боганда прилагал усилия для налаживания контактов с белой общиной и с вождями. В руководящие структуры МЕСАН он привлек представителей знати основных этносов страны. В 1953 г. он организовал Убангийскую либеральную межэтническую группу, поставившую задачей обеспечение равного представительства европейцев и африканцев в местных органах управления, а в 1956 г. включил нескольких выходцев из Франции в избирательный список своей партии. Боганда позиционировал себя как умеренный политик: он не требовал немедленного предоставления колонии независимости, опасаясь, что она приведет к экономическому коллапсу, считал необходимым в будущем тесное сотрудничество с Францией и формирование «африканской буржуазии», которая не допустила бы сползания страны к коммунизму.

К середине 1950-х гг. Боганда пользовался в Убанги-Шари неоспоримым авторитетом и даже воспринимался многими соотечественниками как сверхъестественная личность, черный Мессия, африканский Христос. В январе 1956 г. на перевыборах во французский парламент он одержал оглушительную победу, получив 89% голосов. В ноябре МЕСАН завоевало 33 из 37 мест на муниципальных выборах в Банги, и Боганда занял пост мэра столицы. На мартовских выборах 1957 г. МЕСАН получило все 50 мест в Территориальной ассамблее, что позволило Боганде в мае 1957 г. стать вице-председателем (фактическим главой) Правительственного совета Убанги-Шари (новый орган исполнительной власти автономии). В июле-августе 1958 г. в Париже и Браззавиле он провел переговоры с премьер-министром Франции Шарлем де Голлем о политическом будущем своей страны, согласившись с его предложением о государственном самоопределении в рамках Французского сообщества. В результате активной агитационной кампании, организованной лидером МЕСАН, на конституционном референдуме 28 сентября 1958 г. эту формулу поддержали 98% убангийцев. Последовательный панафриканист и в то же время поклонник христианской и латинской культуры, Боганда в августе 1958 г. выдвинул проект Соединенных Штатов Латинской Африки, тесно связанных с Западом, в который должны войти бывшие французские, бельгийские и португальские колонии центральной части Черного континента. Однако на конференции стран ФЭА в Браззавиле (конец ноября 1958 г.) этот проект был отвергнут, и Боганда взял курс на строительство независимого убангийского государства.

1 декабря 1958 г. Боганда объявил о создании Центральноафриканской Республики (ЦАР) и занял пост ее премьер-министра. 9 февраля 1959 г. Территориальная ассамблея, провозгласившая себя Учредительным собранием, одобрила разработанную на базе французских конституционных принципов первую конституцию страны, установившую режим парламентской республики. Неоспоримый лидер страны Боганда неизбежно должен был стать и первым ее президентом после достижения полной независимости. Однако 29 марта 1959 г. он погиб в авиакатастрофе, причины которой до сих пор остаются невыясненными. Смерть Боганды лишила молодую республику харизматичного и популярнейшего государственного деятеля, который мог обеспечить стабильное гражданское правление.

В развернувшейся борьбе за власть победу при поддержке Парижа и Торговой палаты Банги одержал родственник Боганды министр внутренних дел, экономики и торговли Давид Дако. 1 мая 1959 г. он возглавил правительство, а некоторое время спустя и МЕСАН. В октябре Дако вывел из правительства своего главного соперника Абеля Гумбу. В ноябре он подавил «бунт» большой группы депутатов, попытавшихся вынести ему вотум недоверия, а в мае 1960 г. добился избрания председателем Национального собрания своего сторонника Мишеля Адама-Тамбу.

Укрепив свои позиции, Дако провел переговоры с Францией о пре-доставлении ЦАР гголной независимости, которая была провозглашена 13 августа 1960 г. 14 марта 1960 г. он стал ее первым президентом, сохранив полномочия главы правительства, а спустя три дня взял себе также портфели министра обороны и хранителя печати.

Правление Дако ознаменовалось усилением авторитарных тенденций. Когда на частичных выборах в парламент (Законодательное собрание) в сентябре 1960 г. оппозиционное Движеггие за демократическое развитие Центральной Африки, созданное Гумбой, добилось относительного успеха, президент месяц спустя заставил парламент приостановить действие некоторых статей Конституции о гражданских правах и свободах и на этом основании подверг аресту Гумбу вместе с активистами его партии (декабрь 1960 г.). В начале 1961 г. он осуществил «африканизацию» провинциальной администрации, заменив «белых» префектов и супрефектов лояльными ему людьми из числа африканцев. Стремясь обеспечить поддержку режима среди местных элит, Дако на съезде МЕСАН в Бамбари 28 июля-1 августа 1962 г. инициировал создание Руководящего комитета, в который включил представителей знати основных народов страны. В ноябре 1962 г. были запрещены все партии, кроме правящей, а в ноябре 1963 г. парламент санкционировал установление президентской формы правления с семилетним сроком полномочий главы государства. На первых в истории ЦАР всеобщих президентских выборах 5 января 1964 г. Дако, не имевший соперников, получил 99,97% голосов. В марте того же года прошли и безальтернативные парламентские выборы, на которых за список МЕСАН «проголосовало» 98,96% избирателей. 20 ноября 1964 г. Национальное собрание одобрило новую конституцию, окончательно легитимировавшую президентский режим и однопартийную систему власти (Первая республика).

В экономической сфере Дако пытался проводить политику модернизации. Он прилагал большие усилия для реформирования сельского хозяйства и создания новых отраслей промышленности. Была ликвидирована монополия французских компаний на добычу алмазов, в Банги был построен государственный завод по их переработке, каждый центрально-африканец получил право заниматься алмазным промыслом. Значительный рост доходов от алмазного экспорта, однако, не мог коренным образом переломить ухудшавшуюся с каждым годом финансовую ситуацию. Клиентелистская природа режима Дако (раздача выгодных должностей «своим людям», особенно из его этноса нгбака) порождала всеохватывающую коррупцию (взяточничество, практика сдачи в аренду общественных зданий частным лицам и пр.) и разбухание государственного аппарата, расходы на который ложились тяжелым бременем на бюджет страны.

Во внешней политике Дако следовал принципам своего предшественника Боганды. Во-первых, он стремился сохранить тесные связи с Западом и особенно с Францией. При получении независимости он заключил с бывшей метрополией соглашение о сотрудничестве и в первые годы своего правления оставался верным союзником Парижа на международной арене. Франция предоставляла ЦАР немалую финансовую помощь; французские советники во главе с полковником Морисом Бижаром активно участвовали в строительстве центральноафриканской армии и жандармерии. Во-вторых, Дако поддерживал региональную интеграцию государств Экваториальной Африки. В декабре 1964 г. вместе с лидерами Камеруна, Габона и Чада он подписал Браззавильский договор о создании общего таможенного союза.

Бюджетные трудности, принявшие в 1964 г. катастрофические размеры, заставили президента резко изменить свой внешне- и внутриполитический курс. С одной стороны, с целью оздоровления финансов Дако начал проводить политику «жесткой экономии» и объявил войну коррупции (май 1965 г.). С другой — ради получения крупной беспроцентной ссуды он установил дружеские связи с КНР. Но результатом «поворота к Пекину» стало охлаждение отношений с Парижем, а следствием «жесткой экономии» — замораживание зарплаты госслужащих и многократные задержки ее выдачи, породившие возмущение среди чиновничества и в силовых структурах.

Стремительное сокращение социальной базы режима и утрата поддержки Франции сделали положение Дако чрезвычайно шатким. Достаточно было малейшего толчка, чтобы опрокинуть режим. На роль приемника Париж прочил Жана Изамо, командующего жандармерией. Но его опередило руководство армии. В новогоднюю ночь 1966 г. начальник Генштаба полковник Жан-Бедель Бокасса, родственник президента, организовал военный переворот («путч св. Сильвестра»), Дако был смещен со своего поста и арестован. 1 января 1966 г. Бокасса провозгласил себя президентом ЦАР.

В первый период своего правления (1966-1972) Бокасса стремился проводить курс на политическую унификацию страны. Он позиционировал себя как наследник «отца независимости» Боганды, как восстановитель целостности страны через создание жесткой властной вертикали по типу военной. В экономическом плане он пытался осуществлять проекты «общенационального» развития: регионы оснащались новой сельскохозяйственной техникой (Операция «Бокасса»); в 1970 г. была предпринята попытка перейти к плановому управлению сельским хозяйством и проведена «аграрная реформа» (организация Национальной службы торговли сельскохозяйственными продуктами с монопольными нравами на их покупку и продажу).

Однако «аграрная реформа» привела к разрушению старых экономических связей в провинциях и к росту недовольства крестьянства. Ее провал к 1972 г. побудил Бокассу радикально и окончательно отказаться от какой бы то ни было общенациональной стратегии и приступить к конструированию «системы Бокассы». Он фактически разделил центральноафриканское политическое пространство па две ассиметричные части — «центр» (столица с ближайшими окрестностями и префектура Мбаики, родина диктатора) и «провинция» (вся остальная страна). Правительство перестало оказывать регионам какую-либо помощь; уже в 1972 г. вся переданная им сельскохозяйственная техника была экспроприирована и отправлена в «центр» (точнее, в Беренго, личное имение Бокассы). Отношения режима с провинцией ограничивались сбором налогов и подавлением отдельных локальных этнических мятежей, т. е. поддержанием сугубо формального суверенитета над территориями. Местная администрация (префекты, супрефекты и др.), подчинявшаяся центру, была вынуждена договариваться с деревенскими вождями, защищавшими интересы своих общин, и во многих случаях сквозь пальцы смотрела на неисполнение распоряжений, поступавших из столицы. Таким образом, была найдена адекватная форма сосуществования режима, воплощавшего центростремительную тенденцию, и старого крестьянского мира, носителя центробежных тенденций, — формальное подчинение при фактической самостоятельности.

В «центре» Бокасса установил режим личной власти, носивший нео-патримониальный характер. Создавая видимость наличия институционализированных государственных форм, диктатор в действительности приватизировал «центральное пространство» с его политической («институты») и экономической (производство, ресурсы) оснасткой, превратив в свое личное владение (патримоний). Он не проводил различия между общественным и личным ни в политической, ни в финансовой, ни в экономической сферах, без стеснения черпая средства из государственной казны или используя разветвленную систему спецфондов. Бокасса выступал как единственный реальный предприниматель в ЦАР. Действуя через сеть псевдогосударственных предприятий и свои собственные частные компании, монополизировавшие отдельные сферы экономики и обладавшие исключительными привилегиями, он прямо или косвенно контролировал все производство в «центре».

Бокасса сосредоточил в своих руках почти все высшие политические функции. Сразу после переворота он присвоил себе посты президента, главы правительства, министра обороны, министра юстиции и председателя правящей партии; в разные годы он также занимал посты министров внутренних дел, информации, сельского хозяйства и животноводства, здравоохранения, гражданской и военной авиации, социального обеспечения, торговли, промышленности и транспорта, почты и телекоммуникаций, по делам ветеранов. Помимо ординарных, он облек себя и экстраординарными полномочиями. В январе 1966 г. Бокасса ликвидировал парламент, провозгласил себя единственным носителем исполнительной и распорядительной власти и присвоил право издавать чрезвычайные ордонансы, что в отсутствие парламента означало узурпацию и всей законодательной власти. Диктатор стремился лично принимать все решения — от важнейших до самых ничтожных (например, о ценах на столичном рынке), оказываясь, таким образом, единственным реальным администратором в стране. Концентрация властных функций шла по нарастающей и достигла кульминации в декабре 1976 г., когда Бокасса упразднил республиканский строй, провозгласив ЦАР империей, а себя императором. Конституция 4 декабря 1976 г. отождествляла центральноафриканский народ с императором: «Верховная власть принадлежит нации, воплощенной в императоре» (ст. 2) 2.

В качестве своей опоры Бокасса опирался на неформальные органы контроля и управления. Они не были официально конституированы, что ставило их в полную зависимость от диктатора. Часть из них получила правовое оформление при монархическом режиме (1976-1979), когда они были включены в состав императорского двора. Существовали теневой кабинет министров, теневой главный штаб, теневые силовые структуры — частная милиция диктатора («пчелы»), рекрутировавшаяся из членов его родного этноса и исполнявшая роль президентской охраны и главной репрессивной структуры. Бокасса активно использовал специальных эмиссаров (советники при президенте, позже при императоре), осуществлявших избирательный контроль за администрацией. Он также опирался на широкую сеть тайных осведомителей, основу которой составляли общества рыночных торговок, а также проститутки и другие социальные маргиналы (безработные, бродяги).

Внешнеполитический курс Бокассы представлял собой серию попыток шантажа по отношению к бывшей метрополии. Чтобы добиться от Франции новых субсидий, он в начале 1970-х гг. сблизился с Югославией, КНДР, Румынией и СССР, в сентябре 1970 г. организовал демонстрации у французского посольства в Банги, в августе 1971 г. пригрозил вывести ЦАР из зоны франка, в мае 1974 г. закрыл французского генкон-сульство в столице и ввел ограничительные меры против французских журналистов, в августе 1976 г. восстановил дипломатические отношения с КНР (разорванные в 1966 г.), а в октябре 1976 г. вступил в союз Муамаром Каддафи и даже принял мусульманскую веру. Париж, опасаясь утратить свое влияние в ЦАР, шел на уступки Бокассе и с 1970 г. постоянно увеличивал размеры официальной финансовой помощи. По сравнению со многими другими более радикальными и идеологизированными африканскими лидерами (Секу Туре, Нгуаби и др.) Бокасса был для французов меньшим злом, политиком, с которым всегда можно договориться. Париж опасался в случае падения режима политического хаоса или прихода к власти левых радикалов. Это давало Бокассе, не обремененному никакими идеологическими предпочтениями, значительную свободу внешнеполитического маневра, несмотря на отсталость и экономическую зависимость своей страны.

Во второй половине 1970-х гг. позиции режима начали стремительно слабеть. Попытка создания в «центре» системы неограниченного правления в виде имперского режима, совершенно чуждого центральноафриканской политической традиции, привела к полному отчуждению населения от диктатора. Резкое ухудшение финансового положения в 1977-1979 гг., вызванное в значительной мере огромными расходами на коронационные торжества, имитировавшие коронацию Наполеона I в 1804 г. (они составили 22 миллиона долларов, 1А годового бюджета страны), и содержанием пышного императорского двора, породило всеобщее недовольство в «центре» и спровоцировало массовые выступления лицеистов в Банги в январе и апреле 1979 г. Их насильственное подавление окончательно дискредитировало режим и внутри страны, и за рубежом. От диктатора отвернулись даже его ближайшие соратники — премьер-министр Анри Майду и бывший премьер Анж-Феликс Патассе. В такой ситуации Франция решилась на прямое вмешательство. Воспользовавшись визитом Бокассы в Ливию, отряд французских коммандос 20-21 сентября 1979 г. высадился в Банги и захватил президентский дворец и радиостанцию (Операция Барракуда). Прибывший с ними бывший президент Дако объявил о свержении Бокассы и провозгласил себя новым главой государства. В декабре 1980 г. суд заочно приговорил Бокассу к смертной казни.

Второе президентство Дако (1979-1981) оказалось еще менее продолжительным и менее удачным, чем первое. Придя к власти, он восстановил республиканский строй и освободил политзаключенных; самые ненавистные приспешники диктатора были арестованы и преданы суду. Однако Дако сразу же столкнулся с сильной оппозицией со стороны его старого соперника Гумбы и Патассе. Отсутствие сильной поддержки в стране заставила президента балансировать между либерализацией и репрессиями. В октябре 1979 г. он созвал круглый стол основных политических сил страны и ввел многопартийность; в то же время в тюрьму был брошен Патассе, основавший Фронт освобождения центральноафриканского народа (ФОЦН), а каждую новую партию обязали предварительно предоставлять свой устав на утверждение правительства. Но самым главным врагом нового режима оказалось тяжелейшее экономическое наследие диктатуры Бокассы. Уже в конце 1979 г. страну охватила волна забастовочного движения. 4 января 1980 г. Дако приостановил на один год право трудящихся на забастовку, но под угрозой всеобщей стачки уже 8 января был вынужден этот запрет отменить. В феврале 1980 г. он создал новую партию — Центральноафриканский демократический союз, рассчитывая сделать ее главной политической опорой режима; в марте-апреле провел аресты активистов оппозиционного Убангийского патриотического фронта / Партии труда (УПФ/ПТ), возглавляемого Гумбой. Но это не остановило протестных выступлений. В июне в Банги состоялись массовые демонстрации лицеистов и студентов; беспорядки вспыхнули в Батангафо; в октябре забастовали госслужащие. Нестабильность на улицах дополнялась правительственной нестабильностью, которая с июля 1980 г. приняла хронический характер; в августе были смещены со своих постов и арестованы вице-президент Анри Майду и премьер-министр Бернар Кретьен Айяндхо. В сентябре Дако дал публичное обещание в скором времени представить проект новой конституции и провести президентские выборы, в ноябре выпустил из тюрьмы Патассе, а в декабре согласился легализовать главные оппозиционные партии — УПФ/ПТ и ФОЦН.

Новая конституция, одобренная на февральском референдуме 1981 г. (98,52% «за»), установила режим президентской республики с однопалатным парламентом и ввела многопартийную систему. Но демократичность Второй республики оказалась лишь видимостью. Президентские выборы 15 марта 1981 г., победителем которых был объявлен Дако (50,23%), прошли с многочисленными нарушениями. Они сопровождались массовыми волнениями в Банги и Босангоа и вызвали единодушное осуждение оппозиционных партий, которые для координации своих действий образовали 2 апреля Временный политический совет.

14 июля в столичном кинотеатре «Клуб» был совершен террористический акт, ответственность за который взяло проливийское Центральноафриканское движение национального освобождения (ЦДНО). Воспользовавшись этим событием как предлогом, Дако 18 июля запретил не только ЦДНО, но также УПФ/ПТ и приостановил деятельность ФОЦН, а 21 июля ввел военное положение. Однако президент оказался в полной политической изоляции и 1 сентября был вынужден передать власть Военному комитету национального возрождения (ВКНВ) под руководством начальника штаба армии Андре Колингбы, который также возглавил новое правительство. Конституция 1981 г. была упразднена, все политические партии запрещены, а их лидеры арестованы. В ЦАР установился режим военной диктатуры. 3 марта 1982 г. Патассе и группа военных во главе с министром информации генералом Франсуа Бозизе попытались свергнуть ВКНВ, но потерпели неудачу.

В экономической сфере новый режим стал проводить политику либерализации, поощрения частной инициативы и привлечения зарубежных инвестиций. Для стимулирования сельскохозяйственного производства ВКНВ повысил закупочные цены на хлопок с 60 до 80 франков КФА за 1 кг.; в 1983 г. его производство увеличилось на 19%, в 1985 г. — на 36%. В 1985 г. на 50% увеличилось производство кофе, на 24% — арахиса, на 10% — алмазов. Это привело к значительному росту экспорта. Однако властям никак не удавалось справиться с дефицитом бюджета, внешнеторгового и платежного баланса. В 1984 г. внешний долг составлял 36% ВВП. В этой ситуации режим принял предложенный МВФ план «финансового оздоровления», а международные кредиторы в ноябре 1985 г. согласились пересмотреть сроки выплаты части внешнего долга.

21 сентября 1985 г. Колингба распустил ВКНВ и назначил новое правительство, в котором большинство постов заняли гражданские лица (13 из 23). В мае 1986 г. он организовал правящую и единственную партия — Центральноафриканское демократическое объединение (ЦДО). Референдум 21 ноября 1986 г. одобрил конституцию новой Третьей республики, установившую президентскую форму правления (глава государства избирается на 6-летний срок без ограничений в переизбрании). Президентом стал Колингба, который одновременно сохранил полномочия главы правительства и также взял себе портфель министра обороны. На безальтернативных парламентских выборах в июле 1987 г. ЦДО получила все места в парламенте. Колингба продолжил практику прежних лидеров, выстраивавших систему личной власти на основе клиентельных связей. При нем ключевые посты в администрации, офицерском корпусе и в государственном секторе экономики заняли представители его родного этноса якома. Доминирование якома и «южан» в целом вызывало растущее недовольство северных этносов.

Во внешней политике Колингба поддерживал тесные отношения с Западом и особенно с Францией; в стране было размещено около 1200 французских военнослужащих. Французский полковник Жан-Клод Мансьон возглавлял президентскую гвардию; оппозиция называла его «проконсулом Франции в Банги». В то же время в марте 1986 г. режим восстановил дипломатические отношения с СССР, разорванные Дако в январе 1980 г. В январе 1989 г. были возобновлены дипломатические отношения с Израилем.

Резкий рост внешнего долга страны с 250 миллионов долл. в 1985 г. до 585 миллионов в 1987 г. заставил режим в мае 1988 г. заключить соглашение о «структурном оздоровлении» со Всемирным банком: планировалась реорганизация хлопкового сектора, приватизация государственных предприятий и сокращение числа государственных служащих на 10%. В конце 1988 г. внешний долг был вновь реструктурирован на выгодных для ЦАР условиях.

Рост демократического движения в африканских странах в условиях завершения Холодной войны не обошел стороной и ЦАР. С другой стороны, страны-доноры ЦАР, прежде всего, Франция и США, изменили свою политику поддержки лояльных им политических режимов и стали требовать демократизации в качестве условия для продолжения предоставления финансовой помощи. Это вынудило Колингбу к политическому маневрированию. В мае 1988 г. были проведены выборы мэров и местных органов власти, прежде назначавшихся главой государства. В мае 1990 г. 253 видных деятеля ЦАР призвали провести национальную конференцию для выработки политических реформ. Однако чрезвычайная сессия ЦДО отвергла идею восстановления многопартийной системы. В марте 1991 г. Колингба отказался от функций главы правительства и назначил премьер-министром судью Эдуарда Франка. Социальное и политическое напряжение в стране усиливалось; оппозиция во главе с Гумбой сделала идею национальной конференции своим главным лозунгом, создав Координационный совет по ее созыву (КССНК). Весной и летом 1991 г. страну охватила волна забастовок и демонстраций преподавателей, лицеистов, студентов, государственных служащих и работников частного сектора — экономические требования на них дополнялись политическими (всеобщая амнистия, созыв национальной конференции); в ответ власти 6 июля ограничили нрава профсоюзов. 13 октября полиция жестко разогнала митинг КССНК, что спровоцировало двухдневные массовые беспорядки в столице.

Забастовки привели к резкому ухудшению экономического положения страны. В 1991 г. экономический рост прекратился (-0,6%), уменьшилось производство хлопка, кофе и древесины, широко расцвела незаконная торговля алмазами (50-80% всей добычи). Только экстренная финансовая помощь Парижа помогла режиму выплатить жалование государственным служащим и армии. В этих условиях президенту пришлось согласиться в апреле 1991 г. на восстановление многопартийной системы. Патассе создал Движение освобождения центральноафриканского народа (ДОЦН), Гумба — Патриотический фронт ради прогресса, Дако — Движение Давида Дако. Пытаясь не допустить проведение национальной конференции, Колингба 31 августа 1991 г. предложил организовать «великую общенациональную дискуссию», однако КССНК отказался в ней участвовать.

На очередных всеобщих выборах 25 октября 1992 г. Колингба потерпел поражение, однако их результаты были аннулированы Конституционным судом. Стремясь укрепить свои позиции, Колингба назначил 4 декабря премьер-министром Тимоте Малендому, лидера организации «Гражданский форум», согласившегося участвовать в «великой общенациональной дискуссии». Однако под давлением оппозиции и особенно стран-доноров ему пришлось согласиться на проведение повторных выборов. Уже в первом туре голосования 22 августа 1993 г. Колингба получил всего 12,1% голосов и выбыл из дальнейшей борьбы; относительное большинство мест в парламенте завоевало ДОЦН, тогда как правящее ЦДО — только 13. Колингба попытался сохранить власть, изменив закон о выборах, но решительная позиция Парижа заставила его отступить. Во втором туре 19 сентября победу одержал «северянин» Патассе (53,5%). 22 октября Колингба передал ему президентские полномочия — первый в истории ЦАР случай демократической передачи власти.

На референдуме 28 декабря 1994 г. 82,7% центральноафриканцев проголосовали за новую конституцию, в очередной раз установившую президентскую форму правления; премьер-министр нес ответственность как перед президентом, так и перед однопалатным парламентом; предусматривалась значительная степень децентрализации местного управления и перестройка судебной системы (Четвертая республика).

Девальвация франка КФА в январе 1994 г. на 50% привела к скачку инфляции (24,6%) и падению покупательной способности основной массы населения. ВВП на душу населения упал с 403 долл. в 1993 г. до 262 долл. в 1994 г. В то же время девальвация способствовала оживлению производства хлопка, кофе и древесины. Экономический рост в 1994 г. составил 7,2%. Однако дефицит бюджета удалось покрывать только благодаря международной финансовой помощи, прежде всего, со стороны Франции, США и Германии, в обмен на обещание осуществить глубокие структурные и таможенные реформы (1996).

Социальная напряженность усугублялась из-за хронических задержек выплаты жалования государственным служащим и военным. Особенно она обострилась в 1995 г., когда государственные доходы оказались очень низкими, отчасти из-за того, что значительная часть добытых алмазов утекала из страны нелегальными путями. В 1995 г. ряд оппозиционных движений объединились в Демократический совет оппозиционных партий, который возглавил широкое протестное и забастовочное движение в стране. В течение 1996 г. в армии трижды вспыхивали мятежи (в апреле, мае и ноябре). Майский мятеж удалось подавить лишь благодаря вмешательству французских войск, после чего президента многие стали воспринимать как французскую марионетку. Попытка Патассе расширить политическую базу режима, предложив в июне 1996 г. создать широкое коалиционное правительство, потерпела неудачу из-за отказа большинства оппозиционных партий. С конца 1995 г. в стране фактически началась гражданская война.

25 января 1997 г. при посредничестве президента Габона Омара Бонго в Банги было заключено мирное соглашение между президентом и мятежными военными. 18 февраля было сформировано правительство с участием оппозиционных партий. 15 марта парламент принял закон об амнистии. В апреле в правительство вошли два представителя мятежников. Соглашение о прекращении огня 2 июля формально положило конец гражданской войне. На фоне сильных антифранцузских настроений в стране Патассе потребовал эвакуации французских войск, которая была осуществлена в октябре 1997 г.; их место заняла Межафриканская миссия по мониторингу, а в апреле 1998 г. в ЦАР были размещены миротворцы ООН (Миссия ООН в Центральной Африке).

Ущерб от беспорядков, грабежей и уничтожения собственности в 1996 г. составил более 25 млрд франков КФА. ВВП упал на 4%. Задолженность по зарплате превышала несколько месяцев. Хотя после прекращения военных действий экономический рост возобновился (5,3% в 1997 г., 4,7% в 1998 г.), политическая обстановка в стране оставалась достаточно напряженной. Не способствовала повышению популярности Патассе и его внешнеполитическая переориентация на Ливию (президент даже использовал ливийских солдат в качестве телохранителей). Она также осложнила отношения ЦАР со странами-донорами; США закрыли свое посольство в Банги. На парламентских выборах в ноябре-декабре 1998 г. коалиция оппозиционных партий «Союз сил, преданных миру» во главе с ЦДО Колингбы завоевала абсолютное большинство мандатов (55 из 109), а правящее ДОЦН — 47. Несмотря на протесты и трехмесячный бойкот оппозиционной коалицией заседаний парламента, президент сформировал правительство, в котором подавляющее большинство мест заняли представители его партии. На президентских же выборах 19 сентября 1999 г. Патассе победил уже в первом туре голосования (51,6%), значительно опередив Колингбу (19,4%). В феврале 2000 г. «голубые каски» покинули ЦАР.

Казалось, Патассе сумел укрепить свои позиции и справиться с политическим кризисом. Однако в конце 1990-х гг. экономическая ситуация вновь стала ухудшаться. В 2000 г. ВВП сократился на 2,5%. ВВП на душу населения снизился с 273 долларов в 1999 г. до 245 долларов в 2000 г. С апреля 2000 г. большинство из 19 тысяч работников госсектора опять перестало получать зарплату, что вызвало новую серию забастовок и демонстраций, нередко сопровождавшихся беспорядками и столкновениями с полицией.

28 мая 2001 г. группа военных — «южан», связанных с Колингбой, попыталась свергнуть президента; был убит начальник штаба армии Абель Абру, однако Патассе обратился за помощью к Ливии и конголезскому повстанческому Движению за освобождение Конго; ливийские и конголезские отряды разгромили мятежников в Банги 1 июня верные президенту войска с помощью подкреплений из Ливии захватили главную базу мятежников в Кассаи к югу от столицы. Началась чистка офицерского корпуса от «южан». В конце августа был брошен в тюрьму министр обороны Жан-Жак Демафут. 3 ноября президент приказал арестовать нового начальника штаба армии генерала Франсуа Бозизе, который, однако, сумел бежать в Чад, а затем со своими сторонниками начал военные действия против правительственных сил. Гражданская война возобновилась, президент фактически сохранял контроль лишь над столицей. В конце ноября 2002 г. Бозизе пытался захватить Банги, но потерпел неудачу. Однако 15 марта 2003 г., воспользовавшись визитом Патассе в Нигер, повстанцы сумели беспрепятственно занять столицу. Бозизе объявил себя президентом, отменил конституцию и распустил парламент, заменив его назначенным им Национальным переходным советом. 5 декабря 2004 г. более 91% избирателей одобрило новую конституцию, предусматривавшую переход от президентской к полупрезидентской форме правления (Пятая республика); срок полномочий главы государства ограничивался 5 годами, он имел право однократного переизбрания. На всеобщих выборах весной 2005 г. главой государства во втором туре был избран Бозизе (64,6%). Относительное большинство мест в парламенте (42 из 105) завоевала пропрезидентская коалиция «Национальная конвергенция Ква-На-Ква»; ДОЦН свергнутого Патассе получило 11, ЦДО Колингбы — 7 мандатов.

Приход к власти «южанина» Бозизе не прекратил гражданскую войну, а только обострил ее: против нового режима на севере страны в 2004 г. развернул «войну в буше» Союз демократических сил ради объединения (СДСО) — коалиция трех повстанческих группировок, состоявшая преимущественно из представителей северо-восточного этноса гула и пользовавшаяся симпатиями мусульманского меньшинства населения. В январе  2006 г. на северо-западе начала военные действия новая повстанческая группировка Народная армия восстановления демократии (НАВД), соз-данная из сторонников Патассе и отрядов самообороны северо-западных этносов ЦАР. В ноябре 2006 г. войска СДСО захватили несколько городов на северо-востоке страны (Сам-Ванджиа, Вадца) и предприняли наступление в южном направлении на Бриа. Около 212 тысяч человек бежало в Чад, на юг- страны шги укрывалось в буше. Однако вмешательство Франции резко изменило ситуацию. Дважды (в ноябре 2007 г. и в марте 2008 г.) французы срывали попытку повстанцев овладеть Бирао на самом севере страны. Это сделало СДСО более сговорчивым. 13 апреля он пошел на соглашение с правительством, которое предусматривало амнистию его членов, их интеграцию в состав национальной армии и превращение организации в политическую партию. В ЦАР были размещены миротворческие силы ООН. В марте 2008 г. к мирному процессу присоединилась и НАВД, заключившая 9 мая перемирие с властями. 21 июня в Либревиле было подписано общее политическое соглашение между Бозизе, СДСО и НАВД о разоружении повстанцев, амнистии и создании правительства национального единства с участием повстанцев.

В сентябре 2008 г. была обьявлена всеобщая амнистия. В январе 2009 г. в правительство было введено по одному представителю от СДСО и НАВД, которые, однако, назвали этот шаг «недостаточным». В марте в столице было расквартировано 250 французских военнослужащих. Политическая и экономическая ситуация стала постепенно стабилизироваться. Экономический рост в 2010 г. составил 3% (в 2009 г. — 1,7%). В мае 2010 г. СБ ООН счел возможным вывести миротворцев из ЦАР. На всеобщих выборах 23 января 2011 г. Бозизе одержал победу над вернувшимся в конце октября 2009 г. из эмиграции Патассе (64,4% против 21,4%) 3. 25 августа 2012 г. последняя повстанческая группировка — Конвенция патриотов ради справедливости и мира (КПСМ), возникшая в октябре 2008 г., — заключила мирное соглашение с правительством. Но очень скоро война возобновилась. Отколовшаяся от КПСМ фракция «истинная» КПСМ 15 сентября 2012 г. атаковала города Сибут, Дамара и Декоа. В ноябре 2012 г. она создала вместе с двумя другими группировками (СДСО и Патриотической конвенция ради спасения Кодро) коалицию «селека» («союз») во главе с Мишелем Джотодиа, которая начала крупное наступление против правительственных сил. 10 декабря повстанцы захватили Нделе, Сам-Ванджиа и Вадда, 15 декабря — Баминги, 19 декабря — Кабо, 23 декабря Бамбари, 25 декабря — Кага-Бандоро. 26 декабря они подошли к Дамаре в 75 км от Банги. 27 декабря Бозизе обратился с призывом о помощи к международному сообществу, США и Франции. Париж ответил отказом, но Чад и ЮАР отправили воинские контингенты для защиты столицы, другие члены Экономического сообщества стран Центральной Африки (ЭКОЦАС) также обещали прислать подкрепления.

29 декабря повстанцы взяли Сибут. Под их контролем оказалась большая часть страны. 30 декабря Бозизе объявил о намерении разделить власть с «селека». 8 января 2013 г. повстанцы сообщили о прекращении наступления. 11 января 2013 г. в Либревиле при посредничестве ЭСГЦА было заключено соглашение о перемирии и политическом урегулировании. 17 января Бозизе назначил главой правительства оппозиционного адвоката и правозащитника Никола Тьянгае. Однако уже 23 января обе стороны обвинили друг друга в нарушении договоренностей. В марте повстанцы возобновили наступление, 22 марта они захватили Дамару и Боссангоа, а 24 марта заняли столицу. Бозизе бежал в ДКР, а затем в Камерун. Франция увеличила свой военный контингент до 600 человек и установила контроль над международным аэропортом Банги. 25 марта Джотодиа провозгласил себя президентом и 27 марта переназначил главой правительства Тьянгае. 3 апреля лидеры африканских государств отказались признать Джотодиа президентом и потребовали формирования Переходного совета (парламента), который изберет временного главу государства, и проведения всеобщих выборов в ближайшие пол гора года. Джотодиа принял эти условия. Созванный им Переходный совет 13 апреля избрал его главой государства.

Тем не менее, спокойствия в стране не наступило. ЦАР оказалась во власти вооруженных формирований, фактически никому не подчинявшихся. Административные, полицейские и судебные структуры распались. Внесудебные расправы, тайные убийства, похищения людей, пытки, грабежи, изнасилования, использование несовершеннолетних в качестве солдат стали повседневным явлением. Число беженцев достигло 400 тыс. Сторонники Бозизе организовали христианскую милицию «антибалака» («антимачете»), которая с августа развернула военные действия против «селека». В сентябре Джотодиа объявил о роспуске «селека», но большинство составлявших ее отрядов отказались подчиниться.

Сообщения о расширении масштабов насилия и массовых убийствах побудили СБ ООН 4 декабря санкционировать отправку в ЦАР французских и африканских соединений для защиты гражданского населения. Французский военный контингент (1200 человек) и африканские миротворцы (3,5 тысяч чел.) приступили к патрулированию столицы и разоружению незаконных вооруженных формирований (Операция Сангарис); в апреле 2014 г. к ним присоединились войска стран ЕС. Однако это не привело к прекращению конфликта. Столица стала ареной столкновений между христианскими и мусульманскими боевиками и погрузилась в полный хаос. Имели место даже случаи каннибализма. Тысячи местных христиан укрывались в столичном аэропорту под защитой французских солдат. Под давлением Парижа и африканских государств Джотодиа и Тьянгае 10 января 2014 г. подали в отставку. 20 января Переходный совет избрал временным президентом мэра Банги Катрин Самба-Панза, не связанную ни с «селека», ни с «антибалака», которая стала первой женщиной — главой Центральноафриканского государства.

Но справиться с насилием оказалось сложной задачей, тем более что возникла реальная угроза распада страны на мусульманскую и христианскую части. К маю 2014 г. число беженцев возросло до 600 тыс. 10 апреля СБ ООН принял решение разместить в ЦАР 12 тыс. «голубых касок»; к этому времени в стране уже находилось 2 тыс. французских военнослужащих и 6 тыс. солдат из различных африканских государств. Только 24 июня в Браззавиле при посредничестве конголезского президента Дени Сассу-Нгессо «селека» и «антибалака» заключили соглашение о прекращении огня, которое открыло путь процессу политического урегулирования конфликта (Браззавильский процесс). Он завершился 4—11 мая 2015 г. Национальным форумом в Банги, в котором участвовали представители правительства, политических партий, религиозных организаций и гражданского общества. На нем был одобрен Республиканский пакт мира, национального примирения и реконструкции, который подписали 9 из 10 основных вооруженных группировок ЦАР. В нем предусматривалось разоружение и интеграция их участников в состав национальной армии, возвращение беженцев, судебная и экономическая реформы, проведение честных выборов. 30 августа Переходный совет принял новую конституцию, которая была одобрена на референдуме 13-14 декабря подавляющим большинством избирателей (93%). Конституция Шестой республики вводила полупрезидентскую форму правления, четко разделяя полномочия исполнительной (президент и правительство) и законодательной (двухпалатный парламент) ветвей власти; президент по-прежнему избирался на 5 лет с правом однократного переизбрания; он назначал премьер-министра и (по рекомендации последнего) членов правительства, которое было одновременно ответственно и перед ним, и перед парламентом. Парламент также приобрел право контроля над всеми правительственными контрактами, касающимися природных ресурсов.

30 декабря 2015-14 февраля 2016 гг. в ЦАР состоялись всеобщие выборы. За пост главы государства боролось около 30 кандидатов, в том числе сыновья трех бывших глав государства (Жан-Серж Бокасса, Дсзире Колингба, Сильвэн Патассе); в то же время Конституционный суд не допустил к участию в предвыборной кампании находящегося в эмиграции Бозизе. Победу во 2-м туре голосования одержал Фостэн Твадера, занимавший при Бозизе пост премьер-министра (в 2008-2013 гг.): он получил 62,71% голосов, тогда как его соперник — бывший премьер-министр (в 1999-2001 гг.) Анисе-Жорж Дологеле, поддержанный партией Ква-На-Ква, объединившей сторонников Бозизе, — получил 37,29%. Перед ЦАР открывается новая глава ее истории.

Примечания

1.  Особый резонанс вызвали книга Андре Жида «Путешествие в Конго» в 1927 г. и репортажи Альбера Лондра в газете «Пти паризьен» в 1928 г.

2. Цит. по: Bigo D. Pouvoir et obeissancc en Centrafrique. Paris, 1988. P. 108.

3. Он умрет два с половиной месяца спустя, 5 апреля.

Цитируется по изд.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под. ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. – М., 2016, с. 437-455.