Румынская Социалистическая Республика (НИ, 1975)

Румынская Социалистическая Республика (НИ, 1975)

Провозглашение Румынской Социалистической Республики

Глубокие изменения в экономической и социальной структуре Румынии вызвали перемены также в области общественных отношений, способствовали развитию и упрочению социализма во всех основных сферах жизни страны. В марте 1956 г. состоялся Пленум ЦК РРП, решения которого способствовали дальнейшей демократизации политической и общественной жизни Румынии. В 1956 г. были отменены ограничения избирательных прав по причине принадлежности в прошлом к эксплуататорскому миру. Расширялись формы привлечения различных слоев трудящихся к руководству общественными делами и выработке государственных решений. Было принято постановление о создании на выборных началах гражданских комитетов, работающих под руководством исполкомов народных советов, а также о созыве по отдельным важным проблемам общерумынских совещаний трудящихся.

Во второй половине 50-х годов еще более окрепли связи Румынской Народной Республики с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Правительству РНР были переданы исторические и художественные ценности, хранившиеся в СССР со времен первой мировой войны. В мае 1958 г. на Московском совещании ПКК стран Варшавского Договора Советское правительство внесло предложение, согласованное с румынской стороной, о выводе с территории РНР советских войск. Это предложение было единогласно принято, и к осени 1958 г. советские воинские подразделения покинули Румынию. Проводы румынским населением советских воинов-освободителей явились подлинной демонстрацией чувств дружбы и признательности трудящихся Румынии Советскому Союзу.

Упрочению международного положения Румынии способствовало дальнейшее развитие взаимовыгодных экономических отношений с СССР и другими социалистическими странами. III съезд РРП (VIII съезд РКП) одобрил внутриполитическую линию ЦК РРП и ее деятельность, направленную на укрепление и расширение международных связей. На съезде были утверждены директивы перспективного плана развития РНР на 1960 — 1965 гг. и провозглашен курс на завершение строительства социализма.

В последующие годы РРП уделяла особое внимание укреплению единства партийных рядов и повышению своей руководящей роли в жизни общества. О дальнейшем повышении руководящей роли партии убедительно свидетельствовали состоявшиеся в марте 1965 г. выборы в Великое национальное собрание, на которых почти все избиратели отдали свои голоса кандидатам Фронта народной демократии, руководимого партией.

После смерти Г. Георгиу-Дежа (март 1965 г.) на пост Первого секретаря ЦК был избран Николае Чаушеску (с июля 1965 г. — Генеральный секретарь ЦК РКП).

В 1965 г. Н. Чаушеску был избран также на пост Председателя Государственного Совета СРР, с 1974 г. — Президент СРР.

В июле 1965 г. состоялся IV съезд РРП (IX съезд РКП), принявший решение о переименовании, партии в Румынскую коммунистическую партию. IX съезд РКП обсудил и одобрил план развития экономики на новое пятилетие — 1966—1970 гг., а также проект использования энергетических ресурсов и электрификации страны на 1966—1975 гг.

В августе 1965 г. Румыния была провозглашена социалистической республикой. По Конституции вся власть в стране принадлежит народу, который осуществляет ее через Великое национальное собрание и местные органы власти — народные советы. Великое национальное собрание избирается сроком на 4 года и осуществляет контроль за деятельностью Государственного Совета — постоянно действующего органа государственной власти, Совета Министров, Верховного суда и прокуратуры.

В ноябре 1968 г. в Социалистической Республике Румынии был создан Фронт социалистического единства, в который наряду с Румынской коммунистической партией входят также массовые общественные и профессиональные организации трудящихся.

Строительство развитого социалистического общества *

На современном этапе строительства социализма промышленность Румынии стала ведущим звеном экономики страны. В 1973 г. производство промышленной продукции в 25 раз превысило уровень 1938 г. Основные отрасли промышленности современной Румынии — химическая, нефтеперерабатывающая, металлургическая и металлообрабатывающая, машиностроение. Значительное внимание уделяется росту производства электроэнергии, что имеет решающее значение для ускорения технического прогресса во всем народном хозяйстве. Одной из крупнейших новостроек в этой области является гидроэнергетическая система, сооруженная совместно Румынией и Югославией у Железных ворот, на Дунае.

Проведение в жизнь экономической политики, важнейшим направлением которой на протяжении всех лет народной власти являлась социалистическая индустриализация и в первую очередь развитие машиностроения, способствовало не только удовлетворению внутренних потребностей страны в машинах и оборудовании, но также и увеличению ее экспортных возможностей.

В настоящее время Румыния экспортирует высокопроизводительные буровые установки и другие виды нефтяного оборудования, сельскохозяйственные машины, тракторы, дизель-электровозы, речные и морские суда, а также комплексные установки для целых предприятий.

В целях дальнейшего развития основных отраслей румынской промышленности в 1969 г. в стране путем группировки предприятий одной и той же отрасли или смежных отраслей были созданы промышленные объединения. Они создавались главным образом по территориальному принципу, и на них был возложен ряд функций министерств в деле обеспечения на местах специализации производства и кооперирования между различными предприятиями.

Значительные успехи достигнуты в развитии сельского хозяйства. Валовое производство сельскохозяйственной продукции в 1971 г. примерно в 1,9 раза превысило довоенный уровень. На полях страны работает ныне свыше 100 тыс. тракторов (в 1938 г. их насчитывалось около 4 тыс.).

В целях дальнейшего развития и совершенствования кооперированного сектора сельского хозяйства был создан Национальный союз сельскохозяйственных производственных кооперативов, а также образованы межкооперативные объединения и предприятия, на которые возлагается задача обеспечения сотрудничества кооперативов как в сфере производства, так и в сфере сбыта продукции.

Румынская коммунистическая партия и правительство социалистической Румынии уделяют специальное внимание совершенствованию форм и методов руководства экономикой' страны. Октябрьский Пленум ЦК РКП 1967 г. и Национальная конференция РКП (декабрь 1967 г.) обсудили и одобрили комплекс мероприятий по усовершенствованию руководства народным хозяйством и его планирования в соответствии с задачами нового этапа социалистического развития Румынии, а также основные принципы улучшения административно-территориального устройства Румынии (новое административно-территориальное деление было введено в силу в 1968 г.). В основу совершенствования руководства экономикой и ее планирования был положен принцип предоставления предприятиям более широких нрав в организации и направлении своей деятельности в рамках общего плана развития промышленности и сельского хозяйства. Была также повышена роль и расширены функции предприятий и их комплексов — промышленных управлений — в разработке и обосновании плановых наметок, эффективном осуществлении хозрасчета.

X съезд РКП, состоявшийся в августе 1969 г., одобрил экономическую политику Румынской коммунистической партии и установил в качестве основной цели дальнейшее расширение и совершенствование материально-технической базы страны, создание всесторонне развитого социалистического общества.

Задачи и направления перспективного общественно-экономического развития Румынии были сформулированы Национальной общерумынской конференцией РКП, состоявшейся в июле 1972 т. и XI съездом РКП (ноябрь 1974 т.). В области улучшения жизненных условий трудящихся социалистическая Румыния добилась существенных успехов. Национальный доход на душу населения возрос в 1973 г, в 12 раз по сравнению с 1947 г. Увеличились доходы рабочих и служащих за счет повышения минимальных размеров заработной платы и введения в 1969 г. новой системы оплаты труда. XI съездом РКП была принята «Программа РКП по созданию всесторонне развитого социалистического общества и продвижению Румынии к коммунизму».

В резолюциях X и XI съездов РКП специально отмечалось значение для Румынии расширения экономического и научно- технического сотрудничества с государствами — членами СЭВ. В настоящее время на долю социалистических стран приходится около половины всего объема внешней торговли Румынии, причем с большинством из них товарообмен производится на основе долгосрочных соглашений. В экономических отношениях Румынии с социалистическими странами значительное внимание уделяется различным формам двустороннего сотрудничества и кооперированию.

В числе стран, с которыми Румыния поддерживает ныне торговые отношения, первое место занимает Советский Союз, поставляющий Румынии машины, оборудование, сырье, а также техническую документацию для различных отраслей народного хозяйства. Румыния в свою очередь вывозит в Советский Союз продукцию машиностроительной, химической, легкой и пищевой промышленности.

В сентябре 1970 г. между Советским Союзом и Румынией был подписан протокол по координации планов развития народного хозяйства на 1971 — 1975 гг., который предусматривал дальнейшее развитие кооперирования, специализации производства и обмена различными видами продукции. Подписание советско-румынского протокола явилось новым свидетельством расширения и углубления советско-румынского экономического сотрудничества. В июле 1971 г. на XXV сессии СЭВ Румыния в числе других социалистических стран одобрила Комплексную программу экономической социалистической интеграции.

Социалистическая Румыния развивает сотрудничество в области экономики также и с другими странами независимо от их общественного строя — как с индустриальными капиталистическими государствами, так и с развивающимися странами.

Внешняя политика СРР

Социалистическая Румыния строит свою внешнюю политику на основе дружбы и сотрудничества с социалистическими странами, а также развития отношений со всеми государствами. Особенно благоприятные условия для участия социалистической Румынии в международной жизни сложились после 1955 г., когда Румыния при активной поддержке Советского Союза была принята в члены ООН.

Румынское правительство полностью поддержало выдвинутый советской делегацией на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 1959 г. проект всеобщего и полного разоружения. Развивая советские предложения применительно к конкретной международной обстановке в Юго-Восточной Европе, румынское правительство предложило включить в повестку дня заседаний XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопрос о «мероприятиях в региональном плане в целях улучшения добрососедских отношений между европейскими государствами с различными социально- политическими системами».

XV сессия Генеральной Ассамблеи ООН рассмотрела и другое предложение, внесенное делегацией Румынии, — вопрос «О мерах по воспитанию молодежи в духе мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами». Румынский проект был поддержан большинством делегаций и в декабре 1961 г. единогласно принят на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. На той же сессии Румыния при активной поддержке Советского Союза и других социалистических стран была избрана членом Совета. Безопасности и членом Комитета 18 государств по разоружению.

. Правительство СРР выступало па международной арене за быстрейшее разрешение таких вопросов, как окончательная ликвидация колониализма, мирное урегулирование германского вопроса, обеспечение коллективной безопасности в Европе. Румыния подписала Московский договор о запрещении ядерных испытаний (август 1963 г.) и приветствовала послание Советского правительства по вопросу об отказе от применения силы для решения территориальных споров.

Как неоднократно отмечалось в партийных и правительственных документах РКП и СРР, для международного положения социалистической Румынии наиболее существенными являются ее тесные дружеские отношения с европейскими социалистическими странами, в первую очередь с Советским Союзом.

В июле 1970 г. между Советским Союзом и Румынией был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, развивающий братские отношения между двумя странами, заложенные советско-румынским договором от 4 февраля 1948 г. В соответствии с договором Советский Союз и социалистическая Румыния будут и впредь развивать сотрудничество в политической, экономической, научной, технической и других областях на основе уважения суверенитета и национальной независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга. В новом договоре подчеркивается значение единства и сплоченности социалистических стран, их роль в защите международного мира от посягательств агрессивных сил империализма. Главной предпосылкой обеспечения европейской безопасности, как это специально отмечено в договоре, является нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после второй мировой войны. Советский Союз и Румыния приняли на себя обязательство оказывать друг другу помощь, включая военную, в случае нападения на одну из сторон какого-либо государства или группы государств, а также консультироваться друг с другом по важным международным вопросам с целью согласования позиций.

Советско-румынский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи является ценным вкладом в дело дальнейшего укрепления дружбы между обеими странами, сплоченности социалистического содружества, обеспечения мира и безопасности в Европе и во всем мире.

Примечания «ИГ»

* — «…развитого социалистического общества…» — Это понятие – «развитое социалистическое общество» – было введено в период брежневского правления вынужденно. Дело в том, что в принятой в правление Никиты Хрущева Программе КПСС утверждалось: «в СССР будет в основном построено коммунистическое общество». Когда? А к 1980-му году! Хрущева «ушли» (в 1964 году) на пенсию, а пришедшие к власти принялись думать о том, как выйти из патовой ситуации. К 1980-му году коммунизм никак не вытанцовывался, а в Программе КПСС этот тезис продолжал висеть на видном месте. Вот и удумали партийные «теоретики» ввести некую бескрайнюю по продолжительности фазу бесконечного, но упорного приближения к коммунизму – «развитое социалистическое общество». Сразу распространили это понятие и на другие соцстраны, чтобы заранее «теоретически» объяснить, почему коммунизм всё никак и нигде не наступает.

Цитируется по изд.: Новейшая история. 1939-1973. М., 1975, с. 106-111.

Рубрика