Болгария на пути освобождения (НИ, 1978)

Болгария на пути освобождения (НИ, 1978)

Восстание болгар против османского ига в XVII веке

Во второй половине XVII века в славянских областях Турции нарастало недовольство населения в связи с ограничением прав некоторых ремесленных центров и притеснением крестьян. После разгрома турецких войск под Веной против Турции сложился союз, или «Священная лига», куда входили Австрия, Польша, Венеция и Россия. В это время болгарин Ростислав, выдававший себя за потомка прежних болгарских царей, обратился за помощью в Москву. Для выяснения положения дел в стране в Турцию был послан русский представитель. В 1686 г. в Тырнове началось восстание. Ростислава провозгласили царем. Турецкие войска подавили восстание и разграбили Тырново. Восстания произошли и в ряде других городов Болгарии, но тоже окончились поражением. Население было разоружено, участились насилия над болгарами и другими славянами. Однако борьба славянских партизанских отрядов не прекращалась. Главной силой их были крестьяне-партизаны (гайдуки) и городские ремесленники.

Социально-экономическое развитие Болгарии в конце XVIII и начале XIX века

Вторая половина XVIII — начало XIX века ознаменовались ростом товарно-денежных отношений и дальнейшим распадом турецкого феодального землевладения. Рост городов формирование внутреннего рынка вызвали рост спроса на продукты сельского хозяйства. В связи с этим значительная част землевладельцев — спахиев — под разными предлогами уклонялась от несения военной службы. Спахии становились постоянными владельцами своих земельных держаний и заботились более всего о росте доходов со своего хозяйства. Турецкие помещики расширяли собственное хозяйство за счет крестьянских или государственных земель. Временный военно-феодальный владетель земель постепенно превращался в наследственного помещика, не несшего, как это было раньше, военной службы.

В юго-западной Болгарии, где земля принадлежала помещику, крестьянин оставался наследственным держателем своего участка, прикрепленным к земле, платил оброк помещику.

В других местах значительную часть крестьян составляли издольщики. Это были безземельные или малоземельные крестьяне, вынужденные арендовать земли у крупного землевладельца и платить ему феодальную ренту в виде части урожая. Реже применялся наемный труд. Были и крестьяне — владельцы земли.

В конце XVIII — начале XIX века в Болгарии еще сохранились в значительном количестве крестьяне, жившие на так называемых вакуфных землях, принадлежавших мечетям. Там, где на вакуфной земле существовало собственное хозяйство мечетей, положение крестьян было похоже на положение крестьян, живших на помещичьей земле.

Значительная часть крестьян жила на государственных землях и была свободна от личной зависимости от помещика.

Все крестьяне платили государственный налог — десятину. Фактический размер этого налога нередко достигал пятой части урожая. Христианское население (райя) уплачивало особый налог за освобождение от военной службы и, кроме того, подушную подать. Крестьяне были обязаны по требованию властей выполнять различные работы и повинности. Чиновники обирали крестьян, крупные землевладельцы заставляли их бесплатно работать на своих полях. Крестьяне были бесправны и беззащитны, они жестоко страдали от произвола властей.

Уже в конце XVIII веке в болгарской деревне в связи с развитием товарно-денежных отношений отчетливо обнаруживается все усиливающееся расслоение среди крестьян. Наряду с обезземеленными и разорявшимися крестьянами появлялись зажиточные — чорбаджии, представлявшие собой деревенскую буржуазию. Это были землевладельцы-кулаки, ростовщики, торговцы.

Конец XVIII — начало XIX века являются периодом быстрого роста городов Болгарии как центров промышленной и торговой жизни страны. В это время происходило передвижение ремесленников из деревни в города. Господствовавшей формой ремесленной организации в это время были цехи. Они были или смешанными по национальному составу, или объединяли только болгарских ремесленных мастеров. Дела цеха решало общее собрание его членов. Во главе цеха стоял выборный старшина, избиравшийся на один год. Каждый цех имел кассу, средства которой составлялись из взносов членов цеха, штрафов и пожертвований.

В рассматриваемый период в Болгарии усилилось развитие торговли. Важное значение имели ярмарки. В Болгарии постепенно начинал создаваться единый Внутренний рынок. С конца XVIII в. болгарская торговля вышла за пределы турецкой территории. В Бухаресте, некоторых городах Австрии и России, в частности в Одессе и Москве, существовали значительные поселения болгарских купцов. В Турции крупным торговым и ремесленным центром со значительным болгарским населением являлся Константинополь.

Кирджалии

Реформы, проводившиеся султаном Селимом III в области реорганизации армии и ликвидации военно-феодального землевладения спахиев, вызвали враждебное отношение к ним со стороны турецких феодалов и духовенства. В разных областях Турции против реформ выступили крупные феодалы, местные паши, отказавшиеся подчиниться правительству. К крупным феодалам присоединились мелкие грабительские шайки, состоявшие из бывших солдат и деклассированных элементов. Феодалы использовали их для грабежа в целях личной наживы. Участники этих шаек получили название кирджалиев.

Среди турецких феодалов, боровшихся против султанского правительства на территории Болгарии, самым крупным был Пазванд-Оглу — паша города Видина. Он объединил вокруг себя янычар, кирджалиев и создал большое войско. В 1795 году Селим III послал против Пазванд-Оглу войска, но они не смогли овладеть Видинской крепостью. Смерть Пазванд-Оглу в 1807 году положила конец его притязаниям на самостоятельность.

Влияние русско-турецких войн на положение болгарского народа

Большое влияние на развитие Болгарии имели русско-турецкие войны конца XVIII — начала XIX века. Они способствовали усилению болгарского национально-освободительного движения. Во время русско-турецких войн болгары, главным образом крестьяне, создавали добровольческие отряды, действовавшие совместно с русской армией. Многие болгары по окончании военных действий, спасаясь от угрожавшей им расправы, покидали территорию Турецкой империи. Особенно много болгар переселилось  в Россию в период русско-турецкой войны 1806—1812 годов. Большая часть болгарских эмигрантов была поселена в Бессарабии.

Русско-турецкая война 1828—1829 годов значительно усилила национально-освободительную борьбу болгарского народа. Находившийся на русской службе в качестве офицера болгарин Георгий Мамарчев в конце войны начал подготовку к общему восстанию для освобождения болгарского народа от османского ига. Царское правительство, однако, в то время не имело в виду уничтожение господства Турции в Болгарии. Поэтому, чтобы не ставить под угрозу жизнь и безопасность болгарского населения, командование русской армии воспрепятствовало началу восстания.

Идеологи освободительной борьбы в Болгарии во второй половине XVIII — начале XIX века

Во второй половине XVIII века, когда складывались новые общественные отношения, зародилась и новая общественная идеология. Ее создателем был выдающийся болгарский патриот — монах Хилендарского монастыря на Афоне Паисий. Пользуясь русским переводом сочинения далматинского историка Мавро Орбини и другими изданиями, он написал (1762) «Историю славяно-болгарскую». В своих сочинениях Паисий укорял болгар, стыдившихся родного языка, своего национального происхождения и стремившихся подражать грекам в языке и обычаях. Он напоминал, что болгарский народ выдвинул из своей среды выдающихся деятелей, что в истории страны были периоды большого расцвета, и разъяснял причины падения независимого Болгарского государства.

Паисий указывал путь духовного и политического освобождения болгарского народа, который он видел в просвещении на родном языке и возрождении независимой болгарской церкви.

Пламенные призывы Паисия к борьбе за родной язык и культуру оказывали большое воздействие на читателей и увеличивали число его сторонников. К ним принадлежал священник Стойко Владислав (1739—1814), ставший затем епископом под именем Софроний. Он много занимался переводом различных поучений с древнеславянского на болгарский язык и в 1806 г. опубликовал сборник поучений. Это была первая книга на болгарском языке. Спасаясь от кирджалиев, Софроний бежал в Валахию. В период русско-турецкой войны 1806—1812 гг. он вступил в сношения с русским командованием и участвовал в подготовке прошения, поданного русскому правительству. В нем говорилось о стремлении болгар освободиться от османского ига и о готовности присоединиться к России. Софроний был выразителем интересов болгарских торговых кругов, рассчитывавших с помощью России добиться освобождения Болгарии.

Экономическое развитие Болгарии в первой половине XIX века

В 30-х годах XIX века турецкое правительство осуществило отмену военно-ленных отношений. Была уничтожена военная повинность спахиев, их лены перешли в руки государства, а спахии получили ренту. Земли, которыми владели помещики на правах частной собственности, остались в их руках. Реформа усилила их интерес к расширению своих владений. Захват землевладельцами крестьянских земель ускорился. Таким образом, аграрная реформа способствовала усилению экспроприации крестьян. Спустя десятилетие в ряде округов крестьяне были лишены земли и стали арендаторами.

В дальнейшем турецкое законодательство признало равенство прав на владение землей мусульман и христиан, что позволило осуществить выкуп части помещичьих земель крестьянами, главным образом сельской буржуазией.

Развитие крестьянского землевладения усилило процесс расслоения крестьян. Займы для приобретения земли, к которым прибегали малоимущие и средние крестьяне, часто приводили к затруднениям с выплатой в срок взятых ссуд; должники попадали в кабальную зависимость от ростовщиков, нередко отбиравших у крестьян приобретенную ими землю. Так, в результате земельных сделок укреплялась зажиточная верхушка и увеличивалось количество обедневших крестьян.

Начиная с 20-х годов XIX века в болгарских городах начинает быстро развиваться мануфактура. Рассеянная мануфактура возникла и распространилась в Болгарии прежде всего в производстве шнура, широко применявшегося для украшения мужской и женской национальной одежды. Базой для развития мануфактуры обычно служила цеховая мастерская. Мастера закупали шерсть и, стремясь к расширению производства, не удовлетворялись тем, что изготовлялось в самой мастерской, а отдавали прясть ее на сторону. Мануфактурное производство захватило и другие отрасли: кожевенное производство, изготовление металлических изделий и т. д. Цеховая организация ремесла переживала процесс разложения и упадка. Главный мастер, в руках которого находились связи с рынком сырья и сбыта, постепенно превращался в скупщика, перепродававшего сырье и продукцию ремесла и ставившего мелких мастеров в экономическую от себя зависимость. В результате развития капиталистических отношений цеховая организация сменялась мануфактурой.

В середине 30-х годов XIX века в Болгарии были сделаны первые попытки создания капиталистической фабрики. Но первая же суконная фабрика, построенная болгарским купцом, была отобрана у него турецким правительством. «В самом деле, турецкое, как и любое другое восточное господство, — писал Энгельс, — несовместимо с капиталистическим обществом; нажитая прибавочная стоимость ничем не гарантирована от хищных рук сатрапов и пашей; отсутствует первое основное условие буржуазной предпринимательской деятельности — безопасность личности купца и его собственности» *.

Крестьянское движение 30—40-х годов XIX в. Гайдучество

Тяжелое положение крестьян, эксплуатируемых турецкими помещиками и разоряемых откупщиками, было основной причиной широкого массового крестьянского движения. В 1835 г. крестьяне 16 сел Нишского округа восстали против произвола турецких землевладельцев. Самое крупное крестьянское восстание произошло в 1841 г. Крестьяне выбрали воеводой Милое Иовановича. Движение быстро распространилось по всему Нишскому и соседним округам и охватило живших там болгар и сербов. Но безоружные крестьяне потерпели поражение. Власти жестоко подавили восстание, сожгли 225 сел, казнили сотни повстанцев, складывая пирамиды из отрубленных голов.

Османский гнет, тяжелое положение народных масс вызывали усиление борьбы болгарского народа за свое освобождение. Одной из форм этой борьбы стал уход крестьян в партизаны, или гайдучество. В первой половине XIX в. оно приобрело особенно широкие размеры. Гайдуки действовали обычно небольшими отрядами, во главе которых стояли воеводы.

Состав отрядов, называвшихся по-болгарски четами, был различен: в них участвовали ремесленники, учителя, но большинство четников составляли крестьяне. Гайдуки совершали нападения на вызывавших наибольшее недовольство турецких чиновников, наиболее жестоких помещиков и т. д.

Борьба за возрождение национальной культуры

Растущее национальное самосознание в 20—30-х годах XIX в. проявилось также в развитии школьного дела. В болгарских городах возникали так называемые болгаро-эллинские школы, где преподавание велось по плану греческих школ и преимущественно на греческом языке, но изучался и болгарский язык. Из школ этого типа вышло много болгарских общественных деятелей, писателей. Смешанная школа, однако, не удовлетворяла потребностей болгарской буржуазии, стремившейся к созданию подлинно национальной школы.

Значительное влияние на развитие национального самосознания болгар и рост национального просвещения оказала научная деятельность русского ученого Юрия Венелина (1802—1839). Его книга «Древние и нынешние болгары в их отношениях с россиянами» сыграла значительную роль в развитии национального самосознания болгарской буржуазии. В ней Венелин признавал болгар славянским народом, близким к русскому.

Под влиянием идей Венелина одесский купец болгарин Априлов на средства своих единомышленников открыл в 1835 г. в г. Габрове первое болгарское светское училище, где применялись методы обучения, распространенные в русских школах. Такие училища были созданы во многих городах Болгарии.

Видинское восстание крестьян в 1850 г. и аграрная реформа 1851 г.

Тяжелое положение крестьян, не изменившееся к лучшему после аграрной реформы, являлось причиной крестьянских движений. Самым крупным и значительным было восстание крестьян Видинского и других округов в 1850 г. Крестьяне избирали предводителей движения. Восстание началось почти одновременно в разных местах. Но овладеть городами повстанцам не удалось, хотя под Белоградчиком 10-тысячная масса крестьян держала город в осаде в течение 10 дней. Под натиском крестьянского движения турецкое правительство издало в 1851 г. указ о передаче крестьянам помещичьих земель за выкуп в северозападной части Болгарии.

Экономическое развитие страны в 50—60-х годах. В 50-е и 60-е годы турецкие помещики, не располагавшие капиталами для перестройки своего хозяйства на капиталистический лад, вынуждены были считаться со все возрастающим сопротивлением болгарских крестьян. Помещики, оказавшись не в состоянии продолжать вести хозяйство прежними методами, разорялись и распродавали свои земли. Крестьяне, выкупившие земли, не являлись, как это было в Турции, полными собственниками этой земли, а были лишь ее владельцами. Верховное же право собственности оставалось за государством.

После заключения Парижского мира (1856) в Болгарию, как и в другие турецкие области, усилился ввоз иностранных товаров. Это наносило тяжелый удар болгарским ремеслу и мануфактуре. Многие болгарские ремесленники разорялись.

Проникновение иностранных товаров облегчалось еще и тем, что в 60-е годы XIX в. турецкое правительство приступило к постройке шоссейных и железных дорог. Улучшение путей сообщения подрывало значение местных ярмарок.

Кризис ремесла и торговли усилил недовольство ремесленников и торговцев, обострил национально-освободительную борьбу.

Борьба за церковную автономию

Наряду с османским игом Болгария испытывала национально-религиозное угнетение со стороны греческой константинопольской патриархии. Поэтому одной из своеобразных форм национальной борьбы в Болгарии была борьба за завоевание самостоятельной национальной церкви. Во главе этого движения стояла болгарская буржуазия, опиравшаяся на поддержку ремесленников и крестьян. Неуступчивость греческой константинопольской патриархии привела в апреле I860 г. к разрыву между болгарскими церковными кругами и патриархией.

Чтобы еще более усилить разногласия между болгарами и греками, турецкое правительство опубликовало ферман (1870), которым объявляло о создании болгарской экзархии — автономной церковной области, признающей верховную власть константинопольского патриарха. Акт этот фактически явился отправным пунктом в образовании независимой болгарской церкви. Болгарские буржуазно-церковные круги рассматривали самостоятельность церкви в качестве первого шага на пути завоевания политической автономии в системе Османской империи и стремились к укреплению экзархии. Церковный разрыв между болгарами и греками был закреплен на ряд десятилетий.

Революционная деятельность Г. С. Раковского

Первая попытка широкой организации вооруженной борьбы против османского господства связана с именем выдающегося болгарского революционера и писателя Георгия Раковского (1821—1867), родившегося в городе Котел в семье портного. Отец Раковского был руководителем местных ремесленников в их борьбе с городскими богачами-туркофилами. За выступление против них Раковский и его отец подверглись преследованиям. Во время Крымской войны Раковский сформировал небольшой отряд, с которым пытался присоединиться к русским войскам Он основал в Белграде болгарскую газету «Дунайский лебедь», популяризовавшую мысль о необходимости борьбы против османского господства.

Главной заслугой Раковского в борьбе болгарского народа за освобождение была попытка использовать гайдуков в борьбе за освобождение от османского ига. Раковский не раз формировал в Сербии вооруженные отряды, чтобы с их помощью поднять общее восстание в Болгарии. Одна из таких попыток была сделана в 1866—1867 гг., но Сербия не выступила против Турции и отряды Раковского были распущены.

Выступления четников. В ночь с 5 на 6 июня 1868 г. переправились через Дунай и высадились на берег четы партизанских воевод Хаджи Димитра и Стефана Караджи. Около Шипкинского перевала четники выдержали ожесточенный бой, во время которого Хаджи Димитр и почти все участники отряда были убиты. Стефан Караджа был захвачен турками в плен. Эта неудача показала бессилие четнической тактики, основанной на деятельности разрозненных отрядов гайдуков, вторгающихся из-за границы в Болгарию в надежде своим появлением вызвать общее народное движение.

В. Левский и Л. Каравелов. Васил Левский (1837—1873) был первым болгарским революционным демократом и республиканцем. Он происходил из крестьянской семьи, участвовал в отрядах гайдуков, организованных Раковским. Вскоре Левский убедился, что без предварительной подготовки восстание невозможно, так как народ не имеет оружия и опыта вооруженной борьбы. Он считал необходимым создать сильную организацию, которая подготовила бы народ к восстанию. Левский стремился к установлению республиканского строя и в балканских странах и к объединению их в Балканскую республику.

Любен Каравелов (1837—1879) происходил из обеспеченной семьи. Он получил образование в Московском университете и в 3867 г. поехал в Белград, где велась в это время усиленная подготовка к выступлению балканских народов против Турции. В 1869 г. Каравелов переехал в Бухарест. По своим взглядам он был буржуазным демократом, выразителем интересов мелкой буржуазии. Главную цель он видел в освобождении Болгарии и создании Дунайской федерации свободных народов. Не надеясь на успех самостоятельной борьбы болгарского народа, Каравелов считал, что освобождение Болгарии может быть достигнуто с помощью Сербии. Идеалом политического строя, по мнению Каравелова, была республика, но он считал, что вопрос о том, какой строй следует установить в Болгарии, мог решить лишь сам освобожденный народ.

Болгарский Центральный революционный комитет

В апреле 1870 г. Левский и Каравелов создали Болгарский Центральный революционный комитет, задачей которого являлось свержение османского ига и создание Дунайской федерации свободных народов. Программа Комитета представляла компромисс между радикально-буржуазной точкой зрения Каравелова и революционно-демократическими взглядами Левского.

В мае 1870 г. Левский приступил к организации широкой сети местных революционных комитетов. Они состояли из крестьян, ремесленников, интеллигенции, торговцев. Комитеты должны были объединить сторонников восстания, вооружить и подготовить их к борьбе. Один из участников комитетов в целях приобретения средств для нужд организации подготовил нападение на турецкую почту. Турецким властям скоро удалось арестовать его.

Во время допроса он предательски выдал Левского и всю революционную организацию. Последовали многочисленные аресты. Левский был схвачен и повешен в феврале 1873 г.

К 70-м годам XIX в. политическое положение в Болгарии было накалено до предела. В стране назревал взрыв революционного национально-освободительного движения.

Примечания

* Энгельс Ф. Внешняя политика русского царизма. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 33.

Новая история. Часть первая. 1640-1870. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978, с. 606-614.

Рубрика