Франция времен абсолютной монархии: государственный строй

Франция времен абсолютной монархии: государственный строй

При абсолютизме классовая сущность феодальной монархии не изменилась. Она по-прежнему была государством, служившим интересам дворянства и духовенства. Но приходилось считаться и с буржуазией, допускать ее представителей к управлению. Представители буржуазии имели большой вес в судебном ведомстве, казначействе, в решении вопросов об откупах. Чиновники королевской службы, выходцы из буржуазии получали и приобретали за деньги звание дворянина, их называли «дворянством мантии». Но они не были уравнены в правах с наследственными дворянами

Процесс утверждения абсолютизма начался в конце XV века. Однако короли из династии Валуа — Людовик XII, Франциск I и Генрих II еще не обладали такой неограниченной властью, как короли из сменившей их во второй половине XVI века династии Бурбонов.

Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму являлся закономерным, он был обусловлен многими социально-экономическими причинами. В условиях острой классовой борьбы, перед лицом нарастающих крестьянских волнений и недовольства городской бедноты дворянство и верхушка горожан были заинтересованы в усилении королевской власти. Они поддерживали централизацию власти, ликвидацию феодальной раздробленности. Единообразие административного и правового устройства содействовало развитию торговли, ускоряло процесс формирования нации. Абсолютизм во Франции утвердился во второй половине XVI века при Генрихе IV Наваррском. «Моя воля должна быть законом»,— заявлял он. Установлению абсолютизма предшествовали многолетние религиозные войны между католиками и гугенотами.

Окончательно оформился абсолютизм при кардинале Ришелье, служившем при бездарном и слабовольном Людовике XIII. Свою энергию, волю, большой опыт политической борьбы он направил на усиление дворянской монархии. «Интересы государства, — писал Ришелье, — есть высшее благо... Моя первая цель — величие короля, вторая — могущество королевства». Он сурово подавлял восстания крестьян и городских низов и в то же время решительно расправлялся с мятежными магнатами, преследовал гугенотов.

Ришелье помогал развитию мануфактур, особенно если они работали на армию, содействовал учреждению кампаний для захвата и грабежа колоний, добивался принятия мер по защите отечественной промышленности от иностранной конкуренции. Чтобы приостановить убыль числа офицеров, сломить спесивых дворян, под страхом смерти были запрещены дуэли. Дворянин должен был проливать кровь только на службе короля. Королевская декларация 1626 года объявила о снесении замков и укреплений герцогов и графов.

Для пополнения казны была введена широкая продажа дворянских званий. При Ришелье налоги возросли в четыре раза.

Из-за нехватки денег однажды переплавили в монету даже дворцовую посуду. Большие суммы тратились на армию, полицию, чиновничество. Много средств шло на содержание королевского двора.

При абсолютизме существенной реорганизации подверглось Местное управление. Оно теперь строилось по системе бюрократического централизма. Вся Франция была разбита на провинции, округа. Крупные округа возглавляли интенданты-чиновники с весьма широкими полномочиями. Власть губернаторов ограничилась до минимума. Интенданты короля по делам юстиции, полиции и финансов подчинялись только первому министру или королю. Эти должности не продавались, поэтому интенданты зависели от центральной власти. Они контролировали местное управление, следили за поведением родовитых вельмож, карали заговорщиков.

Однако административная система была громоздкой, она строилась по принципу бюрократического централизма. Во многих провинциях были свои судебные и административные порядки, по-разному взимались налоги, таможенные сборы, и даже меры веса, длины и объема были не везде одинаковыми. Огромный бюрократический аппарат невежественных и продажных чиновников охватывал своими щупальцами все области общественной и даже личной жизни. Запрещались «опасные» нововведения.

Государство вмешивалось в деятельность купцов, промышленников, строителей, запрещало неугодные произведения писателей, драматургов, а наиболее радикальных деятелей культуры и просвещения заточало в темницы. Публикация научных трудов, произведений литературы находилась под строжайшим контролем цензуры. В идеологической борьбе с инакомыслящими монархия выступала в теснейшем союзе с католической церковью. Книги передовых мыслителей сжигались на кострах.

Абсолютизм во Франции имел завершенную, классическую форму. В свое время он сыграл положительную роль, помог окрепнуть отечественной промышленности. Высокие ввозные пошлины, установленные по инициативе Ришелье и Кольбера, закрыли доступ на рынки Франции более дешевым изделиям из других стран, облегчили ввоз сырья. Развитию внутренней торговли способствовали ликвидация многих межпровинциальных застав, некоторая унификация правовых норм.

Королевская администрация решительно искореняла сепаратизм местных феодалов. Однако в целом абсолютизм во Франции действовал прежде всего и главным образом в интересах дворянства (среднего и мелкого) и лишь во вторую очередь считался с нуждами верхушки класса буржуазии. Относительно прогрессивная роль абсолютизма заметна во второй половине XVI и в начале XVII века.

При абсолютизме король считался неограниченным монархом, Он издавал и отменял законы, назначал и смещал чиновников и т. д. Считалось, что его власть носила надзаконный, священный характер, а король — наместник бога на земле. На «божественное» начало своей власти часто ссылался Людовик XVI. Управление строилось на принципах бюрократического централизма. Централизация власти и управления особенно усилилась при Людовике XIV. Льстивые царедворцы называли его «король-солнце». Король писал: «Воля бога заключается в том, чтобы всякий рожденный подданным, повиновался без рассуждений». Народ считался слугой монарха.

Эдикт короля 1641 года запретил судам, в том числе Парижскому парламенту брать дела, касающиеся «государства, администрации и правительства». Людовик XIV лишил парламент Парижа даже тех скромных прав, которыми он обладал раньше. В тех случаях, когда новый указ короля вступал в явное противоречие с прежним, парламент мог ставить в известность короля о несоответствии данного акта прежним законам или обычаям страны. Это действие называлось ремонстрацией. Но если король приходил в парламент, любой акт его немедленно вступал в силу. Раздраженный очередной ремонстрацией, Людовик XIV, обращаясь к членам парламента, заявил: «Вы думаете, что государство — это вы? Нет! Государство — это я!» С тех пор письменные протесты парламента воспрещались. Наиболее «принципиальные» члены парламента подвергались гонениям.

Генеральные штаты и Совет нотаблей уже не действовали. Для обсуждения особо важных вопросов король созывал государственный совет. Подсчетом налогов занимались счетная палата и палата акцизных сборов. Имелся Совет депеш — орган, который собирал донесения интендантов. Надзор за деятельностью интендантов осуществлял генерал — контролер финансов. Однако бальяжи и сенешальства кое-где еще сохранялись. Административное деление было запутанным. Министры не всегда знали, где проходит граница Франции.

Появились должности государственных секретарей: иностранных, военных, морских дел и королевского двора. В отсутствие короля председателем государственного совета был канцлер, он же скреплял королевской печатью акты монарха. Государственные секретари фактически выполняли функции королевских министров.

Много внимания уделялось армии. Она стала регулярной. В начале XVIII века в ней насчитывалось 46 пехотных и 28 кавалерийских полков, свыше трети ее состава были наемники. Появился Генеральный штаб, был введен твердый порядок прохождения службы. Однако офицерские должности по-прежнему продавались.

Некоторые должности передавались по наследству, причем король санкционировал такую практику и взимал за подобные сделки специальную плату. За плату можно было приобрести должность судьи. Сбор косвенных налогов отдавался на откуп. Во время публичных торгов каждый желающий мог внести в казну короля требуемую сумму и получить право на сбор налогов в провинции. Налоги часто взыскивались с помощью солдат. Откупщики старались собрать больше, чем стоил патент, что приводило к страшным злоупотреблениям. После ареста обер-интенданта Н. Фуке казна заполучила сказочную сумму — свыше 100 миллионов ливров. Классовые интересы абсолютизма обслуживал огромный полицейский аппарат.

Всевозрастающая расточительность королевского двора, содержание огромной армии чиновников, наемного войска, частые неудачи в войнах истощали казну. За ее счет раздавались пенсии и подарки, содержалось большое число знати, друзей, родственников короля и т. п. Для пополнения были введены налоги на табак, бумагу, вино и на соль. В ответ на просьбу министра финансов уменьшить расходы на роскошь Людовик XV сказал: «На мой век хватит».

Придворное дворянство жило за счет жалования от короля и с помощью аппарата монархии эксплуатировало крестьян. Опорой самодержавия кроме дворянства и духовенства была также крупная буржуазия, крайне заинтересованная в создании единого государства, единой системы права. За покровительство в торгово-промышленной деятельности она ссужала королю деньги. В сохранении самодержавия сильнее всех была заинтересована верхушка дворян и третьего сословия.

После того как абсолютная монархия завершила политическое объединение, в стране наметился некоторый экономический подъем. Однако уже в конце XVII — начале XVIII века абсолютизм Франции стал тормозом общественного прогресса. Великая французская буржуазная революция конца XVIII века уничтожила абсолютистский строй.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 77-81.

Рубрика