Чехия с образования государства до начала XVI века

Чехия с образования государства до начала XVI века

Чешское феодальное государство ведет свое начало с княжества Само (623—658 гг.) — объединения чешско-моравских племен. После его распада возникла Великоморавская держава, но и она погибла под ударами венгерских феодалов. За десять лет до ее гибели из нее выделилось Чешское княжество со столицей в Праге. Его князьям из династии Пржемыслов удалось отстоять независимость, несколько ограничить сепаратизм крупных феодалов, установить хорошие отношения с Киевской Русью.

В середине XI века чешские князья были вынуждены признать себя вассалами Германской империи и получили королевский титул. Но в некоторые периоды эта зависимость имела номинальное значение.

Одним из ранних памятников права Чехии и Моравии конца XII века являются Статуты Конрада Оттона. Полный текст их не сохранился, из содержания отрывков видно, что эти статуты являлись записями норм обычного права. Они предназначались для правителей областей — жупанов, обладавших административными и судебными функциями.

Князь Оттон Зноймский, издавая судебник, имел в виду усилить великокняжескую власть, ограничить своеволие местных феодалов. Паны стремились закрепить за собой пожалованные земли (бенефиции) в наследственные вотчины. Их требования были зафиксированы в ст. 1.

Статуты освободили духовенство от юрисдикции светской власти. Они сохранили ордалии («божий суд»). Феодалы могли посылать на ордалии зависимых людей. Если же холоп не выдерживал испытания и умирал, то господин обязывался заплатить за него 200 динариев (ст. 9).

Большинство статей посвящено процессуальному праву. Но имеются отдельные статьи о преступлении и наказании. Кража у знатного человека каралась смертной казнью с конфискацией имущества (ст. 3). Тяжелая участь ждала и должника, не вовремя явившегося в суд по иску о возврате долга. В законнике упоминается судебный поединок, но драться на дубинах разрешалось только с чужеземцами (ст. 835).

Статьи судебника дают возможность в общих чертах воссоздать дворцово-вотчинную систему великого князя. Во главе княжеских городов и имений стоял каштелян (градский жупан). В его обязанности входили сбор и командование ополчением, взимание налогов, отправление правосудия. Его помощником был владырь — управитель княжеских имений. Вместе с членами градской дружины он разбирал судебные дела. Контроль за исполнением судебных решений и сбор пошлин возлагался на коморника. Чиновники меньшего ранга были старшие и младшие урядники (подкоморники, подсудки, секретари и др.).

Феодальный строй в Чехии окончательно утвердился в XII веке. Рост крупного землевладения сопровождался захватом общинных земель, экспроприацией крестьянства. Феодальная знать в лице панов и земанов требовала для себя иммунитетных грамот, подтверждавших их право на административное управление в своих вотчинах, право вершить суд и расправу над крестьянами, собирать подати в свою пользу и т. д. Ранее свободные общинники — дедичи попали в крепостную кабалу, такая же участь еще ранее постигла оставшихся рабов. Кроме уплаты денежных платежей — чинша — крестьяне выполняли барщину, продолжительность которой устанавливалась помещиком. Их заставляли платить налоги государству, сборы в пользу духовенства и т. д.

Крупные феодалы к концу XIV века стали тяготиться центральной властью, неоднократно выступали против нее. В борьбе против магнатов король опирался на земанов — мелких феодалов, однако этой силы, при слабости горожан, было недостаточно. По ряду причин попытки трех королей (Пржемысла II, Вацлава II и Карла I, являвшегося одновременно германским императором) в течение ста пятидесяти лет централизовать государство, создать единый свод законов окончились неудачей. Магнаты цепко держались за свои вольности и привилегии. В частности, из судебника Карла I (1355 г.) сейм утвердил только те статьи, в которых были узаконены права панов в отношении феодально-зависимого населения. Переход крестьянина от одного помещика к другому разрешался только после дня святого Мартина (с 12 ноября), причем после уплаты всех пошлин и оброков. Судебник отменил ордалию.

В период сословно-представительной монархии (XV — начало XVI веков) в Чехии созывался сейм, в котором заседали паны, владыки и мещане. Последние были представлены через депутатов. При короле имелся Совет, так называемая Земская рада, где с участием панов рассматривались наиболее важные дела, в том числе судебные. Местное управление находилось в подчинении знати.

Трудолюбие чешского народа, высокий уровень его культуры обеспечили быстрый экономический прогресс Чехии. В 1348 г. в Праге был открыт университет, где обучались также поляки и немцы. Именно здесь начал свои знаменитые проповеди выдающийся ученый и патриот Ян Гус, призвавший свой народ к борьбе против католического мракобесия и немецкого засилия, за свободу и независимость своей родины. Он первый потребовал ликвидации церковных земель, подчинения духовенства светским законам.

Его последователи — чашники и табориты — подняли вооруженную борьбу за ликвидацию иноземного ига, против феодализма. Энгельс указывал, что гуситсткие войны — это «национально-чешская крестьянская война против немецкого дворянства и верховной власти германского императора» *. Учение Гуса оказало влияние на Реформацию в других странах Западной Европы.

В начале XVI века Чехия утратила независимость и вошла в состав австрийского государства Габсбургов.

Особенностью чешского феодального права является его партикуляризм, прослеживается влияние свода римского гражданского права в нормах гражданского права, хотя его применение носило, как правило, субсидиарный характер.

Примечания

* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 6, с. 180.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 127-129.

Рубрика