Франция: государственный строй (Федоров, 1977)

Франция: государственный строй (Федоров, 1977)

До гитлеровской оккупации во Франции действовал режим Третьей республики, в конституционные законы 1875 г. коренных изменений внесено не было. Народные выступления вынудили правящие круги внести отдельные поправки в избирательное право. По закону от 12 июня 1919 г. устанавливалось, что каждый департамент посылает в палату депутатов одного представителя от 75 тысяч жителей.

Список, получивший абсолютное большинство голосов, проходил целиком. Если же ни один из списков в департаменте не собрал необходимого большинства, тогда начинались сложные подсчеты на основе пропорционального представительства. Такой способ был на руку правым партиям, так как голос избирателя от сельской местности зачастую оказывался равноценным двум, а то и трем голосам жителей промышленных департаментов. В июле 1927 г. полностью была восстановлена мажоритарная система. С ее помощью правящие партии стремились помешать компартии проводить своих представителей в парламент.

Выборы проводились в два тура. В первом туре избранным считался тот, кто получал абсолютное большинство голосов, во втором — достаточно было иметь относительное большинство. Правительство тщательно разрабатывало границы округов, чтобы растворить левых избирателей среди массы сторонников буржуазии. Этот прием называли «избирательной географией».

«Сражение» за место в парламенте, по выражению Э. Эррио, напоминало «битву гладиаторов». Депутат по-прежнему не нес ответственности перед избирателями. Это не относилось к депутатам-коммунистам, которые были тесно связаны с рабочими и защищали их интересы в парламенте.

В палате депутатов не прекращались острые схватки между представителями крупного капитала и левыми силами. Первые именовали себя Национальным блоком, вторые — Левым блоком. Депутаты от правых партий нападали на парламентский режим, агитировали за установление сильной власти президента. Эту попытку сделал президент А. Мильеран в 1924 г., но вынужден был досрочно уйти в отставку. После фашистского путча 6 февраля 1934 г. президент П. Думерг также предложил реформу парламента, но не встретил поддержки, и перестал вмешиваться в политические распри. Вносились законопроекты об ограничении для левых партий свободы печати. Попытки реакции наталкивались на мощные выступления рабочего класса.

Отмечается частая смена кабинета. Нередко уход в отставку правительства происходил в результате влияния внепарламентских сил, давления народных масс. С этим вынуждены были считаться лидеры фракций в парламенте.

В этой обстановке сенат стал претендовать па равноправие с палатой депутатов. При этом он ссылался на ст. 6 закона 1875 г., по которой «министры ответственны перед палатами», а также на прецедент 1908 г., когда Ж. Клемансо испрашивал сенат о доверии. Верхняя палата все чаще тормозила принятие прогрессивных законов. В 1925 г. сенат провалил законопроект правительства Левого блока во главе с Э. Эррио о налоге на капитал и заставил его уйти в отставку. В 1930—1932 гг. сенат вынудил уйти в отставку ряд кабинетов. Только правительство

Народного фронта отказалось признать прерогативу сената, которую он пытался себе присвоить.

Положение кабинета зависело от палаты депутатов. Но трибуна парламента чаще использовалась как место для состязаний ораторов. Правящий класс свои интересы проводил через исполнительные органы за кулисами, путем сговора партий с кабинетом. Поскольку такие сделки становились достоянием общественности, монополии добились наделения своих правительств правом делегированного законодательства. Практика издания декретов помимо парламента стала применяться еще в первую мировую войну, затем в 1924 и 1926 гг., но особенно часто после экономического кризиса. Акты о чрезвычайных полномочиях правительства принимались с 1934 г. почти ежегодно. Лишь правительство Народного фронта действовало в конституционном порядке.

6 февраля 1934 г. организаторы фашистского путча пытались вообще ликвидировать парламентский режим. Решимость и мужество рабочего класса, единство действий коммунистов и социалистов сорвали замысел реакции. Именно левые силы были сторонниками республиканского режима, последовательными борцами против фашизма.

Боясь дальнейшего роста влияния компартии и левых сил, власти усилили репрессии. В августе 1939 г. закрывается «Юманите» — главный печатный орган ФКП. В начале второй мировой войны коммунисты — депутаты парламента, члены генеральных и муниципальных советов лишаются мандатов, органы печати закрылись. 26 сентября 1939 г. издается декрет о запрещении компартии. Одновременно правительство отменило многие завоевания рабочего класса, достигнутые в годы правления Народного фронта.

В период «странной войны» (1939—1940 гг.) реакция усилила наступление на рабочий класс и его прогрессивные организации. Многие профсоюзы были распущены. Создавалось впечатление, что правящие круги больше боялись своего народа, чем гитлеровцев.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 348-350.