Декан и Южная Индия в магадхско-маурийскую эпоху

Декан и Южная Индия в магадхско-маурийскую эпоху

В отличие от материалов по истории Северной Индии второй половины первого тысячелетия до нашей эры данные о Южной Индии, государствах этого района, их политическом, экономическом и культурном развитии значительно скуднее. Литературные тексты на местных южноиндийских языках появляются лишь в первые века нашей эры, поэтому основным источником служат надписи (пракритские и санскритские).

В эдиктах Ашоки перечисляются южноиндийские страны, лежавшие вне границ его империи,— Пандья, Чола, Чера, Сатьяпутра и Кералапутра. В более раннем по времени труде Мегасфена упоминается Пандея, что свидетельствует о существовании здесь государства по крайней мере уже в конце IV века до н. э. Интересно, что о Южной Индии и даже о Шри Ланке было известно писателям — участникам похода Александра. Один из них — Онесикрит рассказывал в своих записках о плаваниях к этому острову. В магадхско-маурийскую эпоху контакты Северной и Южной Индии упрочились. В трудах грамматиков Катьянны (IV век до н. э.?), а затем Патанджали встречаются названия областей Южной Индии. Северо-индийская культура все больше проникает на юг, налаживаются экономические связи. Этот процесс особенно усиливается, когда некоторые области Южной Индии вошли в состав империи Маурьев. В «Артхашастре» уже содержится много сведений о товарах из Южной Индии, а также торговых путях, проходивших по ее территории.

В эпоху Маурьев буддизм начинает проникать на юг. Подтверждение тому — посвятительные буддийские надписи III — II веков до н. э., открытые в областях Декана.

После падения Маурьев ряд областей Декана, входивших в империю, начали борьбу за независимость. Шунгам лишь силой оружия удавалось усмирять, например, Видарбху, и только южная часть этой области все же получила самостоятельность.

Самым известным и сильным государством Декана в после-маурийский период было государство Сатаваханов. К сожалению, многие страницы его истории нам пока неизвестны. Данные пуран позволяют связывать Сатаваханов с Андхрами, которые затем, судя по надписям, овладели и областями на западном побережье. Основателем династии был Симука (в пуранах — Шишука), но наиболее видным правителем первого периода сатаваханской истории был царь Сатакапи (или Шатакарни, по пуранам). В его правление государство расширило свою территорию, а сам царь стал величаться «господином Южной страны». Шатакарни пришлось выдержать борьбу с сильным государством на восточном побережье — Калингой, царь которой Кхаравела двинулся со своей армией на запад. В этот период Калинга стала одним из самых сильных государств Индии. Судя по надписи Кхаравелы, найденной в Хатхигумпхе (недалеко от современного Бхубанешвара), калингские войска одержали победу в борьбе с западными народами — бходжаками и ратхиками. Затем Кхаравела совершил три похода на север, осадил старую столицу Магадхи Раджагриху и подошел к Гангу. Царь Магадхи по имени Бахасатимита, как свидетельствует надпись Кхаравелы, склонился перед царем Калипги. Кхаравела предпринял военную экспедицию на юг, и его войско достигло даже государства Пандья. После Кхаравелы слава Калинги тускнеет, все меньше и меньше встречается сведений о ней.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 77-78.