Троицкий собор

Троицкий собор

Троицкий собор. Вид с Востока.

Троицкий собор (1422—1423 гг.). В 1422 году предпринимается торжественная канонизация Сергия Радонежского. «В похвалу Сергию» на месте Деревянной Троицкой церкви, перенесенной несколько восточнее, в 1422 — 1423 годах был воздвигнут монументальный белокаменный Троицкий собор.

Сооружение мемориального памятника в честь одного из активных борцов против татарского ига в условиях еще продолжавшихся неприятельских набегов воспринималось как призыв к продолжению борьбы русского народа за свою независимость.

Троицкий собор стал композиционным центром, вокруг которого происходило последующее развитие монастырского ансамбля. Сила художественной выразительности этого памятника так велика, что даже с ростом монастыря и сооружением огромного Успенского собора (XVI в.), а затем и высокой пятиярусной колокольни (XVIII в.) он не потерял значения главного памятника, несмотря на свои скромные размеры.

Для постройки собора были приглашены «отвсюду зодчие и каменосечцы мудры», которые «церковь прекрасну вздвиже» и придали ей все основные черты, характерные для ранней московской архитектуры. Он имеет типичную для того времени планировку, приближающуюся к квадрату, три полукруглых выступа — апсиды с востока, четыре столба внутри, на которые опирается барабан с куполом.

Сложен собор из тесаных белокаменных блоков. Кладка тщательная, с почти неразличимыми швами между блоками камня. Стены с узкими щелевидными окнами имеют необычный наклон к центру здания. Это усиливает впечатление монументальности, уравновешенности, устойчивости собора и вместе с тем подчеркивает его устремленность ввысь. Фасады членят по вертикали плоские лопатки. По горизонтали, опоясывая стены, апсиды и барабан главы, тянется резной белокаменный фриз с крестчатым и растительным орнаментом; стены завершают килевидные закомары. Над диагональными кокошниками — декоративными подобиями закомар — высится массивный, несколько смещенный к востоку башнеобразный барабан, увенчанный шлемовидной главой.

С трех сторон собор имеет перспективные порталы (входы), завершения которых повторяют килевидную форму закомар. На западном фасаде собора в огромном киоте — изображение Троицы. Живописное расположение объемов и форм является характерной особенностью архитектуры Троицкого собора.

Внешне небольшой по размерам собор внутри кажется намного выше. Это впечатление возникает благодаря стройной системе оптических поправок.

Особый интерес представляют иконостас и фрески Троицкого собора. Они были созданы артелью иконописцев, возглавлявшейся выдающимися художниками Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Но стены собора безвозвратно утратили живопись рублевского времени, так как «по ветхости» она была сбита вместе со штукатуркой и в 1635 году заменена новой, неоднократно переписывавшейся и поновлявшейся на протяжении следующих столетий.

В 1949—1952 годах были обследованы, зафиксированы, раскрыты из-под поздних записей и укреплены фрагменты живописи XVII века, сохранившиеся в скуфье барабана, на сводах и верхней части стен и столбов. В 1977—1980 годах вторично проведены реставрация сохранившейся и воссоздание утраченной живописи.

Иконостас Троицкого собора, сохранившийся с XV века до наших дней, является одним из лучших собраний древнерусской живописи, где представлены 42 произведения, созданные Андреем Рублевым и мастерами его круга. Для иконостаса Андреем Рублевым была написана прославленная «Троица» — икона, замечательная наивысшим соответствием художественной формы и философского содержания, динамичной композицией, светлым и жизнерадостным колоритом.

Исследователи отмечают, что это произведение «всемирное и всевременное: творение изумительной духовной высоты, вечный гимн миру и согласию среди людей.

«Собственно богословский сюжет «Троицы» сейчас уже мало кому известен. Это библийский миф о трех таинственных путниках, посетивших старца Авраама, чтобы возвестить ему о будущем рождении сына. Христианская догматика истолковывала этих путников — ангелов как три ипостаси единого божества: бог-дух, боготец и бог-сын. Андрей Рублев изобразил их сокровенную беседу, протекающую как бы в молчании. Три кротких ангела легкими склонениями голов, легкими движениями рук предрешают будущую судьбу мира. Они предвидят печали, и жертвы, и крестный путь, но это находит высшее конечное разрешение в умиротворенной гармонии. Какая-то необыкновенная чистота излучается не только взорами ангелов, но и всем строем картины, ее золотисто-голубой красочной гаммой и мягкостью силуэтов. Столь любимые нашими предками волнообразные и круговые ритмы здесь доведены до самого совершенного выражения. Живопись становится почти музыкой, тема победы добра воспринимается музыкально».

С 1929 года икона находится в Государственной Третьяковской галерее, а на ее месте, справа от Царских врат,— удачно выполненная Н. А. Барановым копия.

В нижнем (местном) ряду иконостаса — иконы XV— XVII веков кисти выдающихся художников московской школы. В конце XV века мастером школы Дионисия была написана икона Сергия Радонежского с житием. Во второй половине XVII века здесь были помещены две иконы работы знаменитого царского изографа Симона Ушакова. Примечательны также царские врата, обложенные чеканными полосами серебра,— вклад царя Михаила Федоровича (1643).

Над местным рядом — деисус, или деисусный чин (ряд), состоящий из больших, двухметровой высоты икон.

Третий ряд иконостаса посвящен основным христианским праздникам и именуется «праздничным».

Выше расположен ряд поясных фигур ветхозаветных пророков. Пророческий чин, за исключением иконы Богоматери XVIII века, наряду с деисусным и праздничным относится к эпохе Андрея Рублева.

Иконы верхнего, праотеческого, ряда написаны в конце XVI века по заказу царя Бориса Годунова.

На восточных сторонах столбов находятся две древние иконы: «Владимирская богоматерь» XV века и «Никола с житием» XVI века. Последняя была пробита ядром во время осады монастыря поляками в начале XVII века.

Работы по расчистке и реставрации живописи иконостаса были начаты в 1918 году и завершились в 1970-е годы.

В юго-восточном углу собора установлена серебряная, с чеканным узором и текстом из жития Сергия рака (гробница) для останков Сергия Радонежского. Эту превосходную работу в конце XVI века исполнили 14 мастеров Московского Кремля, среди которых были и русские и иностранцы. В XVIII веке над гробницей была установлена на четырех столбах серебряная сень, изготовленная мастером Давидом Прифом по рисунку Каравакка.

С течением времени облик Троицкого собора менялся. К нему были пристроены другие сооружения. В XVI веке к южному фасаду примкнула Никоновская церковь, появилась западная паперть и Серапионова палатка. В XVI11 веке пристроили обширную паперть с северной стороны.

Сам собор тоже претерпел ряд изменений. Первоначальное позакомарное покрытие было заменено четырехскатной кровлей, узкие щелевидные окна растесаны, белокаменные стены оклеены холстом и расписаны «под мрамор». Все это грубо искажало облик памятника.

Работы по реставрации Троицкого собора начались вскоре после передачи его Государственному музею. В результате кропотливого труда реставраторов собор освобожден от грубых поздних пристроек: в 1925 году была разобрана громоздкая северная паперть, в 1954 году наружные стены и барабан очищены от оклейки холстом. Наряду с документальной реконструкцией первоначального вида собора был определен и восстановлен в 1966 году наиболее выразительный облик памятника с сохранением купола и воссозданием позакомарной кровли XVI века.

Загорский музей-заповедник. Составитель Т. Н. Манушина. М., 1990, с. 37-44.