Византийская империя

Византийская империя

Византийская империя — государство на территории Восточной Римской империи со столицей в Константинополе (современный Стамбул), существовавшее в IV — середине XV века. Основателем Византийской империи считается император Константин I (306—337), перенесший в 326 столицу империи в бывшую мегарскую колонию Византий на Босфоре, переименованную в Константинополь (город Константина). По античному названию столицы Византийская империя, или Византия, и получила свое название уже после ее падения. Сами же византийцы называли свое государство Римской (Ромейской) империей, или «Царством ромеев», считая себя непосредственными продолжателями исконной Римской империи. Жители империи называли себя «ромеи», т. е. «римляне», а «греками» (эллинами) именовали язычников.

Еще одной официальной самоидентификацией византийцев было «Христианское царство», а византийский период мировой истории именовался «эпохой христианских василевсов (императоров)», чем подчеркивалось исключительное значение вероисповедания граждан государства. Научный термин «Византийская империя» («Византия») вошел в употребление в XVI веке для обозначения средневекового государства на пространстве древней Римской империи. Обособление от Западной Римской империи проявилось после раздела Римской империи в 395 году на две части, а после завоевания Рима Одоакром в 476 году Византийская империя стала наследницей римской власти в Средиземноморье. Территория Византийской империи менялась с течением времени. Если в IV веке государство включало в себя Грецию, Центральные и Восточные Балканы, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, а также итальянские, южно-испанские и североафриканские провинции, то при императоре Юстиниане около 560 года в состав Византийской империи входило почти все североафриканское побережье, Италия, крупнейшие острова Средиземного моря и южная часть Пиренейского полуострова. Но к концу IX века Византия потеряла почти все территории на западе (кроме Неаполя, Калабрии, северо-востока Сицилии), на севере Балкан и в Подунавье, в Африке и в Передней Азии, на востоке Малой Азии. К середине XI века Византийская империя восстановила свои владения в Малой Азии, Великой Армении, на Кипре, однако вновь потеряла большую часть малоазиатских территорий и Сербию уже в середине XII века. После Четвертого крестового похода, с 1204 по 1261 годы, наследницами завоеванной крестоносцами Византийской империи стали Никейская империя, занимавшая северо-запад Малой Азии, Эпир и Трапезундская империя, не считая основанной крестоносцами Латинской империи. Восстановленная в 1261 году Византийская империя ограничивалась северо-востоком Греции и частью Пелопоннеса, северо-западом Малой Азии, эгейскими островами. Наконец, к 1-й половине XV века Византийская империя сохранила за собой лишь Константинополь с окрестностями и ряд островов на севере Эгейского моря. 29 мая 1453 года после длительной осады турки-османы взяли штурмом столицу империи: эту дату признано считать концом существования Византийской империи как государства.

Обширная территория государства предопределила пестроту его этнического состава, в который, помимо греков и италийцев, наследников Древнего Рима и Древней Греции, входили сирийцы, копты, армяне, грузины и другие кавказские народы (аланы, авасги и проч.), фракийцы, иллирийцы, даки, влахи, евреи и т. д. В эпоху Великого переселения народов, лишь частично задевшего Византию, в империю переселились наследники гуннов, германцы, готы и другие, затем авары, славяне, тюрки-печенеги и куманы (половцы), сельджуки и османы. Среди императоров Византии имелись как римляне и греки, так и армяне, хазары, фракийцы, македонцы, сирийцы. В IV— VI веках государственным языком была латынь, с VII века — греческий. Византийская империя, будучи, по определению А. Гейзенберга, «христианской Римской империей греческой нации», изначально унаследовала традиции римского цезаризма, эллинистической культуры словесного выражения идеи величия и эвтаксии (благоустройства) монархического миропорядка и ближневосточной христианской концепции воплощения господства Царя Небесного в автаркии власти царя земного. На первый взгляд, Византия получила почти готовой эллинистически-римско-христианскую модель верховной власти. Первым византийским императором следует считать Константина I, тем более, что так считали сами византийцы, начиная с него новую страницу в эсхатологической последовательности Царств: после Вавилонского (вариант — Ассирийского), Персидского, Эллинского (вариант — Македонского) и Римского, — эпоху «царей христианских » («константинопольских»). Если верить Евсевию Кесарийскому, именно Константину чуть ли не сразу после решающей победы у Мильвийского моста 28 октября 312 года воздали императорские почести, а он сам благодарил христианского Бога, даровавшего ему победу и власть. Вскоре за этим последовало опубликование Миланского эдикта, утвердившего христианство в качестве государственной религии, чем Константин и был прославлен в истории Церкви как равноапостольный первый христианский государь. Византия унаследовала римскую официальную императорскую титулатуру, причем как республиканской архаики (consul — консул — ипат, pontifex maximus — верховный понтифик и т. д.), так и императорской эпохи (augustus — август, севаст, imperator — автократор [с начала VII века], caesar — кесарь, василевс [с начала VII века главный императорский титул], princeps, dominus — деспот, кир[иос]). Правда, большинство римских императорских титулов, как видим, претерпело определенную мимикрию в изменившихся условиях развития автократической идеологии. Иная судьба была уготовлена последнему из названных выше императорских наименований — василевс. Связанный первоначально с библейскими царями Септуагинты, а также с преходящими царствами «государственной эсхатологии» в ранневизантийской историографии греческий термин «василевс» передает в основном латинское понятие «rex». Транслитерированный аналогичный греческий термин также употребим в византийской традиции, но в совершенно определенном историческом контексте. Лишь при Ираклии, в начале VII века, василевс стал исключительно византийским императорским титулом, дополненный в это же время категорией «великий царь» (в отличие от «малых царей»-соправителей) и усиленный в 812 году, с оглядкой, очевидно, на Карла Великого, определением «василевс ромеев», т. е. «царь «"римлян"-византийцев». При императоре Константине были определены принципы власти «христианских императоров», был созван I Вселенский собор (325) в Никее (последующие соборы собирались в других византийских городах — Константинополе, Халкедоне, Эфесе. В дискуссиях и окончательных определениях соборов выкристаллизовались основные принципы православия, основы византийской культуры. Церковь со времени Константина I стала составной частью государственной жизни, которая в свою очередь мыслилась в категориях политической ортодоксии. 

В ранневизантийский период (IV— V века) Византийская империя, наследница римской политической системы, развивалась как военно-бюрократическая монархия, вся полнота власти в которой была сосредоточена в руках императора. Византийская автократия (самодержавие) выросла из поздне-римской системы домината и тетрархии — разделения государства и власти и реформ Диоклетиана. До 382 года византийский император носил также титул главного жреца — «верховного понтифика» (pontifex maximus). Именно в этом качестве он и созвал I Вселенский собор в Никее. В 612 году официальным имперским титулом становится «василевс» (по греческому наименованию библейских царей), а с 812 года к нему добавляется уточнение — «василевс ромеев». Константин модифицировал систему совместного правления четырех императоров-тетрархов (двух высших — августов и двух подчиненных им кесарей, или цезарей). Он объявил своими соправителями сыновей, которые после смерти отца заняли византийский престол, разделив власть. И в дальнейшем византийские императоры пользовались этой системой квази-династической передачи власти, причем, по необходимости, усыновляя чужих по крови людей.

Раздел единой Римской империи между сыновьями Феодосия I в 395 году обособил Восточную Римскую империю от Западной; его сыновья Аркадий (395—408) и Гонорий (395—423) независимо друг от друга управляли Востоком и Западом империи. Уже в IV веке периоды единства управления (Констант II с 353 года, Юлиан Отступник в 361—363 годы и т. д.) чередовались с периодами коллективного правления. Все это, хотя и не сразу, привело к формированию двух автономных государственных образований, особенно после завоевания Рима Одоакром в 476 году, отославшим инсигнии императорской власти в Константинополь императору Зинону, который, таким образом, номинально стал правителем единой империи. В дальнейшем власть самодержца-автократора в Византийской империи чередовалась или дополнялась системой соправления двух, трех или четырех со-василевсов. Византийский монарх, обладая де-юре всей полнотой власти, осуществлял и репрезентативные функции: он был символом власти, считался Божьим помазанником, что подчеркивалось пышной церемониальностью царских приемов, триумфальных шествий, богослужений и застолий. Он осуществлял функции исполнительной власти, верша суд и приговаривая подданных, как простых смертных, так и вельмож, к казни, ссылке, увечью, ослеплению и легко смещая должностных лиц с их постов. В его же руках находилась и административно-законодательная власть. Византийский император был не просто распорядителем и главным законодателем: он выступал как бы воплощением закона (современники называли его «одушевленным законом»). Император считался и главным земельным собственником государства: именно ему принадлежали земельные угодья на всем пространстве империи, именно он осуществлял дарения земли — безусловно или на каких-либо условиях (воинской службы, строительства и функционирования монастыря, сохранения свободной крестьянской общины и т. п.).

Однако византийское самодержавие не было ни тираническим правлением (см. в ст. Тирания), ни деспотией восточного типа. Республиканские традиции греко-римской Античности проявлялись в византийских представлениях о власти как публично-правовом институте, полномочные права которого не являлись собственностью императора, были связаны с общественными силами, прежде всего народом, сенатом, армией, делегировавшими власть правителю. На протяжении «византийского тысячелетия» эти силы не раз выдвигали претендента на власть, который становился императором. Нарушение установленного естественным порядком вещей («таксис») равновесия между личной и публичной составляющими потестарных отношений влекло за собой возможность низложения недостойного правителя, что не раз осуществлялось в реальности. Таким образом, обожествлялась идея верховной власти, образ василевса, тогда как конкретный правитель мог подвергнуться и критике и даже детронизации.

Сами византийские императоры ощущали призрачность своего величия, эфемерность могущества, с чем были связаны такие ритуалы, как выбор новым василевсом сразу по вступлении во власть порфиры для своего будущего саркофага и официального портретного изображения (на мозаиках храма, на рукописных миниатюрах) с символом власти (яблоком, державой или скипетром) в одной руке и с акакией (тряпочкой с прахом) в другой же, а также обряд публичного омовения ног нищему императором (в уподобление Христу) в Великий четверг. Византийская верховная власть не была обеспечена юридически: не имелось ни закона о престолонаследии, ни единого принципа передачи власти. Царствующий монарх обычно при жизни объявлял наследника (наследников), делая его (их) соправителями. Наиболее желанный из них становился затем царем, если, конечно, умудрялся выжить. Но таковым совсем не обязательно являлся старший сын или брат покойного императора. Часто это был зять, племянник, другой родственник, а то и просто «усыновленный» фаворит, не связанный кровным родством. Узурпация власти, хоть в принципе и осуждалась, была в порядке вещей в течение всей византийской истории. Из 107 византийских императоров-самодержцев за период с 395 по 1453 год только 34, т. е. примерно треть, умерли «в своей постели» или погибли в результате несчастного случая. Остальные были свергнуты, убиты, подверглись иному насилию. «Византийское тысячелетие» знало 65 только крупных дворцовых переворотов и бесчисленное множество мелких взлетов и падений, определявших необычную «вертикальную динамику» знати.

Император опирался на определенный круг знати. Государственная элита определялась наличием титула (пожизненного, но не наследственного), иерархического ранга и должностью в государственной структуре. Высшие титулы, например кесарь или куропалат, жаловались царской родне, а такие как магистр, анфипат (греческий эквивалент римского про-консула), патрикий (патриций), протоспафарий — представителям ближнего круга императора. Но реальное влияние того или другого вельможи определялось не должностью или титулом, а степенью благосклонности к нему василевса. Поэтому самыми влиятельными оказывались носители таких титулов, как каниклей (хранитель императорской чернильницы с пурпурными чернилами, которыми подписывал документы сам государь), или протовестиарий (начальник царского гардероба), или паракимонен (постельничий императорской опочивальни) и т. п., т. е. те, кто имел непосредственный доступ к персоне императора. Византия не знала официального главы дворцовой администрации: его функции исполнял месадзон — фаворит (часто евнух, не смевший претендовать на трон). Нередкий переход власти от фаворита к фавориту знаменовал целый пере-ворот в высших сферах придворной элиты, поскольку заменялся весь аппарат.

Совокупность чинов и высших должностей составляла синклит, напоминавший римский сенат. До поры синклитики (сенаторы) составляли почетный слой элиты. Но со временем (отчасти уже при Юстиниане) их значимость подверглась девальвации. Синклит собирался от случая к случаю, не имел четких, а тем более юридически закрепленных функций, разрастался количественно (до двух тысяч человек) и снижался качественно. В конце концов, синклит превратился в звучный символ, не имевший никакого влияния на судьбы государства. 

Административная структура государства, с одной стороны, аккумулировала 1500-летний опыт непрерывного государственного строительства; с другой же — претерпела ряд последовательных изменений. Это позволяет выделить, по крайней мере, три различные этапа развития потестарных структур: ранний (IV—VII века), средний (классический, VII—XII века) и поздний (XIII— XV века).

Ранняя Византия, унаследовав от античного Рима огромную территорию, населенную разными в этническом отношении и по экономическому развитию народами, делилась на 4 префектуры: Востока; Италии (и Африки); Галлии, Британии и Испании; Иллирика — во главе с гражданским чиновником, префектом претория. Префектуры делились на 12—14 диоцезов под управлением викариев, которые в свою очередь подразделялись на провинции: 97 в конце III века, 116 при Константине I, 120 в начале V века.

В политическую элиту входили обладатели титула или государственной должности. К последним относились такие лица, как магистр официй (начальник дворцовых служб), комиты священных щедрот и личных имений (распорядители государственной собственности и финансов), квесторы, ведавшие юридическими делами, куропалаты, ответственные за охрану дворца, и т. п. Высшими титулами были новилиссим, которым мог стать наследник престола, иллюстрии, спектабили, клариссимы («светлейшие») и др. Высшими военачальниками считались магистры армии, командирами на местах были комиты и дуки. Особую роль играла дворцовая стража и императорская гвардия, охранявшие императора. В IV—VI веках немалую роль в византийской армии играли наемники: германцы, в том числе готы, гунны и др. Государственная казна формировалась в основном за счет сбора налогов по кадастровым спискам, пересчитывавшимся начиная с 313 года каждые 15 лет (индикт — период, ставший основой византийского календаря, использовался для датировки документов). Новый год начинался 1 сентября. С VI века старый римский календарь был упразднен. В средневизантийский период сначала на окраинах империи, а потом повсеместно распространяется новая форма административно-территориального устройства на основе военно-административных единиц — фем. В результате функции военной и гражданской власти в провинциях соединились в руках единого назначенца — стратига. Первые фемы были образованы в Малой Азии (Анатолик, Армениак, Фракисион и др.), затем в Европе (Фракия и Эллада). Высшими рангами политической элиты постепенно становятся кесарь, новилиссим, куропалат, к которым в IX в. добавляются василеопатор («отец василевса») и «зоста патрикия». Далее в системе титулатуры следуют магистры, анфипаты (проконсулы), протоспафарии, спафарокандидаты и спафарии («мечники»), Казной ведал сакелларий, налогами — логофет геникона, иностранными делами и почтой — логофет дрома, главой секретариата был протасикрит, попечителем богоугодных заведений, поместий, государственных факторий и т. д. выступал орфанотроф.

Составной частью государства становится Церковь. Византийская система церковного правления зиждилась на принципах пентархии (власти пяти поместных Церквей). Пентархами являлись Римский папа, Константинопольский (вселенский) патриарх и еще три патриарха: Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. В их юрисдикции находились митрополиты, автокефальные архиепископы, епископы, пресвитеры, священники и диаконы. Часто границы церковных округов совпадали с границами административно-политических единиц. Начиная с XI века, а в особенности с XIII века, фемная система приходит в упадок. Для последнего периода византийской истории характерно противоречивое сочетание двух тенденций: центростремительной (сохранение политического единства на основе власти василевса) и центробежной (обособление от центра провинциальных дук, «деспотов» и могущественных латифундистов, стремление их к автономии, вплоть до автаркизма). Центральная власть строилась на клановой основе, при которой обладателями высших титулов (севастократоры, паниперсевасты, пансевасты, севасты (августы), кесари) становились лишь родственники и свойственники правящих фамилий — Комнинов, Ангелов, Дук, Палеологов. На деле поздневизантийская структура власти определялась компромиссными отношениями центра и периферийных областей или даже государственных образований (Эпирского государства, Трапезундской империи Великих Комнинов). Император Юстиниан I (527—565) раздвинул границы В. и. во все пределы Средиземноморья и нанес решающие поражения врагам. Он составил свод законов, изданных в виде Кодекса гражданского права (Corpus juris civilis). С именем этого императора связан необычный размах строительства (храм Св. Софии в Константинополе, пограничные крепости, реставрация христианских святынь в Палестине и др.). Но затем последовал глубокий внутренний экономический и политический кризис, усугубленный вторжениями славян, аваров и персов в VI — начале VII века и начавшимися в VII века арабскими завоеваниями, приведшими к потере Сирии, Палестины, Египта и других территорий в Сев. Африке. Период иконоборчества (726—843), отмеченный массовыми репрессиями против несогласного духовенства, особенно монашества, привел к первым серьезным противоречиям между Византийской империей и Римской курией. Папы Григорий II и Григорий III решительно осудили политику византийских императоров-иконоборцев. Приход к власти Македонской династии (основана Василием I в 867 году), восстановившей иконопочитание, сопровождался резким обострением противоречий и усилением полемики между Константинопольским патриархом Фотием и папой Иоанном VIII в 879-880 годы. Во время правления Константина VII Багрянородного (912—959) наблюдается необыкновенный подъем культуры и науки, называемый нередко «Македонским ренессансом». При Василии I и Льве VI Мудром отмечается подъем законотворческой активности. Составляется новый, самый крупный в истории Византийской империи, корпус правовых норм. «Исагога», созданная при участии патриарха Фотия, стала как бы введением в свод права; «Прохирон» — своеобразным справочником, пособием для юристов. Главной же книгой корпуса стали «Василики» — объемное собрание императорских указов, включавшее полный на начало X века свод правовых норм. Заключительную часть Македонского законодательства, подобно Юстинианову корпусу, составили «Новеллы».

Во второй половине IX — X века ведется просветительская деятельность Церкви. Духовные миссионеры из Константинополя вовлекли в орбиту восточного христианства славянские народы Болгарии, Сербии, Древней Руси (поэтапное крещение в 861-988).

 «Золотым веком византийской бюрократии» считается XI век, когда в высшие сферы власти поочередно выдвигали представителей гражданско-административной элиты и выдвиженцев военной аристократии. В конечном счете последние одержали верх, что ознаменовалось утверждением династии Комнинов в 1091 году. Через территорию Византийской империи пролегали маршруты первых четырех крестовых походов, последний из которых завершился для Византийской империи катастрофически. В 1204 году крестоносцы, отказавшись от дальнего пути в Иерусалим, осадили и взяли штурмом Константинополь, вынудив византийское правительство переместиться на территорию Малой Азии, где было создано государство с центром в Никее — так называемая Никейская империя. Под властью византийцев остались также северо-восток Малой Азии, где возникла Трапезундская империя, и Эпирский деспотат на западе Балкан. Большая часть европейских владений Византийской империи была разделена между вновь созданными Латинской (Константинопольской) империей, Фессалоникийским королевством в Македонии, Ахейским (Морейским) княжеством на Пелопоннесе (Мореей), а также небольшими герцогствами Афинским и Фиванским. Значительная часть островов Эгеиды и Крит отошли венецианцам. А еще ранее крестоносцы захватили Кипр, позднее ставший самостоятельным королевством. Восстановление Византийской империи с центром в Константинополе в 1261 году открыло последний период истории этого государства, значительно сократившегося в размерах, части которого, например Эпир и Трапезунд, не говоря уже об остатках государств крестоносцев, фактически жили автономной жизнью.

Последняя династия византийских императоров — Палеологов, правившая в 1261 — 1453 годы, была основана Михаилом VIII, восстановившим Византийскую империю после латинского завоевания. При Палеологах периоды мирного развития страны чередовались с внутренними мятежами, вплоть до гражданских войн (например, между Андроником II и его внуком Андроником III). Извне Византию теснили с востока османы, с севера — сербы и болгары, с запада — «латиняне»: французские, южно-итальянские, сицилийские, испано-иберийские властители. Вскоре некогда могущественная империя превратилась в слабое государство на проливах Средиземного моря. Имперский миф поддерживала лишь молва о былой славе. Итальянские купцы — венецианцы и генуэзцы — вытеснили греческих торговцев с ведущих позиций в мировой коммерции. Однако расцвет духовной культуры: философии, богословия, литературы, живописи и архитектуры — позволил называть последний период византийской истории «палеологовским возрождением», причем этот термин подразумевает прямые аналогии с духовно-интеллектуальными течениями западноевропейского Возрождения. Завоевание Константинополя турками-османами во главе с султаном Мехметом II Фатихом («Завоевателем») 29 мая 1453 года положило конец истории Византийской империи как государственного организма, но ее культура продолжала существовать в новых условиях.

M В. Бибиков.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 4. М., 2017, с. 150-157.

Источники:

Агафий. О царствовании Юстиниана / Пер. М. В. Левченко. М.— Л., 1953; Анна Комнина. Алексиада / Пер. Я. Н. Любарского. М., 1965; Византийская книга Эпарха / Пер. М. Я. Сюзюмова. М., 1962; Византийские источники о падении Константинополя в 1453 г. СПб., 2006; Византийский Земледельческий закон / Под ред. И. П. Медведева. Л., 1984; Георгий Акрополит. Великий Логофет. Летопись. СПб., 1863; Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. СПб., 1862. Т. 1; Георгий Трапезундский. Об истинности христианской веры. Самарканд, 2009; Две византийские хроники X в. / Пер. А. П. Каждана. М., 1959; Дигесты Юстиниана / Под ред. Л. Л. Кофанова. Т. 1—6. М., 2002—2006; Иоанн Каншакузин. Беседа с папским легатом, диалог с иудеем и другие сочинения / Изд. Г. М. Прохоров. СПб., 1997; Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. СПб., 1859; Константин Багрянородный. Об управлении империей / Под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева. М., 1989; Лев Диакон. История / Отв. ред. Г. Г. Литаврин. М., 1988; Маврикий. Стратегикон / Изд. подг. В. В. Кучма. СПб., 2004; Михаил Пселл. Хронография. Краткая история / Пер. Я. Н. Любарского. СПб., 2003; Никита Хониат. История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. СПб., 1860-1862; Никифор Григора. Римская империя, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами / Под ред. П. Шалфеева. Т. 1. СПб., 1862; Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Изд. Я. И. Любарский. СПб., 1992; Прокопий из Кесарии. Война с готами / Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950; Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. А. А. Чекаловой. М., 1998; Его же. О постройках / Пер. С. П. Кондратьева // Вестник древней истории. 1939. № 4(9); Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М., 1951; Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI в. / Пер. Г. Г. Литаврина. СПб., 2003; Сфрандзи Георгий. Хроника / Пер. Е. Д. Джагацпанян // Кавказ и Византия. Ереван, 1987. Т. 5; Летопись византийца Феофана / Пер. В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского. М., 1884; Феоктилат Симокатта. История / Пер. С. П. Кондратьева. М., 1957; Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиа- рий» Никифора. Тексты, переводы, комментарии. М., 1980; Эклога. Ви-зантийский законодательный свод VIII века / Пер. Е. Э. Липшиц. М., 1965.

Литература:

Бибиков М. В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. СПб., 1999; Буданова В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000; Васильев А. А. История Византии. Т. 1—2. СПб., 1998-2000; Васильевский В. Г. Труды. Т. 1-4. СПб.-Л., 1908-1930; Заборов М. А. Крестоносцы на Вос-токе. М., 1980; История Византии. Т. 1-3. М., 1967; Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса в Византии в XI—XII вв. М., 1981; Каплан М. Византия. М„ 2011; Курбатов Г. Л. История Византии (историография). Л., 1975; Лебедев А. П. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви. СПб, 1998; Лебедева Г. Е. Социальная структура ранневизантийского общества. Л., 1980; Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. М., 1981; Ее же. Право и суд в Византии в IV— VIII вв. Л., 1976; Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X—XI вв. М., 1977; Его же. Как жили византийцы. М., 1974; Медведев И. П. Правовая культура Византии. СПб., 2001; Оболенский Д. Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998; Острогорский Г. А. История Византийского государства. М„ 2011; Поляковская М. А. Общественно-политическая мысль Византии (40—60-е гг. XIV в.). Свердловск, 1981; Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989; Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. / Пер. с англ. М„ 1983; Сю- зюмов М. А. Историческая роль Византии и ее место во всемирной истории // Византийский временник. 1968. Т. 29; Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. 1-3. М., 1996-1997; Хвостова К. В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. М., 2009; Ее же. Особенности аграрно-правовых отношений в поздней Византии. М., 1968; Чекалова А. А. Константинополь в VI в. Восстание Ника. СПб., 1997; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI—XIII вв. М„ 1978; Browning R. The Byzantine Empire. New York, 1980; Dagron.J. Naissance d'une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 a 451. Paris, 1974; Grumel V. La chronologie. Paris, 1958; Guillou A. La civilization byzantine. Paris, 1974; Hussey J. M. The Byzantine Empire. Vol. 1—2 (Cambridge Medieval History. IV/1-2). Cambridge, 1966—1967; Hunger H. Reich der neuen Mitte. Graz, Wien, 1965; Iorga N. Byzance apres Byzance. Bu- carest, 1971; Janin P. Constantinople byzantine. Paris, 1964; Kaplan M. Les hommes et la terre a Byzanse du VIе au XIе siecle. Paris, 1992; Lemerle P. The Agrarian History of Byzantium from Origins to the Twelfth Century. Galway, 1979; Mango C. Byzantium: the Empire of New Rome. London, 1980; Idem. Byzantium and its Image. London, 1984; Ostrogorsky G. Ge- schichte des byzantinischen Staates. Miinchen, 1975; Podskalsky G. By- zantinische Reichseschatologie. Die Periodisierung der Weltgeschichte in der vier Grosreichen (Daniel 2 und 7) und dem Tausendjahrigen Friedensreiche (Apok. 20). Miinchen, 1972; Roesch G. Onoma Basileias. Wien, 1978; Talbot Rice T. Everyday Life in Byzantium. London—New York, 1967; The Economic History of Byzantium. Vol. 1—3 / Ed. A. Laiou. Washington, 2002; Wolfram H. Die Goten. Miinchen, 1990.

Рубрика