Латенская культура (Бейкер, 2015)

Латенская культура (Бейкер, 2015)

С Шомона, одного из самых высоких мест над Невшателем в Швейцарии, можно посмотреть на один из самых известных объектов культуры железного века и увидеть под собой великолепный промышленный людской муравейник, находящийся ниже на берегу озера (рис. 39). Взгляд с расстояния самый лучший, потому что на самом деле стоянка выглядит немногим больше, чем современный купальный пляж, не открывая наблюдателю никаких следов былой славы.

Линия длинного, узкого озера Невшатель простирается с юго-запада на северо-восток. Река Тиль впадает в его юго-западную часть и вытекает на северо-востоке, в озеро Биелерзее, последнее соединено через реку Ааре с Рейном в районе Кобленца. Короткий участок Тиля между двумя озерами был заменен каналом, находящимся примерно в том же месте. На всем протяжении пути вдоль северо-западной стороны двух озер и реки, которая связывает их, раньше жили люди железного века группы западных кельтов Хернеса. В гальштатский период они изготавливали предметы, типичные для своей культуры, и хоронили своих людей с общепринятыми у них погребальными или кремационными практиками. Некоторые из найденных объектов являются хорошими примерами искусства того времени. В кантональном Музее археологии в Невшателе есть, например, отличный пластинчатый пояс из ближнего Бюсси, расположенного на расстоянии около трех или четырех километров от Невшателя. Он украшен сложными геометрическими узорами. Именно в окрестностях этого города начнется развитие того стиля орнаментации, которое породит новое искусство и технологию работы с материалом, которые в конечном счете заменят Гальштат даже в самом Гальштате.

Совсем рядом с впадением Тиля в Невшатель, на левом (северо-западном) берегу озера был (и есть) Ла Тен (рис. 39), известный во всем цивилизованном мире памятниками культуры, которая всеми, пожалуй, признается как кельтская. Археологические исследования стоянки были начаты в 1856 году Швабом: ее площадь была расширена примерно двадцать лет спустя путем искусственного понижения уровня воды в озере. Предполагается, что люди, которые создали латенское ремесло и искусство, мигрировали из бассейна Дуная к этому притоку Рейна вскоре после 500 года до н.э. Культура сохраняется на этом же месте вплоть до I века до н. э., хотя позднейшие ее артефакты и уступали в красоте выделки. Хотя большинство людей, имевших дело с производством материальных объектов, возможно, пришли из дунайских территорий, но есть основания полагать, что особенности латен-

[334]

ской культуры, которые отличают ее от культур мюхльхарт и гальштат, пришли в эту область из средней части долины Рейна. Так, самые ранние примеры подобных произведений искусства усматриваются в «кладбище военных колесниц» в этом регионе. Латенское искусство, пожалуй, следует рассматривать как часть аристократической культуры, полученной из этого источника (857), но его полное развитие было достигнуто именно у этого отдаленного озера.

Латен, по-видимому, был мастерской и центром искусства, хранилищем для промышленных товаров, а также военной пограничной заставой (его культура совершенно не представлена на другом берегу реки). Многие сокровища, обнаруженные на этой стоянке, находятся в кантональном Музее археологии в Невшателе, другие в музеях в различных частях Швейцарии, Франции и Германии. В кантональном музее можно увидеть топоры и тесла, косы и серпы, большой железный горшок для готовки, который подвешивали над очагом на цепи, отличную пилу, напоминающую современный хлебный нож, стамески и зубила разных размеров, ножи, пружинные ножницы, кусочки металла, похожие на современные трензеля, металлические детали конской упряжи, колеса для фургона или колесницы (кованые, с деревянными спицами и деревянной полой втулкой), копья различных типов, мечи и ножны (некоторые из них с чрезвычайно красивыми детальными геометрическими узорами), а также предметы личного украшения, такие как броши и браслеты. Специальные навыки художников использовались при работе с золотом и бронзой. Узоры, используемые в их обработке, в основном абстрактные и геометрические, а не натуралистические, несмотря на случайные намеки на природные формы. Изогнутые линии обычно преобладают и, как общее правило, рисунки избегают строгой симметрии. Их искусство может быть распознано, где бы оно ни было обнаружено. С чисто археологической точки зрения, вполне законно — дать имя кельтов тем, кто создал такие памятники культуры, и, возможно, тем, кто принес его в окрестности озера Невшатель из других мест.

Латенская культура распространилась очень широко по всей Европе. С территории Северной Швейцарии и части Германии массовая миграция «кельтов» прокатилась на запад во Францию, где они занимали территорию от реки Гаронна до Сены.

[335]

Бейкер  Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015, с. 334-335.