Пенджаб во второй половине XVIII века

Пенджаб во второй половине XVIII века

Во второй половине XVIII века Пенджаб не соприкасался с английскими завоевателями и находился в стороне от тех событий, которые определили дальнейшую судьбу Индии. В то время на территории Пенджаба находилось 12 сикхских княжеств-мисалов, которыми правили сардары, бывшие военные руководители сикхов во время войн с Моголами и афганскими завоевателями. Весьма незначительная часть земель Пенджаба сохранилась в руках местных мусульманских и индусских феодалов, уцелевших во время сикхского восстания.

Каждый мисал был независимым княжеством, хотя считалось, что все мисалы составляли единое целое — владения сикхской хальсы. Сардары правили независимо и объединялись лишь для совместных походов, предварительно обсуждавшихся на совете вождей.

Во времена гуру Говинд Сингха все важные дела политического и военного характера решались общим собранием всей сикхской общины — сарбат хальсой, которое собиралось два раза в год. Однако в период жестоких войн с Моголами, когда сикхи были поставлены вне закона, созывы сарбат хальсы были практически невозможны, их заменили советы сикхских военных вождей (гуруматта). Последний раз совет вождей созывался в 1805 году.

С образованием мисалов носителями сикхизма были уже не только крестьяне и городская беднота, но и феодализировавшаяся военная верхушка. Сикхизм стал превращаться в идеологию, оправдывавшую захватнические войны сардаров и эксплуатацию крестьянства. Под предлогом войны с мусульманскими феодалами, старыми врагами хальсы, сардары в действительности грабили мусульманское крестьянство и обогащались. Только сикхи могли принимать участие в управлении миеалами и служить в отрядах сардаров. Таким образом, сикхи в этот период составляли привилегированную группу населения мисалов.

История Пенджаба с 1765 по 1799 годы характеризуется ожесточенной борьбой сардаров за власть и расширение своих владений за счет соседних княжеств.

Войска мисалов Сукарчакья и Кания неоднократно вторгались в княжество Джамму, которое благодаря своему отдаленному положению от центра Пенджаба не было разорено в XVIII веке вторжениями чужеземных войск. В 80-х годах Маха Сингх Сукарчакья во время очередного набега занял город Джамму и заставил правителя княжества Ранджит Део выплатить большую контрибуцию. Правители мисала Бханги пытались расширить свои владения за счет Мултана, но были изгнаны оттуда афганцами. Сикхи мисалов Сирхинда совершали дерзкие набеги в Доаб, доходя почти до ворот Дели.

В 90-х годах над Пенджабом снова нависла угроза афганского завоевания. Заман-шах за время своего недолгого царствования (1795—1800) предпринял несколько походов в Индию. Он заставил эмиров Синда снова платить дань Афганистану и привел к покорности мятежного наместника Кашмира

Афганские войска Заман-шаха дважды брали Лахор и овладевали территорией между Джеламом и Ченабом. Однако сопротивление пенджабцев и волнения в самом Афганистане каждый раз вынуждали Заман-шаха спешно покидать Пенджаб. В дальнейшем шахи Дуррани не возобновляли попыток завоевать Пенджаб, где господствующее положение продолжали занимать сикхские мисалы.

В 90-х годах политическая обстановка в Пенджабе изменилась. Самые влиятельные прежде мисалы Рамгархия и Бханги потеряли былое могущество, ослабленные военными поражениями и внутренними междоусобицами. Произошло возвышение мисала Сукарчакья, во главе которого с 1797 года встал Ранджит Сингх, будущий махараджа Пенджаба. Он заключил союз с сардарами мисалов Кания и Алувала и вел упорную борьбу с сикхским сардарством за объединение под своей властью всего Пенджаба.

Первой большой победой Ранджит Сингха было присоединение Лахора. Город принадлежал трем сардарам из рода Бханги — Чаит Сингху, Мохан Сингху и Сахиб Сингху. Их бесконечные междоусобицы тяжело отражались на деловой жизни города. В конце концов жители Лахора направили Ранджиту петицию, в которой, описав свое бедственное положение, приглашали его занять город и освободить их от ненавистных Бханги.

7 июля 1799 года богатые горожане ночью впустили войска Ранджит Сингха в Лахор. Город был занят без боя. Вскоре после этого знаменательного события Ранджит Сингх принял титул махараджи. Лахор, историческая столица Пенджаба, стал главным городом его владений.

В 1805 году махараджа отобрал у Бханги Амритсар — религиозный центр сикхов. Теперь в руках Ранджита находилась центральная, наиболее населенная и богатая часть Пенджаба. Опираясь на нее, он повел решительную борьбу за захват территории других мисалов. К началу 20-х годов XIX в. объединение Пенджаба было завершено.

Объединительная политика Ранджит Сингха была поддержана пенджабским крестьянством и населением городов, что позволило ему сравнительно быстро уничтожить сикхское сардарство. Крестьяне охотно шли в армию, создаваемую Ранджитом, ибо ликвидация мисалов означала избавление от внутренних разорительных войн между сардарами. Большое значение имело и то обстоятельство, что объединение Пенджаба завершилось в годы, когда произошли первые столкновения Ранджит Сингха с Ост-Индской компанией. Угроза английской агрессии вызвала у пенджабцев сочувствие политике объединения и военного укрепления страны, проводимой Ранджит Сингхом.

Сикхизм не стал государственной религией в Пенджабе, но к хальсе принадлежала правящая династия и многие влиятельные феодалы, возвысившиеся при Ранджит Сингхе (1799—1839), а также часть земледельцев и горожан. Поэтому в источниках и литературе Пенджабское государство называли сикхским, или хальсой, как и армию Ранджит Сингха.

Цитируется по изд.: Новая история Индии. Отв. ред. К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов. М., 1961, с. 176-179.

Рубрика