КНДР после 1994 года (до 2011 года)

КНДР после 1994 года (до 2011 года)

В июле 1994 года после смерти Ким Ир Сена руководителем страны стал его сын Ким Чен Ир (1994—2011), назначенный преемником в 1974 году. После трехлетнего траура по отцу в 1997 году Ким Чен Ир занял пост генерального секретаря ЦК ТПК. В 1998 году были внесены поправки в Конституцию, в соответствии с которыми упразднялись должность президента КНДР, ЦНК и Административный совет. При этом расширялись полномочия Государственного комитета обороны, получившего статус высшего военного органа государственной власти, и восстанавливались Президиум ВНС и Кабинет министров. «Великий вождь» Ким Ир Сен был объявлен «вечным президентом» КНДР, а Ким Чен Ир официально назывался «великим руководителем». Таким образом, продолжилась политика прославления и обожествления личности Ким Чен Ира (начавшаяся еще во время правления его отца), и в КНДР установился двойной культ Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.

В 1995 году Ким Чен Ир объявил о проведении политики «сонгун» («приоритет армии»), в рамках которой первостепенное значение придавалось укреплению обороноспособности КНДР и повышению роли армии в государстве и обществе, что должно было защитить существующий общественный строй.

Темпы экономического развития КНДР в этот период продолжали снижаться, экономика страны оставалась изолированной, а на военные нужды тратились суммы, равные четверти ВВП. Военный характер экономики КНДР отразился и в том, что практически все трудоспособное мужское население в возрасте 18—30 лет обязывалось служить в армии, многие подразделения которой выполняли функцию стройбатальонов, в то время как промышленность находилась в упадке. Управление страной осуществлялось по прежней схеме, фактически в «ручном режиме»: Ким Чен Ир на бронепоезде совершал инспекционные поездки по стране и давал указания для работы всех отраслей хозяйства. В результате кризис стал еще более острым: в 1987-1998 годы ВВП сократился с 22 до 9 миллиардов долларов США. Прекращение экономической помощи от России и других стран, а также ряд стихийных бедствий, вызвавших резкий неурожай, привели страну к голоду 1995—1997 годов, от которого по разным оценкам погибло до 0,5 миллиона человек. Проблема недоедания значительного числа населения сохранялась в течение последующего десятилетия. Затяжной экономический кризис послужил причиной быстрой деиндустриализации страны. В итоге КНДР пришлось получать продовольствие на сотни миллионов долларов от США, Южной Кореи, Японии и ЕС, а также от ООН и неправительственных организаций. С конца 1990-х годов увеличивается торговый оборот в приграничных с Китаем районах, растет полулегальная рыночная торговля. Попытки властей бороться с ней провалились из-за коррупции.

В июле 2002 года в КНДР было объявлено о начале реформ: была проведена девальвация национальной валюты, вводилось рыночное регулирование ее курса, выпущены облигации госзаймов, промышленным предприятиям и сельскохозяйственным кооперативам предоставлено право самостоятельно распоряжаться продукцией, произведенной сверх плана. Для переноса положительного опыта зон свободной торговли в Китае на северокорейскую почву правительство КНДР также превратило пограничный с Китаем город Синыйджу в «специальную административную зону». Местным властям была предоставлена относительная свобода, в том числе в экономической сфере. Эти меры привели к увеличению зарубежных инвестиций, особенно со стороны Китая. Таким образом, острый и глубокий экономический кризис, в первую очередь — нехватка продовольствия, привел к вынужденной легализации мелкого частного предпринимательства и челночной торговли с Китаем, а также фактической отмене многих других ограничений. Однако фактическая экономическая и политическая либерализация происходили вопреки воле руководства КНДР, раз за разом предпринимающего тщетные попытки свернуть частную экономическую активность. Например, денежная реформа 2009 года была призвана укрепить плановую экономическую систему и уменьшить влияние рынка. Тем не менее, она привела к резкому росту инфляции и дефициту товаров первой необходимости и вскоре была отменена.

Для увеличения потока инвестиций в конце 1990-х - 2000-е годы КНДР пошла на расширение контактов с [Республикой Корея] РК, проводившей «политику солнечного тепла». В 1998 году с целью привлечения туристов была создана Кымганская (провинция Канвондо) экономическая зона. В 2004 году открылся Кэсонский промышленный парк, а в 2007 году приграничный северокорейский город Кэсон стал открытым для посещения туристов из Южной Кореи. Наряду с этим проходили встречи разъединенных со времен Корейской войны семей. Апогеем потепления в отношениях между странами стала встреча лидеров КНДР и РК Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна в июне 2000 года. Она завершилась подписанием Совместной декларации Севера и Юга, зафиксировавшей их готовность добиваться мирного объединения Кореи на основе предложения КНДР о создании конфедерации и южно-корейского проекта об образовании Корейского сообщества. В октябре 2007 года в Пхеньяне состоялся 2-й межкорейский саммит (Ким Чен Ир — Но My Хен), в ходе которого была достигнута договоренность о замене завершившего Корейскую войну соглашения 1953 года мирным договором, а также согласованы планы по расширению экономического и гуманитарного сотрудничества двух государств.

В 2002 и 2004 годы в Пхеньяне прошли переговоры премьер-министра Японии Коидзуми Дзюнъитиро с Ким Чен Иром. Япония принесла официальные извинения за колониальную политику в Корее, а также выразила готовность оказать экономическое и финансовое содействие КНДР. Северокорейское руководство, в свою очередь, признало причастность к похищению японских граждан в 1970—1980-х годах. Тем не менее, в последующие годы диалог между КНДР и Японией был прерван. После распада СССР Россия сначала в основном развивала связи с РК, в то время как контакты с КНДР были значительно сокращены и уменьшена оказываемая ей экономическая помощь. В конце 1990-х — 2000-е годы российская внешнеполитическая концепция в этом регионе изменилась, и отношения с КНДР стали более активными. В 2000 году между РФ и КНДР были подписаны Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве и Пхеньянская декларация, в 2001 году — Московская декларация. Они определяют основные принципы двусторонних отношений, включая вопросы внешней политики, обороны, безопасности, экономического сотрудничества и торговли. РФ оказывает КНДР гуманитарную и экономическую помощь.

Несмотря на глубокий экономический кризис и бедственное положение населения, правительство КНДР в 1990-х годах продолжало активно финансировать военное строительство и развивать ракетно-ядерную программу. 31 августа 1998 года оно провело испытания трехступенчатой баллистической ракеты, пролетевшей над территорией Японии и упавшей в Тихом океане. А 13 декабря 2002 года северокорейское правительство объявило о возобновлении ядерной программы и намерении вернуться к строительству ядерного реактора. 10 января 2003 было заявлено о выходе КНДР из ДНЯО, 12 мая 2003 года денонсирована Декларация о «денуклеаризации» Корейского полуострова. В августе 2003 года состоялся первый раунд шестисторонних переговоров (КНР, КНДР, США, РК, РФ и Япония), целью которых являлось урегулирование ядерного кризиса. 10 февраля 2005 года КНДР заявила об обладании ядерным оружием собственной разработки, что повлекло за собой принятие 19 сентября 2005 года Совместного заявления, зафиксировавшего намерение участников переговоров добиваться «денуклеаризации» Корейского п-ова без применения силы. Попытки США оказать давление на КНДР (замораживание северокорейских счетов в банке «Delta Asia» и др.) вызвали ответную реакцию Пхеньяна, и 9 октября 2006 года КНДР объявила об испытании ядерного устройства. Решением Совета Безопасности ООН 14 октября 2006 года в отношении КНДР были введены международные санкции, а проводимые испытания осуждены Китаем и Россией. Прогресс в урегулировании ядерного кризиса на Корейском полуострове был достигнут в феврале и октябре 2007 года в ходе новых шестисторонних переговоров, состоявшихся в Пекине, в ходе которых была разработана программа совместных действий по «денуклеаризации» КНДР. К концу 2008 года был в основном завершен вывод из рабочего состояния северокорейских ядерных объектов в Ненбене, КНДР предоставила декларацию о своих ядерных программах. В ответ на это США в октябре 2008 года исключили КНДР из списка стран — спонсоров международного терроризма, вывели ее из-под действия закона о торговле с враждебными государствами, продолжили поставки Пхеньяну мазута и предоставление других видов компенсационной помощи.

Но политика КНДР в отношении разоружения оказалась непоследовательной: 5 апреля 2009 года она осуществила запуск баллистической ракеты со спутником на борту. Вскоре Совет безопасности (СБ) ООН осудил это действие как нарушающее пункт резолюции ООН, требующей от КНДР приостановить все виды деятельности, связанные с ее программой по баллистическим ракетам. В ответ руководство Северной Кореи вышло из шестисторонних переговоров и возобновило развитие ядерной энергетики и сил ядерного сдерживания, что было вызвано включением США КНДР в список стран, по которым может быть нанесен превентивный ядерный удар. 25 мая 2009 года Северная Корея провела вторые ядерные испытания, на что США ответили новыми санкциями. 

Ракетно-ядерные испытания также были спровоцированы политикой нового президента РК — Ли Мен Бака, чья администрация поставила развитие отношений с КНДР в зависимость от ее ядерного разоружения. Это привело к закрытию в 2009 году почти всех проектов межкорейского сотрудничества, за исключением технопарка в Кэсоне. Ситуация обострилась еще больше, после того как Сеул обвинил КНДР в гибели в Желтом море корвета «Чхонан» (по версии РК, это произошло в результате действий северокорейской подводной лодки, по другой — корвет мог подорваться случайно на подводной мине, оставшейся со времен Корейской войны). В результате многие сферы межкорейского сотрудничества были заблокированы введенными Ли Мен Баком санкциями от 24 мая 2010 года. Прекратились и контакты между двумя странами на официальном уровне: 25 мая 2010 КНДР объявила о разрыве всех отношений с Южной Кореей. После обстрела 23 ноября 2010 года артиллерией КНДР южнокорейского острова Енпхендо, в результате которого погибло 4 южнокорейских гражданина, страны оказались на грани войны. Международное сообщество осудило действия КНДР, несмотря на то, что северокорейское руководство отрицало свою причастность к этому событию.

М.А. Стоякин

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 355-358.