Иран между Россией и Англией

Иран между Россией и Англией

С конца XIX века начался период усиления активности и вмешательства во внутренние дела Ирана со стороны Великобритании и Российской Империи. Военно-экономическая слабость Ирана была первопричиной англо-русского соглашения 1907 года, согласно которому оба империи разграничили сферы своего влияния в этой стране.1 Под влиянием Российской империи оказалась большая часть северной части страны (её южной границей являлась линия Касре-Ширин – Исфахан – Йезд – Зульфегар), а Британия – территорию на юге (к юго-востоку от линии Бендер-Аббас – Керман – Бирдженд – Гезик), граничащую с Афганистаном и Белуджистаном и нейтральную в центре страны. 2 Хотя советское правительство в 1918 году отказалось от всех привилегий и уступок в Иране, 3 его военная экспедиция в Гилян в 1920 году и провозглашение Гилянской Советской Социалистической Республики вызвало много опасений в правящих кругах Тегерана. После подписания Советско-иранского договора о дружбе в феврале 1921 года, советские войска покинули страну.4

То, что Тегеран вел переговоры занимая весьма невыгодную

______

1 The New Republic, Volume 113. Republic Publishing Company, (1945), p. 731.

2 George Lenczowski. "Iran Under the Pahlavis". Hoover Institution Press, (1978), p. 201; Homa Omid. "Islam and the Post-Revolutionary State in Iran". (1994), p. 18.

3 Kazemzadeh, Firuz. "Russia and Britain in Persia, 1864–1914: A Study in Imperialism". New Haven, CT: Yale University Press, (1968); Siegel, Jennifer. "Endgame: Britain, Russia, and the Final Struggle for Central Asia". London and New York: Tauris, (2002); White, John Albert. "Transition to Global Rivalry: Alliance Diplomacy and the Quadruple Entente, 1895–1907". Cambridge, U.K., and New York: Cambridge University Press, (1995).

4 Mehdiyoun, Kamyar. "Ownership of Oil and Gas Resources in the Caspian Sea." The American Journal of International Law. Vol. 94, No. 1 (January 2000), pp. 179–189.

[136]

позицию было очевидно из включения в договор статьи 6, дававшей Советскому Союзу право ввести свои войска в Иран, если последний станет базой для антисоветской агрессии. События в Гиляне, поддержка Советским Союзом восстаний в Иранском Азербайджане и Хорасане недалеко от советской границы, а также эмбарго на импорт из Ирана указывало на то, что советско-иранские отношения в период после Первой мировой войны были непростыми и неравноправными и что Москва время от времени вмешивалась во внутренние дела Ирана, оказывая на Тегеран политическое и экономическое давление.5

Во время Второй мировой войны в политике СССР и Великобритании в отношении Ирана никаких существенных изменений не произошло. Несмотря на провозглашение Тегераном нейтралитета в войне, британские и советские войска вошли в Иран – страна была разделена на две зоны оккупации – советскую северную часть и английскую южную часть страны. Военная операция британцев и советов проводилась с целью обеспечения безопасности иранских нефтяных месторождений и налаживания путей снабжения Советского Союза, принимавшего участие в военных действиях против стран «оси» и их союзников.6 На самом деле больше всего союзные державы беспокоились хороших отношении Ирана с нацистской Германией и ее близость к Советскому Союзу. 7 Таким образом, Иран во второй раз оказался под оккупацией иностранных войск.

______

5 Mehrunnisa Ali. "Iran's relations with the US and USSR". Published by: Pakistan Institute of International Affairs. Source: Pakistan Horizon, Vol. 26, No. 3 (Third Quarter, 1973), pp. 45-68.

6 Ibid.

7 Kaveh Farrokh. Iran at War: 1500-1988. Bloomsbury USA, (2011).

[137]

Трехсторонний англо-советско-иранский договор 1942 года о союзе предусматривал вывод союзных войск в течение шести месяцев после окончания войны. 8 Союзные государства (СССР и

Великобритания) взяли на себя обязательство совместно и раздельно "уважать территориальную целостность, суверенитет и политическую независимость Ирана" (ст. 1). Они обязались "защищать Иран всеми имеющимися в их распоряжении средствами против всякой агрессии со стороны Германии или любой другой державы" (ст. 3).9 Согласно ст. 5 Англия и СССР обязались вывести свои войска с территории Ирана "не позднее шести месяцев после прекращения всех военных действий между союзными государствами и Германией с её соучастниками путём заключения перемирия или перемирий, считая от даты более раннего из этих актов".10

Помимо политической и военной слабости Ирана, которые подрывали его переговорный потенциал, эти события сыграли важную роль в определении будущего курса монархии Пехлеви в отношениях с крупными державами.

Воспользовавшись присутствием в Иране, Советский Союз активизировал свою деятельность. Советы, с целью ослабить Иран и подорвать ее стабильность начали поддерживать национальные меньшинства, т.е. армян, курдов и азербайджанцев, а также иранскую коммунистическую партию «Туде». В ноябре 1945 году, «с помощью советского оружия, техники и персонала» в иранском Азербайджане

________

8 Ralph A. Cossa. "Iran-Soviet interests US concerns". (1990), p. 6.

9 The Department of State Bulletin, Volume 6, Numbers 132-157. (January 3 – June 27, 1942), p. 249.

10 Jan Librach. "The Rise of the Soviet Empire: A Study of Soviet Foreign Policy". Praeger, (1964), p. 192; IranU.S.S.R.-Great Britain. The American Journal of International Law, Vol. 36, No. 3, Supplement: Official Documents (Jul., 1942), pp. 175-179.

[138]

была провозглашена Демократическая Республика Азербайджан. 11 Вскоре за этим последовало провозглашение (январь 1946 г.) курдской Мехабадской. Мало того, СССР также затянул на два месяца процесс вывода своих войск из Ирана после истечения установленного срока. Чтобы вывести советскую армию со своей территории, Иран был вынужден согласиться в 1946 году на: передачу советам концессии на разведку и разработку нефти в северных районах Ирана (соглашение было позже отклонено Меджлисом), 12 назначить трех министров-коммунистов в свой кабинет, 13 признать советский интерес в Азербайджане и отозвать свою жалобу из ООН.14 Добившись вышеуказанных уступок, а также из-за международного давления, советская армия покинула Иран 9 мая 1946 года.15

Поддержка США действительно имела решающее значение при выводе советских войск из северных районов Ирана, и иранские лидеры признали и оценили значение этой поддержки, заняв после Второй мировой войны явно проамериканскую внешнеполитическую позицию. Таким образом, попытка И.В. Сталина включить северный Иран в советскую орбиту и нейтрализовать остальную часть Ирана провалилась. Новая политика США по сдерживанию Советского Союза, хотя и преуспела в подавлении советской экспансии Ирана,

_____

11 His Imperial Majesty Mohammad Reza Shah Pahlavi, Shahanshah of Iran. "Mission for my Country", New York, (1960), pp. 114-115; Studies on the Soviet Union (1969), p. 38.

12 Башкиров А.В. "Экспансия английских и американских империалистов в Иране (1941-1953 гг.)". Госполитиздат, (1954), стр. 103.

13 Ирадж Искандери (министр торговли), Ферейдун Кешаварз (министр культуры) и Мортеза Язди (министр здравоохранения); Günther Nollau, Hans Jurgen Wiche. "Russia's South Flank: Soviet Operations in Iran, Turkey, and Afghanistan". Praeger, (1963), p. 42.

14 Cameron R. Hume. "The United Nations, Iran, and Iraq: How Peacemaking Changed". (1994), p. 17.

15 Mehrunnisa Ali. "Iran's relations with the US and USSR". Published by: Pakistan Institute of International Affairs.  Source: Pakistan Horizon, Vol. 26, No. 3 (Third Quarter, 1973), pp. 45-68.

[139]

ознаменовала начало холодной войны и новую и опасную эру в международной системе.16

Послевоенная внешняя политика Ирана было отражением ее прошлого опыта с оккупационными державами, а также ее внутреннего положения. После окончания войны главной целью иранского правительства было ликвидация последствий британосоветской военной оккупации, что было реализовано с уходом советской армии из Ирана в 1946 году, крахом поддерживаемого Советским Союзом сепаратистского режима в иранском Азербайджане и национализации англо-иранской нефтяной компании правительством Мосаддыка в 1951 году. Усилия Ирана в этот период были в основном ориентированы на поиск защиты от советского давления и военной и экономической помощи для ее внутренней стабильности и прогресса.17

Больше всего Иран беспокоило стремление Советского Союза расширить свое влияние в стране политическими и экономическими средствами. В опубликованных германо-советских документах говорилось, что осенью 1940 года Советский Союз всерьез задумывался о включении Ирана и Ирака в сферу своего влияния.18 Чтобы противостоять этому, Иран решил развивать близкие отношения с США. Обоснование этого решения можно объяснить идеологическими разногласиями Соединенных Штатов с СССР, ее заявленным намерением сдержать коммунизм, 19 ее политической и

______

16 Robert G. Irani. "Changes in Soviet Policy Toward Iran". (April, 1980), p. 5.

17 Mehrunnisa Ali. "Iran's relations with the US and USSR". Published by: Pakistan Institute of International Affairs. Source: Pakistan Horizon, Vol. 26, No. 3 (Third Quarter, 1973), pp. 45-68.

18 G. Lenczowski. "The Middle East in World Affairs", New York, (1962), p. 190.

19 Michael Kahl Sheehan. "Iran: The Impact of United States Interests and Policies, 1941-1954". T. Gaus' Sons, (1968), p. 36.

[140]

военной мощью и ее способностями предоставить необходимые средства нуждающимся слаборазвитым странам. Кроме того, испытав на себе биполярное давление со стороны Москвы и Лондона, выбор в пользу третьей державы, географически удаленной, казался логичным. Отсюда и рост дружеских отношении с США.20

Первые признаки роста отношений с США появились в 1947 году, когда было подписано соглашение о продлении срока действия американской консультативной военной миссии в иранской армии. За этим, в 1948 году американцы выделили Ирану кредит в размере $10 млн. на закупку излишков военной техники и $16 млн. на их ремонт и доставку. Обнаружив недостаточность субсидии в размере $10 млн., санкционированной Законом США о взаимном обеспечении безопасности 1949 года, шах предпринял поездку в США в декабре 1949 года с целью получить от американцев дополнительную помощь и определенные военные обязательства. Совместное заявление, опубликованное по завершении визита шаха 30 декабря 1949 года, подтвердило заинтересованность Вашингтона и «стремление к поддержанию независимости и территориальной целостности Ирана». США также выразили готовность содействовать экономическому развитию Ирана посредством положений «Четвертого пункта» 21 и предложили «определенную военную помощь, 22 необходимую для того, чтобы Иран… мог разработать эффективные меры для своей

_____

20 Mehrunnisa Ali. "Iran's relations with the US and USSR". Published by: Pakistan Institute of International Affairs. Source: Pakistan Horizon, Vol. 26, No. 3 (Third Quarter, 1973), pp. 45-68.

21 20 января 1949 года в четвертом пункте внешнеполитической части речи, произнесенной в связи с

избранием его президентом на новый четырехлетний срок, Гарри Трумэн выдвинул «смелую новую программу» технико-экономический помощи «слаборазвитым территориям». «Мы должны, – говорил он, – способствовать капиталовложениям на территориях, нуждающихся в развитии». Таковы основные положения программы «четвертого пункта», как она стала с тех пор называться. См.: Международная жизнь, Выпуски 1-6, (1957), стр. 39.

22 First Semi-Annual Report to Congress on the Mutual Defense Assistance Program – Message From the President of the United States. (1950), p. 59.

[141]

самообороны». 23 Однако США не взяли на себя обязательство защищать Иран от внешней угрозы и не предоставили какой-либо конкретной и существенной суммы кредита. Сдержанность Вашингтона, возможно, объяснялась его неудовлетворенностью существовавшим в то время положением дел в Иране и его сомнениями по поводу ее внутренней стабильности.

Советский Союз, не теряя времени, воспользовался тревогой Ирана по поводу данной позиции США. В ноябре 1950 года СССР заключил с Ираном торговое соглашение и предложил вести переговоры по неурегулированным вопросам, таким как пограничный спор, возвращение иранского золота (4) и освобождение удерживаемых Советским Союзом иранских гвардейцев. Для Ирана переговоры с Москвой были хорошим шансом побудить Вашингтон увеличить объем помощи. Несмотря на внутренние изменения, то есть национализацию нефтяной промышленности Мосаддыком и замену его в 1953 году генералом Захеди в качестве нового премьерминистра, советско-иранские переговоры не прекращались. То, что правительство Захеди успешно проводило политику умиротворения всех держав, стало очевидным из урегулирования нефтяных споров в 1954 году, приобретения экстренной помощи в размере $45 млн. в дополнение к $23 млн. 400 тысячам в рамках программы технической помощи США и соглашения с Москвой о возврате золота и разграничение спорных участков границы. Немаловажно, что советско-иранское соглашение было достигнуто в результате переговоров между последним и странами Багдадского пакта.

______

23 Foreign Relations of the United States, 1950, The Near East, South Asia, and Africa, Volume V, 788.5 MAP/3– 2050. The Representatives of the Government of the United States to the Representatives of the Government of Iran; ISA/MDAP Files: Lot 52–26: MDAP–Iran; G. Lenczowski. "The Middle East in World Affairs", New York, (1962), p. 202.

[142]

Советские примирительные жесты в адрес Ирана были направлены на то, чтобы отговорить ее от присоединения к Багдадскому пакту.24

Несмотря на улучшение отношений с СССР, Иран по-прежнему опасался советских замыслов. Этот страх был усилен деятельностью запрещенной партии «Туде» во время режима Мосаддыка. Показателем симпатии и поддержки со стороны Советского Союза партии «Туде» была резкая критика в советских СМИ арестов членов партии правительством Захеди. 25 Крупная коммунистическая шпионская сеть в иранской армии была обнаружена генералом Захеди в 1954 году.26 Подводя итоги сложившейся ситуации, Иран в октябре 1955 года решил официально присоединиться к Западу, присоединившись к Багдадскому пакту (позднее названному СЕНТО после выхода из нее Ирака). 27 28 В этот период, участие США в СЕНТО значительно расширилось.29

Заговор партии «Туде» в армии и военно-воздушных силах Ирана, в котором по сообщению прессы активное участи принимал советский военный атташе генерал Родионов, был раскрыт в августе и сентябре 1954 года,30 31 32 что в свою очередь усилил подозрения шаха в отношении советских целей. Однако, несмотря на это, шах не

_____

24 Mehrunnisa Ali. "Iran's relations with the US and USSR". Published by: Pakistan Institute of International Affairs. Source: Pakistan Horizon, Vol. 26, No. 3 (Third Quarter, 1973), pp. 45-68.

25 The Times (London, 5 October 1953).

26 Политика США на Ближнем и Среднем Востоке: (США и страны СЕНТО). Институт народов Азии (Академия наук СССР), Издательство восточной литературы, (1960).

27 Mehrunnisa Ali. "Iran's relations with the US and USSR". Published by: Pakistan Institute of International Affairs. Source: Pakistan Horizon, Vol. 26, No. 3 (Third Quarter, 1973), pp. 45-68.

28 Department of State, American Foreign Policy, Current Documents, 1959, Washington: US Government Printing Office, (1963), p. 1060.

29 Robert Ghobad Irani. "US Strategic Interests in Iran and Saudi Arabia," Parameters, Fall 1977, republished in DoD Current Digest, 1978.

30 The Soviets in Asia: Proceedings of a Symposium Sponsored by the Washington Chapter of the American Association for the Advancement of Slavic Studies and the Institute for Sino-Soviet Studies, George Washington University, (May 19-20, 1972), p. 94.

31 Background Information on the Soviet Union in International Relations. United States Department of State. (November, 1961), p. 24.

32 David J. Dallin. "Soviet Foreign Policy After Stalin". Greenwood Press, (1975), p. 204.

[143]

отказался от намерения сблизиться с Советским Союзом. Официальный визит шаха в Москву в 1956 году привел к подписанию трехлетнего коммерческого соглашения, которое сделало СССР одним из основных покупателем Ирана. К 1957 г. 21 % иранского экспорта приходился на долю Советского Союза.33

Одной из неудач Советского Союза на Ближнем Востоке можно считать неспособность создать сильные коммунистические партии в регионе. 34 Противостояние лидеров Ближнего Востока коммунизму как идеологии было проиллюстрировано решимостью Египта, Ирана, Ирака и до некоторой степени Сирии сохранять определенную дистанцию от Кремля. Эти ближневосточные государства выступили против попыток Кремля создать, сохранить и поддерживать коммунистические партии в своих странах, потому что, по их мнению, эти партии стремились получить власть и являлись инструментами Москвы. Неспособность партии «Туде» усилить и сохранить свое влияние в Иране отражало неспособность Москвы создать успешную коммунистическую партию на Ближнем Востоке.35

Советский Союз предупреждал Иран не присоединяться к пакту, но после того, как Тегеран вступил в Багдадский пакт, Советы избрали проведение мягкой политики, предложив в 1956 году существенную техническую помощь без политических условии и пригласив шаха посетить СССР. Шаху удалось развеять опасения

_____

33 Walter Laqueur. "The Struggle for the Middle East: The Soviet Union in the Mediterranean, 1958-1968", New York: Macmillan. (1969), p. 45.

34 В конечном итоге, Советский Союз решил поддержать националистических лидеров Азии и Ближнего Востока. Москва приветствовала тех лидеров, в политике которых проявлялись социалистические тенденции и нейтрализм; именно им и предоставлялась советская внушительная военно-экономическая помощь. См.: Biggio, Jr, Charles P. "The USSR and The National Liberation Movement". (1966).

35 Robert G. Irani. "Changes in Soviet Policy Toward Iran". (April, 1980), p. 6.

[144]

руководства Советского Союза по поводу пакта и заверил их, что он никогда не допустит, чтобы Багдадский пакт или территория Ирана «использовались для реализации агрессивных планов против Советского Союза».36 Несмотря на эти дипломатические инициативы, Москва продолжала свою деятельность по шпионажу и контрабанде оружия в иранский Азербайджан.37

Иранское правительство действительно продолжало жесткую политику против советского проникновения в эту страну, в результате ряд советских военных атташе и дипломатов были высланы из Ирана.38 В феврале 1956 года иранское правительство пожаловалось на усиление шпионажа Советского Союза после присоединения Ирана к прозападному Багдадскому пакту. Спецслужбы Ирана задержали помощника военного атташе советского посольства в Тегеране майора Анатолия Кузнецова вместе с офицером иранских ВВС Хусейном Реджаи Техрани, 39 который передавал ему документы, касавшиеся объектов военно-воздушных сил. 1 марта майор Кузнецов был выслан из Ирана.40

Несмотря на членство Ирана в Багдадском пакте, чувство незащищенности перед СССР сохранялось. Тегеран заключил пакт о взаимной обороне с США в марте 1959 г. по следующим причинам: (1) стремление Ирана получить от США твердые гарантии для защиты от агрессии (будучи неполноправным членом Багдадского пакта, США формально не были ответственны за защиту стран-членов от

_____

36 Dilip Hiro. "Iran under the Ayatollahs (Routledge Revivals)". (1985), p. 279; Ramesh Sanghvi. "Aryamehr: The Shah of Iran: A Political Biography". Macmillan, (1968), p. 251.

37 G. Lenczowski. "The Middle East in World Affairs", New York, (1962), p. 219.

38 Robert Michael Burrell, Robert L. Jarman. "Iran Political Diaries, 1881-1965: 1952-1965". Archive Editions, (1997), p. 537.

39 The New York Times (March 2, 1956).

40 Background Information on the Soviet Union in International Relations. United States. Department of State. (November, 1961), p. 36; Alfred Vagts. "The Military Attache". (1967), p. 99.

[145]

агрессии); (2) военный переворот в Ираке в 1958 году и свержение Хашимитской монархии; (3) гражданская война в Ливане и вмешательство в нее Объединённой Арабской Республики (шах был в плохих отношениях с Насером); (4) Суэцкий кризис 1956 года и последовавший за этим разрыв линии экспорта иранской нефти на Запад в сочетании с последующими политическими успехами Советского Союза в арабских странах.41 Что касается США, ее цель сдержать коммунизм и советскую экспансию на Ближнем Востоке привела к тому, что Вашингтон предоставил Ирану необходимые гарантии.42 Согласно статье 1 соглашения, в случае агрессии против Ирана, США обязались «предпринять такие соответствующие действия, включая использование вооруженных сил, которые могут быть взаимно согласованы».43

Примечательно, что до подписания двустороннего оборонного соглашения 1959 года с Соединенными Штатами шах отклонил советское предложение подписать договор о дружбе и ненападении. Подписав соглашение об обороне с главным противником Советского Союза, шах спровоцировал ожесточенные советские атаки. Шаха изображали марионеткой США, лакеем западного империализма и предателем ислама. Иранские коммунисты, находившиеся в изгнании в Восточной Германии, выступали по радио «Курьер Радио Ирана»

_______

41 Aryeh Yodfat. "The Soviet Union and Revolutionary Iran (RLE Iran D)". (1984), p. 62.

42 Доктрина Эйзенхауэра, провозглашенная президентом США Эйзенхауэром в 1957 году, обязывала американские войска защищать страны Ближнего Востока в целом и арабские страны в частности от коммунистической агрессии. См.: Alexander DeConde. "A History of American Foreign Policy". (1971), p. 756; Philip J. Briggs. "Making American Foreign Policy: President-Congress Relations from the Second World War to Vietnam". (1994), p. 94.

43 Asian Recorder Volume 5. K. K. Thomas at Recorder Press, (1959).

[146]

постоянно обрушивались с критикой в отношении политики шаха. 44 45 46 «Курьер Радио Ирана» призывала иранцев последовать примеру Ирака и свергнуть «ненавистный режим шаха».47

Советское негодование против Багдадского пакта было естественным. Давление Москвы с целью удержать Тегеран от присоединения к пакту варьировалось от строгих предупреждений до мягких дипломатических шагов. 48 Пытаясь добиться расположения Ирана, СССР предложил шаху заключить договор о ненападении, предполагавший отказ от ее права вводить войска в эту страну в соответствии со статьей 6 договора 1921 года. Кроме того, в январе и марте 1958 года Советский Союз заключил с Тегераном экономические соглашения, в соответствии с которыми обе стороны согласились установить прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Тебризом, совместно использовать реки Аракс и Атрек, а также построить плотины, ирригационные сооружения и гидроэлектростанции. Несмотря на свою политику «позитивного национализма»,49 шах выразил готовность к переговорам из-за своего желания исключить статью 6 из договора 1921 года, обеспечить максимальную прибыль от всех сторон и быстро установить

_____

44 Walter Laqueur. "The Struggle for the Middle East: The Soviet Union in the Mediterranean, 1958-1968", New York: Macmillan. (1969), p. 46.

45 Radio Liberty Research Bulletin Issues 26-52. Radio Free Europe / Radio Liberty, (1977).

46 Translations on Near East and North Africa, Issues 1692-1699. Joint Publications Research Service, (1977), p. 13.

47 Area Handbook for Iran. American University (Washington, D.C.). Foreign Areas Studies Division, U.S. Government Printing Office, (1964), p. 362.

48 Москва предупредила Тегеран, что Багдадский пакт представляет собой акт, враждебный советско-иранскому договору 1927 года. СССР также пригрозил, что он «не может оставаться равнодушным перед лицом ситуации… которая подвергает южную границу нашего государства прямой опасности». См.: W.B. Ballis, "Soviet-Iranian Relations During the Decade 1963-1964", Bulletin, Munich, (November, 1965), p. 13; Как известно, по договору 1927 года Иран согласился не участвовать ни фактически, ни формально в каких-либо политических союзах или соглашениях, ставящих под угрозу безопасность Советского Союза. См.: The Current Digest of the Soviet Press, Volume 11, Issues 1-26, (1959), p. 17.

49 В своей книге шах определил свою концепцию «позитивного национализма» как «политику максимальной политической и экономической независимости, отвечающую интересам своей страны». См.: His Imperial Majesty Mohammad Reza Shah Pahlavi, Shahanshah of Iran. "Mission for my Country", New York, (1960), p. 125.

49 Ibid., p. 115.

[147]

оборонительный союз с США. Кроме того, шах не мог пренебречь отношения с СССР. Стратегия Ирана действительно вызвала тревогу на Западе.50 Однако переговоры провалились из-за того, что Москва настаивала на получении гарантий того, что Иран откажет иностранным державам в праве создавать военные базы на своей территории, и что она не подпишет пакт с США. После этого последовал период напряженности в советско-иранских отношениях, который был отмечен обвинениями и контробвинениями, враждебной пропагандой по радио и в прессе, подпольной трансляцией «Национального голоса Ирана», 51 нарушением воздушного пространства Ирана советскими военными самолетами в апреле 1959 г. 52 Советская сторона опровергла обвинения Тегерана в том, что советские самолеты нарушали ее воздушное пространство.53

Противостояние Москвы с Тегераном сблизило ее с Вашингтоном. США стали основным поставщиком столь необходимой Ирану экономической и военной помощи. После падения правительства Мосаддыка экономика страны поддерживалась в основном за счет американской помощи. США поддержали иранский бюджет и помогли ей в реализации Плана развития. Ссуды США Ирану в период 1952–1962 гг. составили $200 млн., а экономические и военные гранты за тот же период составили $850 млн. 54

_____

50 Согласно сообщениям, правительства США, Великобритании, Турции, Пакистана и Западной Германии обратились к Ирану с просьбой не подписывать договор с Советским Союзом. См.: G. Lenczowski. "The Middle East in World Affairs", New York, (1962), p. 222.

51 Area Handbook for Iran. American University (Washington, D.C.). Foreign Areas Studies Division. (1964), p. 363.

52 Shahram Chubin, Sepehr Zabih. "The Foreign Relations of Iran: A Developing State in a Zone of Great-power Conflict". (1974), p. 49.

53 Central Asian Review, Volume 7. Central Asian Research Center, (1959), p. 413.

54 T.C. Young, "Iran in Continuing Crises", Foreign Affairs, New York, (January, 1962), p. 280.

[148]

Несмотря на свой прозападный курс, Иран никогда не отказывался от усилий по нормализации отношений с СССР. Это подтвердили переговоры Тегерана с Москвой о пакте о ненападении. Точно так же последующий союз Ирана с США не помешал шаху ответить на советские предложения. Если отношения между Москвой и Тегераном в 1950-ые годы были натянутыми, то с началом 1960-х годов произошло заметное улучшение. Яркими примерами этого были: мирное предложение Никиты Хрущева,55 ослабление советской антииранской пропаганды, обмен нотами между двумя странами по вопросу торговли, обещание Ирана не допускать размещение иностранных ракет или военных баз на своей территории, 56 и в последующие годы между ними был подписан ряд экономических соглашений.

Сблизившись с Москвой, египетский президент Гамаль Абдель Насер также начал пропагандистскую кампанию против шаха, которая в июле 1960 года привела к разрыву дипломатических отношений между Египтом и Ираном.57 58 Но эта психологическая война, которую вели Москва и Египет против шаха, оказалась недолгой. В конце 1960 года состоялся обмен нотами между шахом и Хрущевым, в которых шах выразил желание поддерживать дружеские отношения с Советским Союзом при условии, что такие отношения будут основаны на взаимном уважении. Шах, однако, отверг возражения

_____

55 В своем мирном предложении, переданном шаху в сентябре 1960 года, Никита Хрущев выразил готовность оказать экономическую помощь Ирану, если последний откажет США в праве использовать базы на своей территории. См.: Pakistan Horizon Volume 26. Pakistan Institute of International Affairs., (1973), p. 50; Bulletin, Volume 12. Institute for the Study of the USSR, (1965), p. 17.

56 Об этом сообщил Хрущев в своем докладе Верховному Совету 12 декабря 1962 года. См.: «Коммунист Вооружённых Сил», Выпуски 1-12, (1963), стр. 77.

57 Menahem Mansoor. "Political and Diplomatic History of the Arab World, 1900-1967". NCR Microcard Editions, (1972), p. 19.

58 Mohammed Shafi Agwani. "Politics in the Gulf". Vikas Publishing House, (1978), p. 83.

[149]

СССР против связей с Соединенными Штатами в оборонной сфере. Наконец, руководство СССР пришло к выводу, что подобные возражения бесполезны и уступило шаху в этом вопросе.59

Советская делегация, прибывшая в Тегеран в декабре 1962 года, подписала соглашение, которое предусматривало открытие сухопутного пути в Иран через Советский Союз в Западную Европу. Это транзитное соглашение было особенно выгодным для более развитых северных регионов страны. Со своей стороны Советский Союз надеялся, что со временем сможет отправлять свою продукцию через Иран в страны Персидского залива и Индийского океана.60

В июне 1963 года между Советским Союзом и Ираном было подписано соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве. СССР предоставил Ирану ссуду в размере около $40 млн. под 3,6 процента и согласился построить плотины на реке Аракс и открыть дорогу для транспортировки между двумя странами. 61 Дополнительные договоренности об экономическом и техническом сотрудничестве сопровождались взаимными визитами на высоком уровне. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев посетил Иран с официальным визитом в ноябре 1963 года,62 а шах посетил СССР в июне–июле 1965 года. Но самое важное соглашение было подписано в январе 1966 года. В дополнение к дальнейшей технической помощи Ирану по договору было

_____

59 Robert G. Irani. "Changes in Soviet Policy Toward Iran". (April, 1980), pp. 7-8.

60 Aryeh Yodfat, Mordechai Abir. "In the Direction of the Persian Gulf: The Soviet Union and the Persian Gulf". (1977), p. 56.

61 Pakistan Horizon Volume 26. Pakistan Institute of International Affairs., (1973), p. 50.

62 Peter Mansfield. "The Middle East: A Political and Economic Survey". Oxford University Press, (1980), p. 282.

[150]

предусмотрено, что Советский Союз построит трубопровод для доставки газа в СССР и закупил бы природный газ у Ирана.63

Так, во время визита Л.И. Брежнева в Тегеран в ноябре 1963 года было подписано несколько соглашений, касавшихся транзита, экономической и технической помощи, а также совместного использования ресурсов, прилегающих к рекам, граничащим с Ираном и Советским Союзом (Атрек и Аракс). В Москве и Тегеране было также создано совместное культурное общество. Более того, несколько восточноевропейских стран предоставили кредит Ирану, что в конечном итоге привело к увеличению торгового потока между Ираном, Советским Союзом и Восточной Европой.64

Радикальные изменения в глобальном масштабе создали плодотворную почву для расширения торговых и экономических связей Тегерана и Москвы. Визит шаха в Советский Союз в 1965 году был явным показателем улучшения ирано-советских отношений и наступления «оттепели» в международной системе. Советские лидеры заявили шаху о своей заинтересованности в поддержании мира во всем мире, снижении напряженности и расширении сотрудничества. В совместном коммюнике, опубликованном советским и иранским правительствами в Москве после визита шаха, выражалась их взаимная заинтересованность в расширении экономических и торговых связей.65

_____________

63 Minerals Yearbook 1967, Volume 4, (1969), p. 804; Indian Trade Journal, Volume 235, Issues 8-13. Department of Commercial Intelligence and Statistics., (1966), p. 12.

64 Walter Laqueur. "The Struggle for the Middle East: The Soviet Union in the Mediterranean, 1958-1968", New York: Macmillan. (1969), pp. 46-47.

65 Department of State, American Foreign Policy, Current Documents, 1965. Washington: US Government Printing Office, (1968), p. 611.

[151]

Шах также посетил Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Югославию. Его хвалили во всей Восточной Европе. Например, согласно Софийскому коммюнике, народ Болгарии высоко похвалил шаха «за инициативы Его Императорского Величества шаха в его кампании против неграмотности». Поляки похвалили шаха за его «прогрессивную внешнюю политику» и выразили свое признание «прогрессу» Ирана. Между тем члены партии «Туде» в эмиграции в Восточной Европе критиковали правительства Восточной Европы за такие «эксцессы» в восхвалении правителя, которого они считали «реакционным монархом, ненавидимым своим народом».66

Расширение экономических отношений с Ираном было частью советского политического наступления на позиции СЕНТО и западного влияния в регионе. Советы надеялись, что тесные экономические отношения повлияют на политику Ирана, ослабят его связи с Западом и увеличат зависимость Ирана от Советского Союза. И снова советы были готовы торговать интересами местных коммунистов в пользу дальнейшего укрепления советского влияния. Иранская коммунистическая партия «Туде» потеряла поддержку Советского Союза, а деятельность ее членов, бежавших в СССР, была ограничена и контролировалась спецслужбами. Хотя представители «Туде» продолжали появляться на съездах советской коммунистической партии, где они нападали на шахский режим Ирана, Советы осторожно проводили различие между собой и партией «Туде», оговаривая, что последние не выражают их взглядов. Действительно, советские эксперты в Иране были чрезвычайно

_____

66 Walter Laqueur. "The Struggle for the Middle East: The Soviet Union in the Mediterranean, 1958-1968", New York: Macmillan. (1969), p. 52.

[152]

осторожны и стремились не заниматься коммунистической деятельностью или пропагандой.67

Новая советская политика привела к постепенному уменьшению традиционных подозрений Ирана в отношении СССР. Отказ США отправить оружие в Пакистан во время индо-пакистанской войны в 1965 году убедил иранцев в двух вещах: их новая политика оправдана и им необходимо диверсифицировать источники поставки оружия. Сообщения о сделке по поставке оружия между Ираном и СССР были обнародованы в июле 1966 года. В феврале 1967 года стало известно, что Иран подписал с СССР соглашение о закупке оружия на сумму $110 млн. 68 Причина этого соглашения была политической, а не экономической или военной, поскольку оно способствовало улучшению отношений с СССР за счет уменьшения зависимости Ирана от Соединенных Штатов. Косвенно оно также помогло Ирану в его отношениях со своим проблемным соседом Ираком, режим которого в этот период установил более тесные отношения с Советским Союзом.69

Однако, по-настоящему заметное изменение советской позиции произошло только после того, как Иран заверил руководство СССР, что не позволит использовать свою территорию для иностранных военных баз.

Хотя, начало сближения Москвы и Тегерана было положено в начале 60-х годов, определенное изменение прозападной позиции

_____

67 Aryeh Yodfat, Mordechai Abir. "In the Direction of the Persian Gulf: The Soviet Union and the Persian Gulf". (1977), p. 56.

68 Raymond F. Mikesell. "Foreign Investment in the Petroleum and Mineral Industries: Case Studies of Investor-Host Country Relations". (1971), p. 258; The Arms Trade with the Third World. Stockholm International Peace Research Institute, Almqvist & Wiksell, (1971), p. 578.

69 Aryeh Yodfat, Mordechai Abir. "In the Direction of the Persian Gulf: The Soviet Union and the Persian Gulf". (1977), pp. 56-57.

[153]

Тегерана произошло только со второй половины 60-х годов. События на Ближнем Востоке, уменьшение враждебности между Вашингтоном и Москвой и призыв последней к мирному сосуществованию создали благоприятную атмосферу для Ирана, который стремился отстоять свою независимость балансируя между двумя мировыми державами. Вместо тесного сотрудничества с США, теперь Тегеран выступал за справедливое урегулирование отношений с двумя крупными державами. Этот сдвиг объясняется следующими факторами.70

Несмотря на то, что помощь Вашингтона во многом помогла Ирану преодолеть экономические трудности, такая поддержка имела и негативную сторону. Слишком большая зависимость от американской помощи не одобрялись частью населения, выступавшей за проведение самостоятельной политики в данной сфере. Опора на физически удаленную державу считалась нежелательной и не отвечавшей интересам страны, особенно там, где это мешало отношениям ближайших могущественных соседей.71 Благодаря доходам от нефти, шах начал проводить более энергичную политику в области экономического развития.72

Также, Иран был разочарован объемом помощи США. В период с 1946 по 1960 год Иран получил от США $1,012 млрд., в том числе $458 млн. на военную помощь. 73 Иран был вторым по величине получателем американской помощи после Турции среди стран Ближнего Востока. Помощь США в целях развития, которая началась

_____

70 Mehrunnisa Ali. "Iran's relations with the US and USSR". Published by: Pakistan Institute of International Affairs. Source: Pakistan Horizon, Vol. 26, No. 3 (Third Quarter, 1973), pp. 45-68.

71 Mehrunnisa Ali. "Iran's relations with the US and USSR". Published by: Pakistan Institute of International Affairs. Source: Pakistan Horizon, Vol. 26, No. 3 (Third Quarter, 1973), pp. 45-68.

72 Perspectives in Defense Management (Summer, 1974), p. 61.

73 G. Lenczowski. "The Middle East in World Affairs", New York, (1962), p. 686.

[154]

в 1951 году в рамках программы Трумэна «Четвертый пункт» 74 и официально закончилась 29 ноября 1967 года, составила $605 млн.75

Глядя на цифры, можно сделать вывод, что в период с 1960 по 1967 год военная помощь Ирану увеличилась. Общая военная помощь, полученная в течение 1946–1960 годов, составила $458 млн., что было удвоено до $900 млн. 76 на момент ее официального окончания в 1967 году. Кроме того, Вашингтон также предоставил $122 млн. в виде поставок излишков продовольствия в рамках программы "Продовольствие во имя мира". В 1967 году оборонная помощь Ирану была прекращена. Предвидя окончательный конец программы «Четыре пункта», шах решил наладить отношения с Москвой, чтобы использовать эти отношения в качестве рычага давления на Вашингтон с целью получения от нее большего количества оружия. То, что Агентство США по международному развитию (USAID) выступало против продажи оружия также мотивировало шаха, что было подтверждено его заявлением. В интервью газете «Los Angeles Times» 23 февраля 1967 года шах заявил, что финансовые и материально-технические условия, наложенные США на продажу американской военной техники, вынудили его договориться о сделке по поставке оружия с СССР. В результате, в 1965 году и впоследствии Иран заключил с Советским Союзом соглашения о закупке вооружений. Как показали дальнейшие события, стратегия шаха действительно дала желаемые результаты.77

_____

74 См.: President Truman's Four-Point Programme "for peace and freedom" declared on 20 January 1949, Keesing's Contemporary Archives 1948-50, Bristol, pp. 9761-6.

75 Keesing's Contemporary Archives, 1967-1968, Bristol, p. 22424.

76 Ibid.

77 Mehrunnisa Ali. "Iran's relations with the US and USSR". Published by: Pakistan Institute of International Affairs. Source: Pakistan Horizon, Vol. 26, No. 3 (Third Quarter, 1973), pp. 45-68.

[155]

Еще одним событием середины 1960-х гг., которое побудило Иран отказаться от своей жесткой прозападной ориентации, стала индо-пакистанская война 1965 года, которая полностью продемонстрировала неадекватность СЕАТО, СЕНТО и двусторонних пактов для защиты государства-члена от агрессии. 78 Несмотря на связь ее с данными пактами и двусторонними соглашениями с США, Пакистану ни одно из них не помогло. Эти события породили сомнения у иранцев в эффективности и надежности союзов. Прекращение поставок американского оружия Пакистану во время конфликта также послужило основанием для стремления иранцев к самообеспечению и диверсификации импорта оружия. Поэтому с 1967 года шах не только ускорил процесс закупок оружия, но и заключил оружейные сделки с Советским Союзом, а также с некоторыми западными странами.79

Кроме того, после ослабления враждебности между США и СССР, призывов последнего к «мирному сосуществованию» и растущих китайско-советских разногласий жесткая прозападная политика казалась анахронизмом. Тегеран не мог игнорировать недовольство Советского Союза ее связью с СЕНТО и США. Так как страх перед Москвой заставлял Иран развивать более тесные связи с Вашингтоном, в то же самое такой подход требовал осторожной политики сближения с первым. При наличии коммунистических элементов в стране, иранское правительство не могло исключить

_____

78 The Soviet Union and the Middle East: A Summary Record [of the] 23rd Annual Conference of the Middle East Institute (Washington, D.C.), (October 10-11, 1969), p. 44.

79 Mehrunnisa Ali. "Iran's relations with the US and USSR". Published by: Pakistan Institute of International Affairs. Source: Pakistan Horizon, Vol. 26, No. 3 (Third Quarter, 1973), pp. 45-68.

[156]

опасную возможность новых потрясений при поддержке Советского Союза.80

Что касается Советского Союза, то в начале 60-х годов три основных соображения побудили ее изменить свою прежнюю позицию в отношении Ирана. Во-первых, СССР хотел оторвать Иран от Запада. Во-вторых, Советы стремились получить от Тегерана заверения в отказе любым иностранным державам создать на территории Ирана военные базы (отношения между Москвой и Тегераном продемонстрировали явные признаки улучшения после указанного обещания, данного в 1962 году).81 В-третьих, Советский Союз хотел получать нефть с иранских месторождений. Концессии, полученные в 1947 году, не могли быть использованы из-за отказа от ратификации данного соглашения иранским меджлисом, а также из-за того, что на каспийских месторождениях добывалось меньше нефти. В то время как спрос на нефть в мире продолжал расти, Советский Союз почувствовал необходимость заключения с Ираном взаимовыгодного соглашения.82

Как видно, СССР пытался противостоять влиянию Вашингтона в регионе, помогая Ирану достичь экономической самодостаточности. Чтобы переманить Тегеран на свою сторону, со второй половины 60-х гг. был ускорен процесс вливания финансовой помощи. В рамках этой кампании СССР подписал многочисленные соглашения и двусторонние контракты, взяв на себя обязательство помочь Ирану в

________

80 Критикуя политику Ирана, газета «Правда» многозначительно отметила: «Ничего хорошего из этого не выйдет. Общеизвестно, что подобная политика не помогла королю Ирака и его клике… правительству грозит неизбежный крах, если оно не будет проводить антинародную политику». См.: W.B. Ballis, "Soviet-Iranian Relations During the Decade 1963-1964", Bulletin, Munich, (November, 1965), p. 15.

81 Sepehr Zabih. "The Communist Movement in Iran". (1966), p. 213.

82 Mehrunnisa Ali. "Iran's relations with the US and USSR". Published by: Pakistan Institute of International Affairs. Source: Pakistan Horizon, Vol. 26, No. 3 (Third Quarter, 1973), pp. 45-68.

[157]

строительстве более 90 промышленных предприятий и объектов.

Примером советского экономического участия в Иране являлись 38

завершенных проектов, 83 включая первый сталелитейный завод в Исфахане, северный участок 150-мильного трансиранского магистрального газопровода, станкостроительный завод в Араке, 84 гидроэлектростанция на пограничной реке Аракс, которая снабжало водой и электроэнергией прилегающие районы Ирана и Советского Союза. 85 Благодаря активному участию в экономическом развитии Ирана, Москва в значительной степени преуспела в достижении политической договоренности с шахом.

Таким образом, у обеих сторон были свои мотивы улучшить до того напряженные отношения, и в отношениях между Тегераном и Москвой началась разрядка. В результате в период 1965–1970 гг. наблюдался постепенный рост сотрудничества, о чем свидетельствует ряд экономических соглашений и обменов визитами между двумя странами. Визит шаха в Москву в июне 1965 года помог развеять опасения советских властей. 86 Было достигнуто четыре важных соглашения о строительстве сталелитейного завода; завода сельскохозяйственной техники; строительства газопровода и плотины на реке Аракс на советско-иранской границе. Самым важным из них

_____

83 International Affairs (Moscow, June 1973), p. 111.

84 Gholam Reza Afkhami. "The Life and Times of the Shah". (2009), p. 340; John Hannigan, Carl H. McMillan. "The

Soviet Energy Stake in Afghanistan and Iran: Rationale and Risk of Natural Gas Imports". Institute of Soviet and East European Studies, Carleton University, (1981), p. 35.

85 Грузинские специалисты значительно упростили и усовершенствовали проект Миль-Муганского гидроузла, который строился совместно СССР и Ираном на пограничной реке Аракс. См.: Moscow TASS International English 1750 GMT, (28 June 1967); Daily Report, Foreign Radio Broadcasts, Issues 131-135. United States. Central Intelligence Agency, (July 7, 1967), p. 20; Soviet Military Review. Krasnaya Zvezda Publishing House., (1968), p. 8.

86 Во время визита шаха в июне 1965 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР А.И. Микоян заявил, что его страна «ценит заявление правительства Ирана о том, что Тегеран не позволит разместить на своей территории иностранные ракетные базы любого типа и никогда не станет средством агрессии против Советского Союза». См.: Keesing's Contemporary Archives 1965-66, Bristol, p. 21010.

[158]

было подписание в 1966 году соглашения «газ в обмен на сталь».87 В последующие годы сотрудничество в экономической и технической областях продолжилось. В июне 1969 года было подписано соглашение о совместной разведке нефти в Каспийском море и об изучении возможностей разработки северных иранских залежей природного газа в обмен на техническую помощь в развитии иранской промышленности. 88 В апреле 1968 года Председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин, находившийся в то время с визитом в Иране, согласился, среди прочего, выделить Ирану кредит в $300 млн. для четвертого плана развития (1968–1973).89 Позже, в 1970 году Иран и СССР подписали 15-летнее экономическое соглашение о совместных проектах по разработке полезных ископаемых. 90 Параллельно, Тегеран также развивал экономические связи с социалистическим блоком. Румыния помогла Тегерану построить тракторный завод в Тебризе,91 а Чехословакия – станкостроительный комплекс (тоже в Тебризе).92 Увеличилась торговля Ирана с Москвой и социалистическими странами. Около 6% импорта Ирана приходилось на социалистические страны, половина из которых приходилось на долю СССР, в то время как около 28% его ненефтяного экспорта приходилось на СССР.93 Бартерные соглашения между Ираном и социалистическими государствами, такими как

_____

87 Lebanon Rebuilds (1982), p. 28.

88 Iran Almanac and Book of Facts, Volume 9. Echo of Iran., (1970), p. 190.

89 Journal, Volume 2, Parts 3-4. Institute for Defense Studies and Analyzes, (1970), p. 246; John W. Parker. "Persian Dreams: Moscow and Tehran Since the Fall of the Shah". (2009), p. 4.

90 Communist Aid Activities in Non-Communist Less Developed Countries, 1978: A research paper. (1979), p. 33.

91 Иранские проекты, в которых участвовала Румыния, включали также – завод кальцинированной соды, зернохранилища, лесное хозяйство и т.д. См.: Iran Economic News, Volumes 1-4. (1975), p. 7.

92 Survey of India's Export Potential to Twenty-six Selected Countries in the Indian Ocean Basin and Nearby Areas: Iran. National Council of Applied Economic Research, (1970), p. 55.

[159]

Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, Чехословакия и Югославия, оказались благоприятными для торгового баланса Ирана.94

Интерес Москвы к Ирану не ограничивался только экономической сферой, но распространялся и на оборонную сферу. Вскоре, после событий 1965 года Иран начал закупку оружия у Советского Союза. В последующие годы аналогичные договоренности были достигнуты с Москвой на поставку вооружения, в том числе зенитных орудий и бронетранспортеров.95

Политика разрядки с Москвой принесла желаемые результаты, и Тегерану удалось реализовать поставленные на 60-е годы политические цели. Иран постепенно отказывался от своей прежней исключительно прозападной ориентации и восстановил равновесие в своих отношениях с США и СССР. Во время визита Косыгина в Иран в апреле 1968 года один иранский чиновник заметил, что визит «является знаком того, что мы восстанавливаем баланс между Россией и Западом, и это единственный способ гарантировать нашу национальную независимость».96 Примечательно, что во время угрозы прямого военного столкновения Ирана и Ирака в 1969 году, Москва не встала на сторону Багдада, но вместе с Вашингтоном призвала обе стороны к сдержанности. В то же время Иран убедил Вашингтон

_______

93 Dawn (Karachi, 13 February 1970).

94 World Petroleum Report. M. Palmer Publishing Company, (1970), p. 73.

95 Советский Союз продал шаху военную технику на сумму более $1 млрд. Оружие, закупленное в Москве и поставляемое Ирану из Восточной Европы и других советских союзников, включало в себя реактивную артиллерию «Катюша», ракеты класса «земля-воздух», зенитные орудия, бронетранспортеры, стрелковое оружие и противотанковые ракеты. К 1978 году шахское правительство уже управляло заводом по производству противотанковой ракеты РПГ-7. См.: The New York Times (March 8, 1982); M. S. EL-Azhary. "The Iran-Iraq War (RLE Iran A)". Volume 2, (1984), p. 103; Mehrunnisa Ali. "Iran's relations with the US and USSR". Published by: Pakistan Institute of International Affairs. Source: Pakistan Horizon, Vol. 26, No. 3 (Third Quarter, 1973), pp. 45-68.

96 Newsweek (April 15, 1968), p. 44.

[160]

увеличить продажу военной техники. Следовательно, Вашингтон согласился поставить оружие на $600 млн.97 Пытаясь уменьшить свою зависимость от американского оружия, Иран диверсифицировал оружейный импорт, все больше закупая в Великобритании, Франции, Италии и Советском Союзе. Восстановив таким образом сбалансированные отношения с двумя великими державами, Иран начал утверждать свою «гегемонию» в Персидском заливе. С наступлением 70-х годов Иран стал амбициозным и самоуверенным, укрепляя свои позиции в Персидском заливе с помощью хорошо продуманной оборонно-ориентированной политики.

* * *

Перспектива доминирования какой-либо враждебной силы или подрывных сил в районе Персидского залива ставила под угрозу свободу судоходства, что имело для Ирана жизненно важное значение. «Этот водный путь жизненно важен для нас, – заявил шах, – и он должен оставаться открытым».98 Поэтому, Иран стал укреплять свои военный потенциал, чтобы собственными силами обеспечить беспрепятственный поток нефти. Вашингтон не хотел брать на себя эту роль напрямую. Так, 2 марта 1971 года представитель Госдепартамента заявил, что у США нет намерений заменять британцев после ухода из региона. Тем не менее, Госдепартамент выразил готовность увеличить военную помощь странам Персидского залива, если «другая держава» попытается вмешаться после ухода

__________

97 Shahram Chubin, Sepehr Zabih. "The Foreign Relations of Iran: A Developing State in a Zone of Great-power Conflict". (1974), p. 109.

98 Dawn (Karachi, 10 July 1971).

[161]

Великобритании, таким образом подразумевая, что Вашингтон готов поддержать политику самообеспеченности стран Персидского залива. Иран, благодаря своему стратегическому положению, размеру, экономическому потенциалу и людским ресурсам, подходил для этой роли лучше других. Таким образом, Иран приступил к укреплению своей обороноспособности, чтобы обеспечить безопасный и стабильный экспорт нефти – цель, ради которой шах был готов вмешаться военными средствами, если кто-то попытается помешать судоходству в Персидском заливе.99

Затем последовал серьезный удар – индо-пакистанская война 1971 года и последовавшее за этим расчленение Пакистана (отделение ее восточной части – ныне Бангладеш), которое полностью подорвало и без того ослабевавшую веру Ирана в оборонительный союз как главное средство сдерживания внешней агрессии; и это укрепило решимость шаха сделать страну самодостаточной и самостоятельной в вопросах самообороны. Шах больше не верил в пакты: «СЕНТО "никогда не был реальностью"... Он не имел материальной ценности». Что касается двустороннего альянса, по мнению шаха он был иллюзорным: «Соединенные Штаты по-своему интерпретировали то, что означало «коммунистическим», как бы мы это ни называли».100

Кроме того, события 1971 года создали определенные проблемы безопасности для Ирана. Это очевидно из обеспокоенности шаха возможностью дальнейшего распада Пакистана, 101 который мог создать вакуум власти на границах Ирана и поставить под угрозу его безопасность, а также безопасность Персидского залива. Будучи

_____

99 The Shah's interview with Dawn (Karachi, 30 July 1973).

100 См.: The Shah's interview with C. L. Sulzberger of The New York Times, in ibid., 10 May 1973.

101 Ibid, См. также: Dawn, Karachi, 25 June 1972.

[162]

серьёзно обеспокоенным формированием оси Москва–Кабул–Дели, шах не мог игнорировать опасные международные последствия любых будущих потрясений в неспокойных северных провинциях Пакистана, расположенных так близко к региону. Говоря о соперничестве между племенами в пакистанском Белуджистане, шах настоятельно рекомендовал правительству Пакистана «попытаться убедить различные племена сотрудничать друг с другом». 102 Шах также призвал Индию помочь правительству Пакистана контролировать то, что он считал «автономистскими движениями» в Северо-западной пограничной провинции и Белуджистане. 103 Это объясняет логику заинтересованности Ирана в целостности и продолжении существования Пакистана как единого государства.

Чтобы «остановить распространение советского влияние в Персидском заливе», Иран в 70-ые гг. шах согласился работать в тесном сотрудничестве с Великобританией. 104 Тегеран не только отказался от возражений против использования Вашингтоном базы в Бахрейне, но и предложил ему решить, как «защитить свои собственные интересы в этом районе».105

_____

102 См.: The full version of the Shah's interview to The Times of India, published in ibid., (13 July 1973).

103 The Shah's interview with The New York Times, op. cit.

104 Dawn (Karachi, 12 April 1973).

105 The Shah's interview with Newsweek, New York, op. cit

[163]

Фрагмент книги: Васили Папава. «Последняя война шаха», 2020 г. Глава «Ирано-Советские отношения в 1950-1970-ые гг.» Здесь приводится по изд.: «Караван» № 82, август 2020 г., с 136-163.

Рубрика