Греция под властью турок

Греция под властью турок

29 мая 1453 года после двухмесячной осады 200-тысячного, с большим количеством артиллерии османского войска под командованием султана Мехмеда II пал Константинополь — столица Византийской империи. Это стало финальным аккордом продолжавшегося уже долгое время процесса распада некогда могущественного средиземноморского государства. В конце XV — начале XVI века при султане Баязиде II Османская империя окончательно завоевала Юго-Восточную Европу. Среди народов, попавших под иноземный гнет, оказались и греки. В демографическом отношении Османская империя отличалась крайней неоднородностью. Из всего ее населения, насчитывавшего, по приблизительным подсчетам, 38,5 миллионов человек, около 14 миллионов, т. е. треть проживали в балканских провинциях. В империи существовало уникальное явление в области этно-конфессиональных отношений — миллет. Со 2-й половины XV века, т. е. при султане Мехмеде II, миллет был легализирован до уровня правовой категории, став синонимом так называемых конфессиональных сословий в общей теократической системе, что отвечало кораническим религиозным представлениям завоевателей. Существование миллета было связано не только с желанием завоевателей оградить себя от ассимиляции, но и в большей степени с отношением правителей Османской империи к своим инонациональным и иноконфессиональным подданным. Сами мусульмане составляли миллет, определявшийся как «правящий» (миллет-и хаккиме). Главы конфессий являлись руководителями миллетов — греко-православного, армяно-григорианского и иудейского. Главой греко-православного миллета (миллет-и рум) стал константинопольский патриарх-грек, имевший звание этнарха (миллет баши).

Греческая аристократия поздневизантийского периода, сконцентрированная в Константинополе и компактно проживавшая в привилегированном городском районе Фанар (см. Фанариоты), была принята на имперскую государственную службу. Ее представители занимали высшие посты в дипломатическом ведомстве. Православная церковь фактически находилась в руках греческого клира, а греческий язык был средством общения между представителями различных балканских народностей. Положение же греков в Османской империи не отличалось от положения других завоеванных народов полуострова. Так, например, христианин не мог выступать свидетелем или заявителем в мусульманском суде, где ответчиком выступал мусульманин.

Христианин не имел права жениться на мусульманке. Мужчины-христиане были обязаны платить специальный налог (харадж) — своего рода откуп от военной службы. Но наиболее жестоким установлением османских властей было введение так называемого налога кровью (тур. Девширме — «сбор», греч. пезомазома — «похищение детей»). В соответствии с ним из семей христиан отбирались наиболее способные, физически здоровые и привлекательно выглядевшие подростки и насильственно обращались в ислам. Пройдя курс обучения, они зачислялись на военную или гражданскую службу. Отборные и наиболее привилегированные войска Османской империи — янычары рекрутировались именно из них. Процесс исламизации как насильственной, так и «добровольной» (принадлежность только к этой конфессии открывала для способных, но исповедовавших другие религии граждан дорогу к карьере) шел в империи постепенно, но неуклонно. Он коснулся и греков, в частности на острове Крит и в Малой Азии. Впрочем, нередки были случаи, когда новообращенные мусульмане продолжали тайно исповедовать свою прежнюю веру (они, а их было немало, вошли в историю Османской империи как криптохристиане). Правящий класс империи, таким образом, формировался не только из тюркских этнических элементов, но и исламизированных представителей других народов.

Разбросанность греческого населения в пределах Османской империи (местами компактного проживания являлись территория собственно Греции, Малая Азия и Понт) выявила его региональные особенности, связанные главным образом с серьезными различиями в языке и культурных традициях. Часть греков говорила на димотике (так называемом народном языке), часть — на понтийских диалектах, трудно понимаемых жителями Греции, отдельная группа (караманлиды) использовала как родной язык турецкий, но на письме не арабский, а греческий алфавит. Несмотря на стремление османских властей полностью контролировать захваченную территорию Греции, в ряде ее труднодоступных районов, прежде всего в горах, оставались автономные самоуправляемые общины. Среди них особое место занимали деревни Аграфы (буквально «не вошедшие в фискальный реестр» и фактически не платившие налогов Османской империи) в районе Пинда, Элефтерохори (буквально «свободные деревни») на полуострове Халкида и Загорохории в Эпире. Более того, жители Пелопоннеса получили право иметь своих представителей в Константинополе. В ряде районов Греции вспыхивали восстания против социального, национального и религиозного гнета османских властей. Вооруженная борьба приобретала характер затяжной партизанской войны. В целях борьбы с клефтами османские власти начали создавать из самих греков подразделения арматолов (буквально «вооруженные»), первые появились в Северной Греции в 1627 году. Однако эта мера оказалась малоэффективной, так как отряды, созданные для борьбы с партизанами, переходили на сторону тех, против кого должны были сражаться.

Традиционно в Греции существовало три основных вида земельных отношений, унаследованных от Византийской империи. Первым был синдрофикон — форма отношений между арендатором и владельцем, при которой чистый доход, после выплаты всех налогов и расходов, делился пополам. При втором виде — тритариконе — арендатор выплачивал все налоги и нес другие расходы, его доля чистой продукции составляла около 0,7, а остальные 0,3 оставались собственнику. Третья форма — геоморон, в рамках которого арендатор заранее договаривался с владельцем о размерах причитающейся ему выручки (суммы денег или количестве продукции). Однако в XVII веке в этой сфере наметились важные изменения. Все больше земель переходило в частное владение, крупные держания, в частности тимар (своего рода военный лен), дробились, присваивались мирийские (принадлежавшие религиозным учреждениям) земли, создавались крупные частные поместья — чифтлики. К XVIII веку чифтлики распространились во всех областях Греции. На Пелопоннесе к началу 1820-х годов 58,3 % обрабатываемой земли являлось частной собственностью, а 41,7 % оставались мирийскими. При этом 40 тысяч турок владели 1 миллионом стреммов (1 стрем равен приблизительно 1000 кв. метров) в то время как 360 тысяч греков —1,5 миллионами. Появились новый класс чифтликчиев и новая прослойка котзабасов (капиталистах крестьян). В лице кодзабасов османская администрация увидела силу, способную принести определенную пользу при сельскохозяйственных поставках для армии и уплаты налогов. Этот зажиточный класс постепенно сосредоточивал в своих руках местное самоуправление. Однако османские власти проводили в отношении его двоякую политику: с одной стороны, они поддерживали эту зажиточную группу, с другой — ограничивали, так как боялись ее усиления и превращения в независимую силу.

Особое место в греческих землях занимали ремесла и предприятия мануфактурного типа (наиболее известные — текстильная в фессалийском местечке Амбелакья и железоделательная в Матемохорье). На хозяйственную жизнь греческих земель влияла «производственная» миграция, способствовавшая созданию общебалканского рынка. Так, в конце XVIII века Али-паша Янинский привез в Янину болгарских угольщиков, которые в течение нескольких лет сумели разрешить тяжелый кризис с каменным углем. Особое место в экономическом, политическом и социальном развитии Балкан играла торговля. К 1764 году у греческих купцов, занимавшихся челночными операциями на море, насчитывалось около 600 судов.

А.А. Улунян

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 2017, с. 292-293.

Рубрика