Мифическое основание Теночтитлана

Мифическое основание Теночтитлана

Вначале ацтеки представляли собой племя, называвшееся по имени собственного вождя Меши мешика либо мешитин. Покинув Чикомосток («Семь пещер»), расположенный в легендарной стране Астлан, они в 193 году отправились на поиски земли обетованной. Их путь был долгим и трудным, занявшим сотни лет; по дороге они основали множество поселений. Их вёл их бог-покровитель Уицилопочтли, который общался с народом и давал им советы через жрецов, являвшихся посредниками между земным и небесным царствами.

Добравшись, наконец, в XIII веке до Мексиканской долины, ацтеки поняли, что они близки к своей заветной цели. Однако Уицилопочтли предупредил их о трудностях, с которыми им придётся столкнуться на этой уже заселённой территории. Он призвал их приготовиться к ним. Эта земля подчинялась некогда величайшему городу Теотиуакану, а затем Туле, где люди жили ещё за сотни лет до прихода сюда ацтеков. В это время там ещё существовало множество поселений, напоминавших об этих величественных цивилизациях, и поэтому ацтеки набрались сил и приготовились к военным действиям в Чапультепеке. Однако у ацтеков и их бога-покровителя были и другие недруги, например племянник Уицилопочтли Копиль, который жаждал отомстить за свою мать, сестру Уицилопочтли Малиналыыочитль (см. главу 2).

Когда-то Уицилопочтли приказал оставить Малинальшочитль, которая вместе с остальными своими соплеменниками отправилась на поиски обетованной земли, ибо она стала заниматься порочной, чёрной магией и могла дурно повлиять на окружающих. Ацтеки бросили Малинальшочитль и её последователей на произвол судьбы, вверив их судьбу в их собственные руки.

Копиль не сумел простить дяде предательство своей матери, и поэтому он отправился на поиски Уицилопочтли. Вскоре ему стало известно о прибытии Уицилопочтли в Чапультепек в Мексиканской долине. Добравшись до долины, Копиль заручился поддержкой соседних поселений, рассказав их правителям о свирепости и деспотизме ацтеков. Ему удалось объединить силы и получить военную помощь, не-обходимую для победы над ацтеками. Уверенный в их поражении, Копиль поднялся на холм, называвшийся Тепецинко, чтобы лучше видеть пред-стоящее побоище.

Однако Уицилопочтли, которому были прекрасно известны планы его племянника, не позволил себя провести. Он приказал своим людям отправиться на Тепецинко, где у подножия холма били горячие источники. Уицилопочтли велел им убить Копиля, вырвать его сердце и принести его ему.

Жрец Куаутлекецки, нёсший изображение Уицилопочтли, возглавил делегацию в Тепецинко и исполнил то, что велел Уицилопочтли. Когда последнему вручили сердце Копиля, он велел жрецу бросить его посреди озера. Место, где упало сердце Копиля, назвали Тлакокомолько.

Несмотря на это поражение, народы, населявшие данный регион, по-прежнему хотели изгнать ацтеков со своей территории, и поэтому они пошли на них войной. Враги, а именно чальки, окружавшие холм Чапультепек, атаковали ацтеков. Их атака была успешной, и им даже удалось захватить предводителя ацтеков Уицилиуитли. Те, кто уцелел, в том числе женщины, дети и старики, укрылись в заброшенном городе Атлакуиуайане (Такубайя). Чальки не посчитали нужным преследовать уцелевших, так как их было немного, да и те были лишены всяких прав.

Восстановив свои силы, побеждённые ацтеки вновь создают войско и по требованию Уицилопочтли, призвавшего их быть сильными и гор-дыми, отправляются к своим врагам в Кулуакан, где просят о том, чтобы им предоставили место, в котором их жёны и дети могли жить в мире. После длительного обсуждения этого вопроса со своими советниками правитель Кулуакана пожаловал ацтекам землю, называвшуюся Тисапан, весьма неблагоприятное для жизни место, где обитали одни змеи, рептилии и другие животные. Однако ацтеки приняли этот дар и, занявшись пожалованной территорией, сумели сделать её пригодной для проживания.

Позже владыка Кулуакана отправил разведчиков узнать о том, что творится в Тисапане. Он с удивлением услышал, что ацтеки обработали эту землю, построили храм Уицилопочтли и включили змей и местных рептилий в свой рацион. Поражённый услышанным от своих посланцев, кулуаканский повелитель удовлетворил просьбы ацтеков, которые хотели торговать в Кулуакане и заключать браки с колуа.

Впрочем, данная территория не являлась обетованной землёй ацтеков, и Уицилопочтли потребовал через жрецов, чтобы они ушли отсюда и отправились на поиски настоящей ац-текской столицы, заявив, что их уход должен быть ознаменован пролитием крови, носить не мирный характер. Уицилопочтли велел своему народу попросить у правителя Кулуакана по имени Ачитометль дочь с тем, чтобы сделать её своей жрицей и богиней, названной «Женщиной раздора». Ацтеки исполнили распоряжения своего бога.

Правитель Ачитометль согласился на эту честь, и после празднества, последовавшего после заключения соглашения между племенами, молодую женщину привезли в Тисапан. Здесь ацтеки тут же провозгласили её Тонанцин («Наша мать») и принесли в жертву Уицилопочтли. В соответствии с обычаем и ритуалом с неё содрали кожу. Содранную с неё кожу носил «главный юноша», сидевший рядом с ацтекским божеством. С тех пор она превратилась в мать и невесту Уицилопочтли, богиню, которой поклонялись ацтеки.

Позванный на торжество правитель Ачитометль не знал о том, что его дочь убили, и поэтому, приняв приглашение, приехал на церемонию вместе с другими сановниками города, привезя с собой драгоценные дары для своей дочери, новой ацтекской богини, и ацтекского божества Уицилопочтли. Войдя внутрь погруженного во мрак помещения храма, владыка Ачитометль принялся делать подношения и выполнять другие церемониальные обязанности. Когда он приблизился с факелом в руке к фигурам настолько, что мог рассмотреть то, что открывалось его взору, то увидел рядом с божеством юношу, облаченного в содранную с его дочери кожу. Преисполнившись отвращения и ужаса, правитель колуа покинул храм и призвал своих людей уничтожить ацтеков.

Ацтеки сражались мужественно, и, хотя противная сторона и опрокинула их в воду, им удалось бежать в Истапалапу. Ими овладело безысходное отчаяние. Уицилопочтли попытался утешить свой народ, который столько выстрадал в поисках обетованной земли. Они находились вблизи неё, и поэтому ацтеки, странствуя от одного города к другому, находили себе приют там, где могли.

Однажды, когда ацтеки бродили среди топей, они увидели знамения, предсказанные их жрецами. Они увидели прекрасный белый болотный кипарис (ауэуэтлъ) и источник, тёкший от подножия дерева. Этот источник окружали со всех сторон одни белые ивы. В болоте рос только белый тростник и камыш, и здесь водились лишь белые лягушки, а также белые змеи и рыбы. Жрецы узнали знамения, о которых им сообщил их бог, и возрадовались, ибо нашли обещанную им землю.

Вскоре Уицилопочтли явился к жрецу по имени Куаутлекецки и сообщил ему, что сердце Копиля, брошенное им в озеро, упало на камень, и на том камне вырос кактус (опунция). Кактус такой громадный и величественный, что каждый день на его вершине усаживается орёл, который, наслаждаясь солнечным теплом, поедает его обильные плоды. Вокруг него валяются прекрасные разноцветные перья, оставшиеся от съеденных орлом птиц.

Жрец передал это известие народу, который воспринял его с радостью и ликованием. Затем ацтеки отправились к источнику, где видели чудесные знамения; придя туда, они были поражены, узрев вместо одного потока два и вместо прозрачной воды струи красного и синего цвета. Посчитав это добрым предзнаменованием, ацтеки продолжили поиски орла, сидящего на кактусе, и вскоре увидели его. Заметив его, люди со всем смирением склонили головы, и орёл последовал их примеру. Они наконец добрались до своей обетованной земли, и здесь они возвели Теночтитлан.

На мексиканском флаге и сейчас орёл гордо стоит на кактусе, растущем из камня. Эти символы напоминают об ацтекском мифе, о стойкости ацтеков и их системе духовных представлений. Теночтитлан-то ведь стал столицей Ацтекской империи.

В системе образов данного мифа доиспанского периода плод, растущий из кактуса, олицетворяет человеческое сердце, а орёл держит в клюве атль тлачинолли, символ огня и воды, который колонисты, возможно, приняли за змею, ибо именно она изображена на современном флаге в орлином клюве.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 194-197.

Центральный фрагмент флага Мексики.

Tags
Рубрика