Китай: эпоха «пяти династий и десяти царств»

Китай: эпоха «пяти династий и десяти царств»

Эпоха «пяти династий и десяти царств» (907—960). После крушения империи Тан Китай вновь распался на враждовавшие между собой государства, которых насчитывалось около двух десятков. На их престолах сменяли друг друга императоры из числа вчерашних мятежников, вождей кочевых племен и военачальников, посаженных на трон армией. Междоусобные войны, набеги степняков и разрушение дамб вели к запустению Поднебесной. Столица Чанъань была разорена и пришла в упадок. Население либо было перебито, либо уходило в более спокойные районы — на запад, в Сычуань или на юг, за Янцзы. В обществе неизмеримо возросла роль военных: коменданты военных округов — цзедуши практически были в них хозяевами, армейская верхушка составляла большинство в окружении правителей, местные чиновники различного уровня, деревенские общины и монастыри пытались содержать своих воинов, способных защитить в смутное время. 

Но, как и в эпоху Лючао, крах мощной империи нельзя оценивать однозначно. Ослабление налогового гнета и временное сокращение бюрократического аппарата позволяли быстро восстанавливать хозяйственную жизнь, как только наступало затишье. Новые крупные землевладельцы, сменившие танскую высшую бюрократию и знать, проявляли заинтересованность и в улучшении ирригационной системы, и в возделывании целины, что вело к подъему сельского хозяйства. Особенно бурно развивалось хозяйство в южных районах, удаленных от опустошительных набегов степняков. В новых политических образованиях некоторым из вельмож удавалось сохранять культурные традиции, лавируя между враждующими правителями. Так, Фэн Дао (882—954) пережил восьмерых императоров пяти разных государств, сохраняя при этом должность цзай-сяна. Покровительствуя ученым, он заботился о редактировании свода конфуцианского канона и основал в Лояне типографию, печатавшую эти тексты с деревянных досок. Гравюры на дереве были известны и ранее, но тиражирование книг применялось впервые, и поэтому Фэн Дао считают изобретателем ксилографии. Но период раздробленности все же запомнился не этими успехами, а вторжениями варваров, которые пользовались ослаблением страны. Кидани, уже давно активно участвовавшие в междоусобных войнах, захватили значительные территории — 16 округов на севере Китая, создав империю Ляо («Железная»). Они завоевали и царство Бохай, расположенное на территории Маньчжурии и Севера Корейского полуострова. Непокорных бохайцев массово переселяли в глубь монгольских степей. К рубежу X—XI веков население империи Ляо насчитывало около 4 миллионов человек, свыше половины составляло оседлое китайское население. На службу киданям переходило немало китайских перебежчиков. Ляо управлялась двумя разными правительствами: северным, в чьем ведении находились племена киданей и других некитайских народов, и южным, организованным на китайский манер и управлявшим в основном китайским населением. Хотя империя киданей во многом подражала традициям Поднебесной, они разработали собственную письменность на основе старо-уйгурского письма, впрочем, в обращении были и китайские иероглифы. Наряду с шаманизмом в Ляо все большее распространение получал буддизм, а также несторианство. При императорском дворе почитали Конфуция и стремились опереться на конфуцианскую модель управления страной. С покоренных народов взимали в основном дань продуктами земледелия и ремесленными изделиями, но едва ли не основной источник доходов составляли различные поступления с территории Китая — в виде военной добычи, дани, «подарков», неэквивалентной торговли. Хотя Ляо не могла выставить армию, превышающую 100 тысяч воинов, киданьская конница Ляо неизменно побеждала войска, собираемые многомилионным населением Китая.

Центром сопротивления киданям стало государство Чжоу (Поздняя Чжоу) со столицей в Кайфэне, возглавляемое императором Чай Жуном (950—960). Предприняв ряд радикальных мер, в том числе конфискацию монастырских земель, ему удалось создать крепкую армию и присоединить земли в провинциях Шаньси, Сычуань и в междуречье Янцзы и Хуанхэ. Увеличив территорию своего государства, Чай Жун выступил против киданей, но умер во время войн с ними. Армия провозгласила государем военачальника Чжао Куан-иня, основавшего империю Сун.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 498-499.

Рубрика