Судан независимый

Судан независимый

Судан после завоевания независимости (с 1956 года). Республика Судан была сразу же признана Советским Союзом. В марте 1956 года Советский Союз и Судан установили дипломатические отношения. 12 ноября 1956 года Судан был принят в ООН.

В 1956 году в НЮП произошел раскол. Часть ее членов образовала Народно-демократическую партию (НДП), в которую вошли патриотически настроенные представители феодальных кругов, национальной буржуазии, крестьянства. Раскол ослабил политические позиции НЮП в парламенте. В июле 1956 года парламент поручил генеральному секретарю партии «Аль-Умма» - Абдаллаху Халилю сформировать новое правительство. В марте 1958 года, впервые после провозглашения независимости, в Судане были проведены парламентские выборы; большинство обеспечила за собой «Аль-Умма». Политика правительства Халиля - сближение с английским и американским империализмом, переговоры о получении американской помощи, обострение судано-египетских отношений - вызвала широкое недовольство народных масс. Ухудшилось экономическое положение страны - сократились запасы иностранной валюты, население ряда районов голодало. В этой обстановке командование суданской армии и руководство – «Аль-Уммы» совершило 17 ноября 1958 года государственный переворот. Была отменена временная конституция 1956 года, распущены парламент, политические партии, профсоюзы. Верховный совет вооруженных сил и правительство Судана возглавил генерал Аббуд. Прогрессивные организации подверглись репрессиям. СКП была вынуждена уйти в глубокое подполье. В экономике Судана значительно усилились позиции империалистических держав. Резко возросла зависимость бюджета страны и платежного баланса от поступлений займов из Англии, США, ФРГ; увеличился внешний долг Судана. Принятый в 1962 году 10-летний план экономического и социального развития был поставлен под угрозу срыва в связи с заметным ухудшением экономического и финансового положения Судана. После провозглашения независимости в 1956 году южные провинции Судана (Верхний Нил, Бахр-эль-Газаль и Экваториальная), населенные главным образом негроидными племенами, отличающимися по языку, культуре и религии от арабов Севера, не получили конституционных гарантий, учитывающих национальные, религиозные и социально-экономические особенности Юга. Правительство Аббуда видело единственный путь решения «южной проблемы» в проведении политики «арабизации» и «исламизации» Юга, в вооруженном подавлении любых выступлений в южных провинциях Судана. В 1961 году бежавшие за границу лидеры южносуданских националистов создали в эмиграции организацию Судано-африканский национальный союз, а на территории Судана - подпольную террористическую организацию Анья-нья. Империалистические круги западных держав в союзе с католической церковью установили контакты с правыми лидерами южносуданских националистов, подталкивая их к выступлению за отделение Юга Судана от Республики Судан. С целью ограничения империалистического влияния на Юге Судана правительство Аббуда в 1963 году изгнало из страны всех иностранных миссионеров. Прогрессивные силы Судану поддержали эту меру правительства, но одновременно выступили с призывом найти мирный путь демократического решения проблемы Юга в рамках сохранения единства Судана. Правительство Аббуда не только не откликнулось на этот призыв, но усилило репрессии против прогрессивных организаций и деятелей. Летом 1964 года был запрещен съезд Федерации рабочих профсоюзов, усилились преследования коммунистов и других демократов. Все это вызвало широкое недовольство режимом военной диктатуры. Назревал революционный взрыв. Начало революционным выступлениям было положено 21 октября 1964 года, когда полиция расстреляла в Хартуме демонстрацию студентов. Начались общенациональные Антиправительственные выступления. Объединившись под национально-демократическими лозунгами, народные массы выступили против усиления империалистического влияния в стране, за демократическое решение проблемы Юга, за упрочение независимости страны, за демократизацию политического строя, единство национальных и патриотических сил. 25 октября был создан Национальный фронт профсоюзных организаций (НФПО), объединивший демократические организации рабочих, служащих, арендаторов района Гезиры (Джезиры), интеллигенции. По призыву НФПО, активную роль в котором играла СКП, 26 октября 1964 года началась всеобщая забастовка, проходили бурные демонстрации в крупнейших городах Судана. Народное движение было поддержано армией. В результате режим военной диктатуры был свергнут. По инициативе НФПО был создан Объединенный национальный фронт (ОНФ), в который вошли многие политические партии и общественные организации. От имени ОНФ 30 октября 1964 года было сформировано правительство, в котором впервые в истории независимого Судана были представлены прогрессивно-демократические силы. Премьер-министром был избран Хатем аль-Халифа (не входил ни в одну из политический партий). В ноябре 1964 года правительство приняло решение об отмене чрезвычайного положения, сохранявшегося с 1958 года, о восстановлении временной конституции 1956 года. Возобновилась легальная деятельность всех политических партий. Правительство объявило о намерении урегулировать все внутренние вопросы, включая проблему Юга. В январе 1965 года в Судане был создан Социалистический    демократический блок (СДБ). В СДБ вошли СКП, Федерация рабочих профсоюзов и других прогрессивных организации. В области внешней политики правительство высказалось за выполнение решений всех прошедших в 1958-1964 годы конференций африканских, арабских и неприсоединившихся стран, против военных пактов, за укрепление и развитие межарабского сотрудничества.

С первых же дней деятельности правительства аль-Халифы руководство правых партий и организаций стало выступать против прогрессивных мероприятий этого правительства, открыто призывать к его свержению. Начался острый политический кризис. Правительство аль-Халифы 18 февраля 1965 года пало. Новое правительство аль-Халифы, в котором представители левых сил оказались в меньшинстве, было сформировано 23 февраля. В апреле - мае 1965 года проведены выборы в Учредительное собрание Судана (в связи с напряженным положением на Юге Судана - только на Севере страны). В Учредительном собрании подавляющее большинство мест (около 80%) обеспечила коалиция правых партий; коммунисты получили 11 мест. В правительстве Мухаммеда Ахмеда Махджуба («Аль-Умма»), сформированном в июне 1965 года, «Аль-Умма» получила 7 портфелей, НЮП - 6. Программа правительства (опубликована 24 июня) предусматривала поощрение иностранного капитала, укрепление частного сектора в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Чтобы парализовать деятельность демократических сил, правые партии и организации развернули антикоммунистическую кампанию: 9 декабря 1965 года Учредительное собрание под давлением реакционных сил одобрило законопроект правительства о запрещении СКП, исключении из Учредительного собрания депутатов-коммунистов, прекращении издания коммунистических газет и журналов. Действия правительства вызвали недовольство широких народных масс. В июле 1966 году Учредительное собрание выразило вотум недоверия правительству Махджуба. Было сформировано (август 1966 года) новое правительство во главе с председателем «Аль-Уммы» Садыком аль-Махди.

Продолжались столкновения между правительственными войсками и вооруженными отрядами сепаратистов Юга Судана. Южане-сепаратисты выдвинули требование отделения Юга Судана и создания самостоятельного государства «Азания». Сложная политическая обстановка в Судане привела к обострению борьбы внутри коалиции правых партий. В марте 1967 года правительство Садыка аль-Махди провело в Южном Судане дополнительные выборы в Учредительное собрание. Выборы принесли победу «Аль-Умме», получившей дополнительно 14 мандатов. В мае 1967 года возник новый правительственный кризис. 27 мая правительство вновь сформировал Мухаммед Ахмед Махджуб. В декабре 1967 года на основе слияния НЮП и НДП была образована Юнионистско-демократическая партия (ЮДП); ее лидером стал Исмаил аль-Азхари. Партия получила поддержку религиозной секты «Аль-Хатмия». В этом же году состоялся учредительный съезд Социалистической партии, объединившей в своих рядах представителей рабочих, крестьян и прогрессивной интеллигенции.

Весной 1968 года состоялись выборы в Учредительное собрание; в результате выборов наибольшее число мест в Учредительном собрании получила ЮДП (101 из 218 мест), партия «Аль-Умма» - 66 мест, южане - 15. Депутатом Учредительного собрания стал генеральный секретарь СКП Абд аль-Халек Махджуб, хотя СКП официально в это время была запрещена. 6 июня 1968 года было сформировано коалиционное правительство (ЮДП и «Аль-Умма») во главе с М. А. Махджубом. Это правительство, как и предыдущие, не смогло решить ни одной из самых острых проблем Судана (проблема Юга, принятие постоянной конституции, борьба с коррупцией и пр.). Недовольство правящими партиями неуклонно росло, обстановка в стране становилась все более неустойчивой.

В ночь на 25 мая 1969 года в результате революционного выступления офицеров-патриотов, поддержанных демократическую общественностью, власть в Судане перешла в руки Революционного совета во главе с генерал-майором Джафаром Мухаммедом Нимейри. Премьер-министром был назначен Бабикер Авадалла. В результате реорганизации правительства 28 октября 1969 года Нимейри стал и премьер-министром; Бабикер Авадалла - заместителем председателя Революционного совета, министром иностранных дел (до 23 июля 1970 года) и юстиции, с 1970 года - также заместителем премьер-министра. Новое правительство объявило Судан Демократической Республикой и провозгласило своей целью развитие Судана по пути прогресса и социализма. Оно заявило о намерении расширять государственный сектор в экономике, вывести Судан из экономической и финансовой зависимости от западных держав, провести аграрную реформу и добиться стабильности в стране. Была провозглашена региональная автономия Южного Судана в рамках единого государства. Однако проблема Юга остается одной из главных внутриполитических проблем Судана. Правительство заявило, что в своей деятельности оно будет опираться на рабочих, крестьян, солдат, интеллигенцию и национальную буржуазию, не связанную с иностранным капиталом.

Революционный совет приостановил действие временной конституции, объявил о запрещении всех политических партий, легально действовавших при прежнем режиме. 25 мая 1970 года, в день празднования первой годовщины революции 1969 года, правительство приняло решение о национализации иностранных банков и ряда иностранных компаний.

Силы внутренней реакции оказывают упорное сопротивление революционному режиму в Судана. В 1969-1970 годы было раскрыто несколько антиправительственных заговоров. Наиболее серьезным из них был заговор в марте 1970 года, подготовленный руководителями секты «Аль-Ансар» при поддержке некоторых западных держав. Мятеж был подавлен правительственными войсками, при поддержке СКП и других демократических сил.

В области внешней политики Судан с момента провозглашения независимости занял позицию позитивного нейтралитета. Он поддержал Египет во время англо-франко-израильской агрессии против Египта в 1956 года, осудил агрессию США против Ливана и Англии против Иордании (1958). В 1963 году Судан вошел в Организацию африканского единства (ОАЕ). В декабре 1966 года правительство Судана осудило агрессию США во Вьетнаме. В июне 1967 года, во время агрессии Израиля против ОАР, Сирии и Иордании, Судан объявил войну Израилю, направил в помощь ОАР воинские части и разорвал дипломатические отношения с США и Англией (дипломатические отношения с Англией восстановлены в январе 1968 года).

В марте 1959 года между СССР и Суданом было подписано долгосрочное торговое соглашение, 21 ноября 1961 года - соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве, в соответствии с которым СССР оказывает Судану помощь в строительстве промышленных предприятий, элеваторов (в том числе крупнейшего в Африке в городе Гедареф; промышленные предприятия и элеваторы построены в 1966-1969 годы) и медицинских учреждений. В ноябре 1969 года и апреле 1971 года Дж. Нимейри посетил Советский Союз.

Для внешней политики Демократической Республики Судан (ДРС) характерно усиление антиимпериалистической направленности. В основе этой политики - борьба против империализма и колониализма, сионизма и расовой дискриминации, за предоставление независимости всем народам Африки, за мир и социальный прогресс. Внешняя политика ДРС базируется на развитии и укреплении отношений дружбы и всестороннего сотрудничества с СССР и другими социалистическими государствами, а также с прогрессивными арабскими странами. В начале ноября 1970 года между ДРС, ОАР и Ливией была достигнута договоренность о намерении создать федерацию арабских государств; позднее эту идею поддержала Сирия. Судан - инициатор созыва конференции глав арабских стран в Хартуме (сентябрь 1967 года). В декабре 1968 года Судан подписал договор о нераспространении ядерного оружия.

Завоевание Суданом независимости способствовало развитию культуры, здравоохранения. За годы независимости окрепла национальная литература. В произведениях писателей Судана все шире и более отчетливо отражается ненависть к колониализму, симпатии к народу (творчество Тадж ас-Сирра Хасана аль-Хусейни, Гели Абдаррахмана, Мухи ад-дина Фариса, Джафара Хамида аль-Башира, Мубарака Хасана аль-Халифы, Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури, Абу Бекра Халида, Салаха Ахмеда Ибрахима аз-Зубейра Али, Ходжи Шукраллаха, Фуада Ахмеда Абд-аль-Азыма и др.). В 1956 году на базе университетского колледжа создан Хартумский университет. Выросло число учащихся Хартумского технического института, Исламского института и других учебных заведений. При техническом институте создана школа изящных и прикладных искусств (основана в 1950 году). Заслуженным признанием пользуются работы Хафиза Аббаса (живопись), Маоджа Куа (скульптура), Амина Аввада Борхана (графика).

С. Р. Смирнов, Л. Ф. Теплов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.

Рубрика