Индонезия в XV—XVII веках

Индонезия в XV—XVII веках

Государственные образования на территории Индонезии в XV—XVII веках

После разгрома Маджапахита на его территории образовалось несколько небольших государств. В начале XVI века видное положение на Яве занимал султанат Демак. Основателем мусульманской династии там был, вероятно, китайский купец, согласно поздней традиции — Раден Патах, женатый на внучке одного из первых проповедников ислама на Яве Сунана Ампела. Его сын еще признавал верховенство Маджапахита, но внук Транггана (1504—1546) стал независимым и, приняв в 1524 году титул султана, сыграл важную роль в победе над Маджапахитом. Он завоевал также Черибон, Бантен, Сурабаю, Пасуруан и Маланг. Во главе войска Транггана стоял духовный лидер яванских мусульман Сунан Кудус. За пределами Явы его власти подчинялись Палембанг и Банджармасин. Правление Трангганы — время расцвета торговли и культуры, широкого распространения ислама (создание раннемусульманских литературных произведений, возведение демакской мечети, появление правового кодекса «Сурья нгалам» и ряда исторических сочинений). Считая себя преемником традиций Маджапахита, Транггана заимствовал многие доисламские обычаи, организовал двор по маджапахитскому образцу. Но уже при наследнике Трангганы — Правате власть Демака начала слабеть.

Вскоре после смерти Транггана власть Демака перестало признавать княжество Джепара, на территории которого еще с VIII века располагался важный торговый порт государства Матарам (ранний). В 1568—1588 годы центр власти на Яве после захвата престола Демака одним из удельных князей Джака Тингкиром (ум. 1587) оказался в Паджанге, находившемся в верхнем течении р. Бенгаван близ современной Суракарты, на территории бывшего индуистско-буддийского княжества Пенггинг, когда-то подвластного Маджапахиту. В 1-й половине XVI века правитель Пенггинга принял ислам, и его княжество вошло в сферу влияния султаната Демак. Потомок правителей Пенггинга Джака Тингкир, бывший начальником личной охраны султана Трангганы и женатый на демакской принцессе, после смерти султана добился гегемонии Паджанга на Центральной Яве и почти полвека контролировал княжества внутри острова от Баньюмаса до Мадиуна. В 1581 году в духовном центре Явы — Гири Джака Тингкир принял имя Адивиджаи и был провозглашен султаном. Считавшийся законным преемником Демака, Паджанг стал первым центром мусульманской культуры во внутренних районах Явы. Здесь велось монументальное строительство, развивались литература и искусство.

В XVI—XIX веках на Западной Яве значительную роль играло государство Бантен. До начала XVI века его территория находилась под контролем Паджаджарана. В 1525 году Сунан Гугунг Джати (Фатахиллах) изгнал из Бантена правителя-индуиста и основал мусульманскую династию. При его сыне Хасануддине (1552— 1570), получившем из Мекки титул султана, и внуке Юсуфе (1570— 1580) Бантен подчинил себе Западную Яву и Лампонг на Южн. Суматре, а в начале XVII века также западную часть Калимантана. Выгодное географическое положение способствовало развитию в Бантене торговли с Индией, Ираном, Европой (перец, пряности и др.). Он стал и значительным центром мусульманской культуры.

Восточнее в XVI — середине XVIII века на Яве доминировало государство Матарам (поздний), основанное около 1570 года Кьяи Геде Паманаханом. Его сын Сенапати в 1588 году добился независимости от Паджанга и к концу правления владел значительной частью Центральной и Восточной Явы. Матарам (поздний) достиг расцвета при внуке Сенапати — султане Агунге (1613— 1646), разгромившем коалицию восточнояванских княжеств во главе с Сурабаей, раздвинувшем границы от Бантена до Баламбангана, покорившем Мадуру и Сукадану на Западном Калимантане. При Агунге сложилась территориально-административная структура Матарама, включавшая ядро государства (нагара агунг) и окружавшие его внешние и прибрежные области, во главе которых стояли зависимые правители (бупати), сохранявшие значительную са-мостоятельность. Завоевание старых культурных областей Явы повысило значение Матарама как культурного и политического центра. На западе Индонезии в XVI—XVII веках выдвинулись государства Аче, Джохор и Палембанг, основные земли которых располагались на Суматре. Аче возник в конце XV века на месте древней Ламури и первоначально входил в состав княжества Пиди (Педир). Первым султаном Аче стал Али Мугхаят-шах (ум. 1530), при котором были завоеваны Пиди и Самудра-Пасей на северо-восточном побережье Суматры и княжество Дайя — на западном. На протяжении XVI века Аче вел упорную борьбу с Джохором и португальской Малаккой за торговый путь через Малаккский пролив. Правителям Аче удалось объединить усилия ряда прибрежных суматранских княжеств и предпринять три попытки отвоевать Малакку у португальцев (1537, 1547, 1568). При султане Алауддине Риайят-шахе в 1588—1604 был создан мощный флот. 

Наивысшего расцвета Аче достиг во время правления султанов Искандара Муды (1607—1636) и Искандара Тани (1636—1641), распространивших свое влияние на западное и восточное побережья Суматры и добившихся при-знания зависимости от малайских княжеств Кедах, Перак и Паханг. Торговые суда султаната плавали в Индию и к берегам Красного моря. Аче находился в дружественных от-ношениях с Османской и Могольской империями. Он стал одним из важных центров распространения ислама в регионе. Высокого уровня здесь достигла литература и мусульманская теология. Но с середины XVII века началось постепенное ослабление султаната, вызванное главным образом усилением междоусобной борьбы. В 1729 году старая династия Аче уступила место новой, основанной бугами. Джохор как самостоятельное государство возник на крайнем юге Малаккского полуострова и на близлежащих островах в 1-й четверти XVI века при султане Махмуде — последнем правителе Малакки, бежавшем после ее захвата португальцами в 1511 году. Политический центр и столица султаната находились в разное время либо в бассейне р. Джохор, либо на архипелаге Риау (о. Бинтан). Становление Джохора в XVI — 1-й половине XVII века проходило сначала в борьбе с португальцами, а затем с султанатом Аче.

Палембанг в XV—XVII веках включал значительные территории, заселенные различными этническими группами малайцев на Суматре от нижнего течения реки Муси до реки Батанг, а также острова Банка и Белитунг. О Палембанге как об отдельном княжестве известно после распада Шривиджайи и экспансии на Суматру Маджапахита (2-я половина XIV века). Предприняв несколько попыток добиться самостоятельности (восстание 1398 года и др.), Палембанг признал номинальную зависимость от Маджапахита. В 1-й половине XV века этим княжеством управляла верхушка китайского происхождения, и оно стало объектом притязаний империи Мин при правлении Юнлэ (Чжу Ди). После утверждения ислама Палембанг стал султанатом. Крупными государственными образованиями на Молуккских островах были Тидоре и Тернате, а на Сулавеси — Гова и Боне.

Тидоре, центр которого располагался на одноименном острове, в период расцвета (начало XVII века) распространял влияние и на некоторые другие острова вплоть до побережья Ириана, вел активную торговлю пряностями и рабами. Его султаны длительное время боролись с Тернате за влияние в Восточной Индонезии и рынки сбыта товаров. В 1520-е годы здесь появились испанцы, построившие несколько фортов и поддерживавшие союзные отношения с местными правителями. Первые упоминания о Тернате (со столицей на одноименном острове), сопернике Тидоре, восходят к XII веку. В XII—XIV веках на него распространялось яванское влияние. В XIV веке Тернате, вероятно, находился в зависимости от Маджапахита. В XV веке, после распространения ислама, стал султанатом. Подъему Тернате способствовало развитие торговли выращиваемыми здесь и на соседних островах пряностями. В начале XVI века он расширил свое влияние в борьбе с султанатом Тидоре. В 1513 на острове появились португальцы, изгнанные уже во 2-й половине XVI века в ходе восстания под руководством Хайруна. Конец XVI — начало XVII века стало временем высшего расцвета султаната. В этот период он включал значительную часть островов Хальмахера, Сулавеси, Амбон, острова Буру и Сула, западное побережье Серама, а также пытался закрепиться на острове Флорес.

Гова на юго-западе Сулавеси известно с XIII века. С XV века оно вошло в состав государства Гова-Талло. Столицей Гова был город Макасар (современный Уджунгпанданг). В 1530-е годы Гова-Талло начало борьбу за гегемонию в южной части острова. В 1605 году его правитель принял ислам, а в религиозных войнах 1608—1611 годов обратил в ислам все бугийско-макасарские княжества и объединил их в одно из наиболее значительных государств Индонезии, известное также как Макасар. В 1-й половине XVII века Макасар являлся крупным центром международной торговли пряностями и рабами. 

Созданное бугами Боне известно на Южном Сулавеси с XV века. Расцвета оно достигло в конце XV — начале XVI века при арумпоне (правителе) Ла Тенрисукки. В XVI веке Боне успешно отражало нападения Гова-Талло (1565, 1585, 1588). После принятия ислама в 1611 году стало султанатом. В 1643 году попало под власть Макасара и до 1667 года управлялось наместником макасарского султана.

В.А. Погадаев

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 90-92.