США (СМ, 1988)

США (СМ, 1988)

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ (США). Государство в Северной Америке. Территория — 9373 тысяч км2. Население — 244,4 миллионов (на 1.I. 1988 года); сложилось в результате массовой иммиграции, первоначально главным образом из Европы, и ввоза негров-рабов из Африки. Ныне 95% населения составляют лица, родившиеся в США. Жестокий национальный гнет и расовую дискриминацию испытывают на себе в наибольшей степени негритянское население (29,2 миллионов), испано-говорящие американцы (16,9 миллионов) и ряд других национальных меньшинств, а также коренное население страны — индейцы (1,4 миллиона) и эскимосы (на Аляске),— подвергавшееся истреблению и гонениям на протяжении всей истории США и в настоящее время живущее преимущ. в резервациях. Столица — Вашингтон (без пригородов — 623 тысяч). Государственный язык — английский. Значительное большинство верующих принадлежит к протестантской и католической церкви.

США имеют ряд владений: Пуэрто-Рико и Виргинские острова в Карибском море, Американское Самоа, Гуам и другие в Тихом океане. Под управлением США находится подопечная территория ООН — Тихоокеанские острова (Микронезия). В нарушение Устава ООН США предприняли шаги по расчленению этой территории и превращению в свой неоколониальный придаток.

В XVI веке началась колонизация Северной Америки, главным образом Испанией, Англией, Францией, сопровождавшаяся войнами с индейцами, захватом их земель. В первой половине XVII века начался ввоз негров-рабов из Африки. В середине XVIII века Великобритания утвердила свое колониальное господство в восточной части Северной Америки. В ходе войны за независимость (1775—1783 годы) 13 английских колоний объединились в Соединенные Штаты Америки (1776 год), у власти в стране закрепились буржуазия и плантаторы-рабовладельцы. В результате гражданской войны (1861—1865 годы) между буржуазным севером страны и южными рабовладельческими штатами было законодательно отменено рабство. К концу XIX веку американский капитализм вступил в стадию империализма, в стране усилилось рабочее движение. Правящие круги США активно включаются в борьбу за передел мира, за завоевание господствующего положения на мировом рынке, широко развертывают колониальную экспансию, в первую очередь в Латинской Америке.

Великая Октябрьская социалистическая революция оказала огромное воздействие на подъем рабочего движения в стране. Дипломатические отношения между США и СССР установлены в 1933 году. В годы второй мировой войны США были союзником СССР и других стран антифашистской коалиции в борьбе против агрессии гитлеровской Германии и ее сателлитов.

После второй мировой войны США стали главным оплотом мирового империализма, центром международной реакции и милитаризма. Острие агрессивной стратегии империализма США направлялось прежде всего против Советского Союза и других социалистических стран. В этих целях империализм США создал во многих р-нах мира различные военные блоки (НАТО, СЕАТО, АНЗЮС, СЕНТО и др.), раскинул сеть многочисленных военных баз, развернул гонку вооружений, провоцировал опасные международные кризисы, пытался подавить освободительную борьбу народов, в том числе и путем прямого военного вмешательства.

Коренные изменения в соотношении сил на мировой арене, прежде всего в результате роста мощи и укрепления сплоченности стран социалистического содружества, активная, последовательная борьба СССР за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов определили в начале 70-х годов позитивный поворот в развитии международных отношений от «холодной войны» к разрядке напряженности, к развитию взаимовыгодного сотрудничества государств с различным общественным строем на основе принципов мирного сосуществования. Советский Союз последовательно проводил принципиальную и конструктивную линию в советско-американских отношениях в интересах дальнейшего оздоровления международной обстановки, закрепления разрядки и упрочения всеобщего мира, вел упорную борьбу за эти цели. Важнейшее значение для ослабления угрозы мировой термоядерной войны и укрепления всеобщего мира имели достигнутые в эти годы в результате советско-американских переговоров на высшем уровне соглашения и договоренности, среди которых следует выделить прежде всего Основы взаимоотношений между СССР и США, Соглашение о предотвращении ядерной войны, Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений.

Важную роль в обуздании гонки вооружений был призван сыграть заключенный в июне 1979 года после длительных переговоров Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), основанный на принципе равенства и одинаковой безопасности сторон.

Воинственные круги империализма, и прежде всего США, не желали мириться с упрочением позиций социализма, с успехами политики мира, проводимой странами социалистического содружества, подъемом освободительной борьбы народов. На рубеже 80-х годов администрация США круто повернула от разрядки к военно-силовой политике, под надуманными предлогами принялась разрушать то положительное, что с немалым трудом удалось создать в советско-американских отношениях за предшествующие годы.

Особую опасность для дела мира представляют американские планы переноса гонки вооружений в космос, создания широкомасштабной противоракетной обороны с элементами космического базирования, что противоречит Договору по ПРО.

Военные ассигнования США доведены до невиданного прежде уровня (в 1981—1987 годы они составили 1,9 триллиона долларов, в 1988 финансовом году они составят 291,5 миллиардов долларов).

Твердый отпор линии США на слом военно-стратегического равновесия Советский Союз сочетал с выдвижением крупномасштабных мирных инициатив, с проявлением сдержанности и конструктивности в подходе к центральным вопросам мира и безопасности.

Такие действия СССР в духе нового политического мышления нашли горячее одобрение мировой общественности, их высоко оценили правительства многих стран.

Крупнейшим событием в международной жизни явилась советско-американская встреча на высшем уровне, состоявшаяся 19—21 ноября 1985 года в Женеве.

Принципиально важным итогом встречи является достигнутое между руководителями СССР и США и выраженное в совместном советско-американском заявлении взаимопонимание о том, что ядерная война никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей. В заявлении было подчеркнуто признание обеими сторонами важности предотвращения любой войны между ними — ядерной или обычной, зафиксировано обязательство, что они не будут стремиться к достижению военного превосходства.

Хотя на данной встрече не удалось найти решения важнейших вопросов, связанных с задачей прекращения гонки вооружений и укрепления мира, и между Советским Союзом и США продолжают оставаться крупные разногласия по принципиальным проблемам, ее итоги создавали возможности для перехода от состояния опасной конфронтации к конструктивным поискам путей нормализации советско-американских отношений, оздоровления международной обстановки в целом.

Этому были призваны способствовать договоренности о продолжении встреч между руководителями СССР и США и активизации диалога на других уровнях, обменов и контактов в двусторонних отношениях, об ускорении работы на женевских переговорах по ядерным и космическим вооружениям в целях предотвращения гонки вооружений в космосе и прекращения ее на Земле, о придании новых импульсов усилиям на др. направлениях ограничения и сокращения вооружений.

Исторической задаче обеспечения мирного будущего всего человечества служит комплексный советский план мира и разоружения, выдвинутый в Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева от 15 января 1986 года. Этим планом предусматривается освободить мир к 2000 году от ядерного, химического и любого другого оружия массового уничтожения при условии немилитаризации космоса.

В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев заявил: «...мы придаем важное значение состоянию и характеру отношений Советского Союза и США... Советский Союз твердо настроен на то, чтобы оправдать надежды народов наших двух стран, всего мира, которые ждут от руководителей СССР и США конкретных шагов, практических действий, реальных договоренностей о том, как осадить гонку вооружений. Мы к этому готовы».

По предложению советской стороны 11 —12.X 1986 году в городе Рейкьявике (Исландия) состоялась встреча между Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым и президентом США Р. Рейганом.

В результате встречи в Рейкьявике создалась качественно новая ситуация, борьба за ядерное разоружение вышла на более высокий рубеж, была обеспечена восходящая линия в развитии советско-американского диалога, приоткрылась перспектива выйти на дорогу к безъядерному миру.

Новая, третья советско-американская встреча на высшем уровне (город Вашингтон, 7—10.XII. 1987 года) стала крупным событием в мировой политике, открыла новый, очень важный этап в советско-американских и международных отношениях. В ходе визита был подписан Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, ставший первым шагом в реальном процессе ядерного разоружения. В итоге состоявшихся переговоров было достигнуто значительное продвижение по проблеме реального и радикального (на 50%) сокращения стратегических наступательных вооружений, имея при этом в виду необходимость выработки договоренности о соблюдении Договора по ПРО в том виде, как он был подписан в 1972 году, и невыходе из этого договора в течение согласованного срока.

29.V—2.VI 1988 года в Москве состоялась четвертая за три года встреча М. С. Горбачева и Р. Рейгана. Генеральный секретарь и Президент, говорится в Совместном заявлении на высшем уровне в Москве, рассматривают московскую встречу на высшем уровне как важный шаг в процессе подведения под советско-американские отношения более продуктивной и устойчивой основы. Проведенное ими комплексное и обстоятельное обсуждение охватывало все вопросы повестки дня, согласованной двумя руководителями на их первой встрече в Женеве в ноябре 1985 года, которая включает ограничение и сокращение вооружений, права человека и гуманитарные вопросы, урегулирование региональных конфликтов и двусторонние отношения.

Переговоры проходили в конструктивной атмосфере, обеспечившей широкие возможности для откровенного обмена мнениями. Оба руководителя приветствовали прогресс, достигнутый в различных областях советско-американских отношений со времени их последней встречи в Вашингтоне, несмотря на трудный и сложный характер обсуждаемых проблем.

Во время встречи был подписан протокол об обмене грамотами о ратификации Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности. Руководители обоих государств отметили, что был выработан совместный проект текста договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. В результате этого процесса стороны смогли зафиксировать в совместном проекте текста широкие и важные области согласия, а также детально изложить позиции по остающимся вопросам, где согласие отсутствует. Было подписано соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок, которое является новым практическим шагом, отражающим стремление сторон уменьшить опасность возникновения ядерной войны, в частности, в результате ошибочного истолкования, просчета или случайности.

США — федеративная республика, состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Глава государства, правительства и главнокомандующий вооруженными силами — президент (Рональд Рейган — с 20.I. 1981 года). Президент назначает кабинет (правительство). Высший законодательный орган — конгресс США, состоящий из палаты представителей и сената.

В США сложилась так называемая двухпартийная система, при которой у власти сменяют друг друга основные партии монополистического капитала — Республиканская и Демократическая. На президентских выборах 1980 и 1984 годоы победил кандидат Республиканской партии. На выборах 1986 г. в конгресс Демократическая партия получила большинство мест в сенате и увеличила свое большинство в палате представителей.

Коммунистическая партия США основана 1 .IX 1919 года. Последовательно и мужественно борется за интересы рабочего класса и всех трудящихся, против расизма, за демократию, социальный прогресс и мир. Несмотря на противодействие со стороны реакции, она все активнее расширяет свое участие и влияние в политической жизни страны, настойчиво выступает за улучшение советско-американских отношений и развитие дружбы между народами США и СССР во имя укрепления всеобщего мира. Национальный председатель партии — Гэс Холл. Печатный орган КП США — газета «Пиплз дейли уорлд», теоретический орган — журнал «Политика афферс».

В профсоюзах США объединено около 17 миллионов человек — 17,5% работающих по найму. Основное профсоюзное объединение — Американская федерация труда — Конгресс производственных профсоюзов (АФТ— КПП). Высшее руководство АФТ—КПП многие годы навязывало профсоюзам политику классового сотрудничества, антикоммунизма. В последние годы во многих профсоюзах усилились выступления широких масс рядовых членов за жизненные интересы трудящихся. В профсоюзах растет сопротивление реакционной социальной политике администрации Рейгана.

В движении за мир и разрядку международной напряженности участвуют различные организации — как общенациональные, так и местные.

Важную роль играет Совет мира США, созданный в 1979 году. Активную борьбу ведут молодежные организации, особенно Молодежная коммунистическая лига.

Основные организации в негритянском движении: Конференция христианского руководства на Юге, Негритянский американский профсоюзный совет, Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения, Конгресс расового равенства, Национальная городская лига. Союз борьбы против расовых и политических преследований.

Ведущие организации деловых кругов — Национальная ассоциация промышленников и Торговая палата. Основными организациями ультраправых и расистов являются «Общество Джона Бэрча», ку-клукс-клан, «Моральное большинство» и др.

США — наиболее экономически развитое государство капиталистического мира. Однако его доля в промышленном производстве капиталистических стран неуклонно снижается (с 48,7% в 1950 году до 35,1% в 1982 году). США — страна господства монополистического капитала. К числу старых ведущих монополистических групп относятся группы Морганов, Рокфеллеров, Дюпонов, Меллонов, кливлендская, чикагская. За послевоенные годы важное влияние во всей жизни страны приобрели калифорнийская, техасская и ряд других новых мощных монополистических группировок.

Огромное воздействие на политику США оказывают военно-промышленные монополии.

Капиталистическая верхушка США присваивает себе основную часть плодов труда американского народа, основную долю дохода страны. На долю 1% американцев, владеющих собственностью на сумму свыше 500 тысяч долларов, приходится 34% всего национального богатства США; а на долю 3% американцев, владеющих активами и личным достоянием в размере от 100 тысяч долларов и выше, приходится 57% национального богатства. Неуклонно растут прибыли монополий: в 1987 году чистые прибыли составили около 140 миллиардов долларов, что на 10% выше уровня 1986 года.

Ведущую роль в экономике играет промышленность, особенно металлургия, машиностроение и приборостроение, электронная и электротехническая, нефтяная, химическая, автомобильная, авиационная. В 1986 году было произведено (миллионы тонн): стали — 75, добыто угля (включая бурый) — 805, нефти (включая газовый конденсат) — 440, выработано 2700 млрд кВт-ч электроэнергии.

Сельское хозяйство является высокомеханизированной и крупнотоварной отраслью экономики. Процесс концентрации производства развивался на основе разорения и вытеснения мелких фермеров. С 1945 по 1984 год число ферм сократилось с 5,97 миллионов до 2,33 миллионов. В 1986 году было произведено (миллионы тонн): зерновых и зернобобовых — 317, в том числе пшеницы — 56,8, мяса — 28, молока — 65,7, хлопка (в пересчете на волокно) — 2,3; насчитывалось 99 миллиона голов крупного рогатого скота (1988 год), 54 миллиона свиней, 10,4 миллионов овец (1985 год).

Протяженность автодорожной сети — около 5 миллионов км (в основном с твердым покрытием), железных дорог — 245 тысяч км.

Денежная единица—доллар. 100 долларов = 58,04 рублей (на 6.I. 1988 года). Основные торговые партнеры: Канада, Япония, страны Западной Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока.

Развитие экономики США после второй мировой войны характеризуется неравномерностью, прерывается периодическими экономическими кризисами и промышленными спадами (в 1948—1949, 1953—1954, 1957—1958, 1960—1961, 1969—1970, 1974—1975, 1980—1982 годы). В этих условиях возрастают усилия государственно-монополистического капитала найти выход из неустойчивости путем дальнейшей милитаризации экономики, систематического увеличения военных расходов, ограничения и замораживания заработной платы трудящихся, резкого сокращения расходов на социальные нужды, осуществления различных мер стимулирования экономики. Несмотря на это, капитализм не в состоянии преодолеть присущие ему антагонистические противоречия, еще более обострившиеся в условиях дальнейшего углубления общего кризиса капитализма.

Экономические кризисы 1974—1975, 1980—1982 годы по своей остроте и глубине не имели себе равных с 30-х годов. Резкое сокращение производства и рост безработицы переплелись с такими потрясениями капиталистического хоз-ва, как структурный, энергетический, валютный, сырьевой и экологический кризисы. Определенное оживление экономики в последние годы сопровождалось накоплением факторов, влияющих на экономическую стабильность. США из международного кредитора превратились в международного должника. Совокупный внешний долг США составил в 1986 году 263,6 миллиардов долларов. В 1986 году резко возросли дефициты федерального бюджета — более чем до 220 миллиардов долларов — и торгового баланса - примерно до 170 миллиардов долларов. Все это привело в октябре 1987 года к крупнейшей биржевой панике, являющейся показателем неустойчивости экономики США, ее предкризисного состояния.

В условиях хронических кризисных явлений монополистический капитал США усиливает свое наступление на трудящихся, стремясь возложить в первую очередь на них бремя экономических трудностей. Особенно это наступление усилилось при нынешней администрации, резко сократившей социальные ассигнования. Массовая безработица приобрела постоянный характер. В 70-е годы она составляла 6,2% всей рабочей силы по сравнению с 4,8% в 60-е годы. В декабре 1982 года число безработных достигло 12 миллионов (10,8% всей рабочей силы), в декабре 1987 года — 7 миллионов (6,2% всей рабочей силы). Невиданный рост инфляции привел к увеличению стоимости жизни в 70-е годы примерно в 2 раза. Реальная заработная плата американских трудящихся за период 1973—1984 годов сократилась в среднем на 10,9%. На положении трудящихся особенно сказался значительный рост квартплаты, стоимости медицинского обслуживания, горючего, топлива и электроэнергии, продовольствия и одежды. Особые тяготы испытывают негритянские трудящиеся, рабочие пуэрториканского, мексиканского происхождения и других национальных меньшинств. Их доход составляет менее 60% дохода белых семей.

Трудящиеся США ведут борьбу против наступления монополий, безработицы, расовой дискриминации, за повышение зарплаты, улучшение социального страхования, в защиту профсоюзных прав. О напряжении классовой борьбы свидетельствует неутихающее забастовочное движение.

Правящие круги США продолжают проводить традиционную политику репрессий против борцов за мир, социальные и гражданские права, бросают в тюрьмы на Основе сфабрикованных обвинений активистов рабочего, негритянского и антивоенного движения, систематически ущемляют и нарушают права миллионов американцев.

За последние годы происходит подъем массовой антимонополистической борьбы, движения за равноправие негритянского населения, против политических преследований, за социальные и экономические права. Широкие слои американского народа выступают за укрепление мира, за прекращение гонки вооружений и ядерных испытаний, против обострения международной обстановки, за улучшение отношений с СССР.

Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. 1988, с. 427-434.

Рубрика