Франция в середине XII – начале XIV веков

Франция в середине XII – начале XIV веков

Начало складывания централизованного государства (середина 12 - начало 14 веков). Развитие городов и торговли в Северной Франции создало важные предпосылки для политического объединения этой части страны: постепенное расширение межобластной торговли (в частности, рост ярмарок в Шампани, Париже, Руане и т. д.) увеличивало объективную необходимость политического объединения; северо-французские горожане, нуждаясь в политической стабильности и в поддержке их борьбы с сеньорами, оказывали королю финансовую и военную помощь; расширение речной торговли умножало таможенные доходы Капетингов в их владениях по pекам Сене и Луаре. Кроме горожан, борьбу королей за политическое объединение поддерживали их прямые вассалы, а также часть рыцарства других областей и некоторые церковные феодалы. Успехам Капетингов в консолидации земель способствовал и отлив из страны части рыцарства (в крестовые походы и государства крестоносцев). Все это объясняет укрепление в 1-й половине 12 века власти Капетингов в пределах королевского домена, их успешную борьбу во 2-й половине 12 века с Плантагенетами (герцогами Нормандии и королями Англии) и расширение при Филиппе II Августе (1180-1223) королевских владений на большей части территории Северной Франции. На юге страны Капетинги не встречали поддержки городов и наталкивались на сильное противодействие местной знати, из-за чего подчинение южных областей началось лишь в 13 веке, после Альбигойских войн и подавления еретических движений катаров и вальденсов. Этим успехам королевской власти способствовали: расширение государственных доходов (за счет периодического взимания тальи, габели, замены военной службы части вассалов денежными платежами и других мер); увеличение числа прямых вассалов короля благодаря раздаче в виде фьефов единовременных денежных пожалований и рент; реформа местного управления (на места были назначены королевских прево, бальи, сенешалы). С усилением королевской власти было тесно связано развитие центрального государственного аппарата. В качестве самостоятельных органов выделились королевский совет, включавший крупных светских и духовных феодалов, верховный суд - парламент (см. Парламенты во Франции) и казначейство. В королевский совет с середины 13 века стали приглашаться представители средних слоев провинциального дворянства и городов. В 14 века укрепилась традиция созыва королем представителей духовенства, дворян и горожан из всех областей королевского домена. Эти совещания - Генеральные штаты, будучи консультативным органом, помогали обеспечивать политическое равновесие между имущими сословиями: санкционируя королевские решения и вотируя денежные субсидии, Генеральные штаты содействовали усилению центральной власти. Во Франции сложилась, таким образом, сословная монархия, явившаяся важным шагом на пути складывания централизованного государства. В ее рамках не было места для широкой автономии городов и провинций - их права постепенно урезывались. Короли стремились подчинить себе и французскую церковь, высвободив ее из-под власти папства. В конфликте между Филиппом IV Красивым и папой Бонифацием VIII из-за права короля облагать налогами церковные владения победа оказалась на стороне Филиппа IV. Добившись выбора покорного ему папы Климента V (см. Авиньонское пленение пап), Филипп IV организовал с санкции папы процесс против тамплиеров, позволивший конфисковать их богатства. В целом усиление французского государства в 13 веке было связано с временным преобладанием тенденции приспособления феодального общества к росту товарно-денежных отношений. Эта тенденция проявлялась: в расширении сеньориальной торговли сельскохозяйственными продуктами, в развитии товарных отраслей сеньориального хозяйства, в резком увеличении среди крестьянских повинностей денежной ренты и возникновении новых форм земельных держаний (см. Цензива), в частичном переводе вассальных отношений на денежную основу, в появлении государственных денежных налогов. Перестройка феодальных отношений нашла, кроме того, выражение в ослаблении в 13 веке замкнутости дворянства, в известном уменьшении его правовой исключительности, в расширении социально-правовых возможностей городской и сельской верхушки, а также в так называемом освобождении крестьян в 12-14 веках. Производившееся чаще всего за денежный выкуп в пользу сеньоров, оно уничтожало лично-наследственные формы феодальной зависимости и, в частности, некоторые виды серважа, упрочивало права крестьян на землю, давало им свободу имущественных сделок, частично освобождало от сеньориальной юрисдикции и предоставляло право обращения в королевский суд. Не означая для крестьян полной свободы, освобождение предполагало свободу выбора господина, оно ослабляло сеньоров (частично лишавшихся юрисдикции над крестьянами) и усиливало королевскую власть. Освобождению способствовала классовая борьба крестьян, в частности восстание «пастушков» в 1251 году.

Экономическое и политическое объединение Франции ускорило этническую и языковую консолидацию. В 12 - начале 14 веках она была заметнее на севере Франции, где на основе парижского диалекта возникал единый язык северо-французской народности. Языковое и культурное единство провансальской народности складывалось намного медленнее. Сохранение ряда провансальских диалектов облегчило в дальнейшем их вытеснение языком Северной Франции (см. в ст. Лангедок).

Важной сферой духовной культуры Франции стала литература, достигшая в 11-13 веках заметных успехов и оказавшая большое влияние на литературу всех европейских стран. В так называемой рыцарской литературе на севере Франции преобладали: героические поэмы (первоначально устные), из которых известнейшая – «Песнь о Роланде» (переработка народного эпоса), стихотворные рыцарские романы - о короле Артуре, «Тристан и Изольда», «Роман о Розе» (1-я часть); на юге Франции в 12 веке достигла расцвета поэзия трубадуров. В рыцарской литературе прославлялись воинская доблесть, верность сюзерену, физическая сила, чудеса, свершенные с помощью бога. В городских литературных произведениях (фаблио, фарсах и др.) господствовали образы народной культуры, гротескное отображение земного мира. Осмеивающая жадность, глупость и лицемерие священников и рыцарей, скупость, чревоугодие богатых горожан и крестьян, городская литература противопоставляла земное, плотское начало мистическим идеалам официальной церковной идеологии. Ту же направленность имели праздничные карнавальные мистерии, регулярно устраивавшиеся в большинстве городов. В 13 веке в литературе возросло внимание к внутреннему миру человека, его чувствам, его индивидуальным чертам. Реалистические тенденции проявились также в скульптуре, развивавшейся в тесной связи с готическим стилем в архитектуре (вытеснившим в 13 веке романский стиль). Первые соборы готического стиля были построены в Северной Франции на рубеже 12-13 веков, затем они распространились почти по всей стране, а позже - по всей Западной и Центральной Европе. В 13 веке во Франции достигло значительных успехов искусство миниатюры. В стране стало больше школ, выросло число грамотных. С 12 века Франция становится одним из главных центров схоластики, в которой наряду с мистическими развивались и рационалистические тенденции. Их первым выражением было учение номиналистов (см. Абеляр). В конце 12 века возникают университеты. С начала 13 века Парижский университет становится ареной деятельности аверроистов (см. Ибн Рошд), развивавших материалистические элементы философии Аристотеля. Борьбу с распространением рационалистических и материалистических идей возглавили во Франции 13 века доминиканцы.

Ю. Л. Бессмертный

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Рубрика