Псков. Снетогорский монастырь и река Великая.

Псков. Снетогорский монастырь и река Великая.

Снетогорский монастырь. В нескольких километрах от Пскова, ниже по течению Великой, на правом ее берегу, расположены остатки Снетогорского монастыря. Доехать до него можно на автобусе № 1. 

В летописи монастырь впервые упоминается под 1299 годом, когда он был разорен подступившими к Пскову немецкими рыцарями. Снетогорский монастырь был одним из богатейших на псковской земле, он имел богатые рыбные ловли, обширные земельные владения и крепостных крестьян; в 1698 году ему принадлежало 372 крестьянских и бобыльских двора, то есть около двух тысяч крепостных.

Расположение монастырских построек удивительно красивое — на высокой горе в излучине Великой.

Последние несколько сот метров дорога идет по самому берегу реки, которая чуть дальше круто заворачивает влево, огибая гору. Обратите внимание наобрывистый склон с разноцветными выходами известняка и глин. Здесь и сейчас еще можно найти „псковскую черлень" — темно-красную охру, которую употребляли для своих работ » живописцы древнего Пскова.

От остановки автобуса надо подняться по тропинке к монастырским воротам. Ворота и прилегающие к ним здания келий были построены в XVII веке и реставрированы в 1956—1961 годах. Главная достопримечательность Снетогорского монастыря — собор Рождества Богородицы. Храм построен в 1311 году по образцу Спасо-Мирожского собора и довольно точно повторяет его формы, но не первоначальные, а те, которые тот получил после надстройки его юго-западного и северо-западного углов. Глава церкви Рождества Богородицы также отличается от главы Мирожского собора: ее барабан не столь массивен и украшен поверх пояска арочек поясом псковского орнамента (результат более поздней перестройки). С запада к церкви примыкают два притвора XVI и XVII веков, паперть последнего из них украшена фигурными кирпичами и изразцами, сильно пострадавшими от времени. В годы Великой Отечественной войны фашистские оккупанты упражнялись в стрельбе по изразцовым плиткам древней паперти и почти полностью уничтожили их.

В начале XX века в Рождественском соборе были случайно открыты древние фрески, и 260 с 1909 года началась их расчистка, не завершенная и до сих пор. Роспись церкви относится к 1313 году. В 1493 году она сильно пострадала от пожара, а в 1581-м повреждена солдатами Батория. Вероятно, после этого стены храма были оштукатурены и забелены.

Стенопись Рождественского со-бора дошла до нас очень поврежденной. Часть ее совершенно разрушена, то, что сохранилось, в значительной степени утратило свой колорит. Среди сохранившихся композиций «Успение Богоматери», «Сошествие святого духа», «Рождество Христово» и некоторые другие. Наиболее интересна роспись в западной части центрального нефа. Она вся посвящена сюжету «Страшный суд». На северной стене изображены мучения грешников в аду, и среди них образы, заимствованные из Апокалипсиса и из раннехристианских апокрифов. На южной стене недавно раскрыта фреска с изображением апостола Петра, ведущего праведников в рай. Фрески Рождественского собора отличаются необычайной выразительностью, динамичностью и эмоциональностью. Написаны они в живописной манере, где не линия, а цвет определяет характер изображения. Сейчас в росписи преобладают кирпично-красный и блекло-голубоватый цвета. Первоначальный колорит был иным, в нем господствовали три основных цвета: на лазурном фоне интенсивно-красный и ярко-желтый.

Из построек Снетогорского монастыря сохранились церковь Николы и монастырская трапезная при ней, воздвигнутые в 1518 году и очень измененные позднее.

Примерно на середине пути между городом и Снятной горой, на самом берегу реки стоит Петропавловская церковь бывшего Сереткина монастыря. Храм построен в XV веке и неоднократно перестраивался.

Цитируется (с сокращениями) по изд.: По древнерусским городам. Сост. Б.В. Емельянов. М., 1983, с. 258-260.