Югославия в 50-х – первой половине 60-х годов

Югославия в 50-х – первой половине 60-х годов

Внешняя политика Югославии в 1-й половине 50-х годов характерна расширением отношений как с развитыми капиталистическими странами, так и с развивающимися государствами Азии, Африки, Латинской Америки. В 1951 году заключено соглашение США, Великобритании и Франции с Югославией о так называемой трехсторонней помощи; Югославия предоставлены кредиты, займы (на западные страны стала приходиться большая часть югославского товарооборота). Активизация межгосударственных отношений Югославии со странами Запада в начале 50-х годов проявилась и в политической области. Югославия, Греция и Турция заключили между собой в феврале 1953 года договор о дружбе и сотрудничестве (Анкарский договор), а в августе 1954 года договор о союзе, политическом сотрудничестве и взаимной помощи (Бледский договор), которыми предусматривалось политическое, военное, экономическое и культурное сотрудничество трех стран (см. Балканский пакт; позже прекратил существование). В ходе развития взаимоотношений с освободившимися от колониального господства странами укрепляются с 1953-1954 годов связи Югославии с ними в осуществлении политики мирного сосуществования, борьбы с колониализмом и неоколониализмом. В июле 1956 года в Югославии состоялись переговоры между И. Броз Тито, Г. А. Насером и Дж. Неру и была подписана Брионская декларация, разработанная в соответствии с принципами мирного сосуществования, принятыми на Бандунгской конференции 1955 года.

Большое значение имели нормализация отношений и восстановление сотрудничества между Югославией и СССР, другими социалистическими странами. Важную роль в этом процессе сыграли советско-югославские переговоры на высшем уровне в Белграде в мае - июне 1955 года и в Москве в июне 1956 года, подписанные в результате переговоров Белградская декларация и Московское заявление правительств СССР и ФНРЮ (см. в ст. Советско-югославские договоры и соглашения). Начавшемуся восстановлению связей и контактов между КПСС и СКЮ содействовала подписанная на московских переговорах в июне 1956 года Декларация об отношениях между КПСС и СКЮ. Существенным шагом в налаживании и развитии экономических отношений явилось заключение в январе 1955 года между СССР и Югославией торгового и платежного соглашений. В 1955-1956 годы подписаны советско-югославские соглашения и протоколы о хозяйственном и научно-техническом сотрудничестве, о предоставлении Югославии кредитов.

В период осуществления 2-го (1957-1961 годы; завершен досрочно в 1960 году) и 3-го (1961-1965) пятилетних планов произошло перераспределение капиталовложений в экономику Югославии: сокращена доля производственных инвестиций и увеличены непроизводственные капиталовложения; увеличены (за счет промышленности) капиталовложения в сельское хозяйство; уменьшена доля некоторых отраслей тяжелой индустрии; увеличены инвестиции на развитие легкой и некоторых других отраслей промышленности (особенно химической). Темпы развития промышленности составили в 1957-1965 годы в среднем свыше 12% в год. К 1965 году промышленное производство выросло (с 1957 года) в 2,8 раза, превзойдя более чем в 6 раз уровень 1947 года и почти в 7,5 раза довоенный уровень. Осуществление 2-го и 3-го пятилетних планов явилось важнейшим этапом социалистического строительства. В ходе его были выполнены основные цели индустриализации, Югославия превратилась в развитое индустриально-аграрное государство. К 1965 году на долю промышленности приходилось около 1/2 (промышленности и строительства - свыше 55%) национального дохода. Промышленное производство заняло основное место в народном хозяйстве. Удельный вес тяжелой индустрии в промышленном производстве достиг к 1965 году почти 2/3. Дальнейшее развитие получили производство станков и оборудования, приборостроение и особенно энергетическое машиностроение, морское и речное судостроение (стало предметом экспорта Югославии), автомобильная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение. В целом производство в черной металлургии выросло к 1965 году более чем в 2 раза, что, однако, не обеспечивало возраставшие потребности промышленности, которые пришлось покрывать за счет импорта (достиг 1/3 югославского производства черных металлов). Значительно выросло производство в цветной металлургии, добыча угля, нефти, производство электроэнергии; важной отраслью народного хозяйства стала химическая промышленность. Среднегодовые темпы роста производства орудий труда в 1947-1957 годы составили около 16,5%, а предметов потребления - меньше 8%, в 1957-1965 годы соответственно - около 12,5% и около 14%. В целом производство предметов потребления увеличилось в 1958-1965 годы более чем в 3 раза. Важным фактором увеличения промышленной продукции явился значительный рост производительности труда: в 1953-1959 годы за счет повышения производительности труда получено около 22% прироста промышленной продукции, в 1960-1965 годы - свыше 45%. В ходе индустриализации в Югославии рабочий класс стал многочисленным, сформировались квалифицированные инженерно-технические кадры. Число рабочих и служащих в промышленности выросло к 1965 году более чем в 4,5 раза по сравнению с довоенным уровнем, составив около 15% самодеятельного населения (до войны 5%), а вместе с занятыми в строительстве и транспорте - свыше 20%.

Существенные сдвиги произошли в 1957-1965 годы в сельском хозяйстве Югославии. С 1957 года объем сельскохозяйственного производства превосходил довоенный уровень (в 1964 году, наиболее урожайном году, в 1,7 раза). За 1957-1965 годы сельскохозяйственное производство выросло более чем на 60%; число тракторов увеличилось более чем в 3 раза (до 45,4 тысяч), комбайнов - в 52 раза (до 11,3 тысяч). С апреля 1957 года активизировалось осуществление политики СКЮ, направленной на социально-экономическое развитие села, на укрепление и постепенное расширение государственных сельскохозяйственных имений. Происходило преобразование общих земледельческих кооперативов (к 1957 году - около 5,5 тысяч), сохранивших снабженческо-сбытовые функции и одновременно переключавшихся на сельскохозяйственное производство путем организации и развития в них общественного хозяйства - так называемых экономий, создававшихся на земле, которую общие земледельческие кооперативы получали из государственного земельного фонда, а также покупали и арендовали у индивидивидуальных крестьянских хозяйств. Земля и орудия производства экономий были не коллективной собственностью членов кооператива, а общенародной (подобно промыленным предприятиям и сельскохозяйственным имениям). Путем покупки и аренды у единоличников увеличивался земельный фонд социалистических сельскохозяйственных имений и комбинатов (создаваемых на базе крупных социалистических сельскохозяйственных имений). Был принят ряд мер (особенно после пленума ЦК СКЮ в июле 1962 года), стимулировавших продажу земли социалистическим хозяйствам крестьянами (за период индустриализации доля сельскохозяйственного населения упала с 3/4 до менее чем 1/2 населения Югославии). С 1957 по 1965 годы сельскохозяйственные площади в экономиях увеличилась почти в 5 раз, а в социалистических сельскохозяйственных имениях и комбинатах - более чем в 2 раза, обрабатываемая площадь - более чем в 3,5 раза в экономиях и почти вдвое в имениях и комбинатах. В 1965 году в социалистическом секторе (включая крестьянские трудовые кооперативы) сосредоточилось около 14% обрабатываемой площади и свыше 29% сельскохозяйственной площади Югославии, 9% поголовья скота. Фактический удельный вес социалистических хозяйств в общем сельскохозяйственном производстве Югославии был несравненно больше: на них приходилось 44% всей товарной продукции, в том числе 75% закупок пшеницы, что достигалось за счет механизации и экономической эффективности; в 1965 году социалистический сектор располагал 89% тракторов, среднегодовой темп прироста производства составил за годы осуществления 2-го и 3-го пятилетних планов более 21% (в 4 раза выше, чем в индивидуальном секторе). Политика СКЮ в деревне была направлена и на развитие устойчивых связей, в том числе производственного, индивидуального сектора с социалистическим. Общие земледельческие кооперативы создавали систему так называемой кооперации с крестьянами-единоличниками, охватившую к 1965 году до 45% индивидидуальных хозяйств; в ее рамках, наряду с другими видами обслуживания, обрабатывалось общественными средствами производства около 1/5 земли, находившейся в частной собственности крестьян. Получили развитие контрактация и закупка общими земледельческими кооперативами сельскохозяйственных продуктов у единоличников (в 1961-1965 годы - до 90% товарной продукции индивидуального сектора). Однако крестьянин-единоличник сохранял значительные позиции в югославской деревне. К 1965 году 1/5 потребности Югославии в хлебе обеспечивалась за счет импорта, производство технических культур не удовлетворяло потребностей промышленности. VIII съезд СКЮ (декабрь 1964 года) выдвинул задачи ускоренного развития сельского хозяйства, расширения социалистического сектора в деревне.

Значительно возросло в 1947-1965 годы материальное благосостояние трудящихся Югославии - национальный доход на душу населения увеличился более чем в 2,5 раза, реальное потребление возросло (с 1953 года) почти на 85%, построено свыше 1 миллиона квартир, личные доходы в ходе осуществления 2-го и 3-го пятилетних планов увеличились более чем на 1/2, почти в 2,5 раза увеличился физический объем розничного товарооборота. В 1957-1965 годы проведен ряд мер в области государственного строительства, в развитии общественно-политических отношений, хозяйственной системы. Они осуществлялись на основе выдвинутых СКЮ положений о рабочем и общественном самоуправлении, получивших дальнейшее развитие в решениях съезда рабочих советов Югославии (июнь 1957 года) и особенно VII съезда СКЮ (апрель 1958 года), принявшего новую программу СКЮ. По законам (декабрь 1957 года, март 1961 года) предусматривалось предоставление предприятиям полной самостоятельности в распределении остающейся у них чистой прибыли (в их распоряжении оставалось 45% создаваемого ими национального дохода, 55% отчислялось государству, которое располагало 3/4 накоплений) на заработную плату и хозяйственные фонды. Это было направлено на создание условий для достижения максимальных производственных результатов, развитие инициативы трудящихся. Вместе с тем, предоставление предприятиям полной самостоятельности при отсутствии твердых критериев сопровождалось отрицат. явлениями: на многих предприятиях предпочтение отдавалось при распределении фонду потребления в ущерб накоплению. Рост личных доходов обгонял рост производительности труда, что подрывало материальную базу предприятий, их возможности в развитии производства, в 1961-1962 годы темпы роста промышленного производства снизились. Для ликвидации возникших трудностей вводились (1962) обязательные для предприятий твердые критерии распределения дохода, замененные (1963) общими принципами, требовавшими возрастания фонда накопления быстрее фонда потребления (рост последнего должен был соответствовать росту производительности труда). Решения пленума ЦК СКЮ (июль 1962 года) были направлены на усиление ведущей рели партии и укрепление руководства экономикой, преодоление местничества и обеспечение единства хозяйственного механизма, борьбу с различными антисоциалистическими явлениями в народном хозяйстве. Существенное значение в планировании и координации деятельности предприятий приобрели отраслевые и межотраслевые объединения - так называемые хозяйственные палаты (с 1957 года членство в них стало обязательным для предприятий), имевшие статус самоуправляющихся организаций (в 1962  году реорганизованы в единую систему по территориальному принципу - союзная, республликанские, местные). Сложившиеся формы социалистического государства, общественно-политические и экономические системы были закреплены и развиты в новой Конституции Югославии (см. в ст. Конституции социалистических государств) и ее республик (приняты в апреле 1963 года). Страна стала называться СФРЮ, республики также получили название социалистических.

Л. Я. Гибианский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976.

Рубрика