Французская Республика

Французская Республика

ФРАНЦИЯ (Французская Республика). Государство на западе Европы. Территория — 551,6 тысяч км2. Население — около 55,7 миллионов (1988 год), свыше 93% — французы. Столица — Париж (2,2 миллиона жителей; так называемый Большой Париж, включая пригороды,— около 9 миллионов жителей). В административном плане Франция разделена на 96 департаментов, в том числе Париж на правах отдельного департамента. В стране насчитывается около 2 миллиона рабочих-иммигрантов, вместе с семьями — около 4 миллионов * (алжирцы, португальцы, итальянцы, испанцы и др.). Государственный язык — французский. Подавляющее большинство верующих — католики.

Франция — одна из развитых стран капитализма, играет активную роль на международной арене. По объему промышленного производства и размеру ВНП Франция занимает 4-е место в капиталистическом мире (после США, Японии и ФРГ).

В последние годы французские руководители проводили курс на дальнейшую активизацию международных связей Франции, на развитие общеевропейского сотрудничества и в то же время на более тесное взаимодействие с др. западными странами, в частности в рамках ЕЭС и Западноевропейского союза.

Важным фактором безопасности и равновесия в Европе и во всем мире является советско-французское сотрудничество, основанное на значительном совпадении коренных национальных интересов обеих стран, на взаимном стремлении развивать политический диалог по ключевым международным вопросам. Несмотря на различия, существующие в подходе СССР и Франции к некоторым актуальным проблемам, в частности к проблеме ядерного разоружения, советско-французское сотрудничество не раз способствовало развитию позитивных тенденций и разрядки в международных отношениях, оздоровлению международного климата. Продолжает развиваться диалог по таким вопросам, как недопущение милитаризации космоса, укрепление мер доверия в Европе, развитие и углубление общеевропейского процесса на основе хельсинкских договоренностей, политическое урегулирование конфликтных ситуаций в различных районах мира. Особую роль в развитии советско-французских отношений играют регулярные встречи на высшем уровне.

В начале 80-х годов советско-французские отношения развивались неровно. Резкое обострение международной напряженности, а также проявления атлантизма во внешней политике Франции вызвали в этот период некоторый спад в отношениях между СССР и Францией. Однако в последние годы политический реализм и интересы взаимовыгодного сотрудничества побудили руководителей Франции вновь активизировать политический диалог с Советским Союзом.

Новый импульс советско-французскому сотрудничеству придал визит Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева во Францию 2—5.Х. 1985 года. Его беседы с президентом Миттераном, другими политическими и общественными деятелями страны, достигнутые в ходе переговоров договоренности заложили хорошую основу для дальнейшего развития дружественных отношений между СССР и Францией. М. С. Горбачев выступил в Париже с новыми крупными инициативами по вопросам сокращения ядерных вооружений и общеевропейского сотрудничества.

7—10.VII. 1986 года состоялся официальный визит президента Франции Ф. Миттерана в Москву. Был продолжен политический диалог на высшем уровне по кардинальным проблемам положения в мире, который в современный переломный момент европейского и мирового развития приобретает еще большее значение как важный фактор мира и безопасности в Европе и во всем мире. Переговоры в Москве по всему комплексу советско-французских отношений позволили повысить эффективность взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, научно- технической и культурной областях.

В мае 1987 года состоялся визит в СССР премьер-министра Франции Ж. Ширака, который имел переговоры с Н. И. Рыжковым и был принят М. С. Горбачевым. Отмечалось, что перестройка и глубокие преобразования в СССР, реалистические подходы к международным делам открывают новые возможности для советско-французских отношений.

Для внешней политики Франции по-прежнему характерно стремление сохранять определенную свободу маневра на международной арене, не брать на себя ответственность за наиболее агрессивные проявления политики США и НАТО, например на Ближнем Востоке и в Центральной Америке (Никарагуа). Президент Миттеран заявил, что Франция против милитаризации космоса и не будет участвовать в американской программе «звездных войн», хотя некоторые французские фирмы участвуют в осуществлении некоторых проектов по программе СОИ. В то же время Франция продолжает занимать неконструктивную позицию по проблемам ядерного разоружения.

Франция — член ЕЭС, Евратома, Западноевропейского союза и некоторых других экономических и политических союзов капиталистических стран. С 1949 года — член НАТО; выйдя в 1966 году из его военной организации, Франция продолжает развивать с ней сотрудничество. Франция располагает собственным ядерным оружием и произвела испытания, дающие ей возможность приступить к производству нейтронного оружия. Несмотря на протесты международной общественности, Франция продолжает испытания ядерного оружия в Полинезии.

Франция — буржуазная республика. В ее состав кроме метрополии входят также 5 заморских департаментов и 5 заморских территорий.

С 1958 года в стране существует политический режим Пятой республики, характеризующийся концентрацией политической власти в руках главы государства — президента республики, избираемого на 7 лет, и ограничением прав парламента.

Высший орган законодательной власти — парламент, состоящий из 2 палат — Национального собрания и Сената. Правительство формально ответственно перед парламентом, но фактически подчиняется прежде всего президенту.

В 1981—1983 годы правительство левых сил провело ряд социально- экономических реформ, важнейшие из них: национализация некоторых крупных банков и промышленных монополий, «децентрализация», т. е. некоторое расширение полномочий местных выборных органов власти, принятие законов о правах трудящихся и их профсоюзов на предприятиях, повышение минимальной зарплаты, пенсий и семейных пособий, предоставление пенсий мужчинам и женщинам с 60 лет, меры по улучшению профессиональной подготовки молодежи, амнистия жертв антирабочих репрессий, отмена чрезвычайных трибуналов и смертной казни, увеличение оплачиваемого отпуска до 5 недель, сокращение продолжительности рабочей недели до 39 часов.

Правительство играет важную роль в осуществлении внутренней политики, в то время как приоритет в определении внешней и военной политики принадлежит президенту.

В апреле — мае 1988 года состоялись очередные президентские выборы. Президентом республики вновь избран Ф. Миттеран. За него было подано 54% голосов. Ф. Миттеран поручил сформировать новое правительство одному из лидеров Социалистической партии — М. Рокару. Наряду с социалистами в правительство вошли представители партий центристского характера.

Президент Ф. Миттеран распустил Национальное собрание, в котором после парламентских выборов в марте 1986 года большинство принадлежало правым партиям. В июне 1988 года состоялись досрочные парламентские выборы, на которых голоса распределились следующим образом: Социалистическая партия—37,5%, правые партии (ОПР и СФД) — 40,5%; Компартия— 11,3%; крайне правая группировка «Национальный фронт» — 9,8%.

Основные политические партии: Объединение в поддержку Республики (ОПР) — создано 5.XII. 1976 года на базе голлистской партии Союз демократов за Республику (ЮДР). возникшей в 1958 года. Влиятельная буржуазная партия, отражающая интересы средней и крупной буржуазии. Председатель ОПР — Ж. Ширак. В феврале 1978 года ряд центристских партий и группировок создали при поддержке бывшего президента республики Жискар д'Эстэна Союз за французскую демократию (СФД). Республиканская партия — создана в мае 1977 года в результате преобразования Национальной федерации независимых республиканцев. Немногочисленная партия, выражает интересы крупной буржуазии и высших государственных чиновников. Партия радикалов и радикал-социалистов — небольшая группировка правых радикалов. Центр социальных демократов — правоцентристская буржуазная партия, образовавшаяся в мае 1976 года в результате слияния партий Демократический центр и Центр демократии и прогресса. Национальный центр независимых и крестьян — небольшая буржуазная группировка правоцентристского характера.

Французская социалистическая партия (ФСП) — образована в 1971 году на базе объединения партии СФИО (Французская секция рабочего Интернационала), существовавшей с 1905 года и ряда небольших либерально-демократических группировок; левая партия, ставшая после президентских и парламентских выборов 1988 года основной партией правительственного большинства. Первый секретарь ФСП — П. Моруа. Движение левых радикалов (ДЛР) — небольшая мелкобуржуазная группировка. Образовалась в 1972 году в результате раскола партии радикалов и выхода из нее левого крыла. Объединенная социалистическая партия (ОСП) — небольшая группировка левацкого характера. Создана в 1960 году на основе отколовшейся от Социалистической партии группы.

Французская коммунистическая партия (ФКП) — партия рабочего класса, создана в 1920 году. Одна из наиболее крупных компартий капиталистических стран, самая многочисленная и наиболее организованная партия Франции. Борется за интересы трудящихся, за демократические перемены и социализм, за мир и укрепление франко-советской дружбы. 2—6.XII. 1987 года состоялся XXVI съезд ФКП. На съезде был дан анализ новой политической обстановки, сложившейся в результате победы правых сил на парламентских выборах 1986 года и политики «сосуществования» президента Миттерана и правого правительства. Принята политическая программа ФКП. Съезд выразил поддержку советским инициативам по вопросам ядерного разоружения, дал высокую оценку новой стратегии КПСС. Одним из важнейших направлений в своей деятельности коммунисты считают борьбу за мир, за прекращение гонки вооружений, за дружбу между народами, за независимую внешнюю политику Франции. Генеральным секретарем ФКП вновь избран Ж. Марше. Центральный печатный орган — газета «Юманите», теоретический и политический орган — ежемесячный журнал «Кайе дю коммюнисм».

В мае 1987 г. состоялась встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с Генеральным секретарем ФКП Ж. Марше. На ней получили подтверждение общность позиций обеих партий по важнейшим международным проблемам, стремление обеих партий развивать и укреплять солидарность и братскую дружбу между КПСС и ФКП.

Наиболее крупные профсоюзные объединения: Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) — входит в ВФП; Французская демократическая конфедерация труда (ФДКТ) — входит в ВКТ; Федерация национального образования (ФНО); Всеобщая конфедерация кадров (ВКК); Французская конфедерация христианских трудящихся (ФКХТ); «Форс увриер».

Франция — высокоразвитая индустриально-аграрная страна, располагающая значительными запасами железной руды, каменного угля, урановых руд, бокситов, калийных солей.

Особенность французской экономики — высокая степень развития государственно-монополистического капитализма. В первые послевоенные годы были национализированы угольная промышленность, железные дороги и частично авиатранспорт, электро- и газоэнергетика, некоторые банки, часть автомобильной и авиационной промышленности, атомная промышленность, а также предприятия связи (почта, телеграф и телефон). Президент Миттеран и правительство левых сил осуществили в 1982 году национализацию 36 крупнейших банков и 2 финансовых компаний, а также 9 крупных промышленных монополий. На расширенный государственный сектор приходится более 1/3 всех производственных инвестиций. Однако решающая роль в экономике по-прежнему принадлежит крупному частному капиталу в лице мощных финансово-промышленных групп и международных монополий. Правительство Ширака провело денационализацию некоторых промышленных групп и банков.

Значительными позициями располагает иностранный капитал — американский, западногерманский, швейцарский, особенно в машиностроении, химической и пищевой промышленности, в торговле. Высокого уровня развития достигла концентрация производства и капитала в ведущих отраслях промышленности, банковско-кредитной системе и других областях экономики.

Основные отрасли индустрии: машиностроительная, химическая, радиоэлектронная, информатика, атомная энергетика, электротехническая, авиационная, судостроение, металлургическая, горнодобывающая.

В 1987 году промышленное производство выросло в целом примерно на 1%. Произошло некоторое сокращение производства в машиностроении, в авиационной, текстильной и некоторых других отраслях промышленности. Продолжались закрытие предприятий и массовые увольнения трудящихся.

По-прежнему острый характер сохраняют социальные проблемы. В 1987 году число безработных достигло около 3 миллиона человек, или более 10% самодеятельного населения. Экономическая программа правительства предусматривает дальнейшую перестройку экономической структуры в интересах крупного капитала и монополий, отмену контроля над ценами, упрощение порядка увольнений трудящихся, сокращение расходов на социальные нужды, увеличение военных расходов.

В 1986 году было произведено (миллионы тонн): стали— 17,9, чугуна— 15,4, цемента — 28; добыто (миллионы тонн): каменного угля — 14, нефти — 2,9 (переработка — 70 миллионов тонн), железной руды — 15. Выпущено 3,19 миллионов автомобилей, в том числе 2,77 миллионов легковых. Произведено электроэнергии 348 млрд кВт-ч. Атомные электростанции обеспечивают около 70% производства электроэнергии. Произведено электронного оборудования на 13,5 миллиардов долларов.

Франция располагает многоотраслевым сельском хозяйством. Господствуют крупные капиталистические предприятия, хотя численно преобладают мелкие и средние хозяйства. В сельском хозяйстве занято менее 10% самодеятельного населения.

В 1987 году сельскохозяйственное производство выросло на 4%. Было произведено (миллионы тонн): зерна — 49,2 (урожайность пшеницы 50 ц с 1 га), мяса — около 4,79, молока — 25, а также около 70 млн гл вина.

Железные дороги — около 40 тысяч км (из них более 25% электрифицировано), шоссейные дороги с твердым покрытием — около 1,3 миллионов км (в том числе около 7 тысяч км — автострады). Автопарк — более 24 миллиона машин, из них 22 миллиона — легковые. Общий тоннаж морского торгового флота — 8,4 млн бр.-рег. т. Более 90% грузооборота морских портов приходится на Марсель, Гавр, Дюнкерк, Нант, Бордо, Руан. Длина воздушных линий французских авиакомпаний — около 650 тысяч км. Денежная единица — французский франк. 100 франков = 10,53 рублей (ноябрь 1987 г.).

По внешнеторговому обороту Франция занимает 4-е место в капиталистическом мире, 2/3  экспорта приходится на готовую продукцию и полуфабрикаты. Главные торговые партнеры: страны «Общего рынка» (около 50% всего оборота), Япония и США. В 1980—1985 годы товарооборот между СССР и Францией составил около 24 миллиардов рублей, т. е. увеличился в 2,5 раза по сравнению с 1975—1979 годами. Основную долю советского экспорта составляют сырьевые товары. В январе 1982 года подписано соглашение о поставках СССР во Францию природного газа начиная с 1986 года сроком на 25 лет и о поставках французского оборудования для газопровода.

Правые силы продолжают наступление на права трудящихся и демократических организаций, что вызывает дальнейшее обострение классовых противоречий. Продолжаются забастовки рабочих и служащих, выступления трудящихся в защиту своих жизненных интересов, против безработицы и инфляции, за демократические перемены, за независимую внешнюю политику. В последние годы состоялись массовые выступления рабочих и служащих, студенческой молодежи и других слоев населения. Мощные выступления молодежи против реакционной реформы высшего образования состоялись в ноябре — декабре 1986 года. В 1988 году политическая обстановка обострилась также в связи с президентскими и досрочными парламентскими выборами (май — июнь).

Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. 1988, с. 102-108.

Примечания «ИГ»

* Тут следует напомнить, что приведенные цифры актуальны для 1988 года. В настоящее время эти четыре миллиона эмигрантов могут показаться величиной ничтожно малой.