Псков: Завеличье

Псков: Завеличье

Завеличье было заселено позднее других частей Пскова. Сначала здесь появились монастыри: Спасо-Мирожский — в XI или XII веке, Ивановский — во второй половине XII века, Климентовский (Драчилов) — в XIV веке и другие. Вокруг монастырских стен разрастались ремесленные слободки. Такие слободы возникли и на Завеличье. В XIV веке там уже существовало посадское (ремесленное и торговое) население. В XV веке сюда с Запсковья был переведен немецкий гостиный двор, позднее здесь же был построен и шведский гостиный двор.

Через реку Великую между Завеличьем и Окольным городом существовали перевозы; от Власьевского спуска до церкви Успения ходил паром, а в 1463 году «помостиша мост плавущии чрез Великую реку». Весной и осенью, когда во время паводков наплавной мост либо еще не наводили, либо уже развели, сообщение между берегами по-прежнему поддерживалось паромом. Церковь Успения, стоящая у самой реки, так и называлась церковью Успения у Парома. Наплавной (понтонный) мост через Великую просуществовал до начала XX века, когда его сменил постоянный каменный Ольгинский мост, поставленный на том месте, где сейчас находится мост Советской Армии.

Осмотр памятников Завеличья мы начнем с церкви Успения у Парома. Храм построен  в 1521 году на месте старой церкви 1444 года. В течение двух столетий, с конца XVII до начала XIX века, он перестраивался и, наконец, приобрел существующий сейчас облик. Реставрация 1949 года восстановила поврежденный храм таким, каким он был накануне Великой Отечественной войны — с напластованиями жизни нескольких столетий. На первый взгляд перед нами произведение архитектуры XVII века: барочные, с перехватом, купола, четырехскатное покрытие основного храма, двускатное и односкатное его приделов — все это говорит о XVII веке и даже о самом его конце. Паперть основного храма еще моложе, она пристроена в конце XVIII — начале XIX века. Но чем больше вглядываешься в Успенскую церковь, тем яснее проступают черты чудесного псковского зодчества XVI века. Кубическая форма главного четверика и членение его стен лопатками на три части свидетельствуют о господствовавшем тогда четырехстолпном крестовокупольном типе храма. Изящные трехлопастные арки, соединяющие лопатки в верхней части стен, говорят о первоначальном восьмискатном покрытии. На барабане основного храма и его центральной апсиде — кружево псковского орнамента.

Перед нами — постройка XVI века, но в одеждах более позднего времени. Высокая пятипролетная звонница Успенской церкви стоит на отдельном от храма помещении старых торговых складов. Она почти не перестраивалась. В конце XVII века было лишь изменено ее покрытие: вместо пощипцового, когда каждый пролет крылся отдельно, было сделано тяжелое двускатное покрытие, объединившее все пролеты.

Осмотр памятников Завеличья затруднен их разбросанностью и отсутствием удобного транс-порта. Чтобы осмотреть все памятники, надо ходить пешком. От церкви Успения у Парома следует пройти на север по асфальтированному участку набережной Великой. Отсюда прекрасно виден Довмонтов город, Кром и Троицкий собор. С набережной нужно повернуть на Коммунальную улицу. До пересечения с улицей Максима Горького — это обычная грунтовая дорога. Примерно на середине ее длины, слева, чуть отступив от дороги, стоит двухэтажный дом. Это жилые палаты XVII века, так называемый дом Воинова, единственная более или менее сохранившаяся гражданская постройка на Завеличье. В XIX веке был перестроен и значительно изменен второй этаж, исчезло крыльцо, растесаны окна. И. Ф. Годовиков, обмеривший и описавший в середине XIX века все постройки древнего Пскова, считал дом Воинова одним из зданий немецкого гостиного двора. Остатки другого здания, которое Годовиков определил как „ганзейскую контору", то есть тоже как часть немецкого гостиного двора, еще существовали в середине прошлого века неподалеку от дома Воинова. Доска на доме и сейчас прямо называет его бывшим помещением немецкого гостиного двора. Однако вопрос о местонахождении этого двора окончательно не решен до сих пор. Ю. П. Спегальский полагал, что он находился на древней Изборской улице, и связывал с ним остатки гражданских построек в районе между современным Рижским проспектом, Конной улицей и улицей Максима Горького.

От дома Воинова следует повернуть направо и пройти по улице Горького к Ивановскому собору — одному из древнейших зданий Пскова. Собор Иоанна Предтечи был храмом Ивановского женского монастыря, основанного в XII веке. Псковские летописи впервые упоминают его под 1243 годом, а его постройку приписывают княгине Евфросинии. Тут произошло нечто схожее с постройкой первого каменного Троицкого собора, только в обратном смысле, у Князю Всеволоду приписывалось сооружение храма, построенного уже после его смерти, княгине Евфросинии приписали постройку, уже существовавшую до ее рождения. Вероятно, этому способствовала трагическая судьба этой женщины. Дочь полоцкого князя Рогволода, тетка знаменитого Довмонта, Евфросиния Рогволодовна была замужем за Ярославом Владимировичем, княжившим в Пскове в начале XIII века. Авантюрист, искавший приключений и поживы, Ярослав изменил Пскову, перешел на службу к Ордену и женился в Риге на немке, хотя и оставил в Пскове жену. Он неоднократно участвовал в походах немецких феодалов на Псков. После его измены Евфросиния Рогволодовна постриглась в монахини под именем Евпраксии, удалилась в Ивановский монастырь и стала его игуменьей. В 1243 году бывший муж пригласил ее на свидание в Оденпе (теперь Отепя). Княгиня Евфросиния поехала и была там убита пасынком Ярослава, сыном его второй жены. С тех пор этот монастырь стал местом погребения многих псковских княгинь. 

Н. Н. Воронин, исследовав храм, пришел к выводу, что Ивановский собор был сооружен во второй половине XII века. Об этом свидетельствуют кладка его стен и его архитектурные формы. Собор сложен из чередующихся слоев местной известняковой плиты и плинфы — квадратной кирпичной плитки. По своим архитектурным формам он близок новгородским храмам начала XII века и, быть может, построен новгородскими зодчими.

Собор Иоанна Предтечи представляет собой шестистолпный храм с тремя мощными апсидами и тремя главами. Центральная глава стоит на большом и широком барабане над перекрестием главных нефов — продольного, идущего к алтарю, и пересекающего его трансепта. Оба эти нефа значительно шире остальных. Боковые главы стоят на углах нефа, примыкающего с запада к трансепту. На верхней части барабанов идет поясок арочек, кроме них, храм не имеет другого декора. Стены здания четко делятся на прясла лопатками, которые довольно сильно выступают на плоскости стен. При реставрации собора в 1949—1950 годах было восстановлено его первоначальное позакомарное покрытие и шлемообразная форма куполов. Все главы световые, то есть имеют окна, которые открываются внутрь храма.

Окна на барабанах и стенах высокие и узкие. Все это — черты, характерные для древнерусского зодчества XI—XII веков. На южной стене крайнего западного нефа в XVI веке была поставлена двухпролетная звонница. Реставраторы восстановили ее покрытие — свое для каждого пролета. Западная пристройка относится, по-видимому, к XVII веку. Ивановский собор выглядит приземистым, вросшим в землю.

Он и действительно врос в землю, так как окружен мощным культурным слоем, накопившимся за восемь столетий его существования.

От Ивановского собора можно пройти на Петровскую улицу, которая начинается почти у самого храма, и по ней дойти до в Коммунальной. С правой стороны улицы, за деревянными домиками и садами, виден зеленый массив Мироносицкого кладбища; на этом кладбище находится церковь Жен-мироносиц на Скудельницах, к ней лучше подойти с Коммунальной улицы, через ворота под кладбищенской колокольней. Скудельницами называли братские кладбища, на которых хоронили умерших во время моровых поветрий. Мироносицкая церковь построена в 1546 году. Ее четырехскатное покрытие и глава относятся, по-видимому, к XVII веку. Первоначально храм имел только один придел, северный придел и притвор с крыльцом построены в XIX веке. Во время перестроек храм утратил большую часть орнаментального узора.

У юго-западного угла Мироносицкой церкви стоит небольшая часовенка-усыпальница конца XVI — начала XVII века с характерными псковскими столбами под аркой входа.

От Мироносицкого кладбища следует пройти по Петровской улице до улицы Розы Люксембург и, свернув по ней налево, выйти к бывшей монастырской церкви Николы от Каменной  ограды. Это небольшой бесстолпный храм с одной апсидой. С северо-востока под апсиду уходит лестница в подцерковье. Западный притвор поздний. Время постройки самого храма точно неизвестно. В 1581 году храм был разорен поляками, восстановление его приписывается торговому человеку Василию Колягину и датируется 1692 годом. Однако архитектурные формы храма скорее позволяют отнести его постройку к XVI веку. 

От Николы Каменноградского улица Розы Люксембург идет к Великой. Дойдя до реки и повернув направо, мы увидим Мирожский монастырь. Он расположен на берегу Великой у впадения в нее речки Мирожи. Когда-то это была небольшая, но полноводная река, теперь это ручей, через который переброшены деревянные мостки.

В монастырь можно пройти либо через северные (под колокольней), либо через южные ворота. Мирожский монастырь был основан в XII веке, а по мнению Л. А. Творогова, еще в XI веке. Он был не только древнейшим и одним из богатейших псковских монастырей, но и важным культурным центром. Как показали исследования Л. А. Творогова, именно здесь был сделан тот список «Слова о полку Игореве», который в конце XVIII века попал в руки А. И. Мусина-Пушкина, который и познакомил нас с величайшим произведением древнерусской литературы.

Монастырские постройки возводились в течение нескольких веков. Древнейшая из них — Спасо-Преображенский собор, построенный на средства и по инициативе новгородского архиепископа Нифонта в середине XII века. Собор сложен из чередующихся слоев плинфы и местного известняка. Внутри храма на стене алтаря и между алтарем и диаконником обнажена часть древней кладки, видно чередование слоев плинфы и камня. На плинфе можно различить знаки, сделанные древними мастерами, — четырехконечные и восьмиконечные кресты. По своему архитектурному типу собор отличается от всех построек не только в Пскове, но и вообще в Древней Руси. Его аналогом является лишь церковь Климента в Старой Ладоге, построенная тем же Нифонтом. По-видимому, Нифонт, грек родом, пожелал соорудить на Руси храмы по византийскому образцу: подобного типа храмы были распространены в восточной части Византийской империи.

В постройке Спасо-Преображенского собора, вероятно, принимали участие зодчие греки. Нижняя часть храма по своему плану близка к квадрату, а верх его первоначально имел форму креста. Этот крест создавался тем, что боковые апсиды наполовину ниже центральной, а на западе им соответствовали пониженные северный и южный углы здания. Продольный неф и трансепт возвышались над квадратным основанием храма, образуя равноконечный крест. Массивный барабан и купол стоят над перекрестьем нефов. Арки на западной части северной и южной стен показывают, какой была здесь первоначальная высота стен. Уже в конце XII века углы храма надстроили до высоты основных сводов. В XVI веке собор получил западный притвор и звонницу, в XVII веке в северной и южной стене были пробиты широкие окна и двери. Сейчас собор значительно ниже, чем был первоначально, так как уровень земли вокруг него поднялся. Чтобы войти внутрь храма, надо спуститься по лестнице. Внутри храма хорошо виден его крестообразный план: надстроенные верхние углы не открываются в его основное помещение. Все стены собора покрыты фресками. Спасо-Преображенский собор был расписан в середине пятидесятых годов XII века. Во время осады Пскова Баторием фрески были повреждены, их покрыли штукатуркой и побелили, постепенно их существование забылось. Они были обнаружены случайно во время ремонта храма в 1858 году. В 1889-1893 годах была снята покрывавшая фрески штукатурка, а в 1899—1901 годах артелью Сафонова была произведена неудачная реставрация. Древние фрески были снова закрыты. Их расчистка началась уже после Октябрьской революции. В 1927-1929 годах была раскрыта приблизительно одна шестая часть всей стенописи; от сафоновской записи были освобождены композиции «Сретенье», «Распятие», «Оплакивание Христа» и некоторые другие. В 1969 году реставрационные работы возобновились и в настоящее время подходят к концу. Система росписи, сюжеты фресок, их композиция отличаются от других известных фресковых росписей Древней Руси. М. Н. Соболева отмечает использование в мирожских фресках апокрифических источников и их близость раннехристианской художественной традиции. Наиболее известна в искусствоведческой литературе композиция «Оплакивание Христа» (в люнете северной стены). Склонившиеся над телом Христа фигуры Богоматери и апостолов выражают глубокую скорбь. Голгофа и крест в верхней части фрески — за символ жертвы и смерти Христа— связывают воедино композицию фрески с линией свода над нею. После гибели во время Великой Отечественной войны большей части фресок церкви Спаса на Нередице мирожская стенопись осталась единственной по полноте и богатству фресковой росписью XII века. Напротив Спасо-Преображенского собора на монастырском дворе сохранился дом настоятеля, построенный в XVIII веке, деревянный, на каменном подклете. Северная часть двора замыкается группой построек. Древнейшая из них — церковь святого Стефана — стоит на самом берегу Великой. Летопись датирует ее постройку 1546 годом, однако архитектура храма полностью принадлежит XVII веку, так что следует предположить, что в конце этого столетия Стефаниевская церковь была построена заново. Дошедший до нас храм — московской архитектуры, с большими светлыми окнами, нарядным узором на фасадах и тремя почти незаметными апсидами. По внешнему виду он мало отличается от гражданских построек. Под церковной трапезной — северные ворота в монастырь, восстановленные в 1945 году, рядом с ними колокольня, построенная в конце XIX века, за нею монашеские кельи (конец XVIII века). С запада, юга и востока территорию монастыря первоначально окружал бревенчатый тын, замененный в 1799—1805 годах каменной стеной.

Цитируется (с сокращениями) по изд.: По древнерусским городам. Сост. Б.В. Емельянов. М., 1983, с. 249-258.

Tags
Рубрика