Китайская Чанчуньская Железная Дорога

Китайская Чанчуньская Железная Дорога

КИТАЙСКАЯ ЧАНЧУНЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КЧЖД; с 1953 года - Харбинская железная дорога) - железнодорожная магистраль в Северо-Восточном Китае, от станции Маньчжурия через Харбин до Суйфыньхэ (Пограничная) и от Харбина до Даляня (Дальнего), с ветками: Ляоян -Бэньси, Суцзятунь - Фушунь, Дашицяо - Инкоу, Цзиньчжоу - Чэньцзытун, Чжоушуйцзы - Люйшунь (Порт-Артур); крупнейшая железная дорога Китая, имеющая большое значение для его экономики и для связи Китая с СССР. КЧЖД под названием Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) была построена Россией в 1897-1903 годы по русско-китайскому договору 1896 года. По окончании Русско-японской войны 1904-1905 годов южное направление КВЖД от Куанченцзы (Чанчуня) до Даляня и Люйшуня по Портсмутскому мирному договору 1905 года отошло к Японии и было названо Южно-Маньчжурской железной дорогой (ЮМЖД). В 1918 году Япония ввела свои войска в район КВЖД и в 1920 году пыталась завладеть ею. На Вашингтонской конференции 1921-1922 годов происходила острая борьба держав за обладание КВЖД. Советская Россия и Китай выступили против «интернационализации» ее империалистами. По советско-китайскому соглашению 31 мая 1924 года КВЖД была признана чисто коммерческим предприятием, совместно управляемым СССР и Китаем, причем Советское правительство отказалось от специальных привилегий на КВЖД (от экстерриториальности и т. д.). В 1929 году гоминьдановское правительство и маньчжурские милитаристы под воздействием империалистических держав организовали нападение на КВЖД и границы СССР. Части Красной Армии отразили нападение милитаристов. По Хабаровскому протоколу 1929 года положение на КВЖД было полностью восстановлено. После оккупации в 1931 году Северо-Восточного Китая (Маньчжурии) Японией КВЖД была превращена японскими империалистами в район антисоветских провокаций. В 1935 году СССР пришлось продать КВЖД властям Маньчжоу-Го за небольшую сумму (140 миллионов иен). В результате разгрома в 1945 году империалистической Японии и освобождения Красной Армией Северо-Восточного Китая ЮМЖД и КВЖД по советско-китайскому соглашению от 14 августа 1945 года поступили в совместное управление СССР и Китая, получив общее название - КЧЖД. После образования КНР (1 октября 1949 года) в соответствии с новым советско-китайским соглашением о КЧЖД от 14 февраля 1950 года Советское правительство безвозмездно передало правительству КНР все свои права по совместному управлению КЧЖД со всем принадлежащим ей имуществом (передача оформлена заключением протокола от 31 декабря 1952 года). В 1953 году КЧЖД получила новое название - Харбинская железная дорога.

А. М. Малухин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.