США: политика «нового курса»

США: политика «нового курса»

С начала 1933 г. правящие круги Соединенных Штатов Америки перешли в своей политике к так называемому новому курсу. Он предусматривал более активное вмешательство государства в экономическую жизнь и отдельные уступки рабочим, фермерам, мелкой и средней буржуазии, имеющие целью создать благоприятные условия для преодоления трудностей, порожденных экономическим кризисом. Стала также проводиться более гибкая внешняя политика. В частности, по отношению к странам Латинской Америки была провозглашена политика «доброго соседа», которая должна была восстановить доверие к Соединенным Штатам, затормозить развитие национально-освободительного движения и открыть для американских монополий более широкие возможности инвестиции своих капиталов.

Вступление Рузвельта на пост президента. Первые мероприятия «нового курса»

4 марта 1933 г. на пост президента Соединенных Штатов Америки вступил кандидат Демократической партии Франклин Делано Рузвельт. Дальновидный и реалистически мыслящий буржуазный политик, Рузвельт был склонен считаться с настроениями американского народа, а также с изменениями на международной арене. Его выдвижению на авансцену политической жизни в трудное для американского империализма время помогло и то, что он обладал хорошими организаторскими способностями, уменьем найти общий язык с различными социальными кругами страны. Деятельность правительства Рузвельта была призвана способствовать изживанию экономического кризиса на выгодных монополистическому капиталу условиях и смягчить небывалую до того в Соединенных Штатах остроту классовой борьбы, расшатывавшей самые устои буржуазного строя. Эти задачи и определяли классовую сущность провозглашенного Рузвельтом «нового курса».

С целью укрепления банковской и финансовой системы, серьезно подорванной кризисом, правительство Рузвельта запретило вывоз золота за границу и произвело девальвацию доллара. Крупнейшие банки получили из казны в виде субсидий и кредитов несколько миллиардов долларов. Были проведены правительственные мероприятия по укрупнению банковской системы, в результате чего 3 тысяч мелких банков прекратили свое существование. Эти реформы содействовали дальнейшему усилению позиций крупных банков.

Центральное место в мероприятиях «нового курса» заняло государственное «регулирование» промышленности. 16 июня 1933 г. вошел в силу закон о создании Национальной администрации по оздоровлению промышленности — НИРА (National Industrial Recovery Administration). Ее возглавили назначенный правительством председатель генерал Хью Джонсон, представители финансовой олигархии, в том числе от торговой палаты, от «Дженерал моторс», «Стандард ойл», от группы Моргана и других концернов, а также несколько экономистов и деятелей Американской федерации труда.

В соответствии с законом промышленность была разделена на 17 групп и каждая из них должна была выработать «кодекс честной конкуренции», устанавливающий объем производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня, распределение рынков между фирмами. По утверждению Хью Джонсона, за первый год деятельности НИРА такие «кодексы» охватили 95% американской промышленности и торговли. Столь широкий размах был обусловлен главным образом тем, что «кодексы честной конкуренции» явились чрезвычайно удобной для американских монополий формой принудительного картелирования. После утверждения «кодекса» правительством действие антитрестовских законов в данной отрасли прекращалось и монополисты получали полную свободу деятельности.

Главная социальная цель НИРА состояла в том, чтобы удержать рабочий класс от революционной борьбы, добиться в интересах буржуазии «классового мира» в промышленности. Ради этого в одном из пунктов (7-а) «кодексов честной конкуренции» признавалось право рабочих объединяться в профессиональные союзы и заключать коллективные договоры с предпринимателями. Американским рабочим затем удалось использовать это право для усиления профсоюзного движения. Однако монополисты использовали тот же пункт 7-а, чтобы усилить так называемые компанейские союзы, основанные по инициативе предпринимателей и находившиеся под их контролем.

Предусмотренную «кодексами честной конкуренции» регламентацию минимальной заработной платы предприниматели тоже использовали против интересов рабочего класса. Общий уровень заработной платы рабочих после введения кодексов снизился.

Для осуществления «нового курса» в сельском хозяйстве была 12 мая 1933 г. создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА (по начальным буквам специального Акта о регулировании сельского хозяйства — Agricultural Adjustment Act). Ее официальной целью являлось повышение цен на сельскохозяйственные продукты до уровня 1909—1914 гг. Правительство путем выдачи вывозных премий пыталось увеличить экспорт пшеницы и хлопка, заключало с фермерами контракты о сокращении посевных площадей и убое скота при соответствующей компенсации за счет государства. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. свиней, посевные площади под пшеницей были сокращены на 3 млн. га, под хлопком — на 4 млн. га. При этом, несмотря на наличие миллионов безработных, остро ощущавших недостаток в продовольственных продуктах, мясо убитых животных было превращено в удобрение. Лимитирование посевных площадей ударяло в первую очередь по интересам мелких фермеров. Крупные землевладельцы, сокращая посевные площади за счет малоплодородных земель и улучшая обработку почвы, нередко собирали на меньшей площади большее количество продуктов, чем раньше. В общем деятельность ААА по «планированию» американского сельского хозяйства не привела к результатам, ожидавшимся ее инициаторами. Некоторое повышение цен, достигнутое благодаря деятельности ААА, принесло пользу крупным сельскохозяйственным монополиям и богатым фермерам.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IX. М., 1962, с. 402-404.

Рубрика