Украина, Белоруссия и Литва в XVI веке

Украина, Белоруссия и Литва в XVI веке

К началу XVI века вся Белоруссия и большая часть Украины * (от Владимира-Волынского и Винницы до городов Ромны и Гадяч включительно) находились под властью Великого княжества Литовского. В состав Великого княжества Литовского тогда входила почти вся Литва; только северо-западная часть её (полоса к югу и западу от Паланги — Юрбаркаса) была захвачена Тевтонским орденом. Западная Украина (от Карпат до Сокаля, Тарнополя, Бара) принадлежала Польше; Закарпатье — Венгрии; Черновицкая область — Молдавии; причерноморские и приазовские районы Украины — Крымскому ханству и Турции.

Социально-экономическое развитие Украины, Белоруссии и Литвы в первой половине XVI века На Украине, в Белоруссии и Литве основным занятием подавляющего большинства населения было земледелие. Преобладало трёхполье. Перелог и подсека применялись главным образом при разработке нови. Занималось население и скотоводством. Получило развитие не только бортное, но и пасечное пчеловодство. Ещё в XIV—XV веках в чернозёмной части Западной Украины было создано много прудов, в которых разводили рыбу.

На территории Великого княжества Литовского были распространены издавна существовавшие крупные крестьянские хозяйства (дворища, службы), состоящие из группы семей. Большинству из них принадлежала земельная площадь по несколько десятков гектаров; у многих хозяйств было по несколько сотен гектаров. Хозяйство носило в основном натуральный характер; лишь немногочисленные продукты предназначались непосредственно для продажи (мёд, воск, меха, железо, гончарные изделия).

Происходил значительный рост городов, товарного производства и обращения. В середине XVI века в Волынском воеводстве насчитывалось уже 68 городов, Подольском — 37. В 1589 г. в Русском воеводстве было свыше 100 городов, Белзском — 18. Многие города имели значительное население и были крупными по тем временам торговыми и ремесленными центрами. Например, в Каменце-Подольском в 1578 г. уплатили налог 230 ремесленников-мастеров (не считая мясников, пекарей, винокуров) и 90 их «товарищей»; в 1589 г. в Новом Самборе — 90 ремесленников, в Дрогобыче — 57, Стрые — 51.

О развитии товарооборота свидетельствует число торговцев: в 1577—1578 гг. в Ковле уплатили налог 111 торговцев, в Каменце-Подольском — 80 (не считая в последнем продавцов мяса, хлеба, спиртных напитков). В XVI веке значительно возросла и внешняя торговля Великого княжества Литовского со странами Западной Европы, Османской империи, Россией: ввозили меха, сукно, шёлк, бархат, ковры, бумажные материи, полотна, выделанные кожи, изделия из дерева и железа, пряности, соль; вывозили — мёд, воск, скот, поташ и золу, дерево, хлеб, овчины и другие товары. Торговля с Россией шла главным образом через Киев, Чернигов, Могилев, Вильнюс, Полоцк, Витебск. Рост городов привёл к усилению экономического и политического значения горожан. Укрепилось положение городского патрициата, состоявшего из крупных землевладельцев-мещан, торговцев, ростовщиков. Господство патрициата над городом осуществлялось через городское самоуправление по так называемому магдебургскому праву.

В городах был многочисленный плебс. Многие городские жители не имели своих домов и вынуждены были снимать угол (их называли каморниками).

Рост товарного производства и обращения вызвал увеличение потребностей феодалов и усиление эксплуатации зависимого населения, прежде всего крестьян.

В середине XVI века феодалы Великого княжества Литовского, стремясь к укреплению своей земельной собственности, приступили к проведению так называемой волочной реформы. При осуществлении этой реформы вся земля, которой пользовались крестьяне с незапамятных времён, забиралась в общий фонд имения и перемеривалась на волоки *. Из этого общего фонда жители деревни получали на новых участках водочные, полуволочные и другие наделы. Владелец имения приобретал больше возможностей рассматривать землю, находившуюся в пользовании крестьян, как свою собственность.

До волочной реформы феодалу непосредственно были подчинены лишь главы больших хозяйств (дворищ, служб). Теперь семьи, жившие в дворищах и службах, получали самостоятельные наделы и ставились в непосредственную зависимость от владельца имения.

Крестьяне за предоставленную им владельцем имения землю были обязаны выполнять в его пользу определённые повинности работой, продуктами, деньгами. Волочная реформа была проведена и на землях, которыми пользовались горожане.

Наступление феодалов вызвало со стороны крестьян резкий отпор. Разрозненные крестьянские восстания охватили значительные районы. Проведение «волочной померы» затянулось более чем на столетие, а на Украине, вследствие сопротивления крестьян, вообще было сорвано. В 1545 г. феодалы Винницкого повета жаловались великому князю: «хлопы распустились», крестьянин «для пана совсем не работает», паны жили здесь в постоянном страхе, ожидая от крестьянина всяких «бед».

В 1563 г. восстали крестьяне Ляховецкой волости, Волынского воеводства, и убили своего владельца — крупного феодала Матвея Сенюту. В 1567 г. выступили с оружием в руках крестьяне Чернечгородка (Волынское Полесье). В течение нескольких месяцев восстание распространилось на окрестные деревни. Восставшие крестьяне заявили комиссарам короля, что они новых повинностей выполнять не будут.

Упорно боролись против своих угнетателей и крестьяне Литвы. В 1525—1528 гг. происходило большое крестьянское восстание в части Литвы, подвластной Тевтонскому ордену; оно было подавлено лишь с помощью литовских и польских феодалов—великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I. Часты были выступления крестьян Жемайтии: около 1530 г. восстали крестьяне Дирвенской волости, в 1536 г. — крестьяне Вешвенской волости, а в 1536—1537 гг. — крестьяне Тельшяйской, Биржиненской, Тверийской и Годигской волостей. В 1544 г. отказались выполнять повинности крестьяне Аникшайской и Укмергской волостей. Сопротивление крестьян Литвы феодалы подавляли военной силой.

Рост классовой и национально-освободительной борьбы в конце XVI и первой половине XVII века

Использовав обострение классовых и национальных противоречий в Великом княжестве Литовском, польские феодалы в 1569 г. на сейме в Люблине добились заключения унии Литвы с Польшей и образования единого Польско-Литовского государства — Речи Посполитой, в которой им обеспечивалась главенствующая роль.

После заключения Люблинской унии в составе Великого княжества Литовского остались Литва и Белоруссия. Ранее подвластные Литве украинские области были включены непосредственно в состав так называемых коронных земель, т. е. Польского государства.

В каждой части Речи Посполитой (Польше и Литве) были свои коронные и литовские высшие должностные лица: гетманы (командующие войсками), великие и польные (заместители великих) канцлеры, казначеи.

Государство распадалось на воеводства, воеводства — на поветы. На местах решающую роль играли шляхетские сеймики.

Вся административная и судебная власть над крестьянами принадлежала владельцу имения. Города имели свои органы самоуправления, которые под контролем владельца города разрешали административные и судебные вопросы, касающиеся мещан.

После принятия Люблинской унии польские и украинские крупные феодалы начали захватывать новые имения к югу от линии Киев — Винница. Вся территория к югу и юго-востоку от Белой Церкви была объявлена «пустыней»; закон 1590 г. предоставил королю право раздавать эти земли людям шляхетского сословия.

Однако Украина к югу от Белой Церкви на самом деле пустынной не была. Здесь жили феодалы, крестьяне, горожане, а также казаки. Казачество составилось из крестьян и горожан, бежавших из Северной и Западной Украины, Белоруссии и России в поисках спасения от феодального гнёта. Казаки и в дальнейшем сохраняли тесные связи со своей родиной. Казачество пополнялось и за счёт местных жителей — крестьян, горожан и отдельных дворян. В середине XVI века казаки создали свой центр, Запорожскую Сечь, и вели вооружённую борьбу с татарскими и турецкими вторжениями. В ходе этой борьбы казаки приобрели большой военный опыт и стали грозной силой, с которой польское правительство вынуждено было считаться.

Захватывая имения к югу от Белой Церкви, польские и украинские феодалы пытались расколоть казаков, часть их привлечь на свою сторону и использовать в борьбе против Крымского ханства, Турции и местного населения, В 1572 г. польское правительство зачислило более зажиточную часть казаков на государственную службу; несколько сотен казаков были записаны в особый список — реестр, откуда их название — реестровые казаки. Это мероприятие не обеспечило покорности казачества феодалам, ибо в реестр попадало меньшинство казаков. Реестровые казаки были тесно связаны с нереестровыми и с остальным населением Украины.

Укрепив свои силы, феодалы Польши, Литвы, Украины и Белоруссии усилили эксплуатацию крестьян, они увеличивали барщину, которая становилась главной формой феодальной ренты. Во второй половине XVI в. барщина возросла вдвое. В 1588 г. был издан Третий литовский статут, усиливавший крепостную зависимость крестьянина от феодала.

В городах феодалы увеличивали налоговое обложение и монополизировали многие отрасли торговли.

Крестьяне боролись против нового усиления эксплуатации; отказывались выполнять повинности, поджигали барские усадьбы, убивали феодалов. Вместе с крестьянами выступали казаки. В 1591 г. против местных магнатов восстали казаки на Украине, предводителем их был Косинский; вместе с казаками восстали крестьяне и горожане Киевского, Брацлавского, Волынского и Подольского воеводств. Украинские магнаты получили помощь от польских феодалов. В начале 1593 г. войска, возглавляемые украинским магнатом князем Острожским, нанесли восставшим поражение у города Пятки (к юго-западу от Житомира). Косинский принуждён был подписать договор о прекращении борьбы. Казаки обратились к русскому царю с просьбой о принятии их в подданство с теми землями, на которых они жили. В мае 1593 г. казацкий отряд Косинского был разбит под Черкассами, а сам Косинский погиб. После этого переговоры казаков с Россией были прерваны.

В 1594 г. крестьянско-казацкое восстание вспыхнуло с новой силой. Вождём восставших был Наливайко. В 1595 г. отряды восставших под предводительством Наливайко действовали на Волыни, затем в Белоруссии, где взяли Слуцк. В окрестностях Слуцка повстанцы разбили отряд феодалов, шедший на подавление восстания. В конце ноября они штурмом взяли Могилёв, где укрывались местные шляхтичи. С начала 1596 г. против Наливайко развернула операции 18-тысячная армия феодалов. Умело маневрируя, Наливайко отвёл свои отряды до Уманских лесов, а отсюда в район Белой Церкви, где соединился с восставшими реестровыми казаками. Отбиваясь от врагов, отряды восставших сумели переправиться через Днепр и уйти на Левобережье, но возле Лубен были окружены армией Речи Посполитой. Реестровые казаки схватили и выдали панам предводителей восстания, в том числе Наливайко; окружённые сдали панской армии оружие. Сдавшиеся повстанцы вместе с женщинами и детьми были перебиты; лишь часть казаков вырвалась из вражеского кольца и ушла в Запорожье.

Феодалы Украины, Белоруссии, Литвы, борясь против народных масс вместе с феодалами Польши, всё теснее сближались с последними — перенимали их язык, религию, ополячивались. Крестьяне и горожане видели в панской Польше силу, поддерживающую и укрепляющую их врагов, и ориентировались на Русское государство. Украинский и белорусский пароды были близки русскому народу; их связывала не только близость языков, исторического прошлого, но и многовековые культурные связи, единство религии. Чтобы укрепить свою власть над украинским и белорусским народами, польские феодалы решили оторвать церковь Украины и Белоруссии от православия и связать её с католичеством. Инициатором и ревностным проповедником этой идеи было католическое духовенство, в первую очередь иезуиты. В 1596 г. была провозглашена уния украинской и белорусской православной церкви с церковью римско-католической (Брестская уния). Высшее украинское и белорусское духовенство охотно признало унию; но рядовое православное духовенство, подавляющее большинство горожан и крестьян, а также казачество её не признали. Правительство Речи Посполитой объявило единственно законной церковь униатскую, а православную церковь поставило вне закона.

В первой половине XVII века продолжался начавшийся ещё в предыдущем столетии захват украинских и белорусских земель польскими магнатами: обширные владения на территории Украины принадлежали Потоцким, Конецпольским, Калиновским и др. Распространение магнатских владений приводило к резкому усилению крепостнического гнёта.

В начале XVII века в России происходила крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова. Трудящиеся Украины и Белоруссии помогали русским крестьянам и холопам в их борьбе против эксплуататоров. В отрядах Болотникова было много украинцев и белорусов. Первоначально район восстания охватывал юго-западную часть Русского государства, т. е. территорию с русским и украинским населением. Борьба украинского и белорусского народов против феодалов Речи Посполитой облегчала русскому народу успешное отражение польской интервенции, так как значительную часть польского войска приходилось оставлять для подавления «своеволия» на Украине и в Белоруссии. В 1601 г. белорусские крестьяне, присоединившись к казацкому отряду под предводительством Дубины, громили своих угнетателей в районах Витебска и Полоцка. В 1602—1603 гг. казацкие отряды возглавили антифеодальные выступления белорусских крестьян в окрестностях Гомеля, Речицы, Быхова, Орши, Мстиславля. В 1606 г. началось восстание городской бедноты в Могилёве; оно было подавлено королевскими войсками только в 1610 г. В 1606 г. крестьяне и мещане в районе Глуска разгромили один из шляхетских отрядов, направлявшийся в пределы Русского государства.

На Украине в 1604—1605 гг. произошло большое восстание в Корсуне, а одновременно и в Брацлаве. В 1607 г. значительные крестьянские волнения были в Западной Украине.

В 1605 г. князь Януш Острожский говорил на польском сейме о том, что нереестровые казаки «очень подняли голову», что владельцы имений весьма опасаются, как бы к ним не присоединились крестьяне, что «своеволие» казаков нужно быстро подавить. Сейм в начале XVII века неоднократно упоминал в своих постановлениях «украинское своеволие», «разбой и злодейства украинные». Громадное количество населения на Украине «показачилось»: отказалось подчиняться администрации имений и выполнять какие бы то ни было повинности.

После провала попытки подчинить себе Русское государство феодалы Речи Посполитой выдвинули на первый план задачу подавления сопротивления украинского казачества. Однако сделать это было весьма трудно, ибо в начале XVII века отношения между Польско-Литовским государством и Турцией крайне обострились, правительство Турции собиралось приступить к завоеванию Речи Посполитой. Между тем казаки наносили серьёзные удары по Турции и её вассалу — Крымскому ханству, ослабляли их натиск на Речь Посполитую. В 1614 г. казаки на лодках пересекли Чёрное море, взяли Синоп, уничтожив гарнизон и стоявший там турецкий флот. В 1615 г. они совершили поход на столицу Османской империи Стамбул, сожгли гавани в его окрестностях, разбили преследовавший их флот. В 1616 г. казаки взяли Кафу (Феодосию) и уничтожили находившиеся там военные корабли, а также 14-тысячный турецкий гарнизон. В 1616 г. ими был совершён удачный поход на Трапезунт (Трабзон).

Правительство Речи Посполитой принуждено было на Украине лавировать, стремясь использовать казачество в своих политических целях.

В 1621 г. Турция направила против Речи Посполитой большую армию. Армия Речи Посполитой преградила ей дорогу у Хотина. Активное участие в боях значительных отрядов казаков содействовало поражению турецкой армии. Правительство Турции на этот раз отказалось от своих завоевательных планов в отношении Речи Посполитой и заключило с ней мир.

В 1625 г. польская армия была отправлена против казаков, оказавших ей сопротивление. После боя у Курукова озера (возле Кременчуга) было подписано соглашение: устанавливался реестр в 6 тысяч человек, не попавшие в него должны были возвратиться «в послушенство» к своим владельцам. Однако не попавшие в реестр казаки (выписчики) соглашения не признали, причём часть их ушла на Русь.

В 1629 г. против вступившей в соглашение с Речью Посполитой казацкой старшины поднялись нереестровые казаки во главе с Тарасом Федоровичем. Вслед за казаками поднялись крестьяне. Отправленная на подавление восстания армия Речи Посполитой потерпела ряд поражений. Были сделаны некоторые уступки казацкой верхушке, в частности реестр увеличен до 8 тыс. После разгрома больших крестьянско-казацких восстаний, вспыхнувших в 1637 и 1638 гг. в Приднепровье, казацкий реестр был снова уменьшен до 6 тыс. человек. Выборность казацкой старшины и казацкий суд отменялись; во главе казацкого войска были поставлены назначенные правительством Речи Посполитой шляхтичи. И на этот раз после подавления восстаний происходил массовый уход в пределы Русского государства казаков, мещан и крестьян.

Подавление крестъянско-казацких восстаний не привело к укреплению власти Польши над Украиной. Усиление гнёта вызывало озлобление крестьян, мещан и казаков. Реестровые казаки после ограничения их привилегий в 1638 г. стали ещё более ненадёжными.

Большой силой тогда было украинское и белорусское мещанство, владевшее значительными материальными средствами и игравшее заметную роль в культурной жизни страны.

Meщанство, подвергавшееся преследованиям со стороны польских феодалов, было враждебно настроено по отношению к Речи Посполитой. Идея воссоединения с Русским государством была популярной среди мещанства, особенно в городах Приднепровья и Левобережья, экономически теснее, чем другие, связанных с Россией.

В 40-х годах XVII века на Украине, а также в Белоруссии зрела идея освободительной войны против Польши, за воссоединение с Россией.

Культура

Украинцы и белорусы унаследовали свою культуру от древнерусской народности, от которой происходят как тот, так и другой народы. Они были очень близки друг другу по языку, находились в то время под властью одного и того же государства, исповедовали общую религию— православие, вместе боролись против полонизации. Они совместно развивали свою культуру, у них были общие культурные центры.

Русский народ оказывал большое влияние на развитие культуры украинского, белорусского и литовского народов. Города Белоруссии и Литвы в XVI веке стали играть видную роль в культурной жизни. Выходец из мещан города Полоцка Георгий Скорина (род. Около 1490 г. — ум. после 1535 г.) известен печатанием книг для «своей братии Руси». По образованию Скорина был врачом, но подлинным делом его жизни стала разработка литературного языка братских народностей Белоруссии, Украины и Русского государства. Скорина называл этот язык «русским», хотя в нём имеются элементы различных наречий славянских народов.

22 книги, переведённые им на этот язык, Скорина издал в Праге. Скорина, по-видимому, сам перевёл на этот язык Библию, которую он издал и снабдил комментариями. Издания Скорины снабжались иллюстрациями, в которых дана реалистическая трактовка человеческих фигур.

Ряд книг был напечатан как сторонниками, так и противниками получившего некоторое распространение на Украине и в Белоруссии реформационного движения. Первой печатной книгой на литовском языке были изданные в 1547 г. проповедником реформации Мартинасом Мажвидасом «Простые слова катехизиса».

Во второй половине XVI века польские феодалы предприняли широкое наступление на культуру Украины, Белоруссии, Литвы. Проводило это наступление в первую очередь католическое духовенство, возглавляемое орденом иезуитов. Иезуиты создали много своих школ для борьбы с православием и ересями, в 1578 г. открыли в Вильнюсе (Вильно) свою высшую школу (академию). Иезуиты наводнили Украину, Белоруссию и Литву своими изданиями.

Католическая пропаганда имела большой успех среди украинских, белорусских и литовских феодалов. Исходя из своих классовых интересов, феодалы, изменяя своему народу, принимали католицизм, ополячивались.

Горожане и крестьяне не поддерживали церковную унию. Для борьбы с польско-католической агрессией горожане объединялись в братства при своих церквах. В защиту православия выступили и некоторые из феодалов, не желавших совсем оторваться от своего народа.

Создаются православные школы в Остроге (князя К. К. Острожского), Львове, Вильнюсе, Могилеве на Днепре, Луцке, Киеве и др. (братские школы). Открылись православные типографии в Остроге, Львове, Вильнюсе, Могилеве и др. В развитии типографского дела на Украине и в Белоруссии большую роль сыграл русский первопечатник Иван Фёдоров. На Украине он был основоположником книгопечатания. Сначала Иван Фёдоров открыл типографию в Заблудове (Белоруссия), его помощник Пётр Мстиславец основал типографию в Вильнюсе. Затем Иван Фёдоров работал в созданных им типографиях во Львове и Остроге. В Львове в 1574 г. он напечатал первый русский букварь и «Апостол», в Остроге в 1580—1581 гг. — Библию, являвшуюся выдающимся образцом печатного дела того времени.

Братства и православная церковь подготовили своих полемистов и богословов. Направленные против католической церкви полемические сочинения писались в защиту православия. Важнейшими из них были: «Апокрисис, алба отповедь на книжны о соборе берестейском» (1597 г.), «Тренос» («Плач») по поводу отступничества от православия феодалов, «Палинодия — книга обороны... церкви» (1621 г.), «Протестация» — против притеснения украинского и белорусского народов шляхетской Польшей. Большой успех имели «послания» — памфлеты Ивана Вышенского благодаря своей остроте и политическому содержанию.

Важное значение в борьбе за спасение своей народности от полонизации имело изучение родного языка. Был создан ряд букварей и грамматик. Выдающимся трудом в области филологии был «Лексикон славенорусский и имён толкование» Памвы Беринды. Развивались поэзия и драматургия. В живописи наблюдается отход от религиозной тематики. Часто встречаются портреты общественных и политических деятелей, батальные сцены. Излюбленным образом художника становится казак.

В устном народном творчестве широко были распространены песни, поговорки, пословицы, сказки. Лучшими произведениями украинской народной поэзии того времени были исторические песни и думы. В них народ выразил горячую любовь к своей родной стране, ненависть к внешним и внутренним врагам.

Примечания

* Волока — земельный участок, который отдавался в надел крестьянам. Волока равнялась 30—33 моргам, т. е. около 20,3 га.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 437-446.

Примечания «ИГ»

Очевидно, что такие географические понятия как «Белоруссия» и «Украина» в приложении к XVI веку возможно использовать лишь с целью намеренного введения читателя в заблуждение. Белоруссии и Украины в ту давнюю пору не существовало. О появлении же подобных географических названий говорить можно только после 1918 года, когда большевиками были впервые созданы соответствующие государственные образования. И тут у читателя закономерно возникает вопрос: зачем же авторы приведенного текста мутят воду? Неужто красный профессор М. Покровский до сих пор давит на мозги? («История – это политика, опрокинутая в прошлое»). Пожалуй, редакция цитируемого издания («Всемирная история» в 10 томах, 1955-1965) получила от идеологического отдела ЦК КПСС прямое указание так делать. Ибо в проводимо тогда национальной политике проводилась линия на «коренизацию». Приведенным еще в 1918 году к власти группировкам в союзных и автономных республиках таким образом центральные власти СССР льстили, придавая им дутую легитимность и создавая иллюзию извечности упомянутых государственных образований, вопреки реальной истории. Кстати, современные исторические фантазии тех же украинских публицистов про шумер-предков украинцев и выкопанное украинцами Черное море – всего лишь продолжение советской антиисторической традиции.