Суэцкий канал (СИЭ, 1971)

Суэцкий канал (СИЭ, 1971)

СУЭЦКИЙ КАНАЛ - судоходный бесшлюзный морской канал на Северо-Востоке ОАР; соединяет Средиземное и Красное моря; важнейшее звено международных коммуникаций: обеспечивает кратчайший путь между Атлантическим, Индийским и Тихим океанами. Длина около 161 км (вместе с морскими подходами, проложенными по дну Средиземного моря и Суэцкого залива, - около 173 км), ширина по зеркалу воды - 120-150 метров, по дну - 45-60 метров; глубина - 12,5-13 метров *. Движение одностороннее, караванами с лоцманской проводкой. Среднее время прохода по Суэцкому каналу - 11-12 часов. Главные порты - Порт-Саид, Эль-Кантара, Исмаилия, Суэц с Порт-Тауфиком.

Древние египетские источники, Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский, Плиний и другие свидетельствуют, что в Древнем Египте, во времена XII династии (около 2000 – 1787 годах до н. э.) был сооружен канал, соединявший Средиземное и Красное моря, так называемый «канал фараонов» (или «канал четырех царей»), приходивший в запустение в периоды упадка Египта. Канал восстанавливался Птолемеем II и в римскую эпоху («Река Траяна»). После завоевания Египта арабами «канал фараонов» был в 642 году вновь восстановлен (канал Амр ибн аль-Ас); однако в 776 году канал было решено засыпать, чтобы направить торговлю через основные районы Халифата. После открытия португальцами морского пути в Индию вокруг Африки (конец 15 века), лишившего венецианцев монополии на торговлю пряностями, венецианский «Совет десяти» безуспешно пытался получить у египетского султана разрешение на прорытие канала через Суэцкий перешеек. В 17-18 веках с предложениями о сооружении канала выступали Лейбниц, Вольтер и другие. Во время египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798-1799 годов была предпринята неудачная попытка приступить к прорытию канала. 30 ноября 1854 года французский дипломат и делец Лессепс, пользуясь усилением французского влияния в Египте и личными связями, добился у правителя Египта Саида-паши концессии на сооружение и эксплуатацию канала между Суэцким заливом Красного моря и Пелузийским заливом Средиземного моря сроком на 99 лет (со дня пуска канала в эксплуатацию). Авторы проекта - французские инженеры, находившиеся на службе египетского правительства, - Линан и Мужель, а также итальянский инженер Негрелли. Для сооружения и эксплуатации канала была создана возглавляемая Лессепсом «Всеобщая компания морского Суэцкого канала». Условия концессии предусматривали, что эта компания, являющаяся египетской, подлежит местной юрисдикции, должна управляться по законам и обычаям Египта и будет в вопросах эксплуатации Суэцкого канала выступать от имени египетского правительства. Капитал компании был определен в 200 миллионов франков (400 тысяч акций). Египетское правительство приобрело 44% всех акций, 53% было размещено во Франции и 3% - в других странах. Египетское правительство безвозмездно предоставило компании все необходимые земли для прорытия канала и 4/5 необходимой рабочей силы. По условиям концессионного договора предусматривалось распределение прибылей компании: Египту - 15%, основателям компании - 10%, акционерам - 71%, администрации - 2% и 2% в специальный фонд для служащих компании. Строительство Суэцкого канала - крупнейшего гидротехнического сооружения 19 века, было начато 25 апреля 1859 года. Работы велись вручную (рабочие набирались в принудительном порядке из числа египетских феллахов - ежемесячно 60 тысяч человек при населении Египта в 4 миллиона человек). Когда египетский хедив Исмаил-паша запретил применение принудительного труда на строительстве Суэцкого канала (1863), Лессепс добился от Египта на основании заключенного в 1866 году нового концессионного договора уплаты компании 84 миллионов франков в порядке «полного возмещения» всяческих неустоек. По данным современных египетских историков, от непосильного труда и эпидемий на строительстве Суэцкого канала погибло около 120 тысяч человек. Строительство канала обошлось Египту свыше 450 миллионов франков, не считая трудового участия и стоимости земли. Торжественное открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 года. Канал значительно сократил морской путь из Египта в Азию: если путь из Марселя в Бомбей вокруг Африки составлял 16,7 тысяч км, то через Суэцкий канал он составил 7,3 тысяч км; из Одессы во Владивосток вместо 25,6 тысяч км - 14,8 тысяч км. Ф. Энгельс относил Суэцкий канал к числу важнейших новых средств сообщения (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 36, с. 395).

Сооружение Суэцкого канала легло тяжелым бременем на египетский народ и осложнило международное положение Египта, ставшего объектом еще более острой англо-французской борьбы за господство над мировыми морскими путями, а также над Ближним Востоком и Африкой. Для проникновения в долину Нила британские империалистические круги воспользовались финансовыми затруднениями египетского правительства, вызванными огромными расходами на строительство Суэцкого канала и ростовщическими займами у европейских банкиров, а также ослаблением международной позиции Франции после франко-прусской войны 1870-1871 годов: в ноябре 1875 года британское правительство купило у Исмаила-паши принадлежавшие ему 44% акций компании Суэцкого канала за 100 миллионов франков (3 976 580 фунтов стерлингов). В марте 1880 года египетское правительство из-за финансовых трудностей было вынуждено продать свое право (по ст. 63 Устава компании Суэцкого канала) на получение 15% прибылей этой компании банку «Креди фонсье де Франс», который переуступил это право за 22 миллиона франков «Гражданскому обществу для взимания 15% чистых прибылей Компании морского Суэцкого канала, причитающихся египетскому правительству». Компания Суэцкого канала фактически стала англо-французским предприятием. Египет был полностью отстранен и от управления Суэцким каналом и от участия в прибылях. После оккупации Египта Англией (1882) зона Суэцкого канала стала одной из важнейших военно-стратегических баз британского империализма. В 1888 году в Константинополе (Стамбуле) была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по Суэцкому каналу (см. Конвенция 1888 года о Суэцком канале). Накануне и во время 1-й мировой войны английские власти в Египте фактически регулировали судоходство по Суэцкому каналу. После установления в декабре 1914 года английского протектората над Египтом Суэцкий канал был в период 1-й мировой войны закрыт для судов держав австро-германского блока. Германское командование стремилось прорваться к Суэцкому каналу. С этой целью была сформирована специальная турецкая армия, находившаяся под германским командованием. Германо-турецкая попытка прорваться в Египет была отражена британским командованием, широко использовавшим арабские повстанческие силы, выступавшие против турецкого господства. В годы 2-й мировой войны одной из важнейших задач германского Африканского корпуса под командованием Роммеля был захват зоны Суэцкого канала. Авиация держав «оси» бомбила Суэцкий канал, пытаясь нарушить морские коммуникации союзников.

Египетский народ вел борьбу против английской оккупации зоны Суэцкого канала. Требование о национализации Суэцкого канала впервые было выдвинуто египетскими коммунистами в 1923 году. Уступая требованиям египетского национального движения, английское правительство обязалось по англо-египетскому договору 1936 года ограничить срок оккупации зоны Суэцкого канала 20 годами. Одновременно компания согласилась выплачивать египетскому правительству по 300 тысяч египетских фунтов ежегодно, начиная с 1937 года. Движение за вывод английских войск из долины Нила и зоны Суэцкого канала особенно усилилось после 2-й мировой войны. Советский Союз поддержал это требование египетского народа. Под давлением Египта компания Суэцкого канала подписала 7 марта 1949 года соглашение об увеличении численности египетского персонала на службе в компании и о некотором улучшении условий его труда, а также об увеличении доли Египта до 7% от общего дохода компании, но не ниже 350 тысяч египетских фунтов, начиная с 1950 года. Компания согласилась ввести в административный совет, кроме находившихся там с 1936 года двух египтян, еще 5 египтян. Это, однако, не меняло положения компании, как одной из крупнейших международных монополистических организаций, наживавшихся на экономическом закабалении Египта. Уже к 1930 году полученная компанией чистая прибыль в 10 раз превысила все расходы по сооружению канала. Английская доля акций компании оценивалась на бирже в 1910 году в 35 миллионов фунтов стерлингов, в начале 50-х годов - в 375 миллионов фунтов стерлингов. В 1955 году компания уплатила египетскому правительству 1,1 миллиарда франков, а прибылей акционерам - 12,4 миллиарда франков. При этом с египетских судов за пользование Суэцким каналом взимался такой же сбор, как и с судов иностранных государств. Египет по существу был лишен возможности использовать канал для связи между побережьем Красного моря и севером страны. Компания Суэцкого канала фактически тормозила модернизацию Суэцкого канала (дноуглубительные работы и т. п.), пропускная способность которого отставала от современных требований мирового морского судоходства (с 1935 по 1955 годы на работы по поддержанию и усовершенствованию Суэцкого канала компания израсходовала лишь 9,8 миллиардов франков, т. е. менее годовой выплаты дивидендов акционерам в 1955 году).  Ежегодно получая от Египта до 700 миллионов долларов, компания вкладывала эти средства в различные европейские и американские предприятия, однако не участвовала в инвестициях, направленных на развитие египетской национальной экономики. Существование и деятельность компании Суэцкого канала, противоречившие египетским национальным интересам, стали нетерпимыми в обстановке перемен, происшедших в Египте в результате Июльской революции 1952 года. После того как США, Англия и Франция попытались воспрепятствовать независимому развитию Египта и навязать в 1956 году кабальные условия финансирования строительства Асуанской плотины, египетское правительство 26 июля 1956 года национализировало компанию Суэцкого канала (в соответствии с египетским законом 1954 года об акционерных обществах) и заявило, что все доходы от эксплуатации Суэцкого канала будут отныне обращены на нужды экономики страны. Египетское правительство заявило при этом, что оно выплатит возмещение акционерам национализированной компании (эта компенсация - 28,3 миллионов египетских фунтов, была выплачена к началу 1963 года). Правительства Англии и Франции пытались сорвать национализацию Суэцкого канала и были поддержаны США, которые приобрели после 2-й мировой войны пакет акций компании Суэцкого канала и получили место в ее Административном совете. На открывшейся по вопросу о Суэцком канале в Лондоне 16 августа 1956 года конференции 22 стран США выдвинули план создания «международного органа» для управления каналом и предложили систему санкций против Египта. В сентябре 1956 года по предложению государственного секретаря США Даллеса при участии Англии и Франции была создана «ассоциация пользователей Суэцким каналом», пытавшаяся узурпировать права на Суэцкий канал. Группа Рокфеллера («Чейз Манхаттан банк») предложила взять Суэцкий канал в аренду. Империалистические державы организовали экономическую блокаду Египта, отозвали с Суэцкого канала своих лоцманов, однако прибывшие из СССР, Польши, Югославии и некоторых других стран лоцманы помогли египетской администрации обеспечить нормальное судоходство по Суэцкому каналу. В октябре 1956 года началась англо-франко-израильская агрессия против Египта. Агрессоры повредили Суэцкий канал. 24 апреля 1957 года, после завершения работ по расчистке Суэцкого канала, проводившихся флотилией ООН при содействии египетского правительства, движение по каналу возобновилось. В декларации 24 апреля 1957 года египетское правительство подтвердило, что будет соблюдать условия и дух Конвенции 1888 года. В 1953-1961 годы правительство ОАР осуществило большие работы по модернизации Суэцкого канала, которые затем продолжались. Проводя политику экономических реформ, правительство ОАР национализировало в 1962 году все частные компании, обслуживавшие суда, проходившие по Суэцкому каналу, и создало «Египетскую генеральную организацию судоходства» («Эгонал»). За эксплуатацию Суэцкого канала в казну ОАР в 1966 году поступило 95 миллионов египетских фунтов в свободно конвертируемой валюте.

6 июня 1967 года судоходство по Суэцкому каналу в результате агрессии Израиля против ОАР было прервано.

С. П. Киктев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.

Примечания «ИГ»

* Указанные параметры канала в наше время существенно изменились. В 2014 году была простроена и пущена в эксплуатацию вторая ветвь, которую обычно называют «Новый Суэцкий канал». Собственно новый канал имеет длину 35 километров, а 37 километров старого используется совместно двумя ветвями, для чего были расширены и углублены.

Литература:

Суэцкий канал. Сборник документов, М., 1957; Канат ас-Суис. Хакаик на васаик, Каир, (1958) (в рус. пер.: Суэцкий канал, факты и документы, М., 1959); Дементьев И. A., Суэцкий канал, 2 изд., М., 1954; Суэцкий вопрос и империалистам, агрессия против Египта, М., 1957; Никитина Г. С., Суэцкий канал - национальное достояние египетского народа, М., 1956; Яковиелло A., Свидание в Суэце, М., 1953; Николаев А. Н., Правовой режим Суэцкого канала и национализация Египтом Суэцкой компании, М., 1960; Объединенная Арабская Республика, М., 1968, с. 212-219; Протопопов А. С., Сев. Союз и суэцкий кризис, М., 1969; Виноградов К. Б., Фердинанд Лессепс и строительство Суэцкого канала, "ВИ", 1969, No 11; Wilson А. Т., The Suez Canal, 2 ed., L., 1939; Siegfried A., Suez..., P., 1948; Hefnaoui M.. Les problèmes contemporaines posés par le Canal de Suez, P., 1951; Connell J., The most important country. The true story of the Suez crisis, L., 1957; Documents on the Suez crisis. 26 July to 6 November 1956, L., 1957; Foot M. and Mervin J., Guilty men 1957: Suez and Cyprus, N. Y.-L. 1957; Dzelepy E. N., Le complot de Suez, Brux., 1957.

Рубрика