Болгария в 50—60-х годах XIX века

Болгария в 50—60-х годах XIX века

Болгария под гнетом султанской Турции

Распространенное в Болгарии турецкое помещичье землевладение (чифтлик) росло в 50—60-х годах за счет захвата феодалами государственных и крестьянских земель, которые превращались в собственность помещиков и ростовщиков. Крестьянское малоземелье в болгарской деревне, безжалостная эксплуатация крестьян помещиками, рост налогов и повинностей становились тяжелым бедствием. В то же время многие из турецких помещиков начали продавать свои земли зажиточным элементам деревни, развивавшим товарное хозяйство.

В болгарской деревне существовали различные группы крестьян: мелкие самостоятельные хозяева, безземельные, работавшие по найму в чифтликах, зависимые, обрабатывавшие земли чифтликов, и зажиточная прослойка, так называемые чорбаджии, владевшие крупными  земельными участками, мельницами, корчмами, занимавшиеся торговлей Социальный и национальный гнет порождал широкое недовольство болгарских крестьян. Своего основного врага болгарские крестьяне видели в турецком феодальном государстве. Они стремились сбросить гнет турецких помещиков и не раз поднимались на освободительную борьбу. В 1850 г произошло восстание в северо- западной части Болгарии. Вопрос об уничтожении чифтликов и изгнании турецких помещиков из деревни играл в этом восстании главную роль. Восстание началось одновременно в первых числах июня в Ломском, Видинском и Белоградчикском округах. Но восставшие были плохо вооружены, и турки легко разбили крестьянские отряды.

Однако и после разгрома восстания положение в северо-западной Болгарии оставалось напряженным. Опасаясь нового взрыва массового крестьянского движения, турецкое правительство приняло в Константинополе представителей болгарских крестьян, обещав пойти на некоторый пересмотр земельных порядков. Но только в 1853 г. под угрозой нового крестьянского восстания турецкое правительство провело частичную аграрную реформу, по которой крестьянам передавались за выкуп помещичьи земли Видинского округа.

Эта мера не могла предотвратить массового движения болгарского крестьянства, так как касалась ограниченной территории и не вела ни к уничтожению турецкого землевладения, ни к устранению гнета турецких властей.

Кризис ремесла

Усиление экономической зависимости Турции от западноевропейских держав со времени Крымской войны 1853—1856 гг. содействовало дальнейшему проникновению иностранного капитала и иностранных товаров в подвластную султану Болгарию.

Австрия вела оживленную торговлю с болгарскими придунайскими городами. Проникали в болгарские земли и французские товары. Англия усиливала свои торговые связи с Южной Болгарией, вывозя оттуда хлопок. Английский и австрийский капиталы вкладывались в постройку железных дорог, французский и итальянский — в строительство текстильных фабрик. Проникновение иностранного капитала породило тяжелые для Болгарии последствия. Широкий ввоз из Западной Европы фабричных товаров, с которыми не в силах были конкурировать товары местного ремесленного производства, вызвал в ряде отраслей ремесла кризис, который выразился в том, что закрывались мастерские, хирели цветущие ранее городки; многие ремесленники остались без занятий; разорялись и мелкие торговцы, занятые продажей товаров местного производства. С другой стороны, проникновение иностранных товаров в Болгарию способствовало оживлению внешней торговли, в которой была заинтересована крупная болгарская буржуазия. В руках последней сосредоточились значительные капиталы. Некоторые представители болгарской буржуазии пытались создать фабричную промышленность. Так, в 60—70-х годах было организовано несколько текстильных, спичечных фабрик, пивоварен, спиртозаводов. Всего на территории Болгарии до начала 70-х годов возникло около 20 фабричных предприятий. Но многие из них были недолговечны и погибали — одни в результате иностранной конкуренции, другие вследствие притеснений со стороны турецких властей.

Национально-освободительное движение

Часть болгарской буржуазии, экономически тесно связанная с турецким рынком, с поставками султанскому правительству, добивалась признания национальных прав болгарского народа в пределах Османской империи. Особое значение придавалось созданию болгарской национальной церкви, которая могла бы явиться представительницей всего населения Болгарии перед турецким правительством не только в религиозных, но и в политических долах. Так как греческая константинопольская патриархия не соглашалась на признание автономии болгарской церкви, в 1860 г. болгарская церковь отложилась от нее.

Этим немедленно попыталась воспользоваться католическая церковь, поддержанная Францией и Австрией. Католические миссионеры в Болгарии создали свой печатный орган и привлекли на свою сторону часть болгарской буржуазной интеллигенции. Они склонили к церковной унии настоятеля одного из монастырей — Иосифа Сокольского, которого папа Римский назначил униатским архиепископом Болгарии. Но, убедившись в беспочвенности униатского движения, Сокольский отказался от унии.

Образованная в 1860 г. самостоятельная болгарская церковь была признана через несколько лет турецкими властями в качестве особой экзархии (1870 г.). Этого акта оказалось достаточно, чтобы крупная болгарская буржуазия сочла себя удовлетворенной.

Особую политическую группировку представляла болгарская эмиграция в Румынии, а также в России. Она ориентировалась на Россию и надеялась, что освобождение от турецкого ига будет достигнуто с помощью русского оружия. Еще во время Крымской войны эта часть буржуазии создала свои организации: Бухарестский комитет и Одесское болгарское настоятельство. Обе организации действовали в тесном контакте с русскими властями. После окончания войны Бухарестский комитет был реорганизован в благотворительное общество «Добродетельная дружина». В 1867 г. она выработала программу объединения Болгарии и Сербии в единое государство с полной автономией обеих его частей.

Существовала другая группировка болгарской эмиграции, которая ориентировалась на западные державы; она стремилась к автономии и предлагала турецкому правительству осуществить ее путем перестройки Османской империи на основе болгаро-турецкого дуализма — в форме турецко-болгарской монархии с равноправным и автономным устройством как турецкой, так и болгарской территорий.

Болгарское крестьянство и ремесленники, а также прогрессивная интеллигенция стремились к радикальному решению национального вопроса, к полной независимости Болгарии. Они составляли главную силу национально-освободительного движения против турецких властей, а также против чорбаджиев.

Начало организованной революционной борьбы болгарского народа за освобождение от турецкого ига связано с деятельностью Г. С. Раковского (1821—1867). Выдающийся революционер, Раковский был также крупным поэтом и публицистом. Вся его жизнь прошла в борьбе за освобождение родного народа. Во время Крымской войны Раковский создал отряд для борьбы совместно с русскими войсками против турок. После окончания войны он занимался литературной работой, журналистикой. С начала 60-х годов Раковский приступил к подготовке национального восстания в союзе с Сербией, которая готовилась в это время к войне против Турции. Раковский полагал, что появление на Старой Планине (Балканские горы) отряда повстанцев побудит болгарский народ подняться на борьбу, и готовил такой отряд в Сербии.

В Белграде вокруг Раковского собрались видные гайдуцкие воеводы — предводители партизанских отрядов, а также отдельные добровольцы. Раковскому не удалось осуществить свой план: обстановка изменилась, и Сербия не начала войны против Турции. Однако Раковский не отказался от борьбы. В 1866 г. он создал тайную организацию из семи человек; она должна была возглавить и объединить гайдуцкие отряды. Раковский написал для них «Временный закон», в котором излагал свои взгляды на революционную тактику. Он по-прежнему считал возможным достигнуть освобождения страны путем вторжения в Болгарию объединенных гайдуцких отрядов.

Центральный революционный комитет

Опыт борьбы отдельных гайдуцких отрядов, которые в 1867 и 1868 гг. проникали в Болгарию из-за Дуная, показал, что такие отряды, не связанные с местным населением и не опирающиеся на него, не способны обеспечить успеха в освободительном движении.

Видный болгарский революционный демократ, пламенный патриот и талантливый организатор, Васил Левский (1837—1873) пришел к выводу о необходимости действовать другими методами. В 1869 г. он приступил к созданию местных революционных комитетов, закладывая тем самым фундамент широкой общереволюционной организации в самой Болгарии. В составленном им проекте революционной организации Левский ставил задачу свержения турецкого ига революционным путем, чтобы затем создать в Болгарии демократическую республику, которая, как он думал, позволит осуществить полное социальное равенство всех граждан. Левский хорошо понимал, что основной силой в борьбе за освобождение страны являются крестьяне. Выступая против турецких феодалов и турецкого феодального государства, он признавал общность интересов турецкого и болгарского народов и право каждой нации на самоопределение.

Другое крыло болгарского национально-освободительного движения возглавил Любен Каравелов (1837—1879), болгарский писатель-реалист и крупный общественный деятель. Каравелов отличался от Левского тем, что, стремясь к национальному освобождению Болгарии, не выдвигал никакой программы социальной перестройки. В отличие от Левского, считавшего главным орудием освободительной борьбы революционную организацию широких масс болгарского народа, Каравелов добивался союза с правительствами соседних балканских государств (в особенности Сербии).

Несмотря на существенные расхождения между Левским и Каравеловым, они договорились о совместной борьбе за освобождение своей родины и в 1870 г. основали болгарский Центральный революционный комитет, программа и устав которого были затем приняты в 1872 г. на съезде представителей местных комитетов. Вскоре после этого съезда Левский был схвачен турецкими властями и казнен. 50—60-е годы XIX в. ознаменовались значительным подъемом и ростом национальной культуры. В период 1856—1877 гг. в Болгарии выходило 64 периодических издания.

Большую роль в распространении освободительных идей среди народных масс сыграли в этот период болгарские народные библиотеки-читальни. Первая народная библиотека была открыта в Свиштове в 1856 г. Вслед за тем библиотеки были открыты в ряде городов. Константинопольская болгарская библиотека, основанная в 1866 г. П. Славейковым, играла руководящую роль. Болгарские библиотеки являлись одновременно клубами и центрами разнообразной культурно-просветительной деятельности.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. 522-525.

Рубрика