Русское централизованное государство (XIV—XV века)

Русское централизованное государство (XIV—XV века)

Если до татаро-монгольского нашествия Русь находилась на уровне социально-экономического развития передовых европейских стран, то в результате разорения, произведённого завоевателями, и установления их господства Русь в экономическом отношении начала отставать от стран Западной Европы. Всё же в конце XV века в результате объединения русских земель сложилось единое Русское государство, центром которого стала Москва. Основной причиной его образования был подъём производительных сил, выразившийся в росте общественного разделения труда, развитии ремесла, усилении товарно-денежных отношений и рыночных связей в стране. Создавались условия, способствовавшие ликвидации феодальной раздробленности. Ускоряющим фактором в создании Русского централизованного государства явилась необходимость борьбы с татаро-монгольскими захватчиками и, прежде всего с золотоордынскими ханами.

Однако в период создания Русского централизованного государства экономическая раздробленность на Руси ещё не была преодолена.

Социально-экономическое развитие Руси. Предпосылки образования Русского централизованного государства

Рост производительных сил в сельском хозяйстве. Феодальная собственность на землю XIV—XV века — это время роста производительных сил в сельском хозяйстве. Подсечная система земледелия сохранялась преимущественно на севере Руси. В центре и в южных районах страны применялась паровая двухпольная и трёхпольная система, получившая на протяжении XIV—XV веков большое распространение и всё более вытеснявшая не только подсеку, но и перелог.

При общем низком уровне техники сельского хозяйства, характерном для периода феодализма, в XIV—XV веках всё же расширялось применение плугов и сох с железными наконечниками («сошниками» и «лемехами»), при помощи которых поднималась и взрыхлялась земля. Зерно мололи на водяных мельницах. Значительное место в сельском хозяйстве занимали огородничество и садоводство.

Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Пашенное земледелие требовало разведения скота, необходимого для сельскохозяйственных работ и унавоживания почвы. Из промыслов были распространены охота и рыболовство. Кроме бортничества — промысла по добыче мёда от диких пчёл, водившихся в лесах, в XIV—XV вв. развивалось и пасечное пчеловодство.

В XIV—XV веках огромные пространства земли находились в руках светских и церковных феодалов. Характерной чертой феодального хозяйства была раздробленность отдельных земельных владений и наличие чересполосицы внутри них. Феодальная вотчина (имение феодала, которое он имел право передавать по наследству и отчуждать) обычно состояла из ряда (иногда разбросанных в разных местах) сёл и деревень с прилегавшими к ним угодьями. В хозяйственные угодья входили пашенная земля, луга, леса, бортные промыслы, бобровые ловища, охотничьи и промысловые участки и т. д. В условиях господства оброчной системы эксплуатации крестьян основная часть земель раздавалась феодалами зависимым от них крестьянам и лишь меньшая часть земельной площади отводилась под господское хозяйство.

Наряду с вотчиной на Руси издавна существовал другой вид землевладения: часть земель князья передавали своим слугам — дворянам и детям боярским во временное владение под условием несения военной службы. К концу XV века — времени образования Русского централизованного государства — практика раздачи условных владений военным слугам — дворянам развилась в целую систему (так называемую «поместную»). Фондом для раздачи поместий служили «чёрные» (государственные) и дворцовые земли, а также земли, конфискованные у бояр в присоединённых к Москве феодальных княжествах и боярских республиках.

Характерной особенностью феодального землевладения XIV—XV веков было соединение собственности на землю с политическими правами по отношению к. феодально-зависимому населению. Привилегированные земельные собственника были связаны друг с другом рядом служебных (прежде всего военных) обязательств. В вассальной зависимости от великих князей, стоявших во главе отдельных самостоятельных княжеств, находились князья удельные, возглавлявшие более мелкие политические единицы (уделы), на которые распадались великие княжества. Великим и удельным князьям служили крупные феодалы (бояре), а также средние и мелкие привилегированные землевладельцы (слуги вольные).

Положение крестьян

В создании экономических предпосылок объединения страны и образования единого государства громадная роль принадлежала труду русских крестьян, которые вырубали леса, осваивали новые земли, культивировали новые злаки и совершенствовали свои производственные навыки. Но образование централизованного государства было в то же время связано с дальнейшим закрепощением крестьянства.

Русские крестьяне в XIV— XV веках носили название «людей», сирот» и «хрестиан». Новгородские крестьяне назывались древнерусским термином смерды, псковские — изорниками (пахари). Крестьяне, не попавшие ещё в зависимость от отдельных феодалов, составляли население «чёрных» земель. «Чёрные» крестьяне эксплуатировались непосредственно феодальным государством, платили дань (основной прямой налог, взимавшийся деньгами) и несли ряд натуральных повинностей в пользу князя. Среди этой части крестьянства была особенно сильна общинная организация, обычно охватывавшая ряд деревень. При переходе «чёрных» земель в собственность отдельных феодалов крестьянская общинная организация обычно не разрушалась, но феодалы подчиняли её своей власти и старались использовать в своих интересах. Крестьяне, жившие на территории волости-общины, имели в индивидуальном владении пашенные участки. А в ведении общины в целом оставались угодья (луга, леса, воды) и пустующие пахотные участки.

Общинные власти, избранные крестьянами (старосты, сотские, десятские), производили раскладку податей и сбор налогов, судили крестьян по ряду дел, подлежавших ведению этих властей, и раздавали свободные земельные участки новым поселенцам. Выборные представители общины выступали от ее имени на суде, отстаивая захваченные феодалами «чёрные» земли.

Крестьяне, находившиеся в зависимости не от государства, а от отдельных феодалов, вели мелкое единоличное хозяйство на полученных от них участках земли. Крестьяне вносили своим владельцам натуральный оброк и выполняли барщинные работы. Натуральный оброк в XIV—XV веках занимал, по-видимому, основное место среди крестьянских повинностей. Кроме того, крестьяне должны были давать «кормы» вотчинной администрации. В Новгородской земле распространённой формой расчёта крестьян с землевладельцами была определённая доля урожая («треть», «четверть», «половина»). В зависимости от величины этой доли крестьяне-издольщики носили название «третников», «половников» и т. д. Формы крестьянских повинностей определялись до конца XV века обычаем — «стариной» и отдельными грамотами, выдаваемыми князьями. С конца XIV века феодалы стали повышать оброк и увеличивать количество барщинных работ. Крестьяне же отстаивали те повинности, которые были установлены неписаным правом — «стариной» и «пошлиной».

С конца XV века в связи с изменением общих хозяйственных условии и развитием товарно-денежных отношений наметились некоторый рост барщинного хозяйства (так как феодалы были заинтересованы в производстве хлеба на рынок) и усиление эксплуатации крестьян. В это же время получила, правда, пока ещё очень незначительное и далеко не повсеместное, распространение денежная рента (главным образом в Новгородской земле).

Наряду с феодальной рентой, шедшей земельному собственнику, крестьяне в XIV— XV веках должны были нести различные повинности в пользу государства. Основным налогом для вотчинных крестьян, так же как и для «чёрных», являлась дань, которая шла в княжескую казну; часть этой дани передавалась князьями (до свержения татаро-монгольского ига) в Золотую Орду. Кроме того, крестьяне всех категорий должны были принимать участие в постройке и ремонте городских укреплений («городовое дело»), в организации связи и устройстве трактов («ямское дело»). На содержание княжеской администрации брались кормы. К числу тяжёлых повинностей, которые должны были выполнять крестьяне, принадлежала обязанность давать помещение, содержание и подводы княжеским сборщикам дани, писцам, приставам и т. д. Крестьяне, зависимые от светских и духовных феодалов, наряду с повинностями в пользу своих владельцев должны были выполнять работы в хозяйстве князя: строить княжеский двор и конюшни, косить сено на княжеских лугах, участвовать в «ватагах» княжеских рыболовов и т. д.

Крупные бояре-вотчинники и церковные землевладельцы освобождались (полностью или частично) от уплаты ряда налогов в княжескую казну, и доходы, взимаемые ими с феодально-зависимого населения, целиком или в значительной части оставались в их собственности.

Процесс закрепощения крестьян

С изменением в формах эксплуатации были тесно связаны перемены в юридическом положении крестьян, которые постепенно лишались права ухода от своих владельцев и перехода к другим феодалам. Уже к XIV в. существовали ограничения свободного передвижения крестьян. Но в период господства политической раздробленности правила крестьянского перехода регулировались ещё отдельными соглашениями феодалов. С образованием единого государства и изданием в 1497 году общероссийского феодального кодекса права — «Судебника» — правило о Юрьеве дне было распространено на все категории крестьян и по всей территории государства.

Наряду с крестьянским трудом в феодальном хозяйстве применялся и труд холопов, хотя он не был основой производства. Помимо барской дворни были холопы, работавшие на пашне. Они или помещались на барском дворе и выполняли барщину господским инвентарём, или жили в деревнях и имели собственную запашку. Значительное применение труд холопов находил в вотчинном ремесле, обслуживавшем нужды барского двора. К холопам часто принадлежала и вотчинная администрация. Применение труда холопов в феодальном хозяйстве всё время сокращалось.

В конце XV века появилась особая категория феодально-зависимого населения — кабальные люди. Сущность кабальных отношений заключалась в том, что феодал на основании особой заёмной расписки (служилой кабалы) получал право эксплуатировать должника, погашавшего своей «службой» проценты с занятой суммы. Кабальный человек юридически не был холопом. Но фактически должник часто не мог порвать свою зависимость от кредитора. Труд кабальных людей использовался как в городе, так и в деревне. Их отличие от крестьян заключалось в том, что они не несли государева тягла.

Рост общественного разделения труда

Во второй половине XIV века и особенно в XV веке в экономическом развитии страны наблюдались значительные сдвиги. В результате труда русского народа восстанавливались разрушенные во время татаро-монгольского нашествия города и возникали новые; возобновлялись ремёсла, прекратившие своё существование, и развивались ранее не известные отрасли ремесла.

Для экономики деревни было характерно господство патриархального земледелия в соединении с домашними промыслами и с ремеслом. Однако в процессе отделения ремесла от земледелия намечалась специализация отдельных районов по разработке определённых отраслей добывающих промыслов и производству разных видов ремесленных изделий. Центрами добычи железа и обработки металлов были Устюжна Железопольская, Вотская пятина Новгородской земли *, Торопец и т. д. В этих районах археологами обнаружены домницы с печами (горнами), относящиеся к рассматриваемому времени. В районах Старой Русы, Галича, Костромы, Нерехты, Переяславля, Ростова, на побережье Белого моря и в бассейне Северной Двины добывалась соль. Показателем совершенствования техники добывающих промыслов и ремесла являются применение с XIV в. в соляных промыслах глубокого бурения скважин, постепенное вытеснение водяными мельницами ручных жерновов и использование мельниц не только для размола зерна, но и в других отраслях производства (например, в сукновальном деле).

В результате развития общественного разделения труда появились торгово-ремесленные посёлки — рядки, где жили оброчные крестьяне-ремесленники, часто лишённые пашенных участков. Происходила дальнейшая специализация ремесла. Так, в железоделательной промышленности одни копали руду, другие занимались её промывкой, третьи — выплавкой, четвёртые — проковкой кусков металла, пятые — варкой железа. В особую специальность в области металлургии выделилось доменное дело. Получило также распространение литьё из чугуна.

Примечания

* Территория, принадлежавшая Новгородской феодальной республике, делилась на пять пятин.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 768-773.