Согд

СОГД (Сугуд; греч. Sogdiann - Согдиана) - древняя область в бассейне рек Зеравшана и Кашкадарьи (ныне на территория Узбекской и Таджикской ССР). Впервые упоминается в Авесте и клинописных надписях древнеперсидских царей, начиная с Дария I (522-486 годы до н. э. ); позднее - античными и древнекитайскими авторами и, наконец, арабо- и персоязычными и другими средневековыми источниками. В 6-4 веках до н. э. входил в Древнеперсидскую (Ахеменидскую) державу. По сообщению Геродота, Согд вместе с Парфией, Хорезмом и Ареей составлял XI ее сатрапию, которая ежегодно вносила в казну 300 талантов серебра. Из строительной надписи Дария I известно о поступлении из Согда драгоценных камней для украшения дворца в Сузах. Согд поставлял также военные контингенты для несения гарнизонной службы и участия в походах, в том числе в греко-персидских войнах. В 329 году до н. э. население Согда во главе со Спитаменом оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. Согд был покорен лишь после продолжительной борьбы. После смерти (323 года до н. э.) Александра Македонского Согд вошел в царство Селевкидов, основатель которого был женат на Апаме - дочери Спитамена. Во 2-й половине 4 - 3 веках до н. э. Согд входил в Греко-Бактрийское царство, а в первые века н. э. - в Кушанскую державу. В конце 4 - 5 веках Согд подчинялся хионито-эфталитским государям (см. Эфталиты), в 6-7 веках - древнетюркским каганам. В конце 7 - начале 8 веков Согд был завоеван арабами. Со времени распада Кушанского государства (4 век) вплоть до прочного вхождения Согда в состав Арабский халифата завоеватели фактически не вмешивались в его внутренние дела. Все это время Согд состоял из множества княжеств, важнейшим из которых было Самаркандское. В древности и особенно в раннее средневековье Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Согдийские купцы держали в своих руках международную торговлю шелком. Начиная примерно со 2 века известно о деятельности в Индии и Китае купцов и буддийских монахов, выходцев из Согда, а с 4 века о торгово-земледельческих колониях Согда на важнейших караванных путях - от Мерва на 3ападе до Монголии и Северного Китая на Востоке. О высоком уровне культуры и искусства Согда, помимо письменных источников, свидетельствуют открытия советских археологов на городище Афрасиаб, в Варахше, в Пенджикенте и других. Ныне на территории Согда раскопаны дворцы, храмы, жилые дома и погребальные склепы и найдены стенные росписи, резное дерево, глиняная скульптура, многочисленные предметы быта. Большое научное значение имеют также находки рукописных документов и вещественных памятников в замке на горе Муг (Калаи-Муг).

Б. Я. Ставиский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.

Литература:

История тадж. народа, т. 1-2 (кн. 1), М., 1963-1964;

История Узб. ССР, т. 1, кн. 1, Таш., 1955;

Ставиский Б. Я., Между Памиром и Каспием, М., 1966;

История Самарканда, т. 1, Ташкент, 1969.

Рубрика: