Вьетнам и Чампа [Тямпа] в IX — XII веках

Вьетнам и Чампа [Тямпа] в IX — XII веках

После распада в Китае Танской державы вьетнамцам под предводительством Нго Вуонг Квена в 950 году удалось освободиться из-под власти китайских наместников. Образовалось независимое королевство Ко-Вьет (Цюй-Юэ, как его называет китайская историография). Восстановление могущества Китайской империи под властью дома Сун во второй половине Х века не повлекло за собой утраты самостоятельности, достигну той вьетнамцами. Дело ограничилось формальным признанием со стороны их королей вассальной зависимости от сунских императоров.

В китайских источниках отмечаются в дальнейшем частые смены во Вьетнаме правивших домов, что сопровождалось нередко перенесением столицы в другой город, а иногда и изменением наименования государства. Так, в 1010 году с переходом престола в руки Ли Конг Уана, основателя династии Ли, столица была перенесена в Тхан Лонг (в окрестностях нынешнего Ханоя), а страна стала именоваться Да-Вьет. Объединение страны в результате подавления сепаратизма феодалов способствовало развитию сельского хозяйства и ремесла. Расчищались новые земли под посевы, проводились в крупных масштабах ирригационные работы.

История Чампы [Тямпы] — южного соседа вьетнамцев — известна недостаточно. В источниках повествуется главным образом о столкновениях этого государства с соседями. Выше уже были упомянуты наиболее крупные столкновения Чампы с королевством Кхмер. В Х веке в связи с появлением независимого Вьетнама произошли столкновения с вьетнамцами, которые привели к потере части территории на севере и к перенесению столицы государства Чампа дальше на юг — в город Виджайя (Биндинь). О культуре Чампы этого времени известно также немного. С несомненностью можно сказать только, что на культуре чамов, как и на культуре кхмеров, лежала печать большого влияния Индии. В области религиозных верований гораздо большее распространение в Чампе получил индуизм, чем буддизм.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 295-296.

Рубрика