Италия в XIV—XV веках

Италия в XIV—XV веках

В XIV—XV веках Италия была одной из наиболее развитых стран Европы. В XIII веке итальянские города отстояли свою независимость в борьбе с войсками германских императоров, а после падения династии Гогенштауфенов окончательно утвердилась фактическая независимость Италии от империи. Однако временное объединение части городов для борьбы с империей не привело к уменьшению экономической и политической раздробленности Италии.

В XIV веке южную часть Апеннинского полуострова занимало Неаполитанское королевство. Значительная часть Центральной Италии входила в Папскую область, государем которой являлся папа римский, хотя в течение большей части XIV века папы проживали во Франции. В Центральной Италии были расположены также республиканские города-государства Флоренция, Сиена, Пиза. Наиболее важными государствами Северной Италии были Миланское герцогство, две морские республики — Генуя (на побережье Лигурийского моря), владевшая островом Корсика, и Венеция (с территорией на Апеннинском и Балканском побережьях Адриатического моря), а также такие менее значительные феодальные владения, как герцогство Савойя, маркграфства Монферрато, Салуццо и Фриуль.

Ликвидация крепостного права в некоторых областях Италии

Ещё с середины XIII века в Италии началось освобождение крестьян от крепостной зависимости. В некоторых областях в результате экономического подъёма, связанного прежде всего с развитием городов, политическая власть феодалов была сломлена. Своими возросшими политическими правами эти города-государства воспользовались для проведения на подвластной им территории освобождения крестьян от крепостной зависимости. Так, коммуна Болоньи приняла официальное решение, принуждавшее окрестных феодалов продать коммуне своих крепостных за определённую плату, после чего они получили личную свободу, но их наделы и даже движимое имущество остались у феодалов. В 1257 г. это решение было оформлено торжественной декларацией. В 1289 г. было проведено освобождение крепостных крестьян и на землях, подчинённых Флоренции, причём освобождённые крестьяне также не получили земли. Освобождение крестьян произошло во второй половине XIII века и на землях ряда других городов Северной и Средней Италии (Сиена, Ассизи, Верчелли, Парма и др.).

Одной из главных причин освобождения крестьян городами была нужда в сельскохозяйственных продуктах, которые после ликвидации крепостного права могли направляться в город без каких-либо помех со стороны феодалов. К тому же часть земель феодалов переходила в руки новых владельцев — богатых горожан. Освобождая крестьян, города в то же время подчиняли себе сельские коммуны — своеобразные организации, возникшие в Центральной и Северной Италии ещё в XI— XII веках и использованные тогда городами в их борьбе с феодальными сеньорами. Отныне города назначали должностных лиц сельских коммун, вводили принудительные низкие цены на продукты сельского хозяйства, издавали распоряжения, устанавливающие выгодную для богатых горожан оплату труда сельскохозяйственных рабочих, но свою внутреннюю организацию сельские коммуны сохранили. Города нуждались также в новых налогоплательщиках, а наиболее развитые в промышленном отношении — ив свободных рабочих руках. Значительная часть крестьян, освободившаяся от крепостной зависимости и одновременно лишённая земли, ушла в города, где она подвергалась эксплуатации со стороны разбогатевших ремесленников, представителей цеховой верхушки и купцов-предпринимателей.

«В Италии, где капиталистическое производство развилось раньше всего, — писал Маркс, — раньше всего разложились и крепостные отношения. Крепостной эмансипировался здесь, прежде чем успел обеспечить за собою какое-либо право давности на землю. Поэтому освобождение немедленно превращает его в поставленного вне закона пролетария, который к тому же тотчас находит новых господ в городах...» *.

Ликвидация крепостного права наносила феодалам чувствительный удар, но она не уничтожала феодальной собственности на землю. Крестьяне не получали земли, феодалы оставались её собственниками и продолжали эксплуатировать крестьян, хотя и новыми способами. Крестьяне, ставшие лично свободными, ноне ушедшие в город, были вынуждены арендовать землю у феодалов на крайне тяжёлых условиях, обычно за половину урожая (это была так называемая испольщина — медзадрия), и снова попадали в зависимость от них. В XIV веке собственник земли давал испольщику рабочий скот, а иногда денежную ссуду на обзаведение скотом, что увеличивало зависимость крестьянина от феодала. Крестьяне, арендовавшие земли у новых владельцев — горожан, подвергались со стороны последних не менее интенсивной эксплуатации, чем со стороны феодалов.

Усиление эксплуатации крестьян. Крестьянские восстания

С ростом товарно-денежных отношений эксплуатация крестьян усилилась. Массовое освобождение крестьян произошло далеко не во всех областях Италии. Тяжёлый крепостнический гнёт испытывало крестьянство Неаполитанского королевства на юге Италии, а также Пьемонта, Монферрато, Савойи и Фриуля на севере, где освобождение крестьян в широких масштабах не проводилось. Сильнейшей крепостнической эксплуатации подвергалось крестьянство Папской области, Миланского герцогства и многих других государств Северной Италии. Хотя некоторая часть крестьянства этих областей была лично свободна и держала земельные участки на условиях ограниченного оброка, всё возраставшие обязательные «дары» феодалу делали её жизнь очень трудной. Не улучшилось и положение большинства лично свободных арендаторов. Характеризуя положение итальянского крестьянства, Маркс говорил о нём, как о «веками угнетаемой части Италии» **. Усиление эксплуатации крестьян толкало их на открытое возмущение.

В 1300 г. в Парме был сожжён на костре выходец из крестьян проповедник Сегарелли, призывавший бедняков к неподчинению господам и требовавший общности имуществ. Проповедь Сегарелли была продолжена его учеником, смелым и энергичным Дольчино, который звал крестьян трудиться лишь на самих себя и заявлял, что должны наступить новые времена, когда погибнут алчные хищники — папа и епископы, феодалы и их приспешники.

Призывы эти находили у крестьян самый широкий отклик, и когда в 1304—1307 гг. в Северной Италии разразилось крестьянское восстание, во главе его стал Дольчино. Тысячи крестьян под его предводительством заняли долину реки Сессии и решили основать здесь вольную крестьянскую общину. Их примеру могли последовать многие тысячи крепостных, и поэтому папа объявил крестовый поход против Дольчино. Восставшим пришлось уйти в горы на границе Савойи и Верчелли, где, несмотря на зимнюю стужу и недостаток продовольствия, крестьянская армия не только продолжала существовать, но и нанесла феодалам тяжёлое поражение.

Восставшие построили ряд укреплений на горе Цебелло и на соседних вершинах. Но рыцари, заняв прилегающие к лагерю местности, выселили из соседних деревень жителей, помогавших восставшим, и таким образом пытались принудить их к сдаче под угрозой голодной смерти. Несмотря на это, крестьяне продолжали оказывать упорное сопротивление. В марте 1307 г., когда войскам епископа города Верчелли удалось взять первое укрепление восставших, Дольчино решил выйти в открытое поле и дать генеральное сражение. Бой длился целый день. Более тысячи крестьян пало смертью храбрых. В живых осталась лишь небольшая часть восставших, захваченных в плен. Дольчино и его жена Маргарита, оставшиеся верными своим идеям борьбы за свободу трудящихся от крепостной неволи и гнёта католической церкви, были подвергнуты зверским пыткам и сожжены.

Восстание Дольчино было одним из первых крупных крестьянских восстаний в Западной Европе XIV в. Дальнейший рост товарно-денежных отношений в Италии и усиление эксплуатации крестьян привели в Северной Италии в 1382—1387 гг. к новому крупному восстанию крестьян. Это восстание произошло в Савойе — области, где крепостное право ещё продолжало существовать и положение крестьян было особенно тяжёлым. Оно вошло в историю под названием восстания тукинов. Это наименование происходило от призывного клича восставших крестьян: «Все как один» (на местном наречии это звучало «тукин»).

Крестьянские отряды осаждали и разрушали замки сеньоров. Они захватывали в замках оружие и различные осадные приспособления для новых нападений на замки. Крестьяне уничтожали хозяйственные постройки в поместьях, сжигали господский хлеб на корню, уводили с собой рабочий скот. Между крестьянами и отрядами сеньоров происходили кровавые стычки. Крестьяне требовали уничтожения крепостной зависимости и власти сеньоров. В то же время они признавали своим верховным государем герцога Савойского Амедея VII, который слыл среди крестьян «добрым правителем». В этом ярко сказалась характерная для восставших крестьян средневековья вера в «добрых государей».

Герцог выступил с войсками на выручку сеньоров, осаждённых в замках. Однако перед лицом столь сильного возмущения крестьян, открыто заявлявших о «нежелании служить своим господам», герцог был вынужден пойти на уступки крестьянам и предоставить им право передавать земельные держания; по наследству по своему усмотрению, а также право без разрешения сеньора вступать в брак. Раньше и то и другое производилось лишь с разрешения феодала. Кроме того, была сокращена барщина, и сеньорам запрещалось произвольное обложение крестьян. Восстание тукинов в Савойе привело, таким образом, к некоторому смягчению крепостного права. В то же время герцог воспользовался страхом феодалов перед крестьянским движением для укрепления власти над своими вассалами и для пополнения своей казны: все крестьяне восставших районов, оставаясь зависимыми от феодалов, объявлялись подданными герцога, которому они должны были теперь вносить денежный налог. В результате денежная феодальная рента (в виде государственного налога) выросла.

Начало разложения цехового строя

Большие изменения в XIV веке произошли внутри ремесленного цехового производства. В первый период своего существования цехи играли прогрессивную роль. Но стремление цехов сохранить и увековечить мелкое производство, традиционные приёмы и орудия труда и тенденция приостановить дальнейший технический прогресс, потому что технические усовершенствования содействовали развитию конкуренции, превращали цехи в тормоз технического развития, в препятствие для дальнейшего роста производства.

Однако, как ни препятствовали цеховые уставы развитию конкуренции между отдельными ремесленниками внутри цеха, по мере роста производительных сил и расширения внутреннего и внешнего рынка она всё больше и больше росла. Отдельные ремесленники расширяли своё производство за пределы, установленные цеховой регламентацией. Увеличивалось экономическое и социальное неравенства в цехе. Состоятельные мастера, владельцы более крупных мастерских, начинали практиковать сдачу работы мелким мастерам, снабжали их сырьём или полуфабрикатом и получали готовые изделия. Таким образом, из среды прежде единой массы мелких ремесленников постепенно выделилась зажиточная цеховая верхушка, эксплуатировавшая мелких мастеров — непосредственных производителей. В положение эксплуатируемых попала и вся масса учеников и подмастерьев.

Средневековое ремесло, основанное на ручном труде, требовало очень продолжительного времени для обучения. Срок обучения ремеслу был различен в разных ремёслах и цехах и колебался в общем от 2 до 7 лет. Были цехи и с более продолжительным временем ученичества — в 10—12 лет. При длительном сроке обучения крупный мастер мог с большой выгодой для себя очень долго пользоваться трудом своего уже получившего значительную квалификацию ученика. Нередко мастера даже переуступали друг другу за определённую сумму денег свои права на учеников. Это прямо называлось их «продажей». Таким образом, в цехах имела место эксплуатация учеников, неизбежно возраставшая по мере развития цехового строя.

Цеховые мастера эксплуатировали и подмастерьев. Продолжительность рабочего дня подмастерья была обычно очень велика. Судил подмастерьев цеховой суд, в котором заседали опять-таки мастера. В XIV—XV веках, в период начавшегося упадка и разложения цехового ремесла, положение учеников и подмастерьев резко ухудшилось. Если в начальный период существования цеховой системы ученик, пройдя стаж ученичества и став подмастерьем, а затем проработав некоторое время у мастера и накопив небольшую сумму денег, мог рассчитывать стать мастером (затраты на устройство мастерской при мелком характере производства были невелики), то теперь доступ к этому ученикам и подмастерьям был фактически закрыт. Стремясь отстоять свои привилегии в условиях растущей конкуренции, мастера начали всячески затруднять получение звания мастера подмастерьям и ученикам.

Произошло так называемое «замыкание цехов». Звание мастера стало практически доступным для подмастерьев и учеников, только если они являлись близкими родственниками мастеров. Другие же, чтобы получить звание мастера, должны были уплатить очень крупный вступительный взнос в кассу цеха, выполнить требующую больших денежных затрат образцовую работу — шедевр, устроить дорогое угощение для членов цеха и т. д. Лишённые таким образом возможности стать когда-либо мастерами и открыть собственную мастерскую, подмастерья превращались в «вечных подмастерьев», т. е. по сути дела в наёмных рабочих.

Крестьяне, потерявшие землю, а также ученики и подмастерья, превратившиеся фактически в наёмных рабочих, являлись составной частью того слоя городского населения, который можно назвать предпролетариатом и в который входили также внецеховые подёнщики, разного рода неорганизованные рабочие, а также обедневшие члены цеха — мелкие ремесленники, всё более попадавшие в зависимость от разбогатевших крупных мастеров и отличавшиеся от подмастерьев только тем, что работали у себя на дому. Не являясь рабочим классом в современном смысле слова, предпролетариат был «более или менее развитым предшественником современного пролетариата» ***. Он составлял основную часть низшего слоя горожан — плебейства.

По мере развития и обострения социальных противоречий внутри средневекового города эксплуатируемые слои городского населения начали открыто выступать против стоявшей у власти городской верхушки, в состав которой входила теперь во многих городах и разбогатевшая часть цеховых мастеров, цеховая аристократия. В эту борьбу включался и самый низший и бесправный слой городского населения — люмпен-пролетариат, т. е. слой людей, лишённых определённых занятий и постоянного местожительства, стоявших вне феодально-сословной структуры.

В период начавшегося разложения цеховой системы развивалась и эксплуатация непосредственного производителя — мелкого ремесленника — торговым капиталом. Торговый, или купеческий, капитал старше капиталистического способа производства. Он представляет собой исторически древнейшую свободную форму капитала, существовавшую задолго до того, как капитал подчинил себе само производство, и возникшую раньше всего в торговле. Торговый капитал действует в сфере обращения, а функция его заключается в том, чтобы обслуживать обмен товаров в условиях товарного производства и в рабовладельческом обществе, и в феодальном, и в капиталистическом. По мере развития при феодализме товарного производства и разложения цехового ремесла торговый капитал стал постепенно проникать и в сферу производства, начал непосредственно эксплуатировать мелкого ремесленника.

Обычно купец-капиталист выступал на первых порах в роли скупщика. Он скупал сырьё и перепродавал его ремесленнику, скупал товары ремесленника для дальнейшей продажи и часто ставил менее обеспеченного ремесленника в зависимое от себя положение. Особенно часто установление такой экономической зависимости было связано с отпуском ремесленнику сырья, а иногда и инструментов в кредит. Такому попавшему в кабалу к скупщику или даже прямо разорившемуся ремесленнику ничего другого не оставалось, как продолжать работать на купца-капиталиста, только уже не в качестве самостоятельного товаропроизводителя, а в качестве человека, лишённого средств производства, т. е. фактически наёмного рабочего. Этот процесс и послужил исходным пунктом зарождавшейся в период разложения средневекового ремесленного производства капиталистической мануфактуры. Особенно ярко, хотя и своеобразно, все эти процессы протекали в Италии.

Зарождение капиталистических отношений

Крестьяне, пришедшие в город, не имея никакой специальности, поступали в качестве чернорабочих в сукнодельческие мастерские Флоренции, Сиены и некоторых других городов на условиях самой низкой оплаты труда. В сукнодельческих мастерских работали и разорившиеся, потерявшие свою самостоятельность городские ремесленники. Они обычно выполняли более сложные работы на сукновальных мельницах, на горизонтальных ткацких станках, в мастерских по вытягиванию и окраске сукна.

Главное в развитии производительных сил в ремесленной промышленности Италии XIV—XV веков заключалось в том, что каждый участник производственного процесса был занят теперь одной операцией. Таких отдельных операций насчитывалось тогда в сукнодельческой мастерской свыше 20. Следовательно, внутри сукнодельческой или шерстоткацкой мастерской уже имело место разделение труда, которого не знала мастерская цехового ремесленника. К тому же участником производственного процесса был уже не цеховой мастер или подмастерье, а наёмный рабочий. Произошло качественное изменение трудового процесса, которое вело к существенному повышению производительности труда. В «Трактате об искусстве обработки шерсти» подробно описывается процесс изготовления сукна в мастерских Флоренции. Прежде всего шерсть кипятили в больших чанах для удаления пота, жира и сора, затем промывали в холодной речной воде, сушили на солнце, очищали от мелкого сора, кусочков мяса и т. п., трепали, а затем, сложив в пучки, отправляли в окраску или на дальнейшую обработку. В последнем случае её снова смачивали водой, пропитывали растительным маслом, перетряхивали и расчёсывали гребнями или щётками. Чёсаная шерсть шла на прядение, а очёски подвергались дальнейшей обработке. Чесальщики шерсти и другие чернорабочие, которые кипятили шерсть, промывали и трепали её, назывались во Флоренции чомпи.

Прядением обычно занимались крестьянки окрестных деревень и бедные жительницы города. Пряли шерсть при помощи веретена или ручной прялки, снабжённой колесом или ручным приводом. В одной из своих новелл Боккаччо повествует о такой прядильщице — Монне Бельколоре, жене крестьянина Бентивенья дель Маццо из деревни Варлунго. Она получает сырьё для пряжи, которую должна по субботам сдавать во Флоренции. Нужда заставляет её заложить своё единственное праздничное платье и праздничньй пояс мужа. Выкупить наряды она не в состоянии, а без них, по её словам, «нельзя появиться ни в церкви, ни в другом приличном месте».

При возвращении в центральную мастерскую пряжа взвешивалась и распределялась по сортам, затем подвергалась снованию и направлялась ткачам. Один кусок сукна ткали обычно два человека на горизонтальном ткацком станке. Готовая продукция вновь поступала в центральную мастерскую, где её качество проверялось контролёрами. Сукно кипятили в воде, очищая от клея и жира, валяли, снова промывали, сушили и прессовали на винтовом прессе. В XIV веке для валяния применяли сукновальные мельницы, приводимые в действие силой речной воды.

Разделение труда внутри мастерской между отдельными работниками наблюдалось также на строительстве кораблей в Венеции и Генуе. Тысячи кораблестроительных рабочих этих морских республик Италии и некоторых других её приморских центров составляли уже значительный отряд наёмных рабочих.

Подобное разделение труда внутри одного и того же производственного процесса наблюдалось также в металлургии и в горном доле, в частности в медных и серебряных рудниках Тосканы и Ломбардии. Основная работа в шахтах производилась постоянно работавшими в них наёмными рабочими, выполнявшими определенную операцию (забойщиками, плавильщиками и др.). Плавильные печи находились во владении нескольких компаний предпринимателей и обслуживали ряд шахт. При шахтах и плавильных печах работало также большое число чернорабочих, вчерашних крестьян Плата, получаемая за работу от владельцев мастерских, рудников и верфей, стала единственным источником существования многочисленного предпролетариата.

Многие городские ремесленники, особенно ткачи или красильщики, а также многочисленные сельские прядильщики, хотя и работали на дому, точно так же уже целиком зависели от предпринимателей и выполняли их заказы. В одной лишь Флоренции в XIV веке насчитывалось около 30 тыс. человек, работавших в городе и окружавших его деревнях на предпринимателей-шерстяников, владельцев крупных шерстоткацких и сукнодельческих мастерских.

Эти предприниматели являлись полноправными членами цеха, которые сами уже не трудились, а эксплуатировали на своих сукнодельческих предприятиях многочисленных наёмных рабочих и зависимых ремесленников, работавших на дому. Владельцы крупных мастерских объединяли свои силы и средства и составляли компании, занимавшиеся одновременно торговой, промышленной и банковской деятельностью и сбывавшие продукцию своих мастерских главным образом на внешнем рынке — в разных странах Европы и Восточного Средиземноморья. Широкая внешняя торговля давала новый толчок развитию промышленности и требовала изменения старых цеховых методов производства. Таким образом, в наиболее развитых городах-государствах Италии, в некоторых отраслях промышленности (в сукноделии, судостроении и др.) появились новые формы производства, существенно отличавшиеся от феодального цехового ремесла. Этой новой формой промышленности была мануфактура, т. е. такая организация производства, при которой в одном и том же месте или по крайней мере над производством одного и того же вида товаров, под началом одного в того же капиталиста работает большое число рабочих, что, как указывал Маркс, «составляет исторически и логически исходный пункт капиталистического производства» ****.

Главными причинами появления мануфактуры были дальнейшее разделение труда и широкое развитие товарно-денежных отношений, приводившие к значительному увеличению ремесленной продукции, направлявшейся на рынок. Самое раннее появление мануфактурных предприятий в феодальной Европе наблюдалось в экономически наиболее развитых городах Италии и некоторых центрах экспортной торговли других стран (фландрских, голландских и других городах), где зачатки капиталистического производства встречались уже в XIV и XV веках.

В этот период возникли новые формы торговли, учёта и банковских операций (двойная итальянская бухгалтерия, являющаяся основой современной бухгалтерии, перевод денег по векселю и т. д.). Итальянские города вели обширную торговлю со странами Западной Европы, Восточного Средиземноморья и Азии, а также с генуэзскими и венецианскими факториями в Северном Причерноморье: городами Кафой (Феодосией) и Таной. С торговыми операциями были тесно связаны и банковско-ростовщические компании Сиены, а затем Флоренции (компании Барди, Перуцци, Веллути и др.), которые выступали в качестве кредиторов и сборщиков папских доходов в Англии, Франции и Неаполитанском королевстве. Нередко эти компании захватывали монополии на сбор налогов в названных странах, вывоз основных продуктов (шерсти — из Англии, зерна — из Неаполитанского королевства), разработку руды и т. д. Огромные прибыли, получаемые от торговли, позволяли зарождавшейся итальянской буржуазии расширять производство и перестраивать его на капиталистических началах. В мануфактуре происходило уже присвоение прибавочной стоимости владельцами капитала посредством эксплуатации наёмного рабочего, что было характерно именно для мануфактуры, как для ранней и примитивной, но уже специфически капиталистической формы производства.

Смена феодальной формы эксплуатации капиталистической означала лишь замену одной формы гнёта другой. Новые господа в городах были беспощадными эксплуататорами. Шерстобиты, горняки, кораблестроители направлялись на работу с восходом солнца и работали до захода; рабочий день длился 14—16 часов в сутки. Работа протекала под строгим надзором надсмотрщиков, хозяева сами могли судить и наказывать рабочих. Пользуясь тем, что нанимавшиеся на работу были лишены средств к существованию, хозяева давали им аванс, без отработки которого покидать мастерскую запрещалось.

Оплата труда была крайне низкой, к тому же с рабочих взыскивали бесчисленные штрафы за малейшие проступки или упущения в работе. Флорентийский писатель XIV века Саккетти рассказывал, что для того, чтобы кое-как пропитать свою семью, рабочий-шерстобит должен был весь день работать в мастерской, а его жена днём и ночью прясть шерсть дома. Рабочие-шерстобиты ютились в низких деревянных лачугах, куда свет и воздух проникали только через открытую дверь. На страже этой эксплуатации стояла католическая церковь. С церковных амвонов раздавались проповеди, угрожавшие отлучением от церкви за нерадивое отношение к работе.

Хотя в Италии XIV—XV веках уже начали зарождаться ранние формы капиталистического производства, система эксплуатации наёмных рабочих существовала тогда ещё не в масштабе всей страны, а лишь в её отдельных передовых центрах. Это были первые островки капиталистического производства среди моря феодальных отношений не только в Европе, но и в самой Италии. Поэтому Энгельс характеризовал этот период только как начало капиталистической эры *****. Возникновение капиталистических отношений в масштабе всей Западной Европы произошло лишь в XVI веке.

Первые восстания наёмных рабочих

Первое известное нам выступление наёмных рабочих имело место во Флоренции в 1343 г. Четыре тысячи чесальщиков шерсти вышли на улицы с криками: «Долой налоги!» «Смерть жирным горожанам!» «Жирными горожанами» народные массы Флоренции называли крупных предпринимателей, купцов и банкиров. Через два года, в 1345 г., чесальщик шерсти Чуто Брандини создал во Флоренции организацию чесальщиков и красильщиков и призывал их к политическим выступлениям, но был вскоре арестован и казнён. Его арест и казнь вызвали стихийную забастовку чесальщиков шерсти.

Тяжёлое материальное положение наёмных рабочих привело во второй половине XIV века к ряду крупных восстаний. В мае 1371 г. вспыхнуло восстание шерстяников в Перудже. Через два месяца началось ещё более грозное восстание в Сиене. В начале июля измученные чесальщики потребовали от своих хозяев увеличения оплаты их труда. Получив отказ, они двинулись ко дворцу синьории  ******, однако проникнуть в него не смогли. Вожаки их были схвачены, преданы пыткам и присуждены к смертной казни. Тогда восставшие вооружились,

осадили дворец синьории и добились освобождения приговорённых — Франческо д'Аньоло

и других своих руководителей. Восставших шерстяников поддерживали другие ремесленники. В Сиене было образовано правительство «тощего народа», как называли во многих городах Италии в то время наёмных рабочих, а также мелких ремесленников и торговцев. В состав нового правительства вошёл и Франческо д'Аньоло.

Народные массы не имели ни опыта управления, ни чёткой политической программы. В городе сохранились старые порядки, прежние хозяева продолжали владеть мастерскими и лавками, были изгнаны лишь наиболее ненавистные эксплуататоры. Неопытностью и нерешительностью нового правительства воспользовались богатые горожане. Не осмеливаясь открыто выступить против народного правительства, они провели своих агентов в правительственные органы и подкупили «капитана народа» Франчино Наддо, ведавшего охраной города. Наддо должен был открыть ворота города и пропустить в него отряды феодалов, набранные в сиенских землях. Эти отряды готовы были соединиться с ополчением городских богачей. Феодалы и городские богачи перед лицом восставшего народа забыли свои распри. Предатель Франчино Наддо был разоблачён и арестован, но это произошло слишком поздно. Заранее подготовленные отряды вооружённых богатых горожан внезапно осадили дворец.

Правительство восставших не ожидало этого нападения, к тому же рассчитывать оно могло лишь на поддержку бедноты («обездоленных»), так как большинство мелких торговцев и часть ремесленников в решающий момент покинули его. Раскол, происшедший в лагере «тощего народа», объяснялся неравенством в социальном положении ремесленников и мелких торговцев, которые были частными собственниками, и «обездоленных», неимущих людей. Восстание потерпело неудачу. Отряды богатых горожан зверски убивали бедняков, без различия возраста и пола. «Не было по отношению к ним жалости, чтобы не поощрять тех, кто зарился на многое, но не имел ничего», — писал хронист.

Восстание чомпи

Через семь лет в Италии произошло второе крупное восстание предпролетариата — восстание чомпи во Флоренции. Их положение крайне ухудшилось весной 1378 г. в связи с разорительной войной, которую вела Флоренция с папой. В июне 1378 г. доведённые до отчаяния чомпи двинулись к Старому дворцу, резиденции правительства. Вскоре запылали дома богачей, а их владельцы бежали из города. Однако в правительстве сидели «жирные горожане». Они арестовали одного из вожаков чомпи и подвергли его пытке. Узнав об этом, чомпи снова взялись за оружие и 21 июля приступили к захвату правительственных зданий. На следующий день правительство «жирного народа» (синьория) бежало.

Восставшие образовали новое правительство, поставив во главе его Микеле ди Ландо. Многие чомпи не знали, что он был не чесальщиком шерсти, а надсмотрщиком над чесальщиками, к тому же подкупленным богачами. В состав новой синьории наряду с тремя чомпи и тремя представителями ремесленников и мелких торговцев были также включены три «жирных горожанина». Восставшие чомпи, не входившие ни в какой цех, требовали образования своего цеха, представители которого занимали бы в синьории третью часть мест. Они требовали повышения заработной платы на 50%, отсрочки уплаты долгов и создания народной гвардии.

В ходе восстания чомпи добились не только участия в синьории, но и создания цеха чомпи. Однако мастерские оставались в руках прежних хозяев, крупных предпринимателей, которые закрыли их и поставили тем самым чомпи в бедственное положение. Во Флоренции начались безработица и голод. Проведению саботажа во многом способствовали сидевшие в синьории представители богатых горожан и действовавший по их указке глава правительства предатель Микеле ди Ландо. Увидев это, истинные руководители чомпи организовали собственный комитет, который восставшие считали своим правительством, и попытались захватить власть. Во дворец была направлена делегация чомпи во главе с Доменико Туччио и Марко Гаи. С мечом в руке на них набросился Микеле ди Ландо, приказавший немедленно заключить всю делегацию в башню дворца. Ответом на это явилась новая вспышка восстания, происшедшая в конце августа. Синьория поспешила дать согласие на выполнение требований восставших, но чомпи уже не доверяли ей и избрали новую синьорию, целиком из своего состава. Такой состав синьории напугал многих торговцев и ремесленников, собственников мелких мастерских, являвшихся членами так называемых «младших цехов». Они, как и в сиенском восстании, отошли от наёмных рабочих — чомпи и примкнули к лагерю их врагов, что во многом определило дальнейший ход событий.

В конце августа вооружённые отряды наёмников в союзе с феодальным ополчением начали громить восставших. Чомпи героически сопротивлялись, несмотря на неравенство сил. Всё же восстание было подавлено, и начался кровавый террор. Первыми были казнены Доменико Туччио и Марко Гаи. Они не просили пощады у палачей, но обратились с речью к народу: «Наша смерть — величайшая несправедливость, но если наша жертва принесёт благо родной земле, мы умираем с радостью».

Наёмные рабочие итальянских городов были слабы и плохо организованы. Однако их восстания не были случайными. «Борьба между капиталистом и наёмным рабочим, — говорил Маркс,— начинается с самого возникновения капиталистического отношения. Она свирепствует в течение всего мануфактурного периода» *******.

Примечания

* К. Маркс, Капитал, т. 1, стр. 721.

** К. Маркс, И. Вейдемейеру, К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные письма, стр. 50.

*** Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1953, стр. 18.

**** К. Маркс, Капитал, т. 1, стр. 328.

***** См. Ф. Энгельс, Предисловие к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»; в кн. К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, М. 1956, стр. 29.

****** Синьория была правительственным органом в Перудже, Сиене, Флоренции и других итальянских городах-республиках. Формально синьорию избирал весь народ, фактически — меньшинство горожан — члены цехов.

******* К. Маркс, Капитал, т. 1, стр. 433.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 605-616.

Рубрика