Селевкидов государство: кризис и распад

Селевкидов государство: кризис и распад

Политический кризис государства Селевкидов

Восстание в Иудее и последовавшая после смерти Антиоха IV ожесточённая династическая борьба между членами царской семьи, временщиками и узурпаторами были ярким проявлением начавшегося политического кризиса царства Селевкидов. Причиной этого кризиса было прогрессировавшее разложение экономической и социальной опоры правящей династии. Сокращение владений Селевкидов сопровождалось сокращением их материальных ресурсов, упадком государственного хозяйства. Рабовладельческая знать крупнейших торговых центров перестаёт поддерживать царскую власть, так как экономическая и политическая структура царства Селевкидов ограничивала возможности дальнейшего развития рабовладельческих отношений и хозяйственной жизни этих городов. Городская аристократия участвовала в династической борьбе лишь в той море, в какой это давало ей возможность получать новые льготы. Эллинистические города всё более расширяли права внутреннего самоуправления, добивались от царей азильного права (права убежища, защищавшего от насилия царской администрации), объявления города «священным», т. е. неприкосновенным во время военных действий, наконец, получали право элевтерии (свободы), т. е. независимости во внутренних делах и самостоятельности во внешних сношениях. Армия становилась всё более неустойчивой, изменился её состав: большую часть армии составляли теперь наёмники, вербовавшиеся из представителей азиатских народов— арабов, иудеев, киликийцев и др.

Всё это приводит к тому, что в междоусобной борьбе претенденты на царский престол опирались не столько на внутренние силы государства, сколько на наёмную армию и поддержку более могущественных соседей. Немалую роль в разложении царства Селевкидов играла политика римского соната. Искусно вызывая распри в царском доме, поддерживая в ходе борьбы слабую сторону, добиваясь расположения городской знати, оказывая косвенную поддержку внешним врагам, римляне способствовали всё большему ослаблению своего некогда могущественного соперника в Восточном Средиземноморье. При преемниках Антиоха IV отпали западные районы Ирана. Государство Селевкидов было уже не в состоянии не только вести активную внешнюю политику, но даже сдерживать напор новых рабовладельческих государств, возникших на окраинах державы,— Парфии, Армении, Иудеи.

Последнюю попытку восстановить державу Селевкидов сделал Антиох VII Сидет (139/38—129). Вновь подчинив Иудею, добившуюся самостоятельности при его предшественниках, Антиох Сидет предпринял поход в Парфию, окончившийся его гибелью и полным поражением сирийского войска. Это поражение привело к окончательному отпадению Вавилонии, Персии и Мидии, перешедших под власть Парфии или самостоятельных династов. Территория государства Селевкидов суживается до пределов собственно Сирии, Келесирии, Финикии и части Киликии. Но и на этой территории из-за ожесточённой династической борьбы деятельность центрального государственного аппарата была почти полностью парализована.

Распад государства Селевкидов и превращение его в римскую провинцию

Одновременно с упадком державы Селевкидов росла мощь её соседей — Парфии, Армении,  Понтийского царства и особенно Рима, прочно закрепившегося в своей провинции Азии и претендовавшего на наследие Селевкидов. История государства Селевкидов в конце II—начале I в. до н. э. полностью определялась ходом борьбы между этими государствами за политическое преобладание в Передней Азии.

Распад государства Селевкидов особенно усилился в начале I в. до н. э., когда большая часть территории селевкидской державы была захвачена армянским царем Тиграном. Самостоятельным государством становится Коммагена, возникают независимые арабские государства Эмеса и Итурея. Независимым государством стала и Иудея, где первосвященники начали принимать царский титул.

От борьбы за независимость своей страны иудейская теократия переходит к открыто захватнической политике. Набеги первых Маккавеев сменяются планомерным истреблением иноверцев и принудительным распространением иудейской религии среди окрестных племён. Религиозная проповедь служит идеологическим оправданием для стремлений к порабощению, захвату добычи и расширению территории за счёт соседей. К Иудее были присоединены Галилея, Идумея, Келесирия, гавани: Аскалон, Газа и др. Внутри Иудеи обостряется социальная борьба, проявившаяся, в частности, в возникновении религиозных сект, оппозиционных традиционному культу и династии Хасмонеев. Недавно открытые документы дают представление об организации и идеологии религиозных общин, которые были основаны бежавшими от преследований сектантами в районе иудейской пустыни, на побережье Мёртвого моря. Члены такого рода общин жили совместно, вели трудовую жизнь, сообща владели собственностью. В их проповеди общности имущества и ожидании мессии — посланника бога, который должен покарать нечестивых и вознаградить праведных, нашёл отражение протест низших слоев населения Иудеи против угнетения и насилия светских и духовных властей. При одном из правителей — Александре Яннае (103—76) происходит массовое народное восстание, подавленное с большим трудом. Начавшаяся вскоре после этого династическая борьба послужила предлогом для вмешательства Рима. В 63 г. до н. э. Иудея была превращена в римскую провинцию.

В ряде крупных (Библ, Тир, Сидон и др.) и менее значительных финикийских городов, претендовавших на самостоятельное государственное существование, возникли тирании. Неспособность Селевкидов справиться с центробежными силами и растущими народными движениями заставляла рабовладельческую знать искать другие методы их подавления. Этим, по-видимому, и следует объяснить возникновение тираний в отдельных городах, а также успех завоевательных действий Тиграна Армянского.

Ещё более приемлемым выходом из создавшегося положения для рабовладельцев Сирии был переход страны под власть Рима. Помимо твёрдого обеспечения господства над всеми эксплуатируемыми массами включение царства Селевкидов в состав Римской державы открывало перед сирийскими ростовщиками, купцами и владельцами ремесленных мастерских новое обширное поле деятельности. Эти настроения господствующего класса и были причиной того, что в 64/3 г. до н. э. римляне присоединили всю эту территорию, не встретив сопротивления.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 325-327.