Вторая республика во Франции (Тагунов, 2003)

Вторая республика во Франции (Тагунов, 2003)

Затянувшиеся неоднократные попытки реставрации монархии во Франции (1814 г. - 1847 г.) привели к общему кризису в стране - экономическому, тор­гово-промышленному и финансовому. Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание, причем толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демонстрации парижан. Они требовали демократизацию политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Находившийся на престоле король Луи-Филипп Орлеанский вынужденно отрекся от престола.

25 февраля 1848 г. Временное правительство, сформированное из представителей ли­берально-демократической оппозиции, провозгласило Францию республикой (Вторая республика).

Был опубликован ряд декретов о:

- введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;

- закреплении права на труд;

- гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять Конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералитету и представителям высшего духовенства (табл. 30).

Согласно Конституции 1848 г. были установлены основные принципы государственного строя. Во-первых, республиканская форма правления, во-вторых, разделение властей, в третьих, представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.

Впервые во Франции главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Он наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Он не мог быть переизбран на второй срок, а также не имел права роспуска Национального собрания.

Таблица 30. [здесь пропущена]

В Конституции было предусмотрено восстановление Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием, в компетенцию которого входило предварительное рассмотрение законопроектов. Также к его ведению были отнесены контроль и наблюдение за администрацией, а также разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.

Не претерпели существенных изменений органы центрального и местного управления. Сохранилось административно - - территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.

Кроме того, в Конституции было введено всеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте с 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, но достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, позже увеличенный до трех лет.

Действовала Конституция 1848 г. очень недолго. В декабре 1851 г. Луи Бонапарт, первый президент Франции и племянник Наполеона, разогнал Национальное собрание. Сначала он объявил себя президентом с 10-летним сроком полномочий, а затем императором Франции, Наполеоном III.

Цитируется по изданию: Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права: Учебное пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003 - 326 с. Глава 20.