Дания в XVII - XVIII столетиях

Дания в XVII - XVIII столетиях

Утверждение абсолютизма в Дании

До середины XVII столетия в Дании господствовала немногочисленная, но экономически и политически сильная аристократия, которая фактически правила страной через Государственный совет (ригсрод). До тех пор пока землевладельческая знать не опасалась за свое господство, она не нуждалась в установлении абсолютистского строя и поэтому противилась усилению королевской власти. Во второй половине XVII века положение коренным образом изменилось.

Роль Дании в балтийской торговле после поражения Голландии в ее войнах с Англией значительно усилилась. Экономический подъем городов Дании выразился в росте капиталистических мануфактур, хотя ремесло по-прежнему оставалось господствующей формой промышленности. Повышение значения городов придавало смелость политическим притязаниям так называемых податных сословий, выступавших против засилья аристократии и ригсрода. Оппозиция, возглавлявшаяся богатым купечеством, судовладельцами и предпринимателями-мануфактуристами, окрепла во время неудачной войны со Швецией (1657—1660), сопровождавшейся экономическим упадком страны и вызвавшей тяжелое финансовое положение государства. По настоянию оппозиции в 1660 г. был созван ригсдаг (представители сословий, кроме крестьянского), на котором сословие горожан выступало в союзе с духовенством. При одобрении со стороны массы крестьянства оппозиция предъявила требование об отмене ряда дворянских привилегий. Напуганный совместным выступлением податных сословий, господствующий класс перестал возражать против усиления королевской власти: в 1660 г. Дания была объявлена наследственной монархией, а в 1665 г. подписан «королевский закон», окончательно превративший государство в абсолютную монархию. Аристократия лишилась политического господства; на государственные должности стали принимать лиц, происходивших из сословия горожан; дворянство утратило монополию на землевладение и было обложено налогами.

Дания, однако, по-прежнему оставалась государством дворян-крепостников. Централизованный бюрократический аппарат управления страной использовался в интересах господствующего класса для подавления сопротивления крестьян. Отдельные мероприятия, проводившиеся правительством в пользу торговли и промышленности, имели ограниченный характер. Правительственной поддержкой пользовались лишь те мануфактуры, которые работали на вооружение армии и флота или занимались изготовлением предметов роскоши. С 1625 г. существовала датская Ост-Индская компания, и в 1672 г. были основаны ВестИндская и Гвинейская компании. Но попытки создать колонии в Индии и Центральной Америке потерпели в конечном счете неудачу. Политика меркантилизма, имевшая своей целью увеличение доходов государства, своей мелочной опекой создавала препятствия развитию торговли и промышленности. Эту политику меркантилизма продолжал и граф Бернсторф Старший, возглавлявший правительство в 1751—1770 гг. Он поощрял учреждение новых мануфактур в текстильной и металлообрабатывающей промышленности, главным образом чтобы удовлетворить возросшие потребности армии.

В первой половине XVIII в. были изданы законы об освобождении крестьян в государственных имениях с предоставлением им права выкупа в собственность земельных наделов. Но правительство при этом стремилось лишь увеличить доходы государства, и отчуждаемые крестьянские наделы попадали большей частью в руки дворян. Таким образом, шел процесс обезземеливания государственных крестьян и выделения незначительной прослойки зажиточных хозяев. За счет государственных земель увеличилась земельная собственность дворянства. Правовое и экономическое положение крестьян в дворянских имениях по сравнению с XVII в. значительно ухудшилось.

Реформы «просвещенного абсолютизма»

Сохранявшиеся феодально-крепостнические отношения не только противоречили интересам народных масс и буржуазии, но вызывали также недовольство значительной части дворян. Цены на продукты сельского хозяйства росли, но землевладельцы, связанные с рынком, не имели возможности увеличивать их производство. Особенно неблагоприятно для дворянского хозяйства было существование деревенской общины, которая стала серьезной помехой для дальнейшего расширения господских полей и перехода к рациональному земледелию. Поэтому с критикой крепостного права выступали как представители буржуазии, так и либерального дворянства.

В царствование Кристиана VII (1766—1808) стали проводиться реформы в духе «просвещенного абсолютизма». Инициатором их выступил лейб-медик короля, немецкий врач Иоган Фредерик Струэнзе, который приобрел исключительно большое влияние на Кристиана, а через него и на государственные дела. Ему удалось добиться отставки консервативного министра графа Бернсторфа Старшего, упразднить Совет министров и сосредоточить в своих руках все управление государством. За короткий период своей власти — с сентября 1770 г. по январь 1772 г. — Струэнзе провел ряд важных реформ. Он отменил широко практиковавшиеся синекуры и раздачу министрами должностей родственникам-аристократам, преобразовал полицию, финансовое управление, уменьшил расходы королевского двора, провел реформу суда, отменил цензуру и ввел свободу печати, реорганизовал университет. За полтора года своей лихорадочной деятельности Струэнзе издал свыше тысячи законов и распоряжений, охвативших все отрасли государственной жизни.

По крестьянскому вопросу Струэнзе издал в феврале 1771 г. указ, фиксировавший размер барщины и запретивший помещикам самовольно ее увеличивать. Натуральные повинности крестьян были заменены денежными. Другим распоряжением он лишил помещиков права сдавать крестьян в солдаты.

Струэнзе не успел, однако, осуществить всю свою программу реформ. В аристократических кругах возник против него заговор. Ночью 17 января 1772 г. заговорщики проникли в спальню короля и заставили его подписать приказ об аресте Струэнзе и его ближайших сподвижников — Бранда, Фальденшельда, брата Струэнзе и др. Струэнзе был обвинен в интимной связи с королевой и 28 апреля казнен. Такая же участь постигла ближайшего его помощника Бранда. Место Струэнзе занял реакционер Гульдберг. В течение 12 лет, до 1784 г., он стоял во главе правительства; эти годы в области внутренней политики являются периодом самой мрачной реакции: реформы Струэнзе были отменены и прилагались все усилия к тому, чтобы не допустить развития буржуазно-либерального общественного движения. Однако эти попытки были безуспешными.

Гульдберг был вынужден уйти в отставку, и новое министерство деятельно занялось подготовкой аграрной реформы. Во главе партии реформ стояли граф Андреас Петер Бернсторф, племянник Бернсторфа Старшего, братья Ревентловы, Кольбернсон. К ним примыкал также кронпринц Фредерик, ставший в 1784 г. регентом королевства.

Указом от 20 июня 1788 г. было ликвидировано прикрепление крестьян к земле. Для всех крестьян моложе 14 лет и старше 36 лет прикрепление к месту рождения и помещичьему имению было немедленно отменено; для всех остальных крестьян, по настоянию реакционных элементов, прикрепление к земле отменялось лишь с 1800 г. Ряд правительственных указов регулировал вопрос о барщинных повинностях крестьян. Однако в разрешении этого вопроса особенно сказалось влияние дворянства: не отменив полностью и сразу барщину, указы лишь устанавливали размер ее и определяли порядок перевода барщины на деньги и ее выкупа. Еще в 1807 г. свыше 35% всех крестьян выполняло барщину.

Большое социальное и политическое значение имели мероприятия, в той или иной степени затронувшие существовавшие формы землевладения, в частности закон 1792 г. об уничтожении общинного землепользования. В связи с ликвидацией общинных форм использования полей под пастбище после снятия урожая была уничтожена также и чересполосица; отдельные крестьянские дворы получили большей частью сплошные участки. Крупные расходы, связанные с уничтожением общинного землепользования и распределением общинных угодий, были возложены на крестьянство. Большое значение для укрепления крестьянского землевладения и собственности имели создание Государственной кредитной кассы и указ 1787 г., ограничивавший право землевладельца сгонять крестьянина-чиншевика с земли. Он получал возможность лишить чиншевика его участка только после соответствующего решения местного судьи. Помещики были лишены также права единолично оценивать сдаваемую в аренду землю: при сдаче участка в аренду земля, постройки и оборудование оценивались присяжными оценщиками. На землевладельцев было возложено обязательство снабжать арендаторов инвентарем, семенами и пр. В последующие годы (1790—1792) были изданы указы о запрещении сноса крестьянских дворов.

Аграрная реформа имела своим результатом дальнейшую дифференциацию датского крестьянства. Благоприятная конъюнктура на мировом рынке, высокие цены на зерно и скот, ссуды Государственной кредитной кассы позволили части крестьян выкупить земельные наделы и стать полными собственниками своих дворов. В деревне образовался немногочисленный слой кулацких хозяйств. В то же время значительная часть крестьянства в результате освобождения оказалась в положении бобылей, или домовников, — батраков с наделами. В Большом сельскохозяйственном комитете, созданном в 1786 г., при обсуждении вопроса о барщине выдвигалась необходимость замены барщинной работы крестьян другой дешевой рабочей силой. Было предложено использовать для этой цели бобылей, обеспечив их земельными наделами, но в таких размерах, чтобы они для поддержания существования были вынуждены продавать свою рабочую силу. Таким бобылям предоставлялись обычно самые худшие и наиболее отдаленные участки. В качестве вознаграждения за предоставленный им клочок земли они были обязаны работать в имении помещика.

Внешняя политика и международное положение Дании

Дания владела важными ключевыми позициями на Балтийском море. Этим определялось ее международное положение. В XVII—XVIII вв. это небольшое государство нередко становилось объектом агрессии со стороны великих держав, стремившихся к захвату господствующего положения на Балтийском море.

После Вестфальского мира великодержавная политика Швеции являлась непосредственной угрозой для жизненных интересов Дании. Швеция стремилась завершить превращение Балтийского моря в шведское озеро и захватить проливы Эресунд и Каттегат. По Роскильдскому миру, которым окончилась шведско-датская война 1657— 1658 гг., Дания потеряла все свои владения в южной части Скандинавии. Швеция завладела восточным побережьем проливов, соединяющих Балтийское море с Северным, и датским островом Борнхольм. Но такой исход войны не устраивал Голландию, больше всего заинтересованную в балтийской торговле. Голландия выступила на стороне Дании, и в том же 1658 г. война возобновилась. Несмотря на новые успехи шведской армии, осадившей Копенгаген, мужество, проявленное жителями столицы, и победа, одержанная голландским флотом в проливах, приостановили шведскую агрессию. По условиям Копенгагенского мира 1660 г. Швеция возвратила остров Борнхольм и норвежский город Тронхейм, но удержала южно-скандинавские провинции. В 1675—1679 гг. Дания в союзе с Бранденбургом и Голландией снова воевала против Швеции, чтобы вернуть себе эти провинции, но датско-шведский мирный договор 1679 г. оставил без изменений существовавшие границы между обоими государствами.

Во время Северной войны Дания ориентировалась на союз с Россией. По договоренности с союзниками датская армия в 1700 г. начала военные действия против Швеции, но потерпела поражение и была вынуждена в том же году подписать сепаратный мир. Только после победы русских войск под Полтавой датское правительство возобновило войну против Швеции в союзе с Россией. Военные действия против шведов продолжались до 1720 г. Дания использовала поражение Швеции, чтобы заставить шведского короля отказаться от своих притязаний на герцогство Шлезвиг.

В дальнейшем Дания придерживалась политики нейтралитета. В этом ее поддерживала Россия, усматривавшая в датском нейтралитете гарантию свободы прохода русских судов через балтийские проливы. Во время войны за независимость в Северной Америке, когда англичане не считались с правами нейтральных государств и задерживали их корабли, датский министр Бернсторф в 1778 г. выдвинул пять принципов международного права. Они были положены в основу «вооруженного нейтралитета», провозглашенного Россией в 1780 г. Кроме России, Дании и Швеции, к союзу нейтральных государств присоединились Пруссия, Австрия, Португалия и Королевство обеих Сицилий.

Большим успехом внешней политики Дании было решение вопроса о Гольштейн-Готторпе. В результате продолжительных переговоров с Россией был заключен договор 1767 г., по которому Дания получила это герцогство в обмен на Ольденбург: русский престолонаследник Павел Петрович, имевший наследственные права на герцогство Гольштейн, отказался от них по достижении совершеннолетия в 1773 г. Права же на Ольденбург Павел уступил своим немецким родственникам. Этим актом царское правительство показало свое дружественное отношение к Дании и незаинтересованность России в территориальных приобретениях в районе западной части Балтийского моря. В русско-шведской войне 1788— 1790 гг. Дания снова выступала союзницей России.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 625-629.

Рубрика