Китай: Семь пятилеток спустя

Китай: Семь пятилеток спустя

Возвращение к памятным местам собственной молодости всегда волнует. И когда над зеленой, ухоженной, как хороший огород, Ляонинской равниной в полгоризонта закурились серые и рыжие дымы, сердце учащенно забилось. Впереди был Аныпань — как бы заглавная строка в моей журналистской биографии. Перед глазами встал 1953 год: первая зарубежная страна, первая корреспондентская поездка с целью написать о первой победе первой китайской пятилетки. Тогда в Аньшане торжественно вступили в строй три новых объекта: домна № 7, рельсобалочный и трубопрокатный цехи. Эти новостройки не только поднимали китайскую металлургию на качественно иной уровень. Они были первым зримым доказательством того, что освобожденный народ способен двинуть вперед дело индустриализации страны.

И вот 35 лет спустя я снова в Аньшане. Город почти не изменился. Те же трамваи на тенистых улицах, обстроенных невысокими домами. Та же гостиница Чжун-шань, где когда-то жили советские специалисты. Так же дымят по соседству бесчисленные трубы. Когда-то я искренне умилялся ими как приметой индустриализации. Но теперь рыжевато-серая пелена над городом вызывает иные чувства.

— Все мы, ветераны Аньшаня, постоянно вспоминаем добрым словом советских специалистов, которые помогли нам создать современную китайскую металлургию,— говорит заместитель директора комбината Дай Лишунь. Аньшань доныне сохраняет авангардную роль, которую играл в годы первой пятилетки. Он не только остается главной металлургической базой Китая, давая седьмую часть общей выплавки стали. По качеству и ассортименту продукции, по использованию оборудования и ресурсосбережению, вообще по экономической эффективности комбинат занимает ведущее место.

Интересуюсь судьбой объектов, построенных в свое время при советском содействии. Все они в строю, бесперебойно дают продукцию. Домна № 7 после нескольких реконструкций остается одной из крупнейших в стране, уступая лишь печам недавно построенного при японском участии Баошаньского комбината. Трубопрокатный цех ежегодно дает 220 тысяч тонн бесшовных стальных труб. Мы вместе проходим из конца в конец протянувшийся на полкилометра рельсобалочный цех, стоим у пульта управления, наблюдая, как оператор за семь прогонов превращает поступившую от блюминга заготовку в двутавровую балку. И радостно слышать, что советский стан «800» — детище Уралмаша, вот уже три с половиной десятилетия дает Китаю по миллиону тонн проката в год, значительно превышая свою проектную мощность.

35 лет назад мне запомнился в Аньшане портрет Горького с надписью: «Учись и учи!». Эти слова великого пролетарского писателя служили девизом «китайской Магнитки». Вся страна не жалея сил помогала строить Аньшань, надеясь и веря, что придет время, когда Аньшань будет помогать делу индустриализации всей страны. И такое время действительно пришло. За семь минувших пятилеток комбинат вырастил для аналогичных предприятий пятьдесят тысяч квалифицированных специалистов.

За это время, говорит начальник планового отдела комбината Лян Яохао,- выплавка стали в Аньшане возросла с 2 до 8 миллионов тонн. Расширение производства продолжается. К 1992 году мы намерены поднять этот показатель до 10, а к 2000 году до 15 миллионов тонн.

В пятидесятых годах такая цифра была для китайских металлургов дерзкой мечтой, воплощенной в лозунге «За пятнадцать лет догнать Англию!». Ныне же по выплавке стали (56 миллионов тонн) Китай уступает лишь Советскому Союзу, Японии и Соединенным Штатам, да и по другим показателям выдвинулся в число ведущих индустриальных держав. Он занимает первое место в мире по производству цемента, второе — по добыче угля, третье по выпуску телевизоров, четвертое по выплавке стали, пятое по добыче нефти и производству электроэнергии. Помню, как летом 1956 года строители первенца отечественного автостроения встречали первый китайский грузовик, сошедший с конвейера в Чанчуне. А сейчас Китай ежегодно производит полмиллиона автомашин.

Вот и подошел конец двухнедельной поездки. На рассвете в последний раз прошелся по Пекину. И заключительная сценка городской жизни запала в память как некая метафора. Китай просыпается рано. В шесть тридцать в парках гремит музыка. Служащие, студенты, домохозяйки азартно приплясывают на уроках ритмической гимнастики. А чуть поодаль люди старшего поколения занимаются древней китайской гимнастикой тайцзицюань. Архаичные фигуры в униформе маоистских времен, заторможенные, как при замедленной съемке, будто сонные движения. Поистине — контраст эпох! Символичное напоминание о том, что Китай проснулся после кошмарного сна и спешит наверстать упущенное время...

Овчинников В.В. Своими глазами. Страницы путевых дневников. М., 1990, с. 81-83.

Рубрика