Зимбабве (ЧА:ПиН, 2016)

Зимбабве (ЧА:ПиН, 2016)

К началу английской колонизации территория современного Зимбабве была населена шона (машона) и ндебеле (матабеле). Шона представляют коренное население страны, их предки являлись создателями археологической культуры Зимбабве и ран негосударственного образования Мономотана. Однако вплоть до конца XIX века они не представляли собой единой народности и подразделялись на несколько этнических общностей: каранга, зезуру, маньика, корекоре, ндау и каланга. Появление ндебеле на территории Зимбабве приходится уже на конец 1830-х годов, когда они во главе со своим правителем Мзиликази вынуждены были мшрировать под давлением буров, участников «Великого трека». К 1880-м годам ндебеле занимали юго-западный районы страны в центре с современным Булавайо, но большая часть шона на остальных территориях Зимбабве находилась от них в зависимости.

Подчинение Зимбабве Великобритании неразрывно связано с именем Сесила Родса — крупнейшего английского и южноафриканского магната, основателя алмазодобывающей монополии «Де Бирс». В 1889 году созданная Родсом Британская южноафриканская компания (БСАК) получила от королевы Виктории хартию сроком на 25 лет, дававшую ей право на хозяйственное освоение земель, лежащих к северу от границ Трансвааля между португальскими колониями Ангола и Мозамбик, и установление над ними административного контроля. Получив у правителя ндебеле Лобенгулы концессию на разработку полезных ископаемых, С. Родс уже в 1890 году направил в эти территории первый отряд «пионеров», завербованных компанией. Конфликты между переселенцами и африканцами не заставили себя долго ждать. Англичане вели себя в стране, как хозяева, стали устанавливать новые границы между владениями БСАК и ндебеле, строили форты, проводили телеграфные линии. Очень скоро африканцы поняли, что белые претендовали и на самое ценное, что у них было — землю. Шли на обострение противостояния и власти БСАК — война должна была дать повод для дальнейших территориальных захватов. Так называемая Первая война матабеле началась в октябре 1893 года. Вооруженные

[288]

копьями ндебеле оказались бессильны перед пулеметным огнем (это был один из первых вооруженных конфликтов, в ходе которого применялся пулемет «Максим»), Уже к весне 1894 года сопротивление ндебеле было подавлено, а сам Лобенгула скончался несколькими месяцами ранее. Новое восстание ндебеле подняли в марте 1896 года. Летом против власти англичан восстали шона. Вторая война матабеле носила более затяжной и упорный характер, потребовалось даже вмешательство самого С. Родса, который лично вел переговоры с индунами ндебеле. Их итогом стал ряд уступок со стороны БСАК. Страна ндебеле была поделена на 12 округов во главе с индунами, которые стали получать жалование от компании. Родс отказался от репрессий против повстанцев, наоборот, даже начал раздачу продовольствия голодающим. Однако с шона, не обладавшими военной организацией ндебеле, поступили по-другому. Десятки деревень были просто стерты с лица земли, сжигались посевы, угонялся скот. Пещеры, служившие прибежищем шона, взрывали динамитом. Окончательно с сопротивлением было покончено к сентябрю 1897 года.

С 1895 года за страной закрепилось название Родезия, в честь С. Родса, а с 1901 года к нему добавилось еще и Южная (Северной Родезией называли современную Замбию). В обязанности БСАК с самого начала входило поощрение иммиграции. Накануне Первой мировой войны в Южной Родезии уже насчитывалось 11 тысяч колонистов. Среди них выделялись две группы: поселенцы английского происхождения и африканеры из Южной Африки.

Для проживания африканского населения были созданы специальные резерваты, находившиеся под контролем уполномоченных по туземным делам, назначаемых из колониальных чиновников. Официально в стране провозглашалось равенство черных и белых. Еще в 1894 г. был принят так называемый Капский пунш, согласно которому африканцы имели право приобретать землю за пределами резерватов на тех же условиях, что и европейцы. Однако на практике он не действовал. До 1925 года африканцы приобрели лишь 19 ферм площадью менее 47 тысяч акров. Формально не были установлены расовые ограничения и в политической сфере, но фактически избирательный ценз могли преодолеть лишь единицы африканцев. Например, в 1922 году на референдуме по вопросу о будущем статусе колонии голосовало всего 60 представителей коренного населения. В реальности существовали две Родезии: европейская и африканская. Коренному населению было отказано в праве на «цивилизованность», следовательно, они были лишены и многих политических и экономических прав. Африканцам запрещалось жить в городах и в районах европейского поселения, их не допускали к квалифицированной работе, заработная

[289]

плата у них была значительно ниже, чем у белых. Судьбоносное значение для Родезии носил референдум 1922 года. На нем решался вопрос, сохранит ли она независимость или войдет в состав Южно-Африканского Союза (ЮАС). Большинство белых поселенцев высказались за самостоятельность, и в 1923 г. Южная Родезия получила статус «самоуправляющейся» колонии. Правительство возглавила Родезийская партия (возникла в 1917 году как Партия за ответственное правительство). В 1935 году она слилась с Партией реформ, и образовалась Объединенная партия, правившая Родезией до 1960-х годов.

Переход фактической власти в руки европейских поселенцев отрицательно сказался на положении африканцев. В 1930 году был принят закон о распределении земель: вся страна была поделена на европейский и африканский секторы. Плодородные и богатые полезными ископаемыми земли отошли поселенцам (не более 4% населения страны), а коренным жителям достались малопригодные для земледелия и скотоводства участки земли. Если на одного белого приходилось не менее 300 га земли, то африканская семья получала от 2,4 до 4 га. Численность африканского населения росла ускоренными темпами, так что вскоре и этот минимум для многих стал несбыточной мечтой. Фактически резерваты были превращены в резервуар дешевой рабочей силы.

В период между двумя мировыми войнами начинают формироваться новые социальные слои и группы африканского населения. Ндебеле раньше и в большей степени ощутили на себе воздействие колониально-капиталистических отношений. Занимая в прошлом доминирующее положение и получая значительную часть своих доходов за счет набегов и дани, в новых условиях они вынуждены были селится в городах, на фермах европейцев и отправляться на заработки в ЮАС или на рудники Катанги. Шона вплоть до 1920-х гг. удавалось сохранять относительную автономию своего хозяйства, они неохотно шли на заработки, и белые поселенцы в районах их расселения жаловались на недостаток рабочей силы.

Деятельность на территории Родезии миссионерских организаций подготовила почву для возникновения первых групп африканской интеллигенции. Ее представители как правило были выпускниками миссионерских школ, занимали позиции учителей или мелких служащих. В начале 1920-х IT. была образована первая политическая организация африканцев Родезии — Ассоциация родезийских избирателей — банту. Ее лидером стал Абрахам Твала, учитель англиканской миссии, зулус по национальности. Она представляла главным образом интересы ндебеле. У шона также возникла своя организация — Ассоциация родезийских

[290]

туземцев. Ее лидер, Дж. С. Моквиле, получивший высшее образование в ЮАР, был сыном евангелиста голландской реформатской церкви, владельца крупной фермы.

Деятельность этих организаций подготовила появление в 1934 г. первой политической организации, действовавшей от имени и шона, и ндебеле, — родезийского Африканского национального конгресса. Его численность к 1938 году достигла 130 человек, а руководство составляли священники, учителя и клерки из Матабелеленда и Машоналенда (так теперь официально назывались области, населенные двумя народами). Кошресс занимал достаточно умеренные позиции. Его деятели выступали лишь за отмену некоторых дискриминационных законов в отношении африканцев. Сами его члены считали, что представители коренного населения еще не готовы к тому, чтобы брать на себя ответственность по управлению страной, за них это должны были делать белые. Во многом родезийский Конгресс ориентировался в своей деятельности на южноафриканский АНК, который в тот период стоял на весьма умеренных позициях.

Наиболее массовыми организациями коренного населения в этот период являлись независимые африканские церкви. Крупнейшими из них были Церковь сторожевой башни, Сионская церковь, отделение американской Африканской методистской епископальной церкви и др. Количество их прихожан насчитывало десятки тысяч человек. Рост популярности независимых африканских церквей становился формой своеобразного антиколониального протеста, хотя еще и неявно выраженного.

В годы Второй мировой войны Родезия переживала период бурного развития горнодобывающей промышленности, фермерского хозяйства. Страна стала важным поставщиком стратегического сырья и продовольствия для стран антигитлеровской коалиции. Многие белые и черные родезийцы сражались на фронтах Второй мировой войны. В частности, будущий премьер-министр независимой Родезии, Ян Смит, служил летчиком в британской авиации, был сбит и воевал несколько месяцев в 1944 г. в отряде итальянских партизан.

Развитие промышленности способствовало увеличению численности африканского пролетариата и повышению его политической и экономической активности. В 1942 году в Родезии произошла первая забастовка горняков асбестового рудника, а уже в 1948 году в стране была проведена всеобщая забастовка, в которой приняли участие не только рабочие, но и служащие и домашняя прислуга. В 1953 году был образован Конгресс африканских профсоюзов Южной Родезии во главе с Джошуа Нкомо (ндебеле по национальности), возглавлявшего Союз африканцев-железнодорожников.

[291]

В 1953 году три британских владения, Южная и Северная Родезии и Ньясаленд образовали новый британский доминион — Федерацию Родезии и Ньясаленда, ставшую частью Содружества. Ее образование стало отражением интересов как белых поселенцев, так и британского правительства. Сам вопрос о создании Федерации решался путем референдума, в ходе которого большинство избирателей поддержали этот проект. Но от участия в референдуме было отстранено подавляющее большинство населения — африканцы. Фактически главной целью образования Федерации было сохранение господства европейцев над южной частью Африканского континента.

Столицей Федерации стал административный центр Южной Родезии — Солсбери. Формально главой государства считался генерал-губернатор, но на деле страной управлял премьер-министр, представлявший победившую на выборах партию. Европейские поселенцы Южной Родезии заняли в Федерации господствующее место. Они же и получили главные экономические выгоды от образования этого союза. В Солсбери располагались ключевые правительственные учреждения, экспорт на внешние рынки также шел через территорию Южной Родезии, на нее приходилось 55% валовых капиталовложений.

Официальной линией в отношении африканцев правительство объявило политику «партнерства». Правящая Объединенная федеральная партия привлекала в свои ряды африканцев. В нее вступил даже Дж. Нкомо, один из будущих лидеров вооруженной борьбы против власти белого меньшинства. За африканскими представителями было закреплено два места в парламенте. Занявший в 1953 году пост премьер-министра Южной Родезии Г. Тодд стал уделять намного больше внимания развитию образования среди африканцев, ввел обязательное обращение к мужчине-африканцу «мистер». Он даже инициировал обсуждение в парламенте законопроекта о предоставлении избирательного права каждому африканцу, имевшему десятилетнее образование. Однако эти реформы показались большинству белых родезийцев слишком радикальными. В 1956 г. была образована правая Партия доминиона, и Г. Тодд через два года потерпел поражение на партийных выборах. Он попытался воссоздать Объединенную родезийскую партию, но она не получила ни одного места в парламенте по итогам выборов в 1958 году. Об изменении настроений белых избирателей красноречиво свидетельствовал успех Партии доминиона, получившей в родезийском парламенте 13 мест из 30.

Кризис в белом либеральном движении совпал по времени с появлением новых африканских политических организаций. В 1955 г. была образована Городская молодежная лига во главе с Джеймсом Чикеремой. В

[292]

1957 года при непосредственном участии руководства Лиги было проведено совещание лидеров политических группировок, итогом которого стало создание нового Африканского национального конгресса (АНК) под руководством Дж. Нкомо. Одна из целей, которую поставил перед собой АНК, установление принципа «один человек — один голос». Однако уже в 1959 году новый премьер-министр Южной Родезии Э. Уайтхед наложил запрет на деятельность АНК. Последовали аресты многих лидеров организаций африканцев.

1960 г. вошел в историю как «Год Африки»: практически одновременно независимость получили 17 государств Черного континента. Не могли эти события обойти стороной и Родезию. На волне общего подъема освободительного движения вместо запрещенного АНК была образована Национальная демократическая партия (НДП) с Дж. Нкомо во главе, молодежное крыло партии возглавил Роберт Мугабе. Летом 1960 г. в массовых акциях протеста принимали участие десятки тысяч человек. В 1961 г. НДП была запрещена, но вскоре воссоздана под названием Союз африканского народа Зимбабве (ЗАПУ) под руководством того же Дж. Нкомо. Вскоре и ей пришлось перейти на нелегальное положение. В 1963 г. из нее выделилась группа во главе с Н. Ситоле, выступавшая за переход к вооруженной борьбе. На ее основе был образован Африканский национальный союз Зимбабве (ЗАНУ).

В 1963 г. после прихода к власти лидеров антиколониальных движений в Ньясаленде и Северной Родезии Федерация прекратила свое существование. Начался новый этап в развитии страны.

Кризис Федерации, обозначившийся еще в конце 1950-х гг., и ее последующий распад привели к консолидации белых фермеров вокруг Родезийского фронта (РФ), образованного на базе Партии доминиона в 1962 г. На выборах в декабре того же года, которые проводились в соответствии с новой конституцией, согласованной на специальной конференции в августе 1960 г. при участии представителей НДП во главе с Дж. Нкомо *. Она предусматривала увеличение количества парламентариев до 65 человек и устанавливала расовый принцип распределения мест — африканцы были представлены 15 депутатами. На тот момент численность белого населения страны составляла 250 тыс. чел., из них по крайней мере половина приехала после 1953 г. Африканское население составляло почти 4 млн чел. РФ получил большинство голосов и сфор-

_______

* Участие Дж. Нкомо в конституционной конференции и его согласие с принятыми на ней решениями вызвали критику со стороны остального руководства НДП. Это спровоцировало раскол в партии. В итоге она отказалась от поддержки конституции и бойкотировала выборы.

[293]

мировал правительство во главе с У. Филдом, Я. Смит получил портфель министра финансов.

Правительство белого меньшинства, опиравшееся на партийную организацию РФ, заняло в 1963 г. на переговорах с Великобританией бескомпромиссную позицию: если Лондон пошел на предоставление независимости Северной Родезии и Ньясаленду, то британское правительство должно предпринять соответствующие шаги и в отношении Южной Родезии. Однако лидеры африканских национальных движений, ЗАПУ и ЗАНУ, бойкотировали выборы 1962 г. и потребовали немедленного перехода к правлению большинства. В этих условиях правительство Великобритании, провозгласившее в 1960 г. смену приоритетов в своей внешней политике *, не могло пойти на открытую поддержку требований РФ.

Отказ Великобритании признать независимость Родезии многим в стране казался результатом нерешительности У. Филда. В апреле 1964 г. он был смещен, и премьер-министром стал Я. Смит.

Новое правительство ввело в стране чрезвычайное положение, в тюрьму были заключены около 800 участников освободительного движения, в том числе Дж. Нкомо и Р. Мугабе, избранный генеральным секретарем ЗАНУ. Правительство Я. Смита увеличило штат полиции, возрос срок военной службы, были разработаны планы тотальной мобилизации белого мужского населения. Наряду с этим родезийские власти пошли на поощрение трибализма, в провинции в резерватах создавались местные органы администрации во главе с представителями традиционной африканской властной элиты. При этом продолжалось действие конституции 1961 г., предоставлявшей части африканцев избирательные права, сохранялось их присутствие в парламенте. Я. Смит всегда противопоставлял созданный им режим власти политике апартхейда в ЮАР. Официальной идеологией РФ стал антикоммунизм, а борьба с африканским освободительным движением провозглашалась войной за демократию и ценности западной цивилизации.

Естественным продолжением политики Я. Смита стало одностороннее провозглашение независимости Родезии 11 ноября 1965 г. Этот акт не получил международного признания: ООН ввела режим санкций, Родезия была исключена из Содружества. Однако помощь со стороны Португалии и ЮАР фактически свела на нет режим международных санкций. Продолжали вести свою деятельность в стране и многие английские и

_____

* 3 февраля 1960 г. премьер-министр Великобритании Г. Макмиллан произнес в Кейптауне речь, в которой были слова, ставшие впоследствии нарицательными: «Ветер перемен подул над Африкой. Нравится нам или нет, рост национального самосознания — политический факт».

[294]

американские компании. Для африканского движения сопротивления в этих условиях не оставалось другого выхода, как перейти к вооруженной борьбе, опираясь на поддержку так называемых «прифронтовых» государств, Замбии и Танзании.

Репрессии правительства 1964 г. на некоторое время дезорганизовали движение сопротивления. Его главные центры были переведены за рубеж, в Лусаку и Дар-эс-Салам. Другим фактором, ослаблявшим движение, стал его организационный раскол и этнические противоречия. Однако вскоре на территории Танзании был создан первый тренировочный лагерь ЗАНУ, что стало моментом рождения Африканской национально-освободительной армии Зимбабве (ЗАНЛА). Координацией ее деятельности занимался Герберт Читено. В течение 1960-х гг. было сформировано и военное крыло ЗАПУ — Народно-революционная армия Зимбабве (ЗИПРА), состоявшая в основном из ндебеле. Бойцы сопротивления проходили подготовку также на Кубе, в Алжире и в СССР.

Первое боевое столкновение, с которого началась вооруженная борьба (чимуренга), произошло 28 апреля 1966 г. в районе Синойи. В августе 1967              г. на территории Родезии была организована совместная операция ЗАПУ и АНК Южной Африки: через границу было переправлено несколько сотен вооруженных бойцов. Но им противостояли не только силы безопасности Родезии, но и южноафриканские полицейские отряды. В итоге силы ЗАПУ-АНК, понеся потери, вынуждены были вернуться в 196 г. на территорию Замбии.

Первые неудачи и стабилизация положения белых режимов Юга Африки, заключение в тюрьму видных деятелей освободительного движения привели к временному снижению боевой активности отрядов ЗАН-ЛА и ЗИПРА. В этот период резко обострились этнические противоречия и борьба за лидерство в ЗАПУ. На рубеже 1960-1970-х гг. из него вышла группировка Дж. Р. Чикеремы, которую поддерживали шона. Его сторонники образовали еще одну организации — Фронт освобождения Зимбабве (ФРОЛИЗИ). Между вооруженными отрядами различных группировок и фракций часто происходили вооруженные стычки, что заставило правительство Замбии пойти на беспрецедентный шаг: депортировать в Родезию 129 человек.

Неудачи на военном фронте и дезорганизация в руководстве заставили лидеров ЗАПУ и ЗАНУ изменить тактику. На территории Родезии была образована легальная политическая организация — Африканский национальный совет (АНС), во главе которого встал епископ методистской церкви А. Музорева. В исполнительный совет организации вошли

[295]

представители ЗАПУ и ЗАНУ. Главным направлением деятельности АНС стала агитация против проекта новой конституции, фактически откладывавшего переход к правлению большинства на неопределенное время. Английское правительство создало комиссию под руководством лорда Пирса, которая должна была организовать опрос африканского населения. На основе полученных результатов Лондон должен был определить свое отношение к вопросу о признании Родезии. Однако, во многом благодаря агитации АНС, большинство африканцев отвергли предложенный проект урегулирования.

Качественные изменения в положении африканского сопротивления произошли с обретением в 1975 г. независимости бывшими португальскими колониями, Анголой и Мозамбиком. Родезия была теперь окружена независимыми африканскими государствами. На территории Мозамбика были созданы базы ЗАНЛА, и оттуда стали совершаться регулярные вторжения на территорию Родезии. Подъему движения сопротивления способствовало и освобождение в 1974 г. из тюрьмы его лидеров, Дж. Нкомо и Р. Мугабе. Я. Смит пошел на это под давлением правительства ЮАР, стремившегося достичь примирения с «прифронтовыми» государствами за счет достижения мирного урегулирования Родезийского кризиса. В 1976 г. ЗАНУ и ЗАПУ объявили о своем объединении в Патриотический фронт Зимбабве (ПФЗ). В этом же г оду в Женеве прошла новая конференция по родезийскому вопросу, организованная при посредничестве государственного секретаря США Г. Киссинджера. Но и на ней не удалось достичь согласия между враждующими сторонами.

В условиях растущей внешней изоляции и сокращения военной помощи со стороны ЮАР Я. Смит попытался найти пути для разрешения кризиса. В начале 1978 г. Смит и представители африканских умеренных группировок (А. Музорева, Н. Ситоле и Д. Чирау) подписали соглашение о внутреннем урегулировании. Оно предусматривало создание временного исполнительного совета с двумя министрами на каждом посту — африканцем и белым — и принятие новой конституции. В августе 1978 г. было объявлено о ликвидации дискриминации африканцев в общественных местах. В апреле 1979 г. были проведены выборы, в результате которых премьер-министром стал А. Музорева. Однако это не привело к миру. Отряды ЗАНЛА и ЗИПРА к этому моменту вели активную партизанскую войну на территории самой Родезии. Передвижение по дорогам возможно было лишь в сопровождении вооруженных конвоев, европейские фермы были превращены в укрепленные крепости, мужское население подлежало тотальной мобилизации. Среди белых, уставших от постоянной войны, стала расти оппозиция режиму Я. Смита. Само правительство Музоревы

[296]

было лишено массовой поддержки. Против него выступил Н. Ситоле, не признавший итогов выборов, свою собственную партию сформировал Дж. Чикерема, первоначально поддержавший переходное правительство. Каждая 1руппировка стремилась создать свои собственные вооруженные отряды, и возникла явная опасность сползания страны в широкомасштабную гражданскую войну. Единственным выходом из ситуации являлось достижение международного урегулирования.

10 сентября 1979 г. в Лондоне открылась конституционная конференция. В ней приняли участие лидеры ПФЗ, Р. Мугабе и Дж. Нкомо, лидер фракции консерваторов в парламенте лорд Каррингтон со стороны Великобритании и правительственная делегация Солсбери, в которую вошли А. Музорева и Я. Смит. Результатом переговоров стало подписание Ланкастерского соглашения, которое гарантировало сохранение за белыми имущественных прав на землю, закрепляло за ними 20 мест из 100 в парламенте. На время проведения всеобщих выборов власть передавалась английскому губернатору.

В январе 1980 г. Дж. Нкомо и Р. Мугабе объявили, что будут бороться на выборах раздельно. Итоги голосования принесли решительную победу Р. Мугабе, чья партия Африканский национальный союз Зимбабве — Патриотический фронт (ЗАНУ-ПФ) завоевала 57 мест, партия А. Музоревы получила лишь 3 места, РФ (с 1981 г. — Республиканский фронт) Я. Смита получил все 20 мест, зарезервированных за белой общиной. Официально независимость Республики Зимбабве была провозглашена 18 апреля 1980 г.

Согласно новой конституции в Зимбабве была установлена парламентская республика. Ее первым президентом был избран священник К. Банана, но он выполнял главным образом представительские функции, реальная власть была сосредоточена в руках Р. Мугабе. Дж. Нкомо получил портфель министра внутренних дел.

К моменту получения независимости Зимбабве, несмотря на многолетнюю войну, являлась одной из самых развитых стран Африканского континента. Она обладала относительно развитой транспортной системой, обрабатывающей и горнодобывающей промышленностью, высокопродуктивным сельским хозяйством. Однако в экономике существовали серьезные диспропорции между так называемыми африканским и европейским секторами. Белые фермеры играли ключевую роль в производстве экспортных культур: табака, кофе, сахара и др. Около 70% всей валовой продукции сельского хозяйства в 1985 г. производили высокопродуктивные хозяйства, принадлежавшие главным образом белым фермерам (в 1980 г. им принадлежало примерно 6 тыс. товарных хозяйств). В то же

[297]

время общинные земли были сильно перенаселены, здесь в значительной степени сохранялось натуральное хозяйство. К моменту обретения независимости число «лишнею» населения в резерватах достигало около 2 млн чел.

Р. Мугабе, несмотря на марксистскую риторику, первоначально придерживался прагматической политики. Он вынужден был считаться с пунктами Ланкастерского соглашения, гарантировавшего белым неприкосновенность их политических и экономических прав. Официально была провозглашена политика примирения. В первые годы независимости зимбабвийцы европейского происхождения сохранили контроль над армией и полицией и занимали ключевые, с экономической точки зрения, посты в правительстве, возглавляли министерство земледелия и министерство торговли и промышленности. Однако все эти шаги не остановили массового оттока европейцев из Зимбабве. За семь лет независимости численность белых сократилась с 210 до 100 тыс. чел.

Первоначально Р. Мугабе выдвинул амбициозный план перераспределения земли и расселения 162 тыс. семей безземельных крестьян. У фермеров предполагалось выкупить около 2 миллионов га неиспользуемой плодородной земли, что не противоречило Ланкастерским соглашениям. Однако недостаток средств и трудности с организацией переселения (строительство школ, больниц и т. д.) сделали эти планы невыполнимыми. К 1988 г. удалось переселить лишь 42 тыс. семей.

Другим дестабилизирующим фактором являлись ветераны. В годы освободительной войны в военных лагерях находились десятки тысяч человек. После достижения независимости их расселили в специальных городских локациях, но между различными группировками продолжали происходить вооруженные столкновения, иногда перераставшие в полномасштабные боевые действия. Свою роль в подрыве стабильности сыграла ЮАР, с территории которой в Зимбабве были переброшены несколько сотен боевиков, действовавших под названием Супер-ЗАПУ. В 1982 году при участии белых зимбабвийских военных вооруженные силы ЮАР уничтожили всю авиацию Зимбабве, что Р. Мугабе расценил как прямое предательство.

В этих условиях Р. Мугабе постепенно начал готовить почву для усиления своей личной власти. Еще в августе 1981 г. в Зимбабве прибыло около 100 военных советников из Северной Кореи. Они занялись подготовкой элитной 5-й бригады. В 1984 г. был сделан шаг в сторону введения в стране однопартийной системы: на съезде правящей ЗАНУ-ПФ была принята резолюция, закреплявшая курс на строительство социалистического государства и утверждавшая руководящую роль партии в государ-

[298]

ственных делах. В 1987 г. парламент Зимбабве принял поправку к конституции: должность премьер-министра упразднялась, вся исполнительная власть передавалась в руки президента, который совмещает функции главы государства, правительства и главнокомандующего вооруженными силами; было упразднено раздельное расовое представительство в парламенте. Эти изменения в государственной системе происходили на фоне резкого обострения внутриполитической ситуации в стране.

В 1982 году в Матабелеленде были найдены тайники с оружием, Мугабе обвинил в заговоре Дж. Нкомо и исключил его из состава правительства. Силами 5-й бригады против ндебеле была развернута военная операция, получившая на чишона название Гукурахунди («дождь, смывающий мякину перед началом весны»). Боевые действия сопровождались большой жестокостью, в ряде случаев уничтожались целые деревни. Ндебеле отвечали вооруженным сопротивлением, часто также убивая мирных шона. Общее число жертв до сих пор точно не установлено, но оно превышает 20 тыс. чел. Большинство из них были ндебеле. Гражданская война завершилась лишь в 1987 г. подписанием соглашения между Р. Мугабе и Дж. Нкомо. ЗАПУ был распущен, его члены вошли в состав ЗАНУ-ПФ, а сам Нкомо стал одним из двух вице-президентов. Правительство объявило амнистию тем участникам боевых действий, которые добровольно сложили оружие.

На президентских выборах 1990 года Мугабе получил свыше 2 млн голосов избирателей, а его соперник Э. Текере лишь нескольким более 400 тысяч. Это было время наивысшего триумфа Мугабе. На следующий год в Хараре прошел саммит Содружества, что продемонстрировало международное признание и престиж лидера Зимбабве.

В 1990-е годы ситуация в стране стала быстро ухудшаться. В 1992 году Магабелеленд поразила засуха, обернувшаяся настоящей катастрофой. Впервые Зимбабве вынуждено было импортировать продовольствие. Ухудшилась и международная финансовая конъюнктура: с окончанием холодной войны основные денежные потоки переориентировались на страны Восточной Европы, интерес ведущих держав к Африке был потерян. Бюджетный дефицит, коррупция и часто необдуманные государственные траты привели к росту инфляции до 30% в год. Действия правительства, принявшего в 1992 году «Акт о приобретении земли», предусматривавший принудительный выкуп у белых фермеров 5,5 млн га, также не способствовали стабилизации экономической ситуации. На парламентских и президентских выборах 1995-1996 годов партия и сам Мугабе одержали уверенную победу, но впервые в полный голос о себе заявила оппозиция. Раздавались голоса против Мугабе и внутри самого ЗАНУ-ПФ.

[299]

В конце 1997 и на протяжении 1998 года в Хараре и других городах страны происходили выступления против правительства Мугабе. Президент и его окружение обвинялись в коррупции, быстром росте цен на основные товары и бензин, падении курса зимбабвийского доллара, отправке армейских подразделений в Конго (ДРК). С 1999 г. страна вступила в полосу тяжелого экономического кризиса: начался спад в сельском хозяйстве и промышленности (12 и 10%, соответственно), сократились доходы от туризма, прекратились иностранные инвестиции. В 2000 г. был проведен референдум по проекту новой конституции, в котором предусматривалось отчуждение земли без выкупа. Большинство населения страны высказалось против. На проходивших в этом же году выборах в парламент ЗАНУ-ПФ получил 67 мест, а оппозиционное Движение за демократические перемены (ДДП) завоевало 57. Оппозиция обвинила власти в фальсификации, но результаты выборов не были отменены.

Поражение на референдуме и массовая поддержка оппозиции сыграли ключевую роль в изменении внутренней политики Мугабе. В 2000 году власти санкционировали насильственный захват ферм белых. Одной из причин этих действия являлось то, что именно белые фермеры представляли финансовые средства оппозиционному ДДП и его лидеру М. Цвангираи, а сотни тысяч рабочих этих ферм составляли значительную часть электората ДДП. Это было расценено Мугабе как фаю предательства и жестокой неблагодарности за ту «терпимость», которую он проявлял к белым в предшествующие годы. Другой причиной, подтолкнувшей Мугабе к санкционированию насильственного перераспределения земли, стала угроза потери власти. Он чувствовал, что теряет популярность. «Стихийные» нападения групп так называемых военных ветеранов (в действительности, организованной правительством молодежи) случались и раньше, но прежде фермерам европейского происхождения удавалось сохранять свои позиции. К началу 2000 г. под их контролем оставались около 4,5 тысяч хозяйств. Санкция правительства открыла путь к насильственному перераспределению земли. Начался второй массовой исход европейцев из Зимбабве. Одновременно с фермерами с земли сгонялись и их рабочие.

Эти действия правительства вызвали дальнейшее ухудшение экономической ситуации. Резко сократился экспорт табака, хлопка и другой товарной продукции. В 2001 г. разгорелся серьезный энергетический кризис. Спасти положение в промышленности и на транспорте правительству удалось в результате срочных закупок топлива в ЮАР и подписания соглашения о нефтяных поставках с Ливией. В 2002 г. внешний долг Зимбабве достиг 5 млрд долл. США. В 2004 г. ВВП составил 24,37 млрд долл.

[300]

США, а его рост — минус 8,2%. В стране ощущалась острая нехватка продуктов питания, начался массовый отток теперь уже черного населения в соседние страны, прежде всего, в ЮАР.

В 2006 году Мугабе предложил внести в конституцию поправки и отложить на два года президентские выборы, совместив их с парламентскими, что значительно уменьшило бы расходы государственной казны. Он также получал право выбрать себе преемника в случае, если бы ему пришлось досрочно уйти с поста президента. 1 ноября 2007 года Мугабе подписал соответствующий закон о внесении поправок в конституцию.

На всеобщих выборах 29 марта 2008 года Мугабе впервые не получил большинства. Согласно данным Центральной избирательной комиссии, ДДП получило 105 мест в 210-местном парламенте, а правящая партия 93 места. На президентских выборах лидер ДПП Цвангираи набрал 47,9% голосов, Мугабе — 43,2%. Согласно конституции страны в таких случаях требовалось проведение второго тура выборов.

Р. Мугабе развернул политическую кампанию против оппозиции. Ее руководители подверглись преследованиям, власти объявили их «пятой колонной» и агентами Великобритании. В сельских районах сторонни-ков ДДП избивали и подвергали пыткам, а иногда и убивали. Цвангираи отказался от участия во втором туре выборов, объясняя свой поступок давлением со стороны властей, но он подчеркнул, что не отказывается от борьбы. Фактически он перенес центр своей деятельности на международную арену. Таким образом, Мугабе остался единственным кандидатом во втором туре президентских выборов.

Европейский союз, США и другие западные страны не признали второй тур выборов в Зимбабве легитимным. Отказалась их признать и оппозиция. 11 сентября 2008 г. при посредничестве президента Южной Африки Табо Мбеки было подписано историческое соглашение о разделении полномочий между властью и оппозицией. Президентом страны остался Роберт Мугабе, а премьер-министром стал лидер оппозиции Морган Цвангираи.

Однако достигнутые соглашения не привели к восстановлению мира в стране. Подконтрольные Мугабе силовые структуры продолжали совершать аресты представителей оппозиции, не прекращались нападения на представителей ДДП. 6 марта 2009 года произошло трагическое событие: автомобиль Цвангираи попал в аварию на трассе в Хараре, его жена Сьюзен погибла, а сам он был госпитализирован. Хотя причиной инцидента официально был объявлен несчастный случай, в эту версию правительства поверили далеко не все. Очередной кризис разразился в октябре 2009 года, когда против одного из членов правительства от ДДП Роя Бенне-

[301]

 та, бывшего владельца кофейной плантации, было выдвинуто обвинение в терроризме.

Правительству Цвангираи удалось отчасти стабилизировать экономическую ситуацию в стране, но это не привело к росту популярности его партии и его лично. В прессе стали появляется публикации о его «насыщенной» личной жизни, дорогих домах и пристрастии к игре в гольф. Все это не добавляло популярности в глазах простых зимбабвийцев. К тому же он изначально занял подчиненное положение в отношениях с Мугабе, который, несмотря на уступки, сделанные в 2008 г., продолжал позиционировать себя в качестве национального лидера и все чаще указывал на «нелегитимность, неконституционность» Цвангираи.

В 2013 г. на референдуме была принята новая конституция, которая несколько урезает полномочия президента и ограничивает его пребывание у власти двумя 5-летними сроками, но при этом упраздняет пост премьер-министра. На последовавших за этим всеобщих выборах в июле 2013 г. Мугабе одержал уверенную победу, набрав 61 % голосов, а его партия ЗАНУ-ПФ получила более 2/3 мест в парламенте. Таким образом, после временного отступления в 2008 г. Мугабе не только сохранил свои позиции в качестве национального лидера, но и значительно их упрочил. Это объясняется слабостью оппозиции. ДДП раскололась на две соперничающие между собой фракции, а Цвангираи был дискредитирован документами, опубликованными сайтом «Викиликс», которые свидетельствовали о том, что он вел закулисные переговоры о сохранении международных санкций. Сыграла свою роль и умелая кампания Мугабе, выдвинувшего лозунг «индигенизации» всех частных компаний. Зимбабвийцы должны контролировать в них как минимум 51% уставного капитала.

Несмотря на сохраняющуюся политическую нестабильность и неопределенность относительно того, кто станет главой страны и лидером правящей партии ЗАНУ-ПФ (в 2014 году Мугабе исполнилось 90 лет), в последние несколько лет правительству удалось несколько стабилизировать экономическую ситуацию в основном с помощью иностранных займов, прежде всего, китайских и южноафриканских. В 2009 году правительство вынуждено было пойти на беспрецедентный шаг — отмены хождения в стране национальной валюты. Это было вызвано чудовищной гиперинфляцией, которая достигла в предшествующем году 231 млн %. Это способствовало резкому сокращению инфляции и первоначально даже дефляции. В 2010-2011 годы ВВП страны продемонстрировало высокие темпы роста, 9 и 10,6% соответственно. Правда, в последующие два года этот показатель снизился и в 2013 году составил лишь 3,2%. Зимбабве по-прежнему остается одной из беднейших стран мира. По показателю ВВП в

[302]

пересчете на душу населения (600 долл. в 2013 г.) Зимбабве занимают одну из последних строчек в мировом рейтинге.

Последствия аграрной реформы, под знаком которой прошло все первое десятилетие XXI в., достаточно противоречивы. Раздел ферм белых зимбабвийцев привел к значительному увеличению мелких крестьянских хозяйств, что символизировало исполнение многолетних чаяний африканцев. Однако лишь чуть более трети из них смогли обеспечить свои основные потребности за счет земли, а их товарное производство до сих пор отстает от дореформенных показателей. Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации, ООН в 2010 г. стоимость производимой продукции на одного сельскохозяйственного рабочего в Зимбабве была в два раза меньше, чем в 2000 г.

[303]

Цитируется по изд.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под. ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. – М., 2016, с. 288-303.

Рубрика