Петродворец (ПпЛ, 1957)

Петродворец (ПпЛ, 1957)

Город Петродворец интересен своими дворцово-парковыми ансамблями XVIII—XIX веков, общая площадь которых составляет свыше 800 га.

Первые постройки на его территории появились в 1704 году — после освобождения прибрежных земель от шведских захватчиков в годы Северной войны. Мыза Петергоф (Петров двор) упоминается в «Поденном журнале» Петра I. Это была небольшая усадьба с деревянными «попутными светлицами» и хозяйственными постройками. Она находилась на территории нынешнего Старого Петергофа и предназначалась для остановок Петра I во время его выездов из строящегося Петербурга в Кроншлот. По побережью Финского залива провели дорогу — Петергофскую першпективу, вдоль которой на специально отведенных участках построили загородные дворцы, принадлежавшие приближенным Петра I. В ряду этих усадеб в 1710 году после Полтавской баталии возвели здания царской парадной резиденции — Нового Петергофа. Основной идеей ее создания явилось торжество России, вышедшей к морским просторам. Первоначальный план предусматривал устройство Нижнего и Верхнего парков, объединенных дворцом и каскадом, которые каналом связывались с заливом.

Основные строительные работы развернулись здесь с 1714 года. Их темп возрастал в связи с одержанными победами на море при Гангуте (1714 год) и Гренгаме (1720 год) и по мере укрепления экономической и государственной мощи России. К 1725 году в Нижнем парке были сооружены дворцы Большой (Нагорный), «Монплезир», «Марли», «Эрмитаж», Большая оранжерея, три каскада и первые фонтаны — «Адам», «Сноп», «Пирамида», «Чаши» и др. Принцип композиции ансамбля и ряд конкретных указаний по оформлению архитектурных и фонтанных сооружений принадлежали Петру I. В осуществлении его замыслов и разработке проектов дворцов и фонтанов принимали участие архитекторы Ж.-Б. Леблон, И. Ф. Браунштейн, Н. Микетти, М. Г. Земцов, Т. Усов, инженер-гидравлик В. Туволков, фонтанный мастер П. Суалем, садоводы Л. Гарнихфельд и Н. Борисов; скульпторы К. Б. Растрелли, Н. Пино, К. Оснер. Трудоемкие работы по рытью каналов, разбивке аллей и возведению дворцов на низкой болотистой местности выполняли крепостные и солдаты. Отделка внутренних помещений и отливка статуй велись командами «Московской оружейной палаты» и «вольными» мастерами.

Мастера-строители, присланные сюда из различных губерний, образовали первое население города.

В последующие годы первоначальная композиция Нижнего и  верхнего парков дополнялась новыми сооружениями, а оформление старых обогащалось мрамором, бронзой и гранитом.

В середине XVIII века художественный облик ансамбля достиг своего расцвета. Большую роль в этот период сыграл крупнейший русский архитектор В. В. Растрелли, который расширил Большой дворец, создал Екатерининский корпус «Монплезира», монументальную ограду Верхнего сада и дополнил новыми декоративными элементами убранство Нижнего парка. В конце XVIII века в Нижнем парке работали архитекторы Дж. Кваренги, Ю. М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот, переделавшие часть внутренних помещений Большого дворца и Екатерининского корпуса.

По проекту архитектора Ю. М. Фельтена на западной границе Нижнего парка построено в 1777 году здание гранильной фабрики на месте «Шлифовальной мельницы» — одного из ранних очагов русского камнерезного искусства.

В этот период в Петергофе по проекту архитектора Дж. Кваренги создаются Английский дворец и парк.

Ряд последующих изменений в облике сооружений Нижнего парка был произведен из-за необходимости обновить обветшавшие от времени деревянные детали и свинцовые статуи. Наиболее крупной работой такого рода явилась отливка новой бронзовой скульптуры Большого каскада по старым образцам.

Модели скульптур Большого каскада делали выдающиеся русские ваятели того времени: М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ж.-Д. Рашетт и Ф. Г. Гордеев. Одновременно архитектор А. Н. Воронихин перестраивал мраморные колоннады, украшавшие центральную панораму Нижнего парка.

В первой четверти XIX века главное внимание уделялось строительству новых парков восточнее и южнее первоначального ансамбля. На побережье рядом с Нижним парком появился пейзажный парк Александрия с дворцами «Коттедж», «Фермерский» и «Капелла». Этот ансамбль позже использовался как царская загородная резиденция Николая I и Александра II. В эти же годы вдоль фонтанного водовода создаются Колонистский и Луговой парки с прудами и павильонами на островах и возвышенностях. Проекты этих ансамблей выполнялись архитекторами А. А. Менеласом, А. И. Штакеншнейдером, Н. Л. Бенуа, И. И. Шарлеманем, И. Комаровым, Э. Л. Ганом, инженером М. Пилсудским.

В это же время возводится ряд крупных городских сооружений: вокзал, почта, Императорский готический манеж (конюшни); «фрейлинские» и «кавалерские» дома, которые определили архитектурный облик города. Архитекторы А. И. Штакеншнейдер и Н. Л. Бенуа производили ряд работ и в Нижнем парке. Наиболее значительные из них: перестройка восточного флигеля Большого дворца, грота Большого каскада, «Воронихинских колоннад», «Львиного каскада» и создание новых фонтанов у Больших цветников — «Нимфа» и «Данаида».

В последнем десятилетии XIX века по проекту архитектора А. О. Томишко в парке Александрия строится дворец «Нижняя дача» для Николая II и в 1895—1899 годы в центре города придворным архитектором Н. Султановым — собор Петра и Павла.

С установлением Советской власти парки Петергофа переходят под государственную охрану. Наиболее ценные по художественному и историческому значению дворцы превращаются в музеи. В зданиях бывшего придворного ведомства — в Английском дворце и Нижней даче — разместились дома отдыха и санатории. В течение ряда лет проводились крупные работы по благоустройству территорий парков и капитальной реставрации дворцов и фонтанов. Наиболее значительные работы велись по восстановлению исторической планировки Нижнего парка и по реставрации Большого каскада. Морского канала, фонтанов «Пирамида», «Сноп», «Адам» и «Ева».

В период Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по январь 1944 года город был оккупирован врагом, а памятники Петергофа варварски разрушены.

После освобождения Петергофа (переименованного в 1944 году в город Петродворец) начались восстановительные работы. За несколько лет город был поднят из руин. Восстановлено 129 фонтанов ценнейшего художественного ансамбля Нижнего парка, возрожден архитектурный облик его дворцов, возобновлена экспозиция музея «Эрмитаж». В реставрированных зданиях манежа и бывших особняках вельмож вновь разместились дома отдыха и различные культурные учреждения. Восстановлены здания школ и построены жилые дома по новым проектам. Большое внимание уделяется благоустройству и озеленению городских территорий.

Перспективный план восстановления и развития города предусматривает превращение его в одну из крупнейших баз отдыха трудящихся.

Для осмотра достопримечательностей Петродворца предлагаем следующие маршруты: 1) Вокзал — Нижний парк — Верхний парк; 2) Верхний парк — Царицын павильон — Розовый павильон — «Бельведер»; 3) Вокзал—Пролетарский парк — Ленинградское шоссе — парк Александрия; 4) Вокзал — «Готические конюшни» — «Фрейлинские дома» — Английский парк — «Собственная дача».

Путеводитель по Ленинграду. Л., 1957, с. 592-594.

Tags