Кот-Д Ивуар

Кот-Д Ивуар

К моменту завоевания французами Кот-д'Ивуара его этническая картина была весьма пестрой. Ведущее место в ней занимали два племени из этнической группы акан — бауле и анья, мигрировавшие на эту территорию позже других: в XVIII веке бауле обосновались в центральном регионе (царство Сакассу), а анья — на юго-востоке (царства Инденье и Санви). На юго-востоке, прежде всего, на Нижнем Берегу, жили также «лагунные племена». Большую часть населения северных районов составляли сенуфо и малинке. Юго-запад и западные районы Центра были зоной обитания племен группы кру (бете, бакве, гере).

Первые попытки Франции закрепиться на побережье страны относятся к 1843-1844 годам, когда Луи Эдуард Буё-Вийоме заключил с вождями Нижнего Берега договоры о протекторате, предоставившие французам право на создание военных постов в Гран-Басаме и Асини; в 1857 году был основан форт Дабу. Однако после поражения во франко-прусской войне 1870-1871 годов французы ушли из зоны Гвинейского залива и вернулись туда лишь после Берлинской конференции 1884-1885 годов. В 1886 году они восстановили контроль над оставленными постами, а к концу 1880-х годов их владения на Нижнем Берегу уже тянулись непрерывной линией от Асини до Лаху с центром в Гран-Басаме. Тогда же началось проникновение французов во внутренние районы страны: благодаря экспедициям Луи-Гюстава Банже (1887-1889) и Марселя Трейш-Лаплена (1887) был установлен протекторат над страной Конг (север современного Кот-д'Ивуара). Официально Франция провозгласила Кот-д'Ивуар своей колонией 10 марта 1893 г.; ее первым губернатором стал Банже. Западная граница колонии была установлена в 1892 г. (франко-либерийский договор 8 декабря 1892 г.), а восточная — в 1893 г. (франко-британский договор 12 июля 1893 г.).

[319]

В 1894 г. страну Конг захватил Самори и включил ее в свою «империю Васулу». После победы над Самори в 1898 г. французы присоединили к Ког-д'Ивуару округа Одиенне, Конг и Буна, установив его северную границу (декрет 17 октября 1899 г.). В 1904 г. колония вошла в состав Французской Западной Африки. В 1932 г. граница Кот-д'Ивуара была передвинута на север (до Черной Вольты), но в 1947 г. вернулась в исходное состояние.

Управление колонией основывалось на принципе «ассоциации», пред-полагавшем юридическое различие между белыми и туземцами: последние сохраняли свои обычаи и традиции, но принимали на себя комплекс обременительных обязательств по отношению к колониальному государству (система «индижената») — уплата подушного налога (с 1900 г.), трудовая повинность (10 дней в год) и т. д. Сопротивление местного населения, особенно сильное на юго-западе (среди бете), было сурово подавлено губернатором Габриэлем-Луи Ангульваном (1908-1916). Ивуарийцы превратились во «французских подданных», не имевших ни французского гражданства, ни политических нрав. Принцип «ассоциации» дополнялся принципом «ассимиляции», предполагавшим постепенное приобщение африканцев к французскому языку и культуре, юридическим нормам и моделям поведения, создание слоя европейски образованных африканцев («продвинутых»), подготовленных для службы в низших звеньях колониальной администрации.

В основе экономической стратегии французов лежало их стремление превратить Кот-д'Ивуар в земледельческую колонию, ориентированную на экспорт. Попытка колониальной администрации в 1910-х гг. навязать местному населению культуру хлопка окончилась, однако, полной неудачей. Больший успех сопутствовал какао: после Первой мировой войны эта культура стала главным нервом ивуарийской экономики. Но такая стратегия привела к неравномерному развитию регионов Кот-д'Ивуара: в 1920-х гг. производство какао сконцентрировалось на юго-востоке, прежде всего, в стране аньи, куда направлялась львиная доля инвестиций. Этот регион превратился в привилегированную зону, а аньи — в привилегированный этнос, менее других страдавший от бремени «индижената». В то же время север и юго-запад оставались зоной принудительных трудовых мобилизаций и репрессивного режима, порождавших волны миграции бауле, бете и сенуфо на юго-восток.

Аньи доминировали в экономике страны до конца 1930-х гг. Однако в 1940-х гг. плантационная экономика распространилась на всю лесную зону: благодаря внедрению, наряду с какао, культуры кофе Запад и Центр стали реальными соперниками юго-востока и новыми очагами притя-

[320]

жения миграции с севера, оставшегося главным поставщиком рабочей силы. Ведущая роль в экономической жизни перешла от аньи к бауле, составлявших 1/5 всею населения страны; они активно колонизовали и юго-восток, и юго-запад, создавая крупные и средние хозяйства, тогда как у бете сохранилось преимущественно мелкое землевладение.

Углубляющееся социально-экономическое неравенство между регионами и этносами определило характер рождавшегося гражданскою общества. Первые ивуарийские общественные организации, появившиеся в конце 1920-1930-х гг., были созданы по этно-региональному и одновременно социальному принципу, прежде всего, Ассоциация защиты интересов коренных жителей Кот-д'Ивуара (плантаторы-аньи) и Общество взаимопомощи бете (наемные рабочие — бете).

Вторая мировая война и новые тенденции французской колониальной политики (Браззавильская конференция 1944 г.) способствовали всплеску социально-политической активности в колонии с середины 1940-х гг. В 1944 г. возник первый в истории страны профсоюз — Союз выходцев из шеста округов Ивуарского Запада (СВ), объединивший западных мигрантов на Нижнем Bepeiy. Плантаторы-бауле во главе с Феликсом Уфуэ-Буаньи образовали Африканский земледельческий профсоюз (АЗП). В 1945 г. ивуарийцам была предоставлена возможность избрать «туземного депутата» в Учредительное собрание Франции: на выборах в октябре-ноябре 1945 г. Уфуэ-Буаньи при поддержке АЗП и СВ одержал победу над кандидатом от Комитета патриотического действия Кот-д'Ивуара (КПД), выражавшего интересы плантаторов-аньи. Конституция 1946 г. предоставила ивуарийцам право создавать политические организации: КПД превратилась в Прогрессивную партию (ПП), АЗП — в Демократическую партию (ДП), СВ — в Африканское социалистическое движение (АСД). В 1947 г. лидер ДП Уфуэ-Буаньи добился отмены «индижената»: ликвидация принудительного груда, обеспечив свободный рынок рабочей силы, устранила главное препятствие на пути развития плантационной экономики.

ДП, позиционировавшая себя как антиколониальная сила, постепенно радикализировалась. В октябре 1946 г. она стала региональным отделением левонационалистического Африканского демократического объединения (АДО), политического союзника французской компартии. Опираясь в основном на бауле, она в то же время стремилась максимально расширить свою этническую базу, заявляя о себе как о партии всех ивуарийцев. Благодаря этому ей удалось обогнать по популярности другие преимущественно моноэтничные партии. Уже в конце 1946 г. численность ДП/АДО достигла 80 тыс. В ноябре 1946 г. ее список победил на выборах в первый парламент Четвертой республики, в декабре она завоевала все 15 мест в

[321]

Генеральном совете (консультативном органе при губернаторе колоний) от коллегии «неграждан» и подтвердила свой успех на частичных выборах в Совет в июле 1948 г.

Прокоммунистическая ориентация ДП/АДО привела ее к конфронтации с французскими властями, достигшей пика в январе 1949 – феврале 1950 гг. В апреле-декабре 1949 г. колониальной администрации удалось добиться раскола ДП/АДО на этно-региональные группировки: Эбурнийский демократический блок (кру), Согласие независимых Кот-д'Ивуара (северяне), Союз независимых Кот-д'Ивуара (бауле). Тогда же ДП/АДО потеряла большинство в Генеральном совете. Чтобы покончить с антиколониальными выступлениями в разных районах страны, власти обрушили репрессии на партии; почти все ее руководство вместе с Уфуэ-Буаньи оказалось за решеткой.

Французское правительство, однако, сумело предотвратить политический взрыв в колонии. В результате его переговоров с Уфуэ-Буаньи ДП/ АДО в октябре 1950 г. порывает с коммунистами. Относительная неудача партии на парламентских выборах в июне 1951 г., когда она уступила одно из двух депутатских мест консервативному блоку «Французский союз», ускорила переход ДП/АДО на умеренные позиции. 6 октября 1951 г. Уфуэ-Буаньи провозгласил в Абиджане лозунг интеграции всех политических сил Кот-д'Ивуара и сотрудничества с Францией.

На выборах 30 марта 1952 г. в Территориальную ассамблею (заменившую Генеральный совет) ДП/АДО одержала оглушительную победу — 72% голосов и 28 мандатов из 32. На парламентских выборах 1956 г. она получила уже 87%, завоевав все места в Национальном собрании от Кот-д'Ивуара, а на муниципальных выборах того же года — большинство во всех коммунах колонии.

«Закон-рамка» 1956 г. * предоставил Кот-д'Ивуару внутреннее самоуправление. После победы на выборах 31 марта 1957 г. в Территориальную ассамблею (89% голосов и 58 мест из 60) ДП/АДО сформировала первое автономное правительство Кот-д'Ивуара во главе с Огюстом Денизом.

На сентябрьском референдуме 1958 г. ивуарийцы поддержали идею политической самостоятельности страны в рамках Французского сообщества. В то же время Кот-д'Ивуар отказался вступить в Федерацию франкофонных стран Западной Африки (проект Леопольда Сенгора, Ахмеда Секу Туре и Модибо Кейты) и в «Соединенные штаты Африки» (проект Кваме Нкрумы). Руководство ДП/АДО во главе с Уфуэ-Буаньи, ставшего

_______

* Принятый Парижем закон о предоставлении французским колониям более широкой автономии.

[322]

1 мая 1959 г. премьер-министром, не считало актуальным обретение полной политической независимости, но в условиях «парада суверенитетов» во Французской Африке было вынуждено провозгласить 7 августа 1960 г. независимую Республику Кот-д'Ивуар.

Конституция 31 октября 1960 г. установила режим Первой республики (1960-1999). Первым ее президентом был избран в ноябре 1960 г. Уфуэ-Буаньи, занимавший этой пост до своей смерти в 1993 г.

В 1960-1980-х гг. политический режим носил открыто авторитарный характер. Конституция 1960 г. легитимизировала сильную президентскую власть по модели французской Пятой республики; права парламента по контролю за исполнительной властью были практически сведены к нулю. Оппозиционные партии, маргинализированные уже после выборов 1957 г., были лишены возможности участвовать в парламентских и президентских выборах 1960 г., как и во всех последующих (1965, 1970, 1975, 1980, 1985 гг.). Уфуэ-Буаньи сконцентрировал в своих руках огромные полномочия: он был главой исполнительной власти и фактически главой правительства (после ухода с должности премьер-министра 3 ноября 1960 г. он оставил ее вакантной), «коллекционировал» министерские посты, являлся председателем правящей партии, назначал руководителей местной администрации на всех уровнях (главы департаментов, префекты, суирефекты) и членов Экономического и социального совета, который вместе с Политбюро ДП/АДО отбирал официальных кандидатов в члены Национального собрания. Опасаясь военного переворота, он сохранял численность армии на минимальном уровне.

Режим Уфуэ-Буаньи опирался на многочисленные клиентельные сети, опутавшие все ивуарийское общество; его сохранность гарантировала также партийная милиция, созданная в 1963 г. (6 тысяч членов), и размещенный в Порт-Буэ французский военный контингент. Для борьбы с оппозицией, представленной в первую очередь профсоюзами, молодежными организациями и этническими сепаратистскими движениями, президент использовал широкий арсенал средств — от подкупа и кооптации противников режима во властные структуры до фальсификации «антигосударственных заговоров» (сентябрь 1959 г., январь и август 1963 г.) и открытых репрессий (военные операции против сепаратистов Санви в 1959 и 1969 гг., массовые аресты оппозиционеров в 1963 г., подавление мятежа в Ганьоа в 1970 г.). В то же время авторитаризм Уфуэ-Буаньи часто называли «добродушным» — позиционируя себя как «отца всех ивуарийцев», он избегал особо жестоких мер: суды осуждали политических диссидентов, как правило, на небольшие сроки заключения, которые те обычно не отбывали полностью (их либо полностью амнистировали, либо позволяли

[323]

выехать за пределы страны). Во многом такое «добродушие» объяснялось тем, что в условиях экономического процветания в 1960-1970-х гг. режим пользовался поддержкой основной массы населения, и оппозиционные движения не представляли для него серьезной опасности.

В основе внешней политики Первой республики лежала идея тесного сотрудничества с Францией. Юридической основой франко-ивуарийского союза стал договор 1961 г., который предоставлял Парижу право военного вмешательства в случае возникновении угрозы для правящего режима. Опираясь на поддержку Франции, Кот-д'Ивуар соперничал с Сенегалом, Ганой и Нигерией за политическое лидерство в этом регионе и несколько раз пытался создать и возглавить альянс франкофонных государств Западной Африки — Совет согласия (1959), Африкано-мальгашский союз (1961), Общая Афро-малагасийская организация (1965), Экономическое сообщество Западной Африки (1974). В эпоху холодной войны Кот-д'Ивуар активно боролся против африканских «коммунистических» режимов в Гвинее, Гане, Заире, Дагомее, Анголе, Верхней Вольте, поддерживал сепаратистские движения в Катанге и Биафре и довольно холодно отреагировал на создание в 1963 г. ОАЕ. Установленные в 1967 г. дипломатические отношения с СССР были разорваны уже в 1969 г. и восстановлены только в 1986 г. Признание же КНР произошло лишь в 1983 г.

В экономической сфере режим Уфуэ-Буаньи продолжал делать ставку на развитие экспортно ориентированных отраслей сельского хозяйства. Он создал максимально льготные условия для привлечения в Кот-д'Ивуар иностранных инвесторов (закон об инвестициях 1959 г.) и поощрял трудовую миграцию с бедного Севера на более богатый Юг и из соседних стран, особенно из Верхней Вольты (в 1980-х гг. иностранцы составили около 1/4 всего населения). В то же время важная роль в экономике отводилась и государству, которое осуществляло масштабные проекты но модернизации инфраструктуры, а также монополизировало через Кассу но стабилизации и поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию закупку у производителей главных экспортных культур (кофе, какао, хлопок) и их продажу за рубеж.

Результатом такой политики в условиях высоких мировых цен на эти культуры (до конца 1970-х гг.) стало «ивуарийское экономическое чудо». Кот-д'Ивуар превратился в самую мощную экономическую державу Западной Африки (42% ВВП государств, входящих в Экономическое со-общество западноафриканских стран). В 1960-1978 гг. его ВВП вырос в 12 раз, экспорт неизменно превышал импорт. Быстрыми темпами развивались пищевая, текстильная, деревообрабатывающая промышленность.

[324]

В 1970-х гг. еще одним важным источником дохода стала добыча нефти на гвинейском шельфе. Бурный экономический рост сопровождался резким повышением жизненного уровня основной массы населения (в 1980 году среднегодовой доход составил 10 тысяч франков). Государство, устанавливая минимальные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, гарантировало крестьянам стабильный доход. Значительно изменилось качество жизни: большие средства вкладывались в здравоохранение и образование (в 1980-х годах доля грамотных среди взрослых ивуарийцев превысила 50%).

С конца 1970-х годов экономическое положение Кот-д'Ивуара, однако, начало ухудшаться. В 1978 г. произошло резкое падение мировых цен на кофе и какао, в 1986 г. — на нефть; в 1983 и 1984 гг. ивуарийское земледелие пострадало от засухи. Уфуэ прежде всего попытался защитить интересы основного сегмента своего электората — крестьянства: несмотря на сокращение экспортных доходов, государство на протяжении 1980-х гг. сохраняло высокие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, покрывая дефицит бюджета за счет зарубежных займов. К 1987 г. внешний долг достиг 10 млрд долл., и государство фактически обанкротилось. Особо незащищенными оказались городские слои, чей жизненный уровень значительно снизился во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. Крах многих предприятий привел к стремительному росту безработицы. Число ивуарийцев, живших ниже черты бедности, увеличилось в 1985-1993 гг. более чем в три раза.

К концу 1980-х гг. социальное недовольство стало перерастать в политическое. Популярность Уфуэ-Буаньи начала падать. Амбициозные проекты, призванные поддержать авторитет президента (прежде всего, дорогостоящее строительство в 1983-1989 годы новой столицы Ямусукро на месте его родной деревни), вызвали в ивуарийском обществе сильное раздражение; по всей стране циркулировали слухи о коррупции и расточительстве «отца нации». Под давлением массовых студенческих манифестаций в марте 1990 г. Уфуэ-Буаньи пришлось пойти на ряд политических уступок. 31 мая была восстановлена многонартийная система. Оппозиция была допущена к президентским и парламентским выборам 28 октября 1990 г., гга которых она завоевала 12 из 175 мест в парламенте, а ее кандидат в президенты Лоран Гбагбо получил 18,32% голосов. 7 ноября Уфуэ отказался от прежней конфигурации исполнительной власти, назначив на пустовавший тридцать лет пост премьер-министра мусульманина Алассану Уаттару.

Эти уступки оказались мало эффективными, поскольку социально-экономическая ситуация продолжала ухудшаться. 1991-1992 гг. ознаменовались

[325]

мощными протестными выступлениями, главной силой которых были студенты и члены Ивуарийского народного фронта (ИНФ) Гбагбо. Режим вновь прибег к репрессиям. Рычаги управления ускользали из рук стареющего и больного раком президента, и в его ближайшем окружении развернулась ожесточенная борьба за власть между Уаттарой и председателем Национального собрания Анри Конаном Бедье. 7 декабря 1993 г. после того как Уфуэ-Буаньи сделал устное «завещание» в пользу Бедье, он был отключен от аппаратов жизнеобеспечения.

Смерть Уфуэ-Буаньи обострила политическую ситуацию в стране. Углублявшийся экономический кризис нарушил социальное и этническое равновесие. Обострение конкуренции за ресурсы, прежде всего, за землю, в зоне экспортного производства, способствовало распространению ксенофобии среди «коренного населения», особенно у бете, по отношению к внутренним и внешним мигрантам. Эти настроения активно поддерживались рядом оппозиционных группировок, в том числе ИНФ, имевшим сильные позиции среди бете. 23 декабря 1998 г. парламент законодательно оформил понятие «ивуарийство» (ivoirite), определявшее гражданское полноправие по признаку принадлежности родителей к коренным жителям Кот-д'Ивуара; избирательные права и права собственности (преимущественно на землю) тех, кто не удовлетворял этому критерию, существенно ограничивались. Жертвами политики «ивуарийства» оказалась не только значительная часть населения северных районов страны, но и главный политический противник Бедье — Уаттара, наполовину мандинка.

22 октября 1995 г. Бедье был избран президентом на фактически безальтернативных (из-за бойкота оппозиции) выборах, а ДП завоевала 148 мест в парламенте (ИНФ — 12, а либерально-центристский Союз республиканцев (CP) Уаттары — 14). Но позиции режима слабели. Попытка Бедье сохранить свою власть путем изменения конституции еще более подорвала его легитимность, и он был легко свергнут в результате военного переворота 25 декабря 1999 г. Пришедший к власти Национальный комитет общественного спасения во главе с Робером Геи распустил все органы власти, приостановил действие Конституции и покончил с Первой республикой.

Геи инициировал принятие нового основного закона, одобренного на референдуме 23 июля 2000 г. 87% голосов (при явке 56%), который открыл эпоху Второй республики. Он предоставил широкие полномочия президенту, избираемому на 5 лет, который являлся верховным главнокомандующим, мог выносить законопроекты на референдум, назначал премьер-министра и членов Конституционного совета (КС), контролирующего процесс выборов и определяющего легитимность законов. Ст. 35

[326]

гласила, что кандидат в президенты «(...) должен быть ивуарийцем по рождению, будучи рожденным от отца и матери, которые сами по происхождению ивуарийцы» .

22 октября на основе новой Конституции прошли президентские вы-боры, к которым КС не допустил 14 кандидатов, в гом числе Уаттару и Бедье. В ответ CP и ДП призвали к бойкоту выборов; к урнам пришло лишь 37,4% избирателей. Когда первые подсчеты показали преимущество Гбагбо, Геи распустил Национальную избирательную комиссию, и 24 октября министерство внутренних дел объявило его победителем. Но 25 октября на улицы ивуарийских городов вышли тысячи сторонников ИНФ и других оппозиционных партий. Военный режим пал, и 25 октября Верховный суд объявил победителем Гбагбо (59,36%). На парламентских выборах в конце 2000 - начале 2001 г., которые бойкотировал CP, при еще более низкой явке избирателей (31,5%) ИНФ добился относительного успеха, завоевав 96 мандатов из 225, тогда как ДП лишилась абсолютного большинства, получив 94 мандата.

На первых порах Гбагбо пытался найти взаимопонимание с оппозиционными партиями. Он созвал Форум национального примирения и включил в правительство нескольких представителей CP и ДП. Он провозгласил курс на радикальную перестройку ивуарийского общества (refondation), на повышение жизненного уровня наиболее обездоленных слоев населения. Была упорядочена налоговая система, введено бесплатное начальное и среднее образование, отменена цензура печати. Однако очень скоро режим начал приобретать этнократические черты. Термин «ивуарийство» начал использоваться для дискриминации недавних мигрантов, особенно из числа мандинка, и в целом населения севера страны. Бете, представители родного этноса президента, начали занимать все больше мест в военной и гражданской администрации. Националистическая риторика сочеталась с «социалистическими» тенденциями: в экономике увеличилась роль государственного сектора, что способствовало неэффективному менеджменту и росту коррупции. К этому добавилась неблагоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках, вызвавшая экономический спад в стране в 2000-2003 гг. Режиму так и не удалось справиться с высоким уровнем бедности и городской безработицы. Во внешней политике Гбагбо пытался избавиться от политической и экономической ориентации преимущественно на Францию и расширить связи с другими странами Запада и особенно с Третьим миром.

19 сентября 2002 г., когда Гбагбо находился с визитом в Италии, группы военнослужащих ивуарийской армии, многие из которых были родом с

_______

* Nouvelle constitution de la Republique de Cote d'lvoire. Abidjan, 2000. P. 6.

[327]

севера, попытались совершить переворот и установить контроль над важнейшими городами страны. Их руководителем был Гийом Соро, бывший лидер Федерации студентов и школьников Кот-д'Ивуара; вероятно, они были связаны с властями Буркина-Фасо. Во время путча был убит Геи, и едва избежал гибели Уаттара. Мятежники не добились успеха на юге, однако население северных департаментов оказало им поддержку. Они провозгласили себя Патриотическим движением Кот-д'Ивуара (ПДКИ) и потребовали отставки президента и предоставления гражданства всему населению страны. Им удалось овладеть Бваке, ставшим «столицей мятежников», однако военная интервенция Франции (Операция Единорог) заставила их отказаться от продвижения на юг: уже 22 сентября французский корпус численностью в 2,5 тысячи занял позиции между силами ПДКИ и ивуарийской армии. Под давлением Парижа воюющие стороны пошли на переговоры в Ломе, которые завершились подписанием 17 октября со-глашения о прекращении огня.

28 ноября вторгшиеся с территории Либерии отряды Ивуарийского народного движения Великого Запада (ИНДВЗ) и Движения за справедливость и мир (ДСМ), состоявшие в основном из представителей этноса дан, оккупировали западные департаменты Бьянкума, Ман и северную часть Данане. Однако 30 ноября французы преградили им путь на восток. 13 января 2003 г. ИНДВЗ и ДСМ заключили перемирие с правительством. Одновременно Франции удалось организовать политические переговоры властей с мятежными группировками в Лина-Маркусси под Парижем (15-26 января), завершившиеся подписанием соглашения, которое предусматривало при сохранении президентской власти за Гбагбо создание Правительства национального примирения с участием повстанцев и оппозиции, проведение новых выборов, пересмотр закона о гражданстве, реорганизацию армии и службы безопасности, демобилизацию повстанцев и размещение в буферной зоне между противоборствующими силами десятитысячного корпуса из Франции и государств ЭКОВАС. 4 февраля СБ ООН легализовал размещение в Кот-д'Ивуаре французских и западноафриканских соединений в качестве миротворческих сил, а 27 февраля 2004 г. санкционировал Операцию Организации Объединенных Наций в Кот-д'Ивуаре (ОООНКИ) численностью 6240 человек.

Однако реализация соглашения в Лина-Маркусси натолкнулась на серьезные трудности. Считая его условия для себя невыгодными, Гбагбо попытался изменить баланс сил в свою пользу. Хотя 10 февраля 2003 г. он и назначил премьер-министром близкого к оппозиции беспартийного бизнесмена Сейду Диарра, сформировавшего многопартийное правительство с участием пяти представителей повстанцев, ему уда-

[328]

лось добиться того, что посты министров обороны и внутренних дел были отданы не им (как требовало соглашение), а «политически нейтральным лицам». Режим инициировал пропагандистскую кампанию против Франции, которую проправительственные СМИ стали обвинять в пособничестве повстанцам. С начала января 2003 г. в Абиджане периодически происходили антифранцузские демонстрации с требованием вывода корпуса «Единорог», и совершались акты насилия, организаторами которых была гбагбистская молодежная милиция «Молодые патриоты», — нападения на французские учреждения (посольство, школы) и французских граждан, в том числе и журналистов. 23 октября 2003 г. ивуарийский полицейский застрелил корреспондента МФР Жана Элена, 16 апреля 2004 г. исчез франко-канадский журналист Ги-Андре Кьеффер, тело которого так и не было найдено. Уже в январе 2003 г. МИД Франции призвал всех французских граждан, «чье присутствие не является необходимым», покинуть Кот-д'Ивуар, а в конце года были закрыты все французские школы.

Режим неоднократно нарушал соглашение о прекращении огня. В начале марта 2003 г. армия возобновила военные действия против ИНДВЗ и ДСМ и 7 марта попыталась овладеть городом Банголо. Бои на западе утихли только после подписания 3 мая общего соглашения о прекращении огня между правительством и повстанцами. Хотя 6 августа парламент принял закон об амнистии за политические преступления, уже в конце августа власти арестовали группу видных противников режима по обвинению в подготовке покушения на президента. 23 сентября три группировки повстанцев, объединившиеся в движение «Новые силы», вышли из правительства, обвинив Гбагбо в блокировании мирного процесса.

Оппозиция настаивала на скорейшем установлении даты президентских и парламентских выборов, тогда как сторонники Гбагбо требовали быстрейшего разоружения повстанцев. В стране царило насилие и беззаконие; от 800 тыс. до 1,5 млн ивуарийцев стали беженцами. Международные организации сообщали о многочисленных случаях массовых и бессудных казней, пыток, изнасилований, незаконных и тайных арестов, исчезновениях людей, преследовании независимых журналистов как на севере, так и на юге. В правительственной зоне в этих преступлениях оказались замешаны лица из ближайшего окружения Гбагбо, в том числе его жена Симона; вооруженная милиция совершала нападения на мигрантов из других стран Западной Африки, полиция и армия неоднократно использовали огнестрельное оружие для разгона оппозиционных демонстраций. В повстанческой зоне периодически вспыхивали бои между различными вооруженными группировками.

[329]

Некоторое ослабление политической напряженности в конце 2003 - начале 2004 г. оказалось недолговечным. 25 марта 2004 г. армейские под-разделения расстреляли в Абиджане мирную демонстрацию оппозиции; было убито не менее 120 человек, 274 было ранено. Это вызвало новый политический кризис: все оппозиционные партии и «Новые силы» приостановили свое участие в правительстве; в июле было сорвано принятие нового закона о гражданстве. Только под давлением ЭКОВАС и Африканского союза 30 июля в Аккре было подписано новое соглашение, устано-вившее «календарь политических реформ»: принятие всех необходимых законов до конца августа 2004 г., начало процесса разоружения и демобилизации повстанцев и всех полувоенных и милицейских формирований до 15 октября 2004 г., проведение выборов президента в октябре 2005 г., восстановление нормальной деятельности Правительства национального примирения в течение недели. Это позволило возобновить в начале августа деятельность коалиционного правительства. Однако в сентябре парламент не принял ни одного из 10 запланированных законов, а Гбагбо категорически выступил против изменения Гл. 35 Конституции. В ответ 13 октября «Новые силы» отказались приступить к разоружению. 28 октября Соро объявил на севере чрезвычайное положение и призвал представителей «Новых сил» покинуть правительство.

4 ноября правительственная авиация, нарушив режим прекращения огня, подвергла бомбардировке Бваке и Корхого, а 6 ноября — французский военный пост под Бваке; 9 французских солдат были убиты, 25 ранены. Тем же вечером французская авиация уничтожила все ивуарийские ВВС на аэродроме Ямусукро. В ответ толпы сторонников Гбагбо, воспламененные призывами официальной пропаганды, устроили антифранцузский погром в Абиджане: они грабили магазины, принадлежавшие французам, сожгли французскую школу и пытались атаковать французскую военную базу. Видные деятели режима заявляли об оккупации Францией Кот-д'Ивуара и о прямой французской агрессии против страны. Французам пришлось провести 10-17 ноября спешную эвакуацию более 8 тыс. своих экспатриатов и 1400 фаждан других западных стран. 14 ноября СБ ООН наложил эмбарго на продажу оружия противоборствующим сторонам ивуарийского конфликта.

Ноябрьские события имели роковые последствия для французского сектора в ивуарийской экономике, который составляли преимущественно мелкие и средние предприятия; свои позиции в стране сохранили только крупные французские компании. С 2004 г начинается неуклонное сокращение доли Франции в ивуарийском импорте: если в 2003 г. она составляла 35,08%, то в 2011 г. упала до 11,77%; уже в 2006 г. Франция

[330]

уступила Нигерии роль главного поставщика товаров для Кот-д'Ивуара. С 2007 г. произошло также резкое сокращение ее доли в ивуарийском экспорте: с 20,46% до 5,7% в 2011 г. В 2009 г. она потеряла 1-е место в экспорте страны, а в 2011 г. переместилась на 6-ю позицию после США, Нидерландов, Германии, Нигерии и Канады. В условиях обострения внутри- и внешнеполитической ситуации Гбагбо продолжил маневры, чтобы сохранить власть. В начале декабря он заявил о согласии на проведение референдума об изменении Гл. 35 Конституции, но парламент 23 декабря отказался его санкционировать. 6 апреля 2005 г. в Претории при посредничестве президента ЮАР Табо Мбеки было подписано новое соглашение с повстанцами, которое позволило договориться о запуске процесса демобилизации во второй половине мая, а 5 мая Гбагбо сообщил, что все кандидаты, выдвинутые партиями, подписавшими соглашение Лина-Маркусси, будут допущены к президентским выборам. Однако 20 сентября президент отказался от дальнейших переговоров с оппозицией и «Новыми силами» и обвинил ряд государств-членов ЭКОВАС в прямом участии в ивуарийской гражданской войне; 27 сентября он перенес на неопределенный срок назначенные на 30 октября президентские выборы на том основании, что разоружение повстанцев так и не началось. 16 декабря Гбагбо также отложил на неопределенное время парламентские выборы и продлил полномочия депутатов, против чего выступили как оппозиция, так и ООН. В ответ режим развернул яростную антиооновскую пропагандистскую кампанию. Политическая напряженность нарастала. Процесс разоружения повстанцев и правительственной милиции постоянно срывался. В начале августа 2006 г. президент издал указ, ужесточивший условия получения ивуарийского гражданства. В конце сентября президентские выборы были вновь отложены. К январю 2007 г. мирный процесс окончательно застопорился.

Ситуацию разрядило подписание в Уагадугу 4 марта 2007 г. при по-средничестве президента Буркина-Фасо Блэза Компаоре соглашения между Гбагбо и Соро. 16 марта был учрежден Центр объединенного командования с целью интеграции отрядов «Новых сил» в состав ивуарийской армии, а 29 марта Гбагбо назначил премьер-министром Соро, который сформировал 7 апреля новое коалиционное правительство, где большинство постов получили ИНФ и «Новые силы». 11 апреля руководители ивуарийской армии и отрядов «Новых сил» подписали соглашение с командованием «Единорога» о постепенной ликвидации буферной зоны. 13 апреля Гбагбо объявил амнистию за преступления, совершенные после 17 сентября 2000 г. В середине мая численность французского контингента была сокращена до 3 тыс., а в январе 2008 г. — до 1800.

[331]

30 июля в Бваке Гбагбо и Соро объявили об окончании гражданской войны. 8 ноября Гбагбо отменил «карту пребывания» для проживавших в Кот-д'Ивуаре 4 млн выходцев из стран Западной Африки. 22 декабря начался процесс демобилизации повстанцев и проправительственной милиции.

Однако президентские выборы не состоялись ни в 2007, ни в 2008, ни в 2009 гт. Ключевым препятствием стал спор о составе списков избирателей, связанный с вопросом об определении гражданства, поэтому выборы неоднократно переносились. В начале 2010 г. он привел к от крытому конфликту между президентом и Независимой избирательной комиссией (НИК), поддержанной оппозицией. 12 февраля Гбагбо распустил НИК и отправил в отставку правительство. Хотя 4 марта Соро удалось сформировать новое коалиционное правительство, летом страна оказалась в политическом тупике: президентский лагерь требовал сначала ликвидировать раскол страны, оппозиция — провести выборы, а «Новые силы» — решить вопрос о гражданстве. Политическая нестабильность усугубляла экономическую ситуацию. Доля населения, живущего ниже черты бедности, возросла с 38,2% в 2000 г. до 43,2% в 2006 г. К концу 2007 г. внешний долг страны достиг $ 12,8 млрд. Мировой финансовый кризис нанес еще один удар по ивуарийской экономики, вызвав в 2009 г. сокращение объема внешней торговли.

Вопрос о списках избирателей удалось разрешить только в начале сентября 2010 г. Но президентские выборы 31 октября - 28 ноября спровоцировали новый политический кризис. В 1-м туре Гбагбо получил 37%, а Уаттара — 34%. Во 2-м туре выиграл Уаттара (54,1%), которого поддержал Бедье. 2 декабря НИК признала его победителем, однако несколько часов спустя КС дезавуировал это решение, а 3 декабря отменил итоги выборов в 9 северных департаментах и объявил победителем Гбагбо. 4 декабря Гбагбо принял президентскую присягу. Точно так же поступил и Уаттара, которого признали главой государства ООН, АС, ЕС, Международная организация франкофонии, ЭКОВАС, США и Франция. 5 декабря Гбагбо сформировал правительство из своих ярых сторонников. Власти закрывали, налагали штрафы или запрещали распространение тиража газет и журналов, поддерживавших Уаттару; его сторонники подвергались преследованиям, арестам и пыткам. 18 декабря Гбагбо потребовал немедленного вывода из страны сил ООН и французского корпуса. Солдаты и Молодые патриоты терроризировали представителей ООН. США, ЕС и ООН ввели персональные санкции против Гбагбо и его окружения, Всемирный банк приостановил сотрудничество с Кот-д'Ивуаром. 24 декабря саммит ЭКОВАС пригрозил Гбагбо исполь-

[332]

зовать «законную военную силу», если тот не откажется от власти. В правительственной зоне периодически вспыхивали столкновения сторонников обоих президентов; в Абиджане армия и силы безопасности несколько раз открывали огонь по демонстрантам, требовавшим отставки Гбагбо. В декабре 2010 г.-марте 2011 г. было убито 462 человек; только в Либерию бежало 93 тыс. чел.

Усилия различных международных (африканских) посредников успеха не имели. В последней декаде марта отряды сторонников Уаттары (Республиканские силы) развернули наступление из западных департа-ментов на Абиджан. 28 марта они овладели Двекве, 29 марта — Далоа, а 30 марта — Субре, Ганьоа, Тиебису и Ямусукро; под их контролем оказалось три четверти территории страны. 31 марта бои начались уже в Абиджане. 4 апреля в конфликт открыто вмешались ООН и Франция: «голубые каски» и силы «Единорога» подвергли бомбардировке президентский дворец и позиции ивуарийской армии. Гбагбо оказался блокированным в своей резиденции, которая была частично разрушена в результате налета авиации ООН 10 апреля. 11 апреля Гбагбо капитулировал вместе с женой и несколькими приближенными. Бои в Абиджане, однако, продолжались еще три недели. 4 мая КС провозгласил Уаттару президентом Кот-д'Ивуара. Победа новой власти была закреплена парламентскими выборами 11 декабря 2011 г., которые бойкотировал ИНФ и на которых CP получил 42,1 % голосов и 122 мандата из 255, а ДП — 28,6% и 76 мест. 13 марта 2012 г. было сформировано коалиционное правительство Жанно Квадьо-Ауссу (ДП) из представителей всех оппозиционных режиму Гбагбо политических сил (CP, ДП, «Новых сил»), гражданского общества и технократов. Соро стал председателем парламента, девятилетний политический кризис завершился.

Основной задачей новых властей стало восстановление экономики и обеспечение стабильного ее развития. Благодаря помощи международных финансовых институтов, Франции и других стран, а также мерам, позволившим значительно облегчить условия ведения бизнеса и привлечь зарубежных инвестиции, им удалось обеспечить высокие и устойчивые темны экономического роста, который составил в 2012 г. 10,7%, в 2013 г. 9,2%, а в 2014 г. 8,5%. ВВП на душу населения увеличился с 1232 долл. в 2011 г. до 1546 долл. в 2014 г. Уровень инфляции снизился с 4,9% в 2011 г. до 0,5% в 2014 г. Однако основная масса населения продолжала страдать от безработицы (более 4% трудоспособного населения), всепроникающей коррупции, дороговизны и плохой инфраструктуры. Усилился контраст между бурно экономически развивающимся Абиджаном и северными областями страны, в которых процесс экономического воз-

[333]

рождения протекал весьма медленно. Ситуация в Кот-д'Ивуаре в целом нормализовавалась, боевые действия прекратились, правительство восстановило контроль над всей территорией страны. Однако политическая обстановка оставалась достаточно напряженной. Оппозиция — ИНФ и близкая к нему партия Свобода и демократия ради республики бывшего председателя парламента Мамаду Кулибали — бойкотировала местные выборы (мэров, муниципальных и региональных советников) 21 апреля 2013 г., которые сопровождались многочисленными актами насилия. Радикальное крыло ИНФ во главе с Абудраманом Сангаре считало Уаггару диктатором, навязанным Францией и ООН, отказывалось участвовать в выборах до освобождения и реабилитации Гбагбо, переданного в ноябре 2011 г. Международному уголовному суду, и обвиняло в «предательстве» председателя ИНФ бывшего премьер-министра Паскаля Аффи Н'Гессана и его сторонников («прагматиков»), считавших целесообразным признать новые политические реалии. Это привело к расколу ИНФ перед президентскими выборами 25 октября 2015 г., что облегчило победу действующего президента уже в первом туре голосования (83,7%).

[334]

Цитируется по изд.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под. ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. – М., 2016, с. 319-334.