Танская империя: бюджет и налоги

Танская империя: бюджет и налоги

В эпоху Тан (618—907 гг.) империя включает в себя такую территорию, какой она никогда раньше не имела. Она занимает примерно такое же пространство, что и нынешний Китай, за исключением Монголии, Тибета и Синьцзяна. Поэтому китайское правительство той эпохи должно было решать проблемы примерно такого же масштаба, что и современный Китай, особенно в финансовой сфере.

[144]

Основной вопрос — это, конечно, создание государственного бюджета и управление им. Он решается достаточно комплексным образом. Чтобы резюмировать суть дела в упрощенной форме, можно сказать, что существует три основных бюджетных пункта:

— расходы двора и жалованье чиновников имперской столицы, Чанъаня;

— жалованье провинциальных чиновников;

— содержание армии с ее личным составом, ее транспортными средствами и снаряжением.

Относительно этих пунктов принимает решения непосредственно центральное правительство. Содержание средств связи, общественных амбаров и административных учреждении в провинции покрывается местными средствами.

И в этой области эпоха Тан была временем введения новых финансовых и фискальных практик. В начальный период правления династии еще делались сборы натурой — в виде зерна и тканей (шелка

[145]

и хлопка), к этому начинала прибавляться и некоторая денежная сумма.

Трудность с обеспечением перевозок в столь огромной империи и значительный рост военных расходов, начиная со времени мятежа Ань Лушаня в 755 году, привели к быстрейшему завершению процесса превращения значительной части натуральных в денежные сборы — явление, которое зарождалось в начале века. В 736 г. жалованье чиновников начало выражаться уже в количестве монет, а не в мерах зерна.

Помимо изменения вида доходов в казну государства, имевшего значительные последствия, произошло установление определенного количества правил, регулирующих общую государственную концепцию в области финансов.

Вся экономическая и финансовая структура классического Китая основывается на том принципе, что государство является законным собственником земли. В его руках находятся одновременно и властные рычаги, и правила экономической игры. Что касается определения цен и величины платы за кредит, чеканки монет, формулирования рыночных правил и введения новых разделений и разграничений, то китайское государство в лице сменяющихся поколений своей администрации и своих ученых чиновников всегда очень заботилось о том, чтобы не отдать инициативу в руки сословия торговцев и частных предпринимателей. Эта забота не всегда увенчивалась успехом, но история нам показывает, что такое положение продолжало оставаться неизменным до начала нынешнего XXI века.

Налоги и сборы с очевидностью являются первым источником доходов государства, и, как мы уже видели, функции начальников уездов и округов, пре-

[146]

жде всего были фискальные. Также скрупулезные и регулярные переписи, которые дают нам точные сведения о развитии китайского населения, имели своей целью обеспечивать фискальную систему постоянно обновляющимися базами данных.

Важная фискальная реформа была проведена в период правления династии Тан.

По сути, начиная с этого периода, прямые налоги начали подразделяться на две основные категории: налоги на землю и налоги на людей. Хотя земля, в принципе, принадлежала государству и было запрещено продавать и свободно отчуждать ее, трансакции часто имели место, и фискальная администрация в конце концов удовлетворилась тем, что взяла за основу налогообложения поверхность обрабатываемых земель, действительно находящихся в руках собственника. Этот налог обычно взимался натурой. Подушный же налог зависел от доходов. Новизна заключалась в том, что обитатель каждого дома облагался налогом в соответствии с размером его состояния, этот налог уплачивался в казну деньгами. Чиновники не избежали общего правила, размер налогов, которыми они облагались, зависел от их жалованья и их собственности.

[147]

Что касается торговцев, содержателей постоялых дворов и увеселительных мест, владельцев мастерских, плавилен и шахт, то они при равных доходах облагались налогами гораздо большими, чем ученые-чиновники. Это различие определяется, с одной стороны, тем малым уважением, которым пользовались с древних времен профессии коммерческого характера, а с другой стороны, известной способностью коммерсантов изыскивать способы уходить от налогов.

Пошлины взимаются, с одной стороны, за коммерческие сделки, которые должны составлять предмет договора, должным образом зарегистрированного в налоговой службе, а с другой стороны, за перевозки (имеются в виду таможенные и дорожные пошлины).

У государства существует еще и другой источник доходов: монополии. Две основные — это монополия на соль и монополия на чай. Впоследствии появилась Служба транспортных средств, чьи владельцы, встав во главе организации, важность которой для всей экономики была огромной, стали подлинными финансовыми агентами государства.

Последняя форма налогообложения — это трудовые повинности, применявшиеся исключительно в отношении самых обездоленных слоев населения (крестьян-поденщиков); повинности подразумевали назначение той или иной семье определенного количества дней подневольного труда. Династия Тан частично заменяла трудовые повинности налогами натурой или деньгами.

Итак, основные нововведения Тан — это установление новой базы налогообложения, частичная замена трудовой повинности налогами и введение денег для выплаты жалованья чиновникам и уплаты налогов.

[148]

Невозможно говорить о важных финансовых и фискальных реформах, предпринятых династией Тан, не упомянув об отношениях между государством, особенно налоговой службой, и религиозными учреждениями. Эти последние были фактически освобождены от уплаты налогов как за пользование землей, так и за храмовые постройки. Это освобождение от налогов, вызывавшее огромную недостачу в казне, явилось источником множества конфликтов, протекавших на протяжении всего периода правления Тан, и даже оказало влияние на историю буддизма в Китае — ввиду того, что огромные состояния, накопленные монастырями, наряду с изрядным числом насельников, собранных ими, в конце концов сильно раздражили правительство, что привело к большому урону для монастырей. Буддизму удалось освободиться от грубых оков, наложенных на монастыри (в 845 г.), он оправился от конфискации значительной части имущества монастырей, но отныне его экспансия уже значительно отличалась от той, что имела место на протяжении периода со II по IX века.

[149]

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 144-149.