Тямпа: территориальное устройство

Тямпа: территориальное устройство

 Уже первые известные надписи вокруг городища Мишон дают понять, что царская власть была основана на религиозных представлениях (подразумевалось, что царь обладает властью, данной ему богами), но главное — что «историческое» возникновение Тямпы было связано с появлением письменности. Царь по имени Бхадраварман стал исключительной фигурой в истории Тямпы только потому, что повысил свой авторитет с помощью понятийной системы индуизма и объяснил легитимность своей власти родством с божественными силами. В VI веке царская власть строилась вокруг личности царя на ограниченной территории. То был строй племенного типа, но власть вождя на своих землях была утверждена прочно, ибо его уважали. Эта ограниченная территория называлась «землей бога», что указывает на отсутствие у народа реальных политических понятий.

Итак, царь изначально опирается на помогающего ему могучего бога. Божественность становится политическим инструментом, поскольку царь должен убедить врагов в своем божественном покровительстве, в том, что боги на его стороне, что он знает магические формулы (тямов и до сих пор уважают и боятся как сильных колдунов) — тантры, которые могут дать ему силу. Благодаря этому он внушает страх, поскольку известно, что страх, в свою очередь, внушает уважение. С самого начала почитание божества, которому решал покровительствовать царь, служило формой прямого общения с этим богом, так же как и почитание местных гениев и духов.

До середины VII в. в надписях на камнях упоминаются только «цари»; потом появляется первый «царь царей» Викрантаварман-Пракашадхарма. Здесь впервые в Тямпе можно увидеть проявление верховной власти. Вероятней всего, завоевательная политика этого царя, правившего на территории своей семьи, привела к тому, что он победил соседних царей, но на их земли он не претендовал. Целью побед было утверждение своего авторитета над другими царями, после чего побежденному великодушно возвращался его престол, разумеется, за подобающую дань. Так одерживалась «победа, сообразная дхарме» (дхармавиджайя), в индийских трактатах традиционно считавшаяся царской добродетелью. Однако трудно точно определить, что это были за победы, потому что неизменным при них оставался только центральный пункт — Тям-папура, символ территории с неустойчивыми границами, формировавшейся как победами, так и поражениями. Царская территория ограничивалась землями в долине реки Тхубон; южные районы, такие как Каутхара и Пандуранга, уже весьма развитые, судя по археологическим находкам, принадлежали другим тямским царям. Это показывает, что представление о Тямпе как о централизованном государстве — иллюзия.

При царе Пракашадхарме впервые появляются термины, именующие пространство, населенное тямами, с его центром — «градом Тямпы», а также следы административно-территориального деления. Тямские земли начали структурироваться. Но надписи называют царской столицей Симхапуру, «Львиный город», а данные археологии показывают, что роль столицы территории, подконтрольной этому клану, в VII в., вероятно, играло нынешнее городище Чакиеу. Царь руководил «страной Тямпа» из центра, называвшегося Тямпапура — «град Тямпа». По аналогии Тямпапурой называлась и вся тямская земля; этот город был центром всех земель, образовывавших Тямпу — областей, в каждой из которых правил свой царь, волей или неволей признававший верховную власть царя царей. Таким образом, страна получила свое название по главному городу, но было известно, что в стране много пур (городов), и каждая из них может стать центром, если правящему там клану хватит сил овладеть верховной властью.

Во второй половине VIII — начале IX века центр Тямпы уже не тяготел к реке Тхубон. Китайские летописи отмечают сдвиг страны к югу около 757 года, когда вместо Линьи называют ее Хуаньвань. В документах этого времени почти не упоминается «царь Тямпы» и даже вообще Тямпа. Местные же центры продолжали существовать. Так, в Вирапуре (Пандуранга) находился царский дворец, но она нигде не названа «градом Тямпа». Таким образом, владения царя не равнозначны территории всей Тямпы. В середине IX века Тямпа представляла собой массу царств, управляемых династиями, вышедшими из тех или иных кланов. Становится заметной роль двора с министрами и советниками, окружающими царя.

Большую объединяющую роль играли храмы. Именно здесь цари утверждали свою власть, здесь их узнавали и признавали. Видно, что политическая власть Тямпы структурируется: каждый царь владеет своей территорией, а царь царей, если он есть, обладает верховной властью. Столица страны находится там, где пребывает властвующий клан. Перемена династии означает и перемещение центра; кланово-семейные связи по-прежнему играют главную роль, но перемена столичной области — знак нестабильной ситуации.

В 875 году к власти пришел новый клан и основал новую столицу — Индрапуру. Новая власть на два столетия установила новую политическую систему: переход от власти вождя на ограниченной территории к организованной конфедерации царств вокруг единого царя царей, признанного другими тямскими царями. В некоторые моменты своей истории Тямпа знала и некую форму централизованной власти вокруг одной столицы с ее царем царей. Китай легко признал эту политическую форму: столица, прямо контролирующая прилегающую территорию и получающая дань из более отдаленных областей. Начиная с 875 года китайские летописи констатируют политические перемены в Тямпе тем, что начинают употреблять слово Чжаньчен — Тямпапура, «град Тямпа». Для такой иностранной державы, как Китай, взятие власти одним кланом (причем власть ее основателя Индравармана концентрировалась вокруг столицы Индрапуры) означало появление партнера, с которым можно разговаривать. В X веке город Индрапура был разрушен при штурме вьетами, и в окрестностях большого буддийского святилища Донгзыонг не удалось найти никаких следов крепости.

Все строилось вокруг «града Тямпа». Территория, управлявшаяся царем царей, была уже гораздо больше, чем ограниченное пространство, покорявшееся военному вождю в VI веке. Поэтому устанавливался целый аппарат передачи царских решений и волеизъявлений. Все высшие сановники были прямо связаны с царем кровным родством. Местности, где распоряжались эти сановники, расположены на периферии собственно столичного региона; благодаря родственным связям с царем местные правители становились представителями королевской власти. Внутри царской территории они не носили царского титула. Модель, предполагающая все более слабое руководство от центра к периферии, в центре требовала подчинения. Но территория прямого подчинения царю не имела постоянных границ, могла меняться в зависимости от новых завоеваний или союзов (часто брачных). Царская власть создавала помимо столицы и несколько центров, притягивавшихся к ней. Местные князья, поддерживавшие с царем царей вассальные отношения, платившие дань и пользовавшиеся в своей местности неоспоримой автономией, участвовали в управлении государством и тем усиливали царский авторитет.

Начиная с XI века облик Тямпы стал более смутным: страна становилась добычей врагов, приходивших обычно извне — из Кхмерской империи или Дайвьета. Неизвестно, где была столица после падения Индрапуры. Какие политические центры могли существовать в нынешних провинциях Биньдинь и Куангнгай? Какой-то свет на историю Куангнгая могли бы пролить археологические находки в городище Тяньло середины XII века, но по ним трудно делать какие-либо выводы, потому что там нет надписей. Виджайя в провинции Биньдинь неоднократно разрушалась нашествиями кхмеров и вьетов, а в текстах она не упоминается до XII века.

В целом царская власть была, видимо, неустойчивой. Несколько кланов сменяли друг друга на верховном престоле, и эти перемены не всегда определялись логикой политики Тямпы: в нее вмешивались, оказывая давление, иностранные державы. Так, конфликты с кхмерами, особенно с Джайя-варманом VII, имели то следствие, что Тямпа начала становиться уже не конфедерацией царств, а централизованным царством со столицей в Виджайе, разделенным на провинции, подчиненные центральной власти. Но полностью объединить страну тямские цари так и не смогли.

Город Виджайя был основан кхмерами и для кхмеров на землях одного из царских тямских семейств, близкого к кхмерским властям. Вокруг Виджайи кипели сражения за обладание центральной властью, и город стал местом коронации царей Тямпы. Царская власть локализовалась в одной столице, невзирая на смены правящих кланов. Этим кланам, привыкшим к власти у себя на местах, было трудно овладеть территориями неравного статуса. Политическая власть стала уже не такой гибкой и переменчивой, как прежде: теперь, чтобы стать царем царей, нужно было завладеть действующей столицей, из которой царь и правил. Начиная с XIV в. и до падения Виджайи в 1471 году сведения, приводимые в надписях на камне, уже не позволяют судить о том, как развивалась королевская власть в Тямпе. Конец XV века представляют падением Тямпы, но это не так. По отсутствию надписей, все более редким упоминаниям местных кланов можно констатировать глубокие перемены в менталитете, но сложно судить, что здесь преобладало: внутренняя эволюция или внешнее давление.

Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 71-77.

Рубрика