Киевская Русь: культура

Киевская Русь: культура

Истоки культуры Киевской Руси уходят в глубины народной культуры славянских племен, которая в период образования и развития государства достигла высокого уровня и была обогащена сильным влиянием многовековой культуры Византии. В результате Киевская Русь стала в ряд передовых по культуре государств своего времени. Средоточием феодальной культуры был город. Многочисленные археол. открытия последнего времени привели к ряду наблюдений, по-новому освещающих городскую культуру. Особенно важны эпиграфические находки - надписи на различных предметах, свидетельствующие о довольно широком распространении грамотности (см. Берестяные грамоты). До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху Киевской Руси: переводная литература, изборники, богослужебные книги и другое; среди них древнейшая – «Остромирово Евангелие». Люди Киевской Руси понимали огромное значение книг: «книги - суть реки, напояющие вселенную мудростию». Ярослав Мудрый, например, сам «книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне». По его указанию в Киевской Софии была организована первая на Руси библиотека. Наиболее образованными на Руси были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Илларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодосии Печерский, летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Грамотность на Руси была широко распространена, о чем свидетельствуют надписи на хозяйственных предметах (на пряслицах, бочках, сосудах и т. д.). Есть сведения о существовании на Руси в это время школ (даже женских), а некоторые лица (как Феодосии Печерский) обучались и индивидуально. Особенностью Киевской Руси было применение русского языка в качестве государственного, в то время как в Западной Европе использовалась латынь, во многих странах Востока - арабский язык и т. д. Одним из крупнейших достижений мировой культуры является русский эпос, творцом которого был народ. Многие политические события эпохи Киевской Руси отложились в народной памяти.

Древнерусская архитектура стояла на высоком уровне. Если первые русские храмы строились византийскими мастерами (Десятинная церковь в Киеве (989),Спасский собор в Чернигове (1036), Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045), Полоцке (1044-66) и др.), то более поздние храмы создавали русские зодчие. Переняв опыт Византии и сохраняя многовековые традиции возведения своеобразных национальных языческих деревянных храмов и просто светских зданий, русские строители внесли живую струю в византийскую статичную схему каменного церковного зодчества.

Живопись Киевской Руси представлена монументальной (фрески, мозаика), станковой (иконы) живописью, а также книжной миниатюрой. Для монументальной и станковой живописи характерны простота и лаконизм, подчинение изображения архитектонике здания; для миниатюры, наоборот,- утонченность, яркое орнаментальное окружение фигур, обилие золота, что делало ее похожей на ювелирное изделие. Особенно выразительно прикладное искусство Киевской Руси, которое, несмотря на запрещение церкви, сохранило много языческих черт. Деревенские изделия проще, но больше сохраняют языческие реминисценций, городское прикладное искусство - богаче и ставит чисто художественные задачи. В эпоху Киевской Руси была широко распространена музыка, несмотря на протесты церкви, видевшей в светской национальной музыке отголоски язычества. Пение и музыка бытовали не только в деревнях и на скоморошных представлениях в городах, но и в хоромах феодалов. Киевская София сохранила фреску с изображением музыкантов. О княжеской музыке сообщает и Киево-Печерский патерик.

Б. А. Рыбаков, Л. В. Алексеев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Рубрика