Исландия (10-13 века)

Исландия (10-13 века)

Исландия в период формирования феодального общества (10 - 1-я половина 13 веков). Характер заселения Исландии во многом определил особенности ее социального и политического строя. Среди поселенцев ведущую роль играли представители родовой знати, приплывшие в Исландию с многочисленными домочадцами, рабами и вольноотпущенниками. В их владениях стали селиться вновь прибывавшие иммигранты, оказавшиеся под покровительством знатных первопоселенцев. Знать пользовалась большим общественным влиянием в местном управлении в качестве руководителей судебных собраний (тингов) и жрецов (годи). Деление Исландии на 36 годордов (округов), во главе которых стояли годи, было закреплено 1-м исландским законом («Законы Ульфльота», около 930 года). Во 2-й половине 10 века число годордов увеличилось, Исландия была разделена на 4 административные области – «четверти». Позднее, в 12 веке, началась концентрация годордов в руках наиболее могущественных представителей родовой знати. Знать заправляла и на общенародном собрании - альтинге. Вместе с тем отсутствие фактора завоевания, ускорившего у других народов возникновение государства, изолированность Исландии от внешнего мира, особенности хозяйственной жизни обусловили длительную живучесть демократических порядков и родовых традиций. Принятое альтингом в 1000 году христианство долго не могло окончательно вытеснить язычества. Вплоть до 13 века политическая власть не была полностью отделена от народа. Исландские историки называют этот период «эпохой народоправства» ("тьодвельдид"), расцвет его приходится на 10-11 века. Однако основа родового строя - коллективная собственность, уже разложилась. Земли, за исключением некоторых угодий, были частной собственностью. Основной хозяйственной и первичной общественной ячейкой в Исландии на протяжении средневековья был обособленный сельскохозяйственный двор. В усадьбах зажиточных бондов жили наряду с членами их семей рабы (рабство сохранялось до 11-12 веков), слуги и другие зависимые люди; у них снимали землю мелкие хозяева и вольноотпущенники. В 13 веке отношения поземельной зависимости мелких крестьян от средних и крупных землевладельцев получили повсеместное распространение. К концу этого периода держатели составляли большую часть населения (насчитывавшего от 70 до 80 тысяч человек). Держатель не лишался личной свободы, личная зависимость его от собственника не приобретала четко выраженных черт феодальной зависимости.

В этих своеобразных общественных условиях большое развитие получила самобытная исландская литература, занимающая видное место в истории мировой культуры и глубоко отличающаяся от церковной и рыцарской культуры, преобладавшей в Западной Европе. В 10-13 веках Исландия была главным очагом культурного развития Северной Европы. В ней сохранялась (в измененном виде) древнегерманская мифология (песни о богах и героях – «Старшая Эдда», записанная в 13 веке); тогда же была записана и поэзия скальдов, известная в устной традиции с 9 века; огромным богатством содержания отличаются исландские саги. Наиболее крупными представителями исландской культуры 10-13 веков были скальды Эгиль Скаллагримсон (10 век), Сигват Тордарсон (11 век), историк Ари Мудрый Торгильсон (около 1067-1148), поэт и историк Снорри Стурлусон (около 1178-1241). Древнеисландская литература замечательна своим народным характером: творцами и носителями культуры в Исландии были бонды; духовенство и знать не установили монополии в духовной жизни общества, а городов и бюргерства не существовало. В исландской литературе отразились традиции родового общества, мировоззрение исландцев, дороживших своими вольностями и независимостью.

Рост крупного землевладения знати, введение церковной десятины (1096) ускорили раскол общества на классы. Знать, в особенности могущественный род Стурлунгов, обладавшая большими богатствами и окружившая себя дружинами, в 13 веке полностью оттеснила мелких бондов от участия в управлении.

А. Я. Гуревич (до 1800). Калинин.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Рубрика