Омейядов халифат (СИЭ, 1967)

Омейядов халифат (СИЭ, 1967)

ОМЕЙЯДОВ ХАЛИФАТ (661-750) - феодальное государство, в котором правили халифы династии Омейядов (называют также Дамасским халифатом, по названию столицы). В руках халифа была сосредоточена духовная и светская власть, передававшаяся по наследству. Омейяды, продолжив завоевательную политику своих предшественников, завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию, Синд, Табаристан и Джурджан (см. карту к данной ст., а также карту к ст. Арабские завоевания). Для управления этими столь различными по языку, религии, уровню развития странами была создана система наместничеств (первоначально 9, затем 5), военная, административная и судебная власть в которых принадлежала эмирам; в некоторых случаях сбором налогов при наместниках ведали специальные чиновники (сахиб аль-харадж), судопроизводством - кади.

Верховным собственником всех земель выступало государство. В непосредственном ведении государства находился земельный фонд, состоявший из завоеванных арабами земельных владений Сасанидского государства, сасанидских шахиншахов и византийских императоров, земель зороастрийских храмов, иранских и византийских феодалов, погибших или бежавших во время арабских завоеваний, а также из земельных владений, конфисковывавшихся государством у отдальных лиц, совершавших антигосударственные преступления, или земель, переходивших в собственность государства после смерти владельца (при отсутствии прямого наследника). Этот фонд служил, в частности, источником земельных пожалований арабским феодалам и родоплеменной знати - основной социальной опоре Омейядов. Государство взимало с землевладельцев поземельный налог: с мусульман - ушр (см. Ашар), с немусульман более тяжелый - харадж. Основными производителями в Омейядов халифате были крестьяне-общинники и крестьяне-издольщики. При Омейядах был основан ряд новых городов: Кайруан, Рамла, Васит, Мансура, в которых, как и в других городах, процветали ремесло и торговля. Ремесленное производство сохранялось преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось торговлей, ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат.

С целью укрепления централизованного государства в Омейядов халифате были проведены реформы: восстановлена почтовая служба (прерванная во время первых завоеваний); в столице Омейядов халифата - Дамаске была создана центральная казна, доход которой состоял из обязательных отчислений с наместничеств; создан государственный архив (диван аль-хатим - при Муавии). В результате реформ Абд-аль-Малика и аль-Валида место греческого, среднеперсидского и других местных языков в государственных учреждениях занял арабский, который приобрел значение государственного языка. С 695 года в Дамаске чеканились первые арабские монеты, что положило начало введению в Омейядов халифате единой денежной системы. Золотой динар и серебряный дирхем заменили находившиеся до того в обращении византийские, сасанидские и другие монеты.

Вместо обложения завоеванных народов фиксированным налогом, предусмотренным условиями договоров времен арабских завоеваний, Омейяды проводили политику обложения этих народов по платежеспособности и ввели ряд новых налогов, не предусмотренных условиями этих договоров.

Усиление эксплуатации вызывало массовое бегство в города крестьян, мелких, а отчасти и средних феодалов местного происхождения, массовый переход в ислам покоренных народов. Одновременно шел процесс концентрации в руках мусульманских, преимущественно арабских, феодалов земель, принадлежавших местному немусульманскому населению и облагавшихся хараджем. Это привело к резкому уменьшению государственных доходов, так как бегство крестьян в города уменьшало число налогоплательщиков и подрывало основы сельскохозяйственного производства; с переходом хараджных земель в руки арабских феодалов государство получало вместо хараджа ушр, а переход покоренного населения в ислам освобождал последнее от уплаты в пользу государства налога джизьи. В целях предотвращения этих явлений и увеличения налоговых поступлений в казну был предпринят ряд мер, связанных с именем Хаджаджа, наместника Ирака (694-714). В 700 году он обнародовал закон, согласно которому переход в ислам не освобождал новообращенных от уплаты джизьи, а переход хараджной земли к арабским феодалам - от уплаты последними хараджа. Особые отряды ловили крестьян, покинувших свои деревни, клеймили их и отправляли на место прежнего жительства. Эти меры приостановили переход в ислам завоеванных народов, сузили социальную базу Омейядов и создали условия для антифеодальных выступлений (см. карту) широких народных масс, проходивших главным образом под лозунгами хариджитов и шиитов.

В целях укрепления господства династии и расширения ее социальной базы халиф Омар II (717-720) признал законность всех сделок по переходу хараджной земли в руки арабских феодалов и приказал взимать с них не харадж, а ушр, но уже с 718-719 годы он запретил им покупку хараджной земли, восстановил нормы начального ислама, согласно которым переход в ислам освобождал обращенного от уплаты джизьи, упразднил все налоги, не предусмотренные договорами арабов с завоеванными народами, и принял меры по устранению беззаконий наместников. Однако политика Омара II не встретила поддержки, его преемники восстановили поземельную, налоговую, религиозную политику его предшественников. Это вызвало новую волну антиправительственных выступлений местных феодалов и антифеодального движения народных масс (см. карту). Восстание под руководством Абу Муслима увенчалось успехом: династия Омейядов пала и власть перешла к Аббасидам. Одному из уцелевших Омейядов, Абдаррахману I, удалось основать в Испании династию кордовских Омейядов (см. Кордовский эмират).

В странах, входивших в состав Омейядов халифата, развивалась культура. Басра и Куфа сделались центрами развития арабской грамматики и языка. Тут жили основатели арабские грамматики Абу-ль-Асвад ад-Дуали (умер в 688 году), аль-Халиль ибн Ахмед (умер в 791 году) и его ученик Сибавайх (умер около793 года) и другие. Возникла историография (Убайд ибн Шарья; Кааб аль-Ахбар, умер в 652 или 654 году; Вахб ибн Мунаббих, умер в 727 году). В это же время были заложены основы теологии и шариата. При Хаджадже были введены диакритические знаки и знаки для арабских гласных, а вслед за тем издан первый огласованный текст Корана. Омейяды оказывали покровительство поэтам; при них жили панегиристы и сатирики аль-Ахталь (около 640-710), аль-Фараздак (около 641-728), Джарир (умер около 728 года), лирики Омар ибн Абу Рабиа (умер около 712 года) и Джамиль (умер в 701 году). Очагами развития арабской поэзии и музыки наряду с Дамаском стали Мекка и Медина. Архитектура в Омейядов халифате представлена главным образом мечетями и дворцами. Выделяются: мечеть Куббат ас-Сахра, построенная в конце 7 века в Иерусалиме, который в качестве главного религиозного центра мусульман соперничал с Меккой, когда последняя была занята соперником халифа Абдаллахом ибн аз-Зубейром; мечеть Омейядов в Дамаске (705-711); мечеть Сиди-Окба в Кайруане, дворцы Мшатта, Хирбет аль-Мафджар, Каср-аль-Хейр, Кусейр-Амра (построенный между 712 и 715 и украшенный орнаментом, а также изображениями танцовщиц, музыкантов, халифа и др.).

Л. И. Надирадзе. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Источники:

(Al-Beladhuri), Liber expugnationis regionum, pt 1-2, LB, 1863-66.

Литература:

Бартольд В. В., Эпоха Омейядов по новейшим исследованиям, Соч., т. 6, М., 1966; его же, Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности, там же; Заходер Б. Н., История вост. средневековья, М., 1944; Беляев E. A., Арабы, ислам и араб. халифат..., М., 1965, гл. 4; Надирадзе Л. И., Община на терр. вост. халифата в VII-VIII вв..., в сб.: Арабские страны, М., 1966; аль-Харбутли Али, Тарих аль-Ирак фи зилль аль-хукм аль-Умави (История Ирака под властью Омейядов), Каир, 1959; Сабит Исмаил Рави, аль-Ирак фи аср аль-Умави (Ирак в эпоху Омейядов), Багдад, 1965; Wellhausen J., Das arabische Reich und sein Sturz, В., 1902; Lammens H., Etudes sur le règne du Calife Omaijade Mo'âwia I, t. 1-3, Beyrouth, 1906-1908; его же, Etudes sur le siècle des Omayyades, Beyrouth. 1930; Becker С. Н., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt (Islamstudien), Bd 1-2, Lpz., 1924-32. См. также источн. и лит. при ст. Аббасидов халифат.