Оптина пустынь

Оптина пустынь

ОПТИНА ПУСТЫНЬ (Ставропигиальный Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь) - монастырь в 4 км от города Козельска Калужской области на берегу р. Жиздры, основан, по преданию, в XIV-XV веках раскаявшимся разбойником Онгой. В XVII веке получил земли и владения от царя Михаила Федоровича. В XVIII веке пришел в упадок. Инициатива восстановления обители принадлежит митрополиту Московскому Платону (Левшину), пославшему туда в начале XIX века монаха Пешножского монастыря о. Авраамия. В 1821 году был основан скит во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, куда были приглашены о. Моисей и о. Антоний, подвизавшиеся в Рославльских скитах под руководством учеников старца Паисия Величковского, возродившего православное старчество. В 1829 году, когда о. Моисей был назначен настоятелем Оптиной пустыни, в монастырь прибыл о. Леонид (в схиме Лев) (Наголкин) (умер в 1841 году), положивший начало оптинскому старчеству. Старчество считается в православной церкви особым родом святости, открывающим дар различения духов, прозорливости и дающим право на духовное руководство. Старцы-руководители выбирались из лиц высокой нравственной жизни и назывались иногда духовными старцами. Отношение духовных детей к своему старцу регламентировалось положениями, взятыми из «Добротолюбия», и основывалось на безграничной вере старцу, непрекословии и отсечении своей воли. При старце о. Макарии (умер в 1860 году) и под его руководством издаются рукописи Паисия Величковского, хранившиеся в монастырской библиотеке, его житие и переводы святоотеческих текстов преп. Исаака Сирина, свв. Марка Подвижника, Симеона Нового Богослова, Максима, житие Григория Синаита и др. В это же время происходит сближение с Оптиной пустынью деятелей русской культуры. Ближайшее участие в издательских делах и редактировании переводов принимали духовные дети о. Макария Киреевский и его жена Н. П. Киреевская (Арбенева), поселившиеся в 40-е годы в имении Долбино в 40 верстах от Оптиной пустыни, Шевырев, Голубинский, Т. И. Филиппов. В 1850 году совершал паломничество в Оптину пустынь поэт А. К. Толстой, останавливался здесь Гоголь (впервые — в июне 1850 году, вторично - в июне 1851 года, в последний раз - в сентябре этого же года), который писал иеромонаху Оптиной пустыни Филарету: «Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть как бы в Оптиной пустыни» (Письма, т. 4, с. 327). После смерти о. Макария старческий подвиг принимают о. Иларион (умер в 1873 году) и о. Амвросий (Гренков) (умер в 1891 году), который продолжил издание духовной литературы. Под его руководством выходит «Лествица» Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария, жизнеописания о. Моисея и о. Антония. В конце 70-х годов им основывается женская Казанская Шамординская обитель. В июне 1878 года в Оптину пустынь приезжал Достоевский вместе с В. С. Соловьевым. 2 раза беседовал с о. Амвросием. Беседы и посещение монастыря отразились в его работе над романом «Братья Карамазовы». В августе 1874 года Оптину пустынь впервые посетил, возвратившись из Турции, К. И. Леонтьев, его другом и духовником становится о. Климент (Зедергольм), перешедший из лютеранства в православие магистр греческой словесности; после его смерти в 1878 году Леонтьев становится духовным сыном старца Амвросия, почти ежегодно навещает Оптину пустынь и поселяется с семьей в 1887 году в «консульском» доме за монастырской оградой, здесь он пишет свои последние работы, а в августе 1891 года принимает тайный постриг под именем Климента. После смерти св. Амвросия традиции старчества продолжают о. Анатолий (умер в 1894 году), Иосиф (умер в 1911 году), Варсонофий (умер в 1913 году), Анатолий младший (умер в 1922 году), Нектарий (умер в 1928 году), Никон (умер в 1931 году). Последние старцы умирают в гонениях и ссылках. В Оптиной пустыни неоднократно бывал Толстой. Его сестра М. Н. Толстая, познакомившись в 1889 году с о. Амвросием, вступила в Шамординский монастырь. Уйдя из Ясной Поляны, Толстой пришел в Шамордино и Оптину пустынь, но не решился на встречу со старцами. Умирающий Толстой просит приехать в Астаново старца Иосифа, но приехавшего вместо него старца Варсонофия не допускает к Толстому его окружение. С Оптиной пустынью связано имя русского религиозного писателя С. А. Нилуса (1862-1929), духовного сына старца Варсонофия. Поселившись в доме, где до них жил Леонтьев, Нилус с женой прожили там с октября 1907 по май 1912 года. Работая с архивом, он становится своеобразным летописцем Оптиной пустыни, пишет книгу «Сила Божия и немощь человеческая» (ч. 1-2, 1908), «Святыня под спудом» (1911), «На берегу Божьей реки» (ч. 1-2, 1916-1919), наполненные ожиданием близости исторической катастрофы, пришествия антихриста. В 1923 году храмы монастыря были официально закрыты, в нем устроена лесопилка, а в скиту - дом отдыха. В 1988 году Оптина пустынь возвращена православной церкви и в настоящее время практически полностью восстановлена.

А. П. Козырев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 449.

Литература:

О. Иосиф. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев пред «старцами» Оптиной пустыни // Душеполезное чтение. 1898. № 1; Богданов Д. П. Оптина 1тустынь и паломничество в ней русских писателей // Исторический вестник. 1910. № 10: Вересаев В. В. Гоголь в жизни. М., 1990; Матвеев П. А. Гоголь в Оптиной пустыни // Русская старина. 1903 Лз 2; Зайцев Б. К. Достоевский и Оптина пустынь // Литературная Россия. 1989. 18 декабря; Он же. Оптина пустынь // Возрождение. 1929. 27 октября; Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвиль, 1970; Леонтьев К. Н. Избр. письма. 1854- 1891. Спб., 1993; Он же. Моя исповедь: Отец Климент Зодергольм, иеромонах Оптиной Пустыни. Онтинский старец Амвросий // Полное собр. соч. и писем: В 12 т. Спб., 2003. Т. 6, кн. 1; Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Троице-Сергиева лавра. Ч. 1-2. 1992; Четвериков С. Оптина пустынь. 2-е изд. Париж, 1988; Котельников В. А. Православные подвижники и русская литература: На пути к Опт иной. М., 2002.