Александрия Египетская

Александрия Египетская

АЛЕКСАНДРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ - крупнейший экономический и научно-культурный центр эпохи эллинизма, Римской и Византийской империй. Таким центром Александрия стала уже в 3 в. до н.э., в эпоху эллинизма. Эллинизмом (от самоназвания греков -  hellen эллин; эллинский, эллинистический – греческий, древнегреческий; отсюда Эллада – Греция, Древняя Греция) условно называют 300-летний период в истории Восточного Средиземноморья, Передней Азии и  Причерноморья со времен (334-324 до н.э.) завоеваний Александра Македонского (356-323 до н.э.) и по 30 г. до н.э., когда последнее из эллинистических государств - Египет - было подчинено Римской империи, став одной из ее восточных провинций. Громадная империя Александра Македонского, поглотившая территории многих великих древних цивилизаций и протянувшаяся от Фракии на севере до Египта на юге, от Греции на западе до Западной Индии на востоке, оказалась в военном, административном и экономическом отношении непрочной. Она прекратила свое существование почти сразу после кончины в Вавилоне  израненного в битвах и внезапно заболевшего 33-летнего Александра (царь готовился к новому походу, в Аравию, но смертельная лихорадка свела его в могилу за десять дней). Его диадохи (греч. преемники) - полководцы поделили империю своего царя на отдельные регионы, которые стали основой новых эллинистических государств (царства Птолемеев в Египте, Селевкидов в Вавилонии и Сирии, Антигонидов в Македонии, Атталидов в Пергаме  и др.) [1,2,4,5,10,11,22,23].

Одним из таких государств стал Египет. До Александра Египет около 130 лет находился в качестве сатрапии под властью персидских наместников - сатрапов (перс. правитель провинции; в 525 г. до н.э. страна пирамид и фараонов была завоевана сыном первого царя персидской империи Ахеменидов Кира II Великого Камбисом II, который казнил последнего египетского фараона XXVI, или Саисской, династии Псамметиха III; в 525-404 и 342-332 до н.э. Египет управлялся соответственно XXVII и XXXI персидскими династиями с 62-летним перерывом на правление местных фараонов XXVIII-XXX династий, восставших против персов). В 332 г. до н.э. страна, тяготившаяся персидским господством, без боя сдалась Александру, а египетское жречество восторженно приветствовало нового завоевателя. В храме бога солнца Амона-Ра жрецы объявили его сыном Ра, “любящим Амона”, т.е. богом, и увенчали голову нового правителя двойной короной фараонов (символом единства Верхнего и Нижнего Египта). Тем самым подчинение Египта македонскому царю получило религиозную санкцию, и власть Александра была облечена в традиционные для древнего Египта формы.

 В 332-331 гг. до н.э. Александр основал в западной части дельты Нила, на песчаном перешейке (косе) между Средиземным морем и озером Мареотис новый город, названный по его имени Александрией (за время своего 10-летнего восточного завоевательного похода Александр основал более 70 Александрий, и поэтому название Александрии обычно уточняют еще местом, где она расположена: Александрия Египетская, Александрия Бактрийская и т.д.). Место для города царь выбрал очень удачно: морское побережье образовывало здесь большую и удобную бухту, защищенную с моря островом Фарос, удаленным от берега примерно на 7 стадий (греческая стадия ≈185 м; на восточной оконечности острова в 299-279 до н.э. был сооружен знаменитый 3-ярусный Александрийский маяк высотой в 110 м, свет от которого был виде с моря за 50 км, – одно из семи чудес света, а к 283 г. до н.э. остров соединили с побережьем септастадием – дамбой длиной около 1 км, разделившей бухту на две гавани - западную и восточную). Город был построен на месте рыбацких деревушек, из которых самая крупная называлась Ракотис (“основанной богом Ра”). Ракотисом именовали и один из первых 4 районов города (юго-западный), хотя сами египтяне этим же именем еще долго называли весь город.

План города разработал личный архитектор царя, уроженец Родоса Дейнократ. Этот план представлял собой прямоугольную сетку широких улиц, деливших город на одинаковые прямоугольные кварталы (длиной 100 м и шириной 40 м) с большими площадями между ними для общественных сооружений и рынков. В эллинистический период Александрия размещалась на территории размером 5,3 км на 1,4 км, имела несколько широких проспектов,  идущих параллельно побережью моря, и более десятка перпендикулярных к ним более узких улиц. Здесь, помимо египтян, македонян и греков, поселились фракийцы, критяне, иранцы, иудеи, сирийцы, выходцы из Малой Азии (в середине 1 в. до н.э. количество только свободных граждан города превышало 300 тыс. человек). В начале 3 в. до н.э. Александрия становится, благодаря своему выгодному геополитическому положению и разумному государственному управлению, крупнейшим центром торговли, ремесла, искусств и науки, важнейшим культурным центром всего эллинистического мира (свое значение в средиземноморской торговле город сохранял на протяжении почти тысячелетия, вплоть до завоевания Египта арабами в 7 в.). Александрия стала и местом упокоения самого Александра, а его культ, как бога-фараона, слился с культами традиционных и новых египетских богов. 

После смерти Александра фактическим правителем Египта стал его диадох Птолемей (сын Лага), который основал новую и последнюю, эллинистическую династию царей Египта - династию Птолемеев (Лагидов). Птолемей I Сотер Лагид (“Сотер” - “Спаситель”; 366 – 283 до н.э., наместник Египта с 323, царь с 305 г.) превратил Египет в строго организованное и централизованное государство, сделал Александрию средоточием хозяйственной, культурной и религиозной жизни страны, а с 305 г. до н.э. - и ее столицей. Он выступал поборником науки, искусства и синкретического (объединенного) греко-египетского языческого культа. При нем и его сыне Птолемее II Филадельфе (“Любящем сестру” – женился, согласно египетской традиции, на собственной старшей сестре Арсиное II, которая в этом своем, уже третьем браке, стала фактической правительницей Египта; 308-246 до н.э., царь с 283 г.), получившем прекрасное образование, ценившем  книги и знания, были основаны Александрийский мусейон (обитель муз) и Александрийская библиотека. Наибольшего расцвета и влияния в эллинистическом мире Египет достиг при внуке первого Птолемея Птолемее III  Эвергете (“Благодетеле”; 284-221 до н.э., царь с 246). Но уже при следующем царе (Птолемее IV Филопаторе -“Отцелюбце”; 240-204 до н.э., царь с 221 г.) и его последователях началось ослабление страны, возникли социально-политические неурядицы, вызванные войнами с другими эллинистическими государствами (прежде всего Селевкидов), которые усилились во 2 в. до н.э. в связи с интригами против Египта Римской республики, вступившей в борьбу за власть в Средиземноморье. 

В 30 г. до н.э., после вынужденного самоубийства последней птолемеевской царицы Клеопатры VII (“Славная по отцу”; 69-30 до н.э., с 51 г. царица-соправитель со своим младшим братом-мужем Птолемеем XIII, с 47 г.  царица-самодержец), Рим превратил Египет в свою восточную провинцию с особым статусом (страна стала личной вотчиной римского императора Октавиана-Августа). Через 425 лет, при разделе в 395 г. н.э. единой Римской империи между двумя сыновьями последнего императора Феодосия I Великого (347-395 гг., император с 379 г.) на Западную (отошла к Гонорию, император 395-423 гг.), со столицей в Риме, и Восточную, или Византийскую (отошла к Аркадию, император 395-408 гг., с 402 г. его соправителем стал малолетний сын Феодосий II Каллиграф, 401-450 гг.), со столицей в Константинополе, Египет вошел в состав Византии и оставался в ней вплоть до его завоевания арабами в 639-642 гг. (Александрия пала в 641 г. после 14-месячной осады).

На рубеже 5 в. Александрия была третьим по величине, после Константинополя и Антиохии, городом Византийской империи, ее население превышало 1 млн. человек, и она управлялась императорским префектом, назначаемым из Константинополя. Во времена Гипатии и начала правления малолетнего византийского императора Феодосия II таким начальником Александрии был Орест - политический противник епископа Кирилла, высокообразованный христианин, ставший другом и учеником Гипатии. Судьба распорядилась таким образом, что период жизни александрийской музы пришелся на бурное время распада Римской империи, начало господства новой государственной религиозной идеологии – христианства и правления новых жреческих организаций – католической и православной церквей во главе соответственно с римским папой и константинопольским патриархом.

Цитируется по первоисточнику: Аркадий ГУРТОВЦЕВ. Гипатия, или растерзанная муза.

Tags
Рубрика