Богдо-ула

Богдо-ула

БОГДО-УЛА (Богд-уул) — относительно небольшой изолированный горный массив протяженностью с запада на восток 90 км и с севера на юг 54 км, расположен к югу от столицы Монголии Улан-Батора. Наивысшая точка — гора Цэцэ-гун (2268 м). Особенностью Богдо-ула является ее пышный лесной покров, сложенный главным образом лиственницей и кедром, а также сосной, елью, березой. Это самый южный форпост таежных лесов Монголии; дальше к югу раскинулись бескрайние степи. Живая природа Богдо-ула очень богата: здесь произрастают 579 видов растений и обитают животные 169 видов, среди которых много охотничьих зверей и птиц: марал, кабан, кабарга, косуля, рысь, лисица, волк, заяц, белка, глухарь, тетерев, рябчик и др. Факт сохранения этого богатейшего природного наследия в непосредственной близости от столицы говорит об особой роли, которую гора в течение многих лет играла в жизни монгольского общества.

Богдо-ула была объявлена запретной территорией еще во 2-й половине XII века правителем племени кереитов Ван-ханом Тоорилом. Вероятно, она считалась «родовой горой» кереитов. Сначала она носила имя Хан-уул, т. е. «Хан-гора». Эпитет «Богд» («Святая») она получила в 1691 году, потому что ей как святыне поклонялся Ундур-гэгэн — первый глава буддийской сангхи Северной Монголии (Халхи) (см. Богдо-гэгэн). Все последующие предстоятели также поклонялись ей.

В XVII веке в долине реки Толы у подножия Богдо-ула обосновался кочевой монастырь, возглавлявшийся богдо-гэгэнами — Их-Хурэ, с течением времени превратившийся в центр политической и деловой активности Северной Монголии — Ургу (ныне Улан-Батор). На южном склоне Богдо-ула в 1733 году был построен буддийский монастырь Манджушри-хийд.

В 1778 году император Цяньлун удовлетворил просьбу монгольского сановника Юндэндоржа, и гора официально обрела статус заповедника, всякое природопользование на ней было запрещено.

Ламы строго следили за неприкосновенностью горы, ритуальная чистота которой была им необходима для совершения на ней обрядов. Доступ на гору был закрыт для людей с ружьем или топором, но разрешалось подниматься туда для медитации. Перед началом Надома (праздника середины лета) ей совершали поклонение.

Заповедный режим Богдо-ула с большей или меньшей эффективностью поддерживается свыше семи веков. Ослабление заповедного режима в 1940-х году, повлекшее рубку леса и ряд других негативных явлений, могло являться следствием массовых репрессий против лам, развернувшихся в конце 1930-х годов. В 1965 году здесь был организован биосферный заповедник площадью 41,5 тысяч га. Правительство Монголии систематически запрещало рубку леса на Богдо-ула, предписывало восстановить исторические места, проложить туристические маршруты, убрать санатории и дачи, сажать деревья, расширить научные исследования.

Ныне Богдо-ула имеет статус национального парка и номинирована на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако с 1990-х годов все шире вовлекается в природопользование. Богдо-ула теряет сакральное значение в глазах населения.

Ю. И. Дробышев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 41-42.

Литература:

Козлов П. К. Монгольский заповедник Богдо-ула // Известия РГО. Т. 56. Вып. 1. М., 1924. С. 169—173;

Богд хануулын байгалийн атлас. Улаанбаатар, 1998;

Дархан цаазат Богд хан уулыг хамгаалах зарим асуудалд. Улаанбаатар, 1992.

Рубрика