Мавритания. Население

Мавритания. Население

Население, сосредоточенное исключительно в плодородных оазисах, где на поверхность выходят подземные воды, занимается выращиванием финиковой пальмы.

Восточные районы представляют собой песчаные и каменистые пустыни. Юго-восточную часть Мавритании занимает пустыня Ход, с севера и востока ограниченная крутыми уступами плато высотой до 120 м. В 12–13 вв. это был плодородный населенный район, который впоследствии был заброшен, поскольку иссякли водные источники.

С 1960-х годов в сахельской части Мавритании количество осадков сокращается: в начале 1990-х годов в среднем ежегодно выпадало всего 100 мм. В последние десятилетия пустыня Сахара в целом смещалась к югу. Все это привело к значительным изменениям окружающей среды. Вследствие уменьшения объема стока паводки на р. Сенегал прекратились, и даже район Шеммама превратился в зону рискованного земледелия.

Население. Население Мавритании исповедует ислам и делится на две группы. На юге страны по р. Сенегал живут оседлые земледельческие народы (волоф, тукулер и сонинке), составляющие приблизительно 1/5 всего населения. Наибольшая плотность населения близ южной границы в районе Шеммама, на правобережье Сенегала. Остальное население – скотоводы-кочевники – рассредоточено на обширных пространствах пустынь и полупустынь. В этническом отношении они относятся к маврам, народу смешанного арабского, берберского и западноафриканского происхождения, и туарегам.

Берберы населяли Северную и Северо-Западную Африку еще до новой эры. После вторжения арабов в Северную Африку (7–8 вв.) они были оттеснены в пустынные районы. Некоторые берберские племена смешались с арабами. Формально все они приняли ислам, хотя доисламские культы играют большую роль в берберском этнокультурном комплексе. Многие берберские племена перешли на использование арабского языка. Однако до сих пор сохранились анклавы бербероязычного населения. Традиционно берберы ведут полукочевой образ жизни. Многие из них изначально селились в оазисах. Они сооружают небольшие запруды, чтобы накопить воду для возделывания зерновых и фиников. У скотоводов-кочевников распространена коллективная собственность на пастбищные угодья. Однако обрабатываемые земли, как правило, находятся в частной собственности. Берберы известны своим воинственным нравом. Они привыкли нападать и угрожать, но редко прибегали к широкомасштабным военным действиям. Несмотря на постоянное противоборство двух наиболее влиятельных политических группировок берберов, в каждой местности достигнута договоренность о совместной обороне и попеременном использовании пастбищ в период сезонных миграций. В берберском обществе все его члены пользуются равными правами; властными полномочиями наделены местные собрания, в которых участвуют все взрослые мужчины.

Кочевые арабы-бедуины пришли в эти края как завоеватели и, если не надеялись на достаточную продуктивность своих стад, взимали с населения дань или заставляли его работать на себя. Испытывая явную неприязнь к оседлому образу жизни, они пренебрегали опытом оседлого хозяйствования берберов. Традиционным жилищем для бедуинов служили шатры из валяной верблюжьей или козьей шерсти, выкрашенные в черный цвет. Жители побережья бедуины-имраген отказались от кочевого образа жизни и занялись рыболовством. Подобно арабскому населению Магриба (т.е. Северо-Западной Африки), они создали общество с развитой сословно-кастовой структурой. Низшую касту составляли черные мавры (харратины), потомки освобожденных рабов.

Туареги, т.е. берберы, которые до исламизации исповедовали христианство, традиционно кочуют со стадами верблюдов и во время стоянок живут в шатрах красного цвета. Они различают два вида собственности: заработанную трудом и захваченную силой. Последняя находится в совместном пользовании. Туарегские женщины (в отличие от арабок) могут владеть движимой собственностью и не носят чадры (лицо закрывают туареги-мужчины). Кроме того, они являются хранительницами музыкальной и поэтической традиций.

Оазисы изначально были заселены чернокожими западноафриканцами, потомками рабов скотоводов-кочевников. Сейчас местное население возделывает там зерновые культуры и финики и занимается животноводством.

В долине р. Сенегал земледелием занимаются преимущественно тукулеры, сонинке и волоф (народы, живущие также на территории соседнего Сенегала). Они предпочитают говорить на собственных языках, а не на арабском, и с опаской относятся к арабоязычному большинству населения страны. Наибольшая плотность населения – в районе Шеммама.

Продолжительные засухи изменили традиционный уклад жизни мавританцев. Около 90% населения страны, которое еще в 1963 на 83% состояло из кочевников, было вынуждено перейти к оседлой жизни, часто в неблагоустроенных лагерях вокруг крупных городов. Если в 1977 численность кочевого населения Мавритании составляла 444 тыс. человек, то по данным переписи 1988, из общего числа 1,864 тыс. мавританцев кочевниками оставались лишь 224 тыс. В 1980-х годах в результате насильственной арабизации районов с преимущественно чернокожим африканским населением, в частности расположенных вдоль границы с Сенегалом, в стране обострились межэтнические противоречия.

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».

Рубрика