Китай: царствование Юнчжэна

Китай: царствование Юнчжэна

Царствование Юнчжэна (1723—1735): наведение порядка. Обстоятельства, при которых Юнчжэн — четвертый сын Канси — взошел на престол, до сих пор остаются довольно подозрительными. Маньчжуры, в отличие от китайских государей, не знали права первородства. У Канси было тридцать пять сыновей, из которых двадцать дожило до взрослых лет. Он сам объявил наследником престола своего второго сына Иньжэна (1674—1725), когда тому было всего два года. Когда принц подрос, он стал весьма неуравновешенным и распущенным юношей. У отца-императора он был любимцем, а в других принцах возбуждал зависть. В 1704 г. государь, которому доверенные приближенные донесли о проделках сына, отрешил его от наследства и заключил в особой резиденции под надзор.

До самого конца жизни Канси не пожелал избрать среди своих сыновей нового наследника. Вследствие этого, когда он на смертном одре назвал наследником четвертого сына, Иньчжэня, который стал править под именем Юнчжэн, случился кризис. Другие принцы, в особенности четырнадцатый сын Иньти (1688—1755), оспорили его воцарение, утверждая, что их покойный отец не принимал такого решения. Юнчжэн выдержал этот натиск, но все свое царствование стоял перед лицом опасности, исходившей от братьев. Он установил за ними пристальный надзор своих доверенных людей и, не колеблясь, ликвидировал всякого, кто сомневался в легитимности его царствования.

Чтобы ограничить военную власть принцев в знаменной системе, император изменил правила назначения на командные посты, лишив братьев возможности затевать вооруженные мятежи. Кроме того, Юнчжэн, будучи весьма озабочен тем, каким он останется в книгах историков, внимательно контролировал работу над историческими хрониками, без колебаний вычеркивая оттуда слишком лестные для Иньти места.

Его восшествие на престол повлияло и на пребывавших в Китае иезуитов: кое-кто из них во время кризиса престолонаследия склонялся на сторону противников Юнчжэна. Монарх терпел иезуитов, которые уже обосновались в Пекине, и даже велел заново отстроить церковь, в 1730 г. разрушенную землетрясением, но многочисленных миссионеров в провинции изгнал.

Во внутренней политике Юнчжэн был способным и очень деятельным монархом. Он укрепил центральную власть, много сделал для укрепления законодательства, реформировал финансовую систему (что заметно увеличило государственные доходы) и взялся за сложнейшую проблему коррупции чиновников. Для этого он ввел нечто вроде премии, чтобы «взращивать честность» (ян- лянь) — так и называлась эта прибавка к жалованью. В целом эти политические реформы увенчались успехом; Юнчжэну удалось передать своему преемнику Цяньлуну богатую, процветающую державу (см. гл. IV, раздел «Экономика»).

Зато в военной области император не имел таких успехов, ибо ему не удалось сдержать джунгарское влияние в Центральной Азии. В 1731 г. держава Цин потерпела чувствительное военное поражение, а победа, одержанная год спустя, была далеко не решительной. Впрочем, именно по случаю борьбы с джунгарами по воле государя был создан военный совет, имевший большое будущее. Этот Большой Совет, как его обычно называют, постепенно терял характер военного и впоследствии стал важнейшим правительственным органом при дворе (см. гл. III, раздел «Центральные органы управления»),

Юнчжэн отличился еще и желанием повысить нравственность народа, распространяя в нем конфуцианские ценности, способствующие укреплению династии. В числе других мер он заново издал отцовский «Священный указ в шестнадцати главах» (Шэньгюй шилю тяо), расширенный его собственными комментариями. Этот «Священный указ с примечаниями» (Шэньгюй гуансюнь), изданный в 1724 г., делает особый упор на обязанностях чиновников перед монархом и на покорности народа; «Указ» широко распространялся по всей империи. Монарх был ревностным буддистом, исповедовал не только тибетский буддизм (дворец Юнхэгун, в котором Юнчжэн жил, будучи принцем, он превратил в храм), но и дзэн-буддизм (чанъ); именно этим течениям он особенно покровительствовал, патронируя, в частности, издание сутр (см. гл. VI, раздел «Буддизм»).

Престолонаследие после Юнчжэна совершилось вполне естественным образом и не оспаривалось так, как его собственное восшествие на престол. Император очень скоро — уже в первый год правления — назначил своего наследника, но не обнародовал этого решения. Вместо этого он написал тайное завещание, которое положил в запечатанный ларец, а ларец поставил за панель во дворце Небесной чистоты (Цяньцингун) — одном из помещений Запретного города. После его смерти ларец вскрыли и объявили имя преемника: то был Хунли, четвертый сын Юнчжэна.

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 18-21.

Рубрика